Развитие ребенка от года до полутора лет дома

Развитие ребенка от года до полутора лет дома thumbnail

Что умеет малыш

От года до полутора лет – это первый из трех возрастных периодов в жизни ребенка с двенадцати месяцев до трех лет. В этот период малыш, с того момента, когда он делает первый шаг, обретает большую самостоятельность, становится более активным. В этом возрасте для детей характерна повышенная любознательность, они, как исследователи, лезут всюду, открывают дверцы, ящики, коробки. Чем лучше ребенок умеет ходить, тем меньше у него желания сидеть на месте. Он все время куда-то бежит, спотыкается, падает, встает и снова продолжает свой путь. К полутора годам малыш должен уже ходить достаточно уверенно. Если это не так, то необходимо обратиться с этой проблемой к участковому детскому врачу.

В этом возрасте ребенок произносит первые слова. Процесс обретения новых навыков идет быстрее, если малышу постоянно попадаются на пути новые предметы. Нужно давать и показывать ему различные вещи, учить правильно обращаться с ними. Необходимо объяснять, что, например, книгу нужно листать аккуратно. Можно дать ребенку чашку и шарик, и он с интересом буде класть шарик в чашку и доставать обратно. Предлагая ему всевозможные предметы, следует смотреть, что он с ними будет делать, и каждый раз как бы ставить перед ним новые задачи.

Как ребенок видит и познает мир

В сознании ребенка ко второму году жизни уже формируется определенное видение мира, которое он будет совершенствовать всю свою жизнь. Его поведение, мысли, и образ жизни будут основываться в дальнейшем именно на нем. Поэтому в процессе воспитания очень важно понимать малыша, объясняя те или иные явления, направлять его на верный путь в развитии. Таким образом, обогащается его представление о мире. А чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет ориентироваться в дальнейшей жизни.

Просыпаясь утром, малыш уже не желает лежать в кровати, намного интереснее для него поскорее выбраться из нее и отправиться исследовать все, что попадется ему на пути. Не нужно препятствовать ему в его познавательной деятельности, запрещая трогать, смотреть, открывать что бы то ни было. В то же время это не означает, что ему все нужно позволять. Самое главное – убрать за пределы его видимости все, что может представлять для него опасность или что ему действительно не нужно брать. Важно помнить, что ребенок непременно все хочет потрогать, разобрать, посмотреть что внутри. Необходимо помогать ему в этом, объяснять, как тот или иной предмет работает, для чего он нужен, что с ним делают. Таким образом, одновременно родители и воспитывают ребенка, и развивают его способности, а заодно и контролируют, чтобы малыш не натворил чего-нибудь. Не нужно запрещать малышу исследовать все, что находится вокруг него, забираться в шкаф, выдвигать ящики, вытаскивать оттуда вещи. Наоборот, во время этого параллельно можно объяснять ему, где что лежит, показывать и называть разные предметы, затем складывать все обратно вместе. Все это очень важно для маленького человека, так как он еще только познает мир и за очень короткий день испытывает столько новых эмоций, что можно сказать – проживает целую жизнь.

Учимся ходить

Ребенок в возрасте от года до трех лет очень быстро учится ходить. С каждым днем у него это получается все лучше и лучше. Но невозможно научиться этому, не падая и не набивая шишек. Многие родители поступают неправильно, бросаясь к малышу каждый раз, когда он падает. Этого делать не нужно, поскольку падения необходимы для развития равновесия, за которое отвечает вестибулярный аппарат, мышечной силы и лучшей ориентации в пространстве. Как правило, дети не сильно ударяются во время падения, и переломы у них бывают крайне редко, так как их косточки еще очень гибкие. Кроме того, падая и поднимаясь самостоятельно, ребенок привыкает сам справляться с трудностями, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. От родителей требуется только моральная поддержка словом. Если карапуз расстраивается, необходимо ободрить его и успокоить, вернуть ему хорошее настроение. В таких ситуациях не следует сюсюкаться с ребенком, нужно разговаривать с ним на равных, как со взрослым человеком.

Можно помочь малышу быстрее научиться ходить. Для этого на улице, когда он попросится из коляски, нужно предложить ему катить ее перед собой самостоятельно. Таким образом, коляска будет для него опорой, и карапуз будет чувствовать себя увереннее на ногах.

В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ходить, можно использовать ходунки. Однако большинство специалистов выступают категорически против их применения. Согласно их утверждениям, ходунки являются крайне травмоопасным средством. Кроме того, малышу не приходится стараться самому стоять, удерживать равновесие. Не падая, он не тренирует вестибулярный аппарат и не развивает мышечную силу. Более того, в результате использования ходунков у ребенка может произойти искривление костей ног. По мнению медиков, ходунки наносят только вред детям, затормаживая процесс их развития.

Читайте также:  Нормы развития ребенка полтора года

Учимся есть самостоятельно

После года ребенок уже достаточно развит, чтобы самостоятельно пользоваться ложкой. Поэтому, если он еще не начал этого делать, то стоит предоставить ему возможность научиться. Для этого необходимо постоянно давать ему ложку во время еды. Даже если его кормит мама, держа ложку в руках, он обязательно захочет ею воспользоваться, копируя мамины действия. Если при первых попытках еда падает мимо рта, малыш пачкается, роняет ложку, не нужно отбирать ее у него и сердиться. Не все получается сразу, постепенно он научится пользоваться этим столовым прибором. К 15-месячному возрасту, он обязательно научится обращаться с нею и станет кушать самостоятельно. Главное, необходимо помнить, что возраст, в котором ребенок научится пользоваться столовыми приборами, зависит от родителей. Чем больше они проявляют опеку над малышом, тем медленнее он осваивает новые умения.
Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у карапуза в тот момент, когда он начинает сам кушать печенье, сухарик. Позже он пробует брать пищу из тарелки руками и класть ее в рот. В таких ситуациях не следует пресекать действия ребенка, даже если он весь перемажется кашей. Зато быстрее придет к нему понимание того, что кашу нужно есть ложкой. Однако то, что малыш научился держать в руках ложку, совершенно не означает, что он сразу начнет ею кушать. Вскоре он поймет, после нескольких попыток, что набирать пищу в ложку из тарелки и доносить ее до рта – очень трудное занятие. В такой момент, чтобы он не бросил это занятие и продолжал учиться есть самостоятельно, стоит оставлять его на некоторое время один на один с тарелкой и ложкой, иначе он может начать лениться и требовать, чтобы его кормили родители. Для того чтобы у него было желание брать в руки ложку и работать ею самостоятельно, очень важно объяснять ребенку при каждом кормлении, почему он должен пользоваться ею сам. Когда он научится делать это, родителям не следует больше принимать участие в его кормлении.
Для того чтобы малыш быстрее научился обращаться со столовыми приборами, необходимо, чтобы ребенок принимал участие в совместной трапезе со всей семьей. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на остальных, он станет брать с них пример и будет стремиться есть ложкой.
Кроме того, не следует позволять малышу баловаться за столом. Он должен понимать, что прием пищи – это не игра. А если он все же продолжает вертеться и никак не хочет останавливаться, то не нужно на него кричать, он начнет плакать и толку от этого не будет. Просто необходимо убрать от него еду и отпустить побегать. Когда он действительно захочет есть, то придет сам.

Словарный запас

После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправильно произнесенным, словам уже можно понять, что он имеет в виду. В этом возрасте детская память как бы накапливает информацию. Ребенок внимательно слушает, что говорят вокруг, это откладывается в его сознании и через какое-то время он начинает произносить новые слова. Хотя малыш еще плохо говорит, но уже прекрасно все понимает.
Родители обязательно должны как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, называть неоднократно различные предметы, комментировать свои и его действия. Очень важно осознавать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждения во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Нужно постоянно контролировать, что ему говорится, как и для чего это делается. Необходимо стараться общаться с ребенком на красивом богатом языке, это поможет формированию более сложного сознания у малыша. Разговаривать можно о чем угодно, но лучше всего о том, с чем он сталкивается каждый день, о чем имеет хорошее представление.
На первом году жизни нужно обращать внимание ребенка на всевозможные шумы, можно пробовать подражать этим шумам вместе с ним. Таким образом, у него лучше разовьется способность к произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри.
Согласно исследованиям ученых-психолингвистов, речь напрямую зависит от тонкой моторики рук, степени развития ловкости движения пальцев. Поэтому для формирования речевых навыков очень полезны игры, развивающие ловкость рук, такие как «Сорока-белобока кашку варила…», кубики, пирамидки. Кроме того, очень помогает тренировать моторику рук массаж кистей и ладоней.

Читайте также:  Скачки развития ребенка по неделям

Игры

После года активность ребенка значительно возрастает. Основной его деятельностью теперь становится игра. Это несерьезное занятие, как полагают многие взрослые – главный способ познания окружающего мира в детстве, основа развития человека. Играя, малыш овладевает умением обобщать и анализировать, тренирует память, учится концентрировать внимание, организовывать и контролировать свои действия, ставить цели и достигать их. Поскольку игра обычно строится по определенным правилам, к ребенку через игру приходит понимание, что в жизни тоже есть правила и законы. Помимо этого, играя, ребенок чувствует себя счастливым, это состояние впоследствии переносится на различные ситуации в жизни человека. То есть, научившись испытывать положительные эмоции в детстве, человек способен испытывать счастье в конкретный момент времени в дальнейшей жизни. Все эти способности жизненно необходимы каждому.
Постепенно у малыша появляется все больше и больше разных интересных ярких игрушек. Если обратить внимание на его поведение с новой игрушкой, можно заметить, что он, как правило, просто вертит ее в руках и внимательно рассматривает. Это обусловлено тем, что ребенок просто не знает, как с ней играть, ведь у него еще не так сильно развито воображение. Поэтому родителям необходимо научить этому малыша на собственном опыте, то есть мама или папа должны больше проводить времени с ним за игрой, показывая ему игрушки, при этом называя каждую, разговаривая с ней. Можно придумывать различные сказки и разыгрывать их с помощью игрушек. Очень важно научить ребенка пользоваться каждой из них в отдельности. Однако не стоит давать ему сразу все, достаточно двух-трех игрушек, иначе его внимание будет постоянно отвлекаться с одной на другую, и они могут ему быстро надоесть.
Игра должна быть эмоционально привлекательна для ребенка, правильно подобрана родителями, согласно возрасту и способностям малыша. Необходимо, чтобы в игре он развивался, причем уровень ее сложности не должен быть низким. Очень важно, чтобы ребенок постоянно имел возможность решать какие-либо задачи и открывать для себя что-то новое. Кроме того, игра должна иметь определенное начало и конец, после нее игрушки необходимо убрать из поля зрения ребенка, чтобы они не надоедали ему.
Интересно, что в этом возрасте малыш способен играть со всеми предметами, которые попадают к нему в руки. Это могут быть столовые приборы и кухонная утварь, папины инструменты, часы, кошельки, ключи и многое другое. Не нужно отнимать предметы у ребенка, если они не предназначены для игр. Знакомясь с ними, он обретает необходимые практические навыки.
В этом же возрасте дети обожают играть в песке. Конечно, в городе трудно найти песочницу с чистым песком, поэтому, по возможности, можно заказать привоз песка в ближайшую песочницу или сколотить ее самостоятельно из досок. Малыш с радостью будет возиться в песке, играть с ведерком, формочками, лопатками.

Источник

План развивающих игр и занятий 1,5 года

Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с  «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов :)

Среди различных умений, которые были освоены в этом возрасте, наиболее радостным для меня было то, что Таисия научилась скреплять детали Lego и вообще начала проявлять существенный интерес к конструктору. Уже давно мне не давал покоя подаренный на 1 год конструктор-зоопарк, хотелось самой вдоволь в него наиграться :)

Ладно, не буду отступать от темы, про конструкторы подробно я писала здесь. Вернусь к тому, во что еще можно поиграть с ребенком 1,5 лет. Все представленные в этой статье игры и развивающие игрушки не новы, о них я уже писала ранее, здесь же они собраны в виде короткого конспекта, в который удобно заглянуть при необходимости. Чтобы прочитать подробнее об игре, нажимайте на ссылку.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры для детей 1,5 лет:

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Подбираем крышки к баночкам;

Игры на развитие мелкой моторики: подбираем и закручиваем крышки

  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: My-shop, KoroBoom
Рамка-вкладыш без дублирующей картинки

  • Собираем пазлы из 2-6 частей;

Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Как развивать ребенка в 1,5 года

  • Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);

Развивающие игры для детей 1,5 года

  • Играем с конструктором;

Конструктор для малышей

  • Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;

Выбираем фигуру по двум признакам

  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Магнитная рыбалка для малышей

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Мозаика для малышей от 1 года
Уже знакомые игры:

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Открываем / закрываем коробочки и баночки

  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Доска с замочками

  • Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;

Игры с ребенком 1,5 года

  • Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)

Развивающие занятия для детей 1 года 3 месяцев конспект

  • Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с водой;

Игры с водой

  • Просеиваем крупу через ситечко;

Развивающие игры для детей 1 год план

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;

Собираем матрешку

  • Играем в лото;

Играем в лото 1,5 года

  • Собираем грибы / ягоды;

Игра Собираем грибы

  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Одень куклу Игра для ванной

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей 1 года

  • Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Колпачки

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);

Накорми Машу

  • Играем со шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Аппликация

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

5.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для детей от 1,5 лет

  • Делаем первые ариткуляционные упражнения;
  • Делаем первые дыхательные упражнения;
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;

6.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

7. Первые уроки

  • Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

8.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

9. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;

Классическая музыка для малышей

  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

Подвижные музыкальные игры

10.Двигательная активность

  • Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики;
  • Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
  • Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);

11.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.

Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.

На этом все. О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе. 

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!

На обновления блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие игры для детей 1 год 9 месяцев план

ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Источник