Развитие ребенка от года до двух казьмина

Развитие ребенка от года до двух казьмина thumbnail

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Развитие ребенка от года до двух казьмина

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Развитие ребенка от года до двух казьмина

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Развитие ребенка от года до двух казьмина

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Развитие ребенка от года до двух казьмина

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Читайте также:  Физические показатели развития ребенка в доу

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Развитие ребенка от года до двух казьмина

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник

    Колесникова Ольга ВасильевнаРазвитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. Выпуск 164В пособии предлагается годовой календарный план работы с детьми третьего года жизни, составленный по принципу тематической интеграции. План предусматривает выполнение всех задач, поставленных перед… — @Школьная пресса, @ @ @ @ Подробнее…200775бумажная книгаПчёлкина Е.Развитие речемышления у детей или как научить ребенка запоминать, пересказывать и придумывать текстНе секрет, что современные дети очень плохо умеют пользоваться русским языком, в особенности разговорной речью. Об этом говорят уже не только педагоги, но и родители. Книга содержит пошаговые… — @Галактика, @ @Эйдопедагогика — детям @ @ Подробнее…2018228бумажная книгаСергей ЗайцевВаш ребенок от года до трех. Первый шаг и первый вопрос вашего ребенкаРебенок одного года и ребенок в возрасте трех лет — это совершенно разные дети. Годовалый малыш если и ходит, то неуверенно, растопырив руки, а говорит всего несколько слов, и то — понимают его… — @У-Фактория, @(формат: 84×108/32, 416 стр.) @Здоровье матери и ребенка @ @ Подробнее…2007157бумажная книгаСергей ЗайцевВаш ребенок от года до трех. Первый шаг и первый вопрос вашего ребенкаРебенок одного года и ребенок в возрасте трех лет — это совершенно разные дети. Годовалый малыш если и ходит, то неуверенно, растопырив руки, а говорит всего несколько слов, и то — понимают его… — @У-ФАКТОРИЯ, @(формат: 84×108/32, 416 стр.) @Здоровье матери и ребенка @ @ Подробнее…200757бумажная книгаОбучение и развитие. 4 годаВ серии книг «Тик-так» вы найдете задания и упражнения, направленные на всестороннее развитие вашего ребенка. Серия содержит четыре книги, ориентированные на детей двух, трех, четырех и пяти лет — @Стрекоза, @ @Тик-так @ @ Подробнее…201176бумажная книгаДенисова ДарьяВремена года. Развивающая книгаЭто система занятий с малышом от рождения до четырех лет. Вместе с ребенком растут и книжки. Книги с фиолетовыми обложками — третьи по величине — для детей от двух до трех лет. Это 9 развивающих… — @Мозаика-Синтез, @ @Малышарики. Раннее развитие 2+ @ @ Подробнее…2018119бумажная книгаДенисова ДарьяВремена года. Развивающая книгаЭто система занятий с малышом от рождения до четырех лет. Вместе с ребенком растут и книжки. Книги с фиолетовыми обложками третьи по величине для детей от двух дотрех лет. Это 9 развивающих пособий… — @Мозаика-Синтез, @ @Малышарики. Раннее развитие @ @ Подробнее…2018143бумажная книгаДенисова ДарьяМалышарики. Животные зоопаркаЭто система занятий с малышом от рождения до четырех лет. Вместе с ребенком растут и книжки. Книги с желтыми обложками — вторые по величине — для детей от года до двух лет. Это 9 развивающих пособий… — @Мозаика-Синтез, @ @Малышарики. Раннее развитие. 1+ @ @ Подробнее…2018109бумажная книгаДенисова ДарьяМалышарики. Кто как маму зовет?Это система занятий с малышом от рождения до четырех лет. Вместе с ребенком растут и книжки. Книги с желтыми обложками — вторые по величине — для детей от года до двух лет. Это 9 развивающих пособий… — @Мозаика-Синтез, @ @Малышарики. Раннее развитие. 1+ @ @ Подробнее…2018109бумажная книгаДенисова ДарьяМалышарики. Мой домЭто система занятий с малышом от рождения до четырех лет. Вместе с ребенком растут и книжки. Книги с желтыми обложками — вторые по величине — для детей от года до двух лет. Это 9 развивающих пособий… — @Мозаика-Синтез, @ @Малышарики. Раннее развитие. 1+ @ @ Подробнее…2018109бумажная книгаНекрасовы Заряна и НинаМолчуны и говорилки. Как малыша научить говорить. Как дошколенку победить вербализм«Малышу скоро стукнет два года, а он говорить не умеет — почему?.. Наш ребенок разговаривает великолепно, знает массу стихов наизусть, сам читает, считает, а психолог сказала, что к школе еще не… — @Академический проект, @ @Мы и наши дети @ @ Подробнее…2017612бумажная книгаНекрасовы З. и Н.Молчуны и говорилки«Малышу скоро стукнет два года, а он говорить не умеет — почему?.. Наш ребенок разговаривает великолепно, знает массу стихов наизусть, сам читает, считает, а психологсказала, что к школе еще не готов… — @Академический проект, @ @- @ @ Подробнее…2017346бумажная книгаЗаряна и Нина НекрасовыМолчуны и говорилки. Как малыша научить говорить. Как дошколенку победить вербализм`Малышу скоро стукнет два года, а он говорить не умеет — почему?`.. Наш ребенок разговаривает великолепно, знает массу стихов наизусть, сам читает, считает, а психолог сказала, что к школе еще не… — @АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, @(формат: 84×108/32, 208 стр.) @ @ @ Подробнее…2017208бумажная книгаЭйша СитроДома весело! Развивающие игры для самых маленькихЦитата`Если игры с открытым сюжетом для вас в новинку, то эта книга послужит отличным руководством к действию. Если вы с ними уже знакомы, то здесь найдете рецепты новых развлечений. Идеи из этой… — @Альпина Паблишер, @(формат: 70×100/16, 252 стр.) @ @ @ Подробнее…2017311бумажная книга
Читайте также:  Раннее развитие и питание ребенка

Источник

А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина

«Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» . 2001 год

Оглавление

В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.

Основная задача дневника — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.

Колонка «Приблизительный возраст появления реакции» указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей — несколько позднее.

В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения

Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:


  • ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;

  • механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;

  • зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;

  • двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. 1,5 мес.
Лежа на животе, приподнимает голову2 мес
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). 3 мес
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. 3 мес
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч).4 мес
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе.4 мес
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку.4 мес
Когда тянут за ручки, пытается присесть.4,5 мес
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Лежа на спине, трогает ручками колени.5,5 мес
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок.6 мес
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). 6 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны.6 мес
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни.7 мес
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. 7 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие.7,5 мес
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). 8 мес
Лежа на животе, поворачивается по кругу.8 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой.8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед).8 мес
Лежа на боку, приподнимает голову.8 мес
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище.8,5 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад.9 мес
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад.9,5 мес
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого).9,5 мес
Ползает на животе.9,5 мес
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. 10 мес
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет.10 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону.10 мес
Встает на четвереньки из положения сидя. 10 мес
Встает, держась за опору. 11 мес
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу11 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой.11 мес
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене.11 мес
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. 11 мес
Ползает на четвереньках.1 год 1 мес
Переступает боком вдоль мебели (стены). 1 год 1 мес
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения.1 год 1 мес
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. 1 год 1 мес
Стоит без опоры несколько секунд.1 год 1 мес
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги.1 год 1 мес
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает1 год 2 мес
Встает с пола без поддержки.1 год 3 мес
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены.1 год 3 мес
Присаживается на корточки и играет в этой позе. 1 год 6 мес.
Залезает на диван, кресло. 1 год 6 мес.
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. 1 год 6 мес.
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 мес.
Бежит, смотря под ноги. 1 год 6 мес.
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.2 года
Садится на маленький стульчик. 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу. 2 года
Ходит задом наперед.2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре).3 года
Перешагивает через препятствия.3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. 3 года
Встает с маленького стульчика без опоры.3 года
Встает на цыпочки.3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды. 3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом.3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом.3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр)3 года
Пинает мяч с размаху. 3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. 3 года
Перепрыгивает через веревку на земле. 3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги.3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают.3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо3 года
Проходит на цыпочках 3 метра.3 года
Читайте также:  Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика

Движения рук

Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.

Движения рук управляются несколькими механизмами.


  • Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость — мягкость…), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.

  • Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

  • Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

  • Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Изолированные хаотические движения рук. 2 мес
Лежа на спине, подносит ручки ко рту.3 мес
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. 3 мес
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п.3 мес
Смотрит на движения своей руки.3 мес
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты.3,5 мес
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими3,5 мес
Трясет погремушкой, вложенной в руку4 мес
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот4,5 мес
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его.4,5 мес
Водит пальцами по поверхности игрушки.4,5 мес
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. 5 мес
Большую часть времени кисти раскрыты.5 мес
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой — тянется за игрушкой5 мес
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета6 мес
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее.6 мес
Перекладывает предмет из руки в руку6 мес
Тянется к удаленному предмету. 7 мес
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами7 мес
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой.7 мес
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой.8 мес
Поднимает предмет двумя руками.8 мес
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).8 мес
Отталкивает мяч в случайном направлении.8 мес
Стучит предметом о предмет. 9 мес
Хлопает в ладоши9 мес
Ощупывает людей и предметы10 мес
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»). 10 мес
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает..11 мес
Бросает предметы в игре. 11 мес
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) — точный «пинцетный захват»1 год
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. 1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием — колышек, кольцо — стержень и т.п.).1 год 1 мес
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.).1 год 1 мес
Пытается рисовать каракули1 год 2 мес
Ставит кубик на кубик.1 год 4 мес
Соединяет предметы (стержень — кольцо, колпачок — ручка и т.п.) под контролем зрения. 1 год 4 мес
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения.1 год 4 мес
Разворачивает завернутый в бумагу предмет.1 год 6 мес
Ставит 3 кубика друг на друга.1 год 8 мес
Переворачивает страницы книги по одной. 1 год 8 мес
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие.1 год 9 мес
Схватывает движущийся предмет (например, мяч)2 года
Разрывает бумагу2 года
Пытается остановить катящийся к нему мяч2 года
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см.2 года
Ставит 4-6 кубиков друг на друга2 года
Переливает жидкость из одной емкости в другую.2 года
Складывает бумагу пополам по подражанию.2 года 6 мес
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) «бусины» с отверстием 0,3—0,4 см.2 года 6 мес
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр)3 года
Режет бумагу ножницами. 3 года

Зрение

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.

Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (» люди «, » деревья » и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например — слух