Развитие ребенка от года до 3 лет консультация для родителей

Знаю, могу, делаю.

Как лучше узнать своего ребенка

и вырастить полноценную личность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

Ранний возраст – закладка основ психики. Прежде всего, хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его воспитанию нужно относиться серьезно и ответственно. С самых первых дней маленький человек способен принимать решение, когда ему есть, а когда спать, когда он хочет, чтобы с ним поиграли, а когда хочет просто любви и ласки. Это ли не первое проявление характера? И можете даже не сомневаться: дальше будет развиваться не только сам малыш, но и его характер. А для родителей очень важно в этом постоянном процессе становления личности ребенка не наделать ошибок, которые потом придется исправлять. Попробуем вместе остановиться на основных моментах воспитания детей дошкольного возраста, чтобы легче было ориентироваться на этом трудном, но таком благодарном  пути.В первый год жизни ваш малыш получает базовые уроки взаимодействия с другими людьми, ориентируясь на два противоположных полюса: доверие и недоверие к окружающим. Нетрудно догадаться, что степень доверия к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от проявляемой к ребенку заботы. Вот почему в это время так важен и необходим телесный и эмоциональный контакт с мамой. Ребенок, получая тепло, внимание и ласку от близких, чувствует, что мир – уютное место, а люди – отзывчивые существа. Если за малышом не осуществляется должный уход и он не получает достаточно внимания, в нем вырабатываются боязливость, подозрительность, страх и недоверие. К 2–3 годам благодаря совершенствованию моторных и психических способностей у малыша появляется возможность обрести некоторую независимость. Если родители позволяют ребенку все делать самому и не торопят его, то у него развиваются самостоятельность, уверенность в себе и умение владеть собой, своим телом. Он учится управлять своим жизненным пространством. Но если воспитатели регулярно выказывают раздражение и спешку, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство – самый оптимальный период для усвоения речи. Умиляющее родителей смешное гуканье первых недель, то есть «автономная речь» ребенка, довольно быстро (обычно в течение полугода) видоизменяется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи:

•  к 1 году словарь ребенка – 10 слов;

•  к 1 году 8 месяцам – 100 слов;        

•  к 2 годам – 300 слов и более;

•  к 3 годам – 1000–1500 слов.

Первые предложения малыш начинает составлять примерно в 1,5 года, включая в них не более 2–3 слов. Это чаще всего человек и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие или предмет и место действия («книга там»). К 3 годам речь становится полноценным средством общения. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, внимание, память, мышление. Восприятие доминирует среди всех психических функций. В этом возрасте наблюдаются самые простые формы воображения, такие как предвосхищение (например, когда малыш радуется тому, что сейчас его возьмут на ручки), но творческого воображения еще нет. Это значит, что маленький ребенок не способен что-то выдумать или обмануть. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Подавляющую часть времени своего бодрствования младенец посвящает изучению окружающих его вещей. Ученые называют это предметной деятельностью. Предпосылки предметной деятельности формируются с самого первого дня жизни. Она позволяет ребенку понять, для чего предназначены окружающие его предметы (которыми могут являться и части собственного тела) и как следует с ними обращаться. Следует помнить, что самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не сможет понять назначение предмета.

Этапы развития предметной деятельности:

•  1-й этап: 1–1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

•  2-й этап: 2–2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

•  3-й этап: после 2,5 года – отделение действия от предмета: ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Проявление личности в раннем возрасте. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к 3 годам, возникает местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Вот основные его признаки: 1) Негативизм. Ребенок дает отрицательную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. 2) Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3) Обесценивание. Этот признак особенно важен, так как будет присутствовать и в последующие годы, и в последующих переходных периодах. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам), и т. д. 4) Строптивость. Она близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков). 5) Своеволие – желание ребенка делать все самому; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности. В 3 года малыш стремится к самостоятельности намерения (автономии).

Читайте также:  Методика развития музыкальных способностей ребенка

6) Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. 7) Деспотизм – когда ребенок пытается диктовать свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что каждый малыш развивается по-своему и, соответственно, все эти явления могут проявляться с разной интенсивности.

Источник

ОКСАНА Лабецкая
Консультация для родителей «Развитие детей 1–3 лет»

Консультация для родителей: «Развитие детей 1-3 лет»

«Чтобы ребенок хорошо развивался» В период раннего детства (начиная с года и примерно до трех лет) необходимо грамотно организовать окружающую среду для полноценного развития ребенка, а также быть очень внимательными и включенными в деятельность малыша. И для благополучного развития ребенка важно не только, какие игрушки его окружают, но и как происходит процесс игры.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

• удовольствие;

• знакомство с нормами, правилами жизни;

• общение со сверстниками;

• возможность выражать свои эмоции;

• внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Кроме совместных игр с готовыми игрушками, малышам будут очень интересны поделки, которые вы смастерите вместе. Раскладывайте, сортируйте в разные баночки фасоль, горох и рис, потом закройте их крышкой и погремите ими, покатайте по полу, обсудите, что гремит тихо, что громко.

Такая игра будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильной и слуховой чувствительности, а также будет обогащать словарный запас. Для развития мелкой моторики хороши разнообразные «мякиши»: в воздушный шарик засыпаем различные крупы или муку (крахмал).

Малыши очень любят мять их в ручках, тем более что из такого «мякиша» можно даже вылепить какое-то животное, что будет способствовать творческому развитию.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Упражнения для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

(Кулачки. На каждое слово

кулачки с силой разжимаем)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки. На каждое слово

разгибаем по одному пальчику,

начиная с мизинчика)

В домик спрятались опять.

(кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за морошкой,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

— На этой ручке пальчики погуляли?

На другой ручке тоже пальчики хотят погулять:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

Этот пальчик хочет спать.

(загибаем по одному пальчику,

начиная с мизинца)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Тише, тише, не шумите —

наши пальцы не будите.

(тихонечко грозим пальчиком)

Новый день пришел — ура!

В детский сад идти пора!

(сжимаем кулачки, потом на каждое слово энергично разжимаем)

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Гуси, гуси!

— Га-га-га! (Плавные движения руками – «машем крыльями)

— Пить хотите (кисти рук сложить ковшиком)

— Да-да-да! (Плавные движения руками – «машем крыльями)

— Гуси, гуси, вот вода.

— Га-га-га! Га-га-га (Плавные движения руками – «машем крыльями)

Маленькие ножки бежали по дорожке

Маленькие ножки бежали по дорожке:

топи-топи-топи-топ-

топи-топи-топи-топ!

(пальчики бегут)

А большие ноги шагали по дороге:

топ-топ-топ-топ-

топ-топ-топ-топ!

(ладошки «топают»)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

(«клюют»)

Не ходите далеко,

(погрозить пальчиком)

Лапками гребите

(обеими руками)

Зернышки ищите

(«клюют»)

Сорока-ворона кашу варила,

Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

— Ты дрова не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашу не варил –

Тебе и нет ничего!

(сначала указательным пальчиком

водим по ладошке по кругу,

затем загибаем по одному пальчику)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

У кошки — котёнок,

У утки — утёнок,

У медведя — медвежонок,

У лошадки — жеребёнок,

У свиньи — поросёнок,

У овечки — ягнёнок,

У коровки — телёнок,

У курочки — цыплёнок,

У собачки — щенок,

А у мамы — сынок.

(или: У собачки – щеночки,

А у мамы – дочка.)

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Консультация для родителей

«Развивающая игрушка для детей от 0 до 3-х лет»

Старший воспитатель

Казакова О.А.

2019 г.

В раннем возрасте  у ребенка  формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Главные достижения ребенка- это понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений.                                        Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и в быту. Играя с различными дидактическими игрушками,  они  учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, величину).    

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка.                      Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.                                                        Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.                                                                                                       Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.                                                                                                                             В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность.                                                                  Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Новорожденному малышу игрушки не нужны. Мамино тепло, мамина забота вот основная необходимость ребёнка до 1-го месяца. Он учится понимать окружающую обстановку, адаптируется к жизни в новом для него мире. Малыш прислушивается, пытается сфокусировать взгляд на склонённом над ним лицом, по разному реагирует на мимику лица, на голос.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии 1 год и 4 мес

От 1-го до 3-х месяцев ребёнок учится видеть, чётко фокусировать взгляд на игрушке, прислушиваться к разным звукам, поворачиваться на звук и искать глазами звучащий предмет и впоследствии тянуть ручки и пытаться захватить заинтересовавший его предмет.                                                                                                                                    Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе.                                                                                                                                     Игрушки в этот период нужны разных ярких цветов и контрастных, но приятных на слух звуков. Это могут быть 3-4 погремушки, изготовленные из разного материала: деревянные, силиконовые, пластмассовые, матерчатые, и все удобные для захвата детской рукой. В дальнейшем они пригодятся и для развития тактильных ощущений, и тренировки мелкой моторики руки, а также могут послужить в качестве прорезывателей.                                                                           Правильно подобранные погремушки прослужат вашему малышу как минимум до полутора лет.                                                                                                                            А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.                                                                                                                                                                          В 7-8 месяцев  карапуз уже научился сидеть, он подвижен, любопытен и жаждет действовать. Ему будут интересны:                                                                                                                  — формы вкладыши (стаканчики), которые многие мамы с успехом заменяют обычными цветными стаканчиками от йогурта,                                                                           — матрешки – 1-2 набора,                                                                                                   — пирамидки разной фактуры – не более 3-х,                                                                             — различные баночки и коробочки,                                                                                                                                 — мячики, кубики.                                                                                                                   Хорошо, если на кубиках будут картинки. Некоторые родители сразу приобретают кубики Зайцева, и используют сначала часть из них вместо погремушек, затем в качестве строительного материала, а со временем как обучающее пособие. Но многие дети для воздвижения башенок предпочитают обычные деревянные.

Читайте также:  С чего начать развитие ребенка с рождения

В  9 – 12 месяцев детки уже ползают иили начинают ходить.                                                     Для одних детей игрушки отходят на второй план по сравнению с предметами быта. Им важнее сковорода с ручкой, на которой можно «ехать»; большая мамина кастрюля, откуда ложкой можно доставать предметы среднего размера; папина коробка с инструментами; коробки и пакетики от продуктов и игрушек; любые предметы с кнопками.                          Игрушки, предлагаемые в этом возрасте, должны способствовать желанию ребёнка действовать: вкладывать, вращать, нажимать, перемещать, двигать, заворачивать, прятать.                                                                                                            Для этого могут пригодиться: юла, неваляшка, игрушка-каталка (на палочке или веревочке), кубики, платочки, сортеры. Кстати, игрушки сортеры бывают разные. При их выборе ориентируйтесь на количество задач, которые с их помощью можно решить.                                                                                                                           На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность      

 Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.              Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.              Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых.                                                                                                      Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками, созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя, с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.  

                                                                                                                             ВОЗРАСТ ОТ 1 ГОДА ДО 1,5 ЛЕТ                                                                                      1.  Мелки, карандаши, фломастеры, краски
2.  Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и размеру)
3. Набор формочек, вставляющихся друг в друга
4. Мягкие куклы среднего размера, игрушки-зверюшки
5. Барабан
6. Бубен, тамбурин
7. Свисток, дудочка
8. Книжки с картинками, с короткими стихотворениями для малышей
9. Большая грузовая машина
10. Матрешка
11. Сортер
12. Составные игрушки из 2-3 частей (например, из конструктора Лего-дупло)
13. Самокат 3-х колесный, машинка-каталка, на которой необходимо отталкиваться ногами
14.  Игрушка-каталка на шесте
15. Игрушки-модели предметов, людей, животных

ВОЗРАСТ от 1,5 до 2-х ЛЕТ 

1. Парные картинки, лото
2. Кисти, краски
3. Набор для нанизывания (бусы)
4. Игрушечная мебель
5. Пластилин и другие материалы для лепки
6. Кегли
7. Разрезные картинки из 2-3 частей
8. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» (хрестоматия, картонный театр)
9. Миниатюрные модели бытовых предметов.
10. Игрушечный набор «Семья»
11. Пазлы (простые)
12. Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская»)
13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)
14. Наборы для игры с песком

ВОЗРАСТ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

1. Модель дома
2. Пазлы
3. Фигурки животных с детенышами + лото «Найди маму»
4. Одежда для кукол по сезону
5. Игрушечные часы
6. Куклы для театра
7. Наряды для маскарада
8. Разрезные картинки из 4-х частей
9. Лото «Овощи , «Фрукты», «Посуда», «Мебель, «Одежда», «Транспорт», «Животные»
10. Детские ножницы с тупыми концами
11. Составные игрушки из 3-х и более частей
12. Губная гармошка
13. Игрушечный клавесин
14. Трехколесный велосипед

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.          

Источник