Развитие ребенка от 1 года до 2 лет по монтессори
Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:
— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.
— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.
В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.
При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.
Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.
После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:
Пересыпаем ложкой.
Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.
Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).
Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):
А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:
Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.
Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.
Ищем клад.
Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):
Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):
В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.
Прожорливая коробочка
Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:
Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:
Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.
Учимся сортировать.
Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:
Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.
Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):
Играем с манкой.
Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.
Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:
При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:
Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):
Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!
Источник
Предлагаем вам подборку развивающих игр по методике Монтессори. Мы уже писали, что особенного в развитии детей по методике Монтессори, а теперь вы сами можете убедиться, как действенно она работает.
Упражнение для малышей по методике Марии Монтессори в первую очередь направлены на развитие моторики у детей, которая станет необходимым фундаментов для правильной речи и письма ребенка. Главный принцип — ребенок самостоятельно решает, когда игра начнется, а когда закончится.
Игры для раннего развития детей от 1 до 2 лет по системе Монтессори увлекут вашего малыша надолго, к тому же, они необычны тем, что не требуют каких-то особенных игрушек — игрушками могут быть все предметы в доме. Подборка заданий по методике педагога Марии Монтессори наверняка понравится и вам, и ребенку, а возможно, вы придумаете и свои варианты.
Игры по методике Монтессори для детей 1-1,5 года
Игра на скорость. Вам понадобятся мягкие помпоны (подойдут и отрезанные балабоны от старых шапок) и пластиковая емкость с небольшим отверствием. Ребенок должен сложить все помпоны через отверстие в контейнер как можно быстрее.
Собираем палочки от леденцов. Поначалу такое задание по методике раннего развития может показаться малышу слишком сложным, но попробовав раз, он захочет повторять ее снова. Подготовьте несколько палочек от леденцов, либо замените их ватными палочками, а также небольшую банку с крышкой, в которой предварительно проделайте несколько дырок. Задача ребенка — собрать все палочки в банку, просовывая их через дырочки в крышке.
Нанизываем катушки. Разложите перед ребенком катушки от ниток. Пусть малыш длинной палочкой пытается попасть в каждую из них поочереди и поднять. Чтобы усложнить задачу, можно предложить ребенку переносить таким образом катушки из одной кучки в другую. Это будет отличным началом серии игр, направленных на подготовку малыша к самостоятельному завязыванию шнурков. Больше идей, как научить ребенка завязывать шнурки, читайте по ссылке.
На подобную цель направлена и игра, где ребенок проверяет, как пролазят шнурки сквозь дырочки дуршлага, могут ли они пересекаться или запутываться.
Забавы по системе Монтессори для детей в 1,5 года
Пишем и рисуем. Для полуторагодовалых детей интересной игрой станет веселое и необычное рисование на магнитной доске. Главное здесь — поощрять ребенка. Во время рисования малыш тренируется держать карандаш и управлять им, а также развивает воображение. Вы можете предложить ребенку помочь вам и вместе составить список покупок: вы на своем листике, а малыш — у себя на доске.
Учимся различать буквы. Для домашних игр с буквами вам подойдут магнитные буквы на холодильник, различные карточки, печенье или даже желейки в виде букв, которые вы можете сделать сами. Пусть ребенок начнеть с тех букв, из которых состоит его имя. Продолжайте такие игры Монтессори и во время прогулок, и даже при походе в магазин: пусть малыш находит знакомые ему буквы в разных надписях. Постепенно усложняйте игру, добавляя новые буквы.
Игра с запахами. Подготовьте по две небольшие баночки с разными специями, например, паприка, тмин, корица и мускатный орех. Расставьте их в хаотичном порядке и пусть малыш отыщет баночки с одинаковыми запахами. Если такая игра по методике Монтессори покажется ребенку сложной, начните с того, что во время готовки еды предлагайте понюхать разные продукты и специи, чтобы способствовать развитию обаняния и понять, как разные запахи влияют на малыша.
Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же играть на музыкальных инструментах из игрушечного оркестра? Ведь главное — создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.
Тактильная игра. Сделайте небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий паралон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями «гладкий» и «грубый». Такое задание очень полезно для сенсорного развития малыша.
Игры Монтессори для детей 1,5-2 года
Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей — найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его.
Распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.
Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребёнку различать предметы по размерам.
Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям «земля», воздух» и «вода». Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на карточки с изображением транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.
Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме.
Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры — правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.
Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом приучить ребенка к мытью.
Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.
Украшения с нанизыванием. Используя нарезанные на небольшие колечка втулки для бумажных полотенец, шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложите ребенку сделать ожерелье и браслет. Больше идей, как ребенку сделать бусы своими руками, смотрите по ссылке.
Игра по принципу «матрешки». Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу «матрешки», так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой — собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика.
Готовим овощи. Полезным и веселым станет задание с овощами. Подготовьте для ребенка пару очищенных морквинок и любых других овощей. Пусть малыш поскребет их щеточкой, чтобы очистить, и уже тогда съест. Вы увидите, сколько гордости будет у ребенка, который сам для себя приготовит такой перекус. Также читайте по ссылке, как еще приучить ребенка есть овощи.
Рисование пальчиками. Игры с рисованием пальчиками развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске — это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.
Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша — пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.
Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.
Смотреть онлайн о методике воспитания по Монтессори в шоу «Все буде добре»
Источник: danaspinkribbon.blogspot.com
Читай также: Раннее развитие по методике Монтессори
Читай также: 10 постулатов по воспитанию детей от Марии Монтессори
Читай также: Обустраиваем дом по методике Монтессори
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
В уникальной методике Монтессори отдельное и важное место занимают развивающие занятия и игры для самых маленьких — малышей от 10-12 месяцев до 2 лет. Интересные и разнообразные развивашки отлично помогают в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, развитии логического и творческого мышления. И, конечно — в воспитании в малыше самостоятельности, без чего это направление в педагогике невозможно представить.
Материалы для занятий
Гениальная Мария Монтессори прекрасно понимала, что для таких занятий нет исключительной необходимости в специальных игрушках или выпускаемом «по заказу» дидактическом материале — в их качестве великолепно проявляют себя обычные предметы из повседневного быта. В числе таких материалов:
- мелкая крупа, зерна, фасоль, макароны и т. д.;
- пуговицы, шнурки, кнопки, колпачки от бутылочек;
- коробки, кубики, ящички, баночки, бутылочки, ложки и многое другое.
Главное — найти всем этим предметам «нужное» дидактическое применение. Материал должен быть интересным для ребенка, а задания по-настоящему развивающими, построенными по принципу «от более простого к более сложному». Родители, решившие создать развивающую среду в домашних условиях, могут воспользоваться следующими вариантами заданий.
Варианты развивающих заданий
Индивидуально
Учимся управляться ложкой. Малыш осваивает навыки правильного держания ложки и зачерпывания содержимого миски. Развивающее занятие направлено на развитие мелкой моторики, двигательного аппарата, концентрации внимания. Содержимое всякий раз может быть разным, но лучше, если поначалу это будут более крупные сыпучие материалы — фасолины, изделия из текста, бусины и т. д.
Тренируемся с прищепками. Задачка — научиться прицеплять их к краям различных предметов, цеплять на веревочку или шнурок. Хорошее занятие для развития тонкой моторики и внимания. Позднее, когда ребенок получит навыки различения цветов, прищепки снова отлично пригодятся: изделие определенного цвета малыш сможет прицепить на лепесток самостоятельно вырезанной родителем «ромашки» того же цвета. Или просто на одноцветный бумажный листик. Или прицепить этот листик с помощью прищепки на веревку.
Откручивем и закручиваем. И снова — развиваем ловкость пальчиков, внимание, тренируем двигательные навыки. Только начать стоит не с гаек и болтов, а с предметов попроще — например, с пластиковых крышек на ПЭТ бутылках.
«Колдуем» с водой. Развивашек с водой — великое множество. Назовем те, что будут интересны и под силу самым-самым маленьким. Большей частью это всевозможные переливания. Переливаем по-разному:
- из миски в миску — чашкой, ложкой, пипеткой, шприцем без иглы или губкой из поролона (с отжатием);
- в кувшинчики, бутылки с узким горлом, в том числе через воронку;
- заливаем воду в надувной шарик, наблюдаем, какую форму приобретает вода в шарике;
- переливаем воду из стакана в стакан по принципу: больше — меньше, чем в соседнем стакане;
- выдавливаем капельку жидкого мыла из пипетки и тренируемся взбивать массу в пенку;
- вылавливаем из ванночки или миски шарики с помощью ситечка или легкого пластикового половника.
Даже такие занятия учат малыша не только ловкости, координации движений, но и практичности — например, ту же пролитую воду можно аккуратно собрать губкой и отжать назад в миску, навести чистоту и порядок.
Тренируемся с застежками. Пока — с самыми простыми: кнопками или липучками, но можно попробовать и шнуровку.
В группах
Групповые занятия начинаются, проводятся и заканчиваются в «живом круге» — малыши могут сидеть на стульчиках или на полу в непринужденной обстановке, общаясь между собой. Классические варианты таких занятий:
Колокольчик. Около каждого малыша педагог ставит по колокольчику. Затем он называет имя одного из детей, и ребенок идет с колокольчиком по кругу, позванивая в него, и далее садится на свое место.
Круг. Педагог рисует круг, на линию которого встают малыши. Далее он начинает движение по кругу, и дети идут вслед за ним стараясь не сойти с линии. Движение можно поменять в противоположную сторону, а задание усложнить наличием в руках у детишек различных предметов (колокольчиков, воды и т. д.).
Тишина. Это и в самом деле «минутка» тишины: малыши сидят в кругу молча, прислушиваясь к самым различным звукам: тиканью часов, звуку самолета, шуму дождя, сигналу автомобиля и т. д.
Передай палочку. В руках педагога — металлофон с ударной палочкой. Он извлекает один или несколько звуков и передает «эстафету» малышам по кругу — каждый из детей создает свою музыку.
Почему так важно развивать мелкую моторику
Едва ли не каждое из перечисленных занятий (особенно индивидуальных) направлено, том числе, и на развитие мелкой моторики. Иными словами — развиваем пальчики и кисть руки в целом. Почему же этот так важно?
Безусловно, ее развитие важно само по себе. Однако ее значение намного больше: отдел нашего головного мозга, отвечающий за эту функцию, тесно связан с другими отделами, в том числе с соседним — отвечающим за развитие речи. Многочисленные исследования и зарубежных, и наших отечественных ученых выявили и доказали эту непростую системную связь.
Говоря более популярным языком, импульсы, поступающие от пальцев наших рук, влияют на речевую область, на моторику речи. Формирование, развитие и той и другой области происходит параллельно — в раннем детстве. Это означает, что чем раньше развитие коснется мелкой моторики, тем эффективнее — конечно, при надлежащих условиях — будет осуществляться и совершенствование речи, артикуляционного аппарата.
Мария Монтессори не «провидела» это — она сама убедилась в этом годами практики задолго до того, как ее справедливые выводы были подтверждены в рамках академической науки. Именно поэтому в развивающих занятиях для самых маленьких столь огромное и вполне заслуженное место уделяется развитию мелкой моторики.
Источник