Развитие ребенка младшего школьного возраста презентация

Развитие ребенка младшего школьного возраста презентация thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация на тему «Психологические особенности младшего школьного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет

Описание слайда:

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет

2 слайд

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее х

Описание слайда:

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

3 слайд

Основные психологические новообразования младшего школьника 1. «внутренняя п

Описание слайда:

Основные психологические новообразования младшего школьника 1. «внутренняя позиция» — новый уровень самосознания 2. словесно-логическое мышление 3. рефлексия (интеллектуальная , личностная) 5. внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) 4. произвольность психических процессов, поведения, деятельности

4 слайд

Младший школьный возраст сензитивный (благоприятный) для: формирования познав

Описание слайда:

Младший школьный возраст сензитивный (благоприятный) для: формирования познавательного отношения к миру навыков учебной деятельности организованности и саморегуляции формирования этических и моральных норм критичности мышления

5 слайд

КРИЗИС 7 ЛЕТ новый возрастной период изменение социальной ситуации развития П

Описание слайда:

КРИЗИС 7 ЛЕТ новый возрастной период изменение социальной ситуации развития Появление «внутренней позиции» рождение социального «Я» статус «ученик» переоценка ценностей перестройка потребностей и побуждений

6 слайд

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЕ становится доминирующей функцией Заве

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЕ становится доминирующей функцией Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления)

7 слайд

РЕФЛЕКСИЯ зарождаются два аспекта рефлексии Интеллектуальная рефлексия – спос

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ зарождаются два аспекта рефлексии Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанию содержания своих действий, своей интеллектуальной деятельности (способствует развитию теоретического мышления) Личностная рефлексия — способность к осознанию своих поступков и отношений, образа собственного «Я»

8 слайд

Внимание преобладает непроизвольное внимание внимание активизируется, но еще

Описание слайда:

Внимание преобладает непроизвольное внимание внимание активизируется, но еще не стабильно развитие внимания: от концентрации в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания формируется произвольное внимание (благодаря волевым усилиям и высокой мотивации) педагогу необходимо использовать особенности непроизвольного внимания и развивать произвольное

9 слайд

ВОСПРИЯТИЕ характеризуется непроизвольностью слабой дифференцированностью (пу

Описание слайда:

ВОСПРИЯТИЕ характеризуется непроизвольностью слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства) нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени процесс узнавания, различения, становится деятельностью наблюдения становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом

10 слайд

ПАМЯТЬ Развивается произвольность памяти Развивается осмысленность памяти (оп

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Развивается произвольность памяти Развивается осмысленность памяти (опирается на приемы логической обработки материала) Педагогу необходимо донести идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и его определенной организации

11 слайд

РЕЧЬ Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении млад

Описание слайда:

РЕЧЬ Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи Контекстная речь (связная, осмысленная)– показатель уровня развития ребенка.

12 слайд

Воображение Воображение в своем развитии проходит две стадии: первая – воссоз

Описание слайда:

Воображение Воображение в своем развитии проходит две стадии: первая – воссоздающее (репродуктивное) вторая – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии

13 слайд

РАЗВИТИЕ ВОЛИ В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка –

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ ВОЛИ В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка – игры – совершается без обязательных волевых усилий ЧАСТО учебные действия, непосредственно потребностями ребенка не являются и требуют применения волевых усилий Произвольность действий, формируется в процессе обучения, становится новообразованием совершенствуется волевой акт (за счет постановки более сложных целей), формируются волевые качества личности

14 слайд

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - волевая черта характера Чем младше школьники, тем хуже он

Описание слайда:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — волевая черта характера Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно младшие школьники подражают другим, поэтому окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения

15 слайд

Волевые черты личности младшего школьника Выдержка. Проявляется сначала в уме

Описание слайда:

Волевые черты личности младшего школьника Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму и распорядку Импульсивность — отрицательная черта. К III классу она встречается у детей все реже Настойчивость. Развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях

16 слайд

Развитие личности В учебной деятельности формируются: ответственность рефлекс

Описание слайда:

Развитие личности В учебной деятельности формируются: ответственность рефлексия способствует самостоятельному установлению границ своих возможностей внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата) произвольность, самоконтроль — ребенок овладевает своим поведением Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные

17 слайд

Мотивационная сфера Мотивационная сфера – ядро личности мотив получения высок

Описание слайда:

Мотивационная сфера Мотивационная сфера – ядро личности мотив получения высоких отметок, среди социальных мотивов учения, занимает главное место Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей

18 слайд

Мотивы учения познавательные (направленные на овладение знаниями, способами п

Описание слайда:

Мотивы учения познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу

19 слайд

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учеб

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка У неуспевающих и крайне слабых учеников самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается к 4 классу

20 слайд

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возника

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий

21 слайд

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. рефлексия создает новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.

22 слайд

Эмоциональная сфера младшего школьника чувства и эмоции начинают определять

Описание слайда:

Эмоциональная сфера младшего школьника чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат учебной деятельности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе у слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям

23 слайд

Страхи ребенка в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связан

Описание слайда:

Страхи ребенка в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения в подростковом — превалируют социальные страхи младший школьный возраст — это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи

24 слайд

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В целом общее настроение младшего школьн

Описание слайда:

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В целом общее настроение младшего школьника: ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ БОДРОЕ ВЕСЕЛОЕ

25 слайд

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Младший школьный возраст – сензитивный период для

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Младший школьный возраст – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению)

26 слайд

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выпол

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать . Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду. Стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других, затем на авторитет. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление

27 слайд

Развитие ребенка младшего школьного возраста презентация

28 слайд

Развитие ребенка младшего школьного возраста презентация

29 слайд

САМОЛЕТ

30 слайд

ГРУША

31 слайд

РУЧКА

32 слайд

ЗИМА

33 слайд

СВЕЧА

34 слайд

Поле

35 слайд

ОРЕХ

36 слайд

СКОВОРОДА

Описание слайда:

СКОВОРОДА

37 слайд

УТКА

38 слайд

МОЛНИЯ

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-020022

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

Младший школьный возраст 6 –11 лет

Слайд 2

Ведущая потребность Ведущая деятельность Основные новообразования личности младшего школьника Развитие личности в младшем школьном возрасте Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте

Слайд 3

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – 10-11 лет) . У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Слайд 4

Ведущая потребность В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера , появляются потребности, связанные с учебной деятельностью : потребность точно выполнить требования учителя; потребность в высокой отметке; в одобрении успехов со стороны взрослых; потребность быть лучшим учеником; потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности .

Слайд 5

Ведущая деятельность Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Ведущее значение — учение. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Слайд 6

Структура учебной деятельности: 1. Мотивы а) внешние (социальные) – связаны лишь с результатом учебного процесса (учиться, чтобы стать культурным, развитым, найти хорошую работу и др.) б) внутренние , т. е. содержание деятельности и мотив соответствуют друг другу («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»); 2. Учебные задачи – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем овладеть; 3. Учебные действия – это приемы учебной работы (приемы заучивания, звуко-буквенный анализ и др.); 4. Действия контроля (указания на правильность выполнения) и самоконтроля (сличение собственных действий с образцом учителя); Виды контроля: — по конечному продукту; — пооперационный, пошаговый, текущий; — перспективный, планирующий. 5. Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат и насколько успешно выполнена учебная задача.

Слайд 7

Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться . Полноценная учебная деятельность включает в себя: — умение выделять и удерживать учебную задачу; — умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; — умение адекватно оценивать себя и свою деятельность; — умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; — умение использовать законы логического мышления; — умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими; — уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; — умение использовать высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Слайд 8

Основные новообразования личности младшего школьника: формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста — ориентация на группу сверстников. (И.В. Дубровина)

Слайд 9

Развитие личности в младшем школьном возрасте Условия формирования личности младшего школьника : — учитель — эталон, образец для подражания; — субъективные условия — личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); — сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); — семья (воздействует на формирование характера школьника).

Слайд 10

Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Огромное значение имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотно – шений со сверстниками .

Слайд 11

Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. Развитие самосознания. Ребенок начинает понимать, что он — индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.

Слайд 12

В учебной деятельности у школьника складываются и развивается: — представления о себе; — самооценка; — навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке). — самопознание; — личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?») (И.В. Шаповаленко).

Слайд 13

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача (слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий). К началу подросткового возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка .

Слайд 14

В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил : — собственного поведения; — поведения дома и в общественных местах; — превращение норм поведения во внутренние требования к себе. Основная задача нравственного воспитания – развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.

Слайд 15

Эмоциональная сфера в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости . Формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей (Л.С. Выготский). Активно развиваются высшие чувства : — интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие); — нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.); — эстетические .

Слайд 16

Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. К началу подросткового возраста школьники должны уметь: — самостоятельно рассуждать; — делать выводы; — сопоставлять, анализировать, находить частное и общее; — устанавливать простые закономерности.

Слайд 17

Под влиянием обучения развивается память , усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Ребенок должен сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания).

Слайд 18

Восприятие ребенка становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Дети могут выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение . В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Слайд 19

На основе интеллекта развиваются все остальные функции: — произвольное и намеренное запоминание; — способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте; — произвольное вычленение из памяти того, что нужно для решения текущей задачи; — умение выделять цель, условия и средства ее достижения; — способность к теоретическому мышлению.

Слайд 20

Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Источник