Развитие ребенка мир вокруг нас

Развитие ребенка мир вокруг нас thumbnail

Жанна Ковтун
Конспект занятия по познавательному развитию «Узнай мир вокруг нас» для детей средней группы

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы.

Тема: «Узнай мир вокруг нас».

Возрастная группа: средняя.

Вид детской деятельности: познавательная.

Тип непосредственнообразовательной деятельности: интегрированная.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о природе. Обобщить знания детей об обитателях леса.

2. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, умение слушать ответы и дополнять их.

3. Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней.

Развивающие задачи:

1. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, развивать кругозор.

2. Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать чувство товарищества и любовь к природе, животным.

Предшествующая работа: чтение познавательной литературы о природе, рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях, просмотр мультфильма о диких животных, о лесе, из серии «Тётушка Сова».

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор, д/и: «Подбери жилище для животных», «Кто лишний?», клубок, письмо, игрушечная ворона, макеты деревьев.

Методические приемы.

— Игровая мотивация (письмо);

— Путешествие в лес на помощь лесным жителям;

— Экологический тренинг «Угадай кто это?»;

— Проведение дидактической игры «Кто лишний?»;

— Физкультминутка «Мы пришли в волшебный лес»;

— Проведение дидактической игры «Подбери жилище лесным обитателям»;

—Сюрпризный момент: Появляется колдунья;

— Подведение итогов, анализ работы.

Словарная работа: хвойные, лиственные, дикие, домашние.

Ход: Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Предлагаю его послушать и вместе решим, что с ним будем делать.

Воспитатель читает письмо детям:

«Ребята, вас приветствуют обитатели леса.

В нашем лесу случилась беда.

Злая колдунья заколдовала наш лес,

Теперь в нашем лесу птицы не поют,

Подснежники не цветут,

Стало страшно и темно.

Все звери напуганы,

Если вы нам не поможете — случиться беда.

Ждем вашей помощи

К нам добраться до леса поможет вам волшебный клубок».

Воспитатель: -дети вы готовы отправиться в заколдованный лес и помочь обитателям леса?Дети: — да!

Воспитатель:- Путь нелегкий, опасный, может быть не пойдем в лес?

Ответы детей. Обязательно пойдём на помощь!

Клубочек, клубочек помоги нам оказаться в лесу.

Ребята к нам чёрная ворона прилетела, а во рту у неё конверт.

Сейчас прочтём письмо: «Ребята, если вы читаете это письмо, значит, вы всё-таки добрались до леса. Знайте, так просто я лес не расколдую. Вам придётся пройти все мои испытания. Проверять ваши задания будет мой чёрный ворон. Если правильно выполните задание, он будет каркать, а если не отгадаете, он будет молчать. Идите за вороном. Желаю вам не справиться с заданиями, Колдунья». Вот это да ребята! Может быть, вернемся? Чтобы расколдовать лес, нам нужно много знать о лесе и его обитателях. Где мы можем добыть эти знания? Дети высказывают свои предположения.

Вот сколько много способов есть, чтобы добыть новую информацию. Мы с вами уже читали книги, смотрели мультфильмы, а сейчас я вам предлагаю отправиться в лес и показать полученные знания. Пойдемте, ребята, за вороном. Вот мы добрались с вами до лесной поляны. Предлагаю вам сесть на поляну поудобнее. Дети садятся на ковер.

1-ое испытание колдуньи.

Отвечаем на вопросы о лесе и его обитателях:

1. У какой птицы красная грудка?

2. Какие птицы прилетают первыми?

3. У какого насекомого крылышки красные с черными точками?

5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

6. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

7. Как называется дом муравьев?

8. Какие животные уходят в спячку зимой?

9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

10. Чем Ёж похож на медведя?

11. Кто из лесных животных меняют шубку на зиму?

12. Про какое дерево говорят «Зимой и летом одним цветом?»

Ребята, ворона опять прокаркала. Значит, мы правильно ответили на вопросы. Молодцы, с этим испытанием мы с вами справились.

Дальше отправимся в путь за вороном. Путь идет через мост, осторожно пройдем по нему, не толкая, друг друга.

Вот еще одно испытание «Определите, кто здесь лишний и почему?» (На экране появляются изображения перелетных и зимующих птиц, домашних и диких животных, хвойных и лиственных деревьев). Дети отвечают. Ворон опять прокаркал. Молодцы, мы с вами правильно ответили. Ребята, вы немного устали, давайте сделаем разминку.

Физкультминутка «Мы пришли в волшебный лес». Дети выполняют движения за воспитателем и произносят за ней слова.

Мы пришли в волшебный лес. Ходьба по кругу.

Сколько здесь вокруг чудес! Развести руки в стороны.

Справа берёзка стоит Руку отвести вправо и

посмотреть на неё.

Слева ёлка на нас глядит. Отвести руку влево и

проследить за ней взглядом.

Вот и зайка поскакал, Прыжки на двух ногах

От лисы он убежал, на месте.

Серый волк рыщет, руки на поясе, наклоны

Он себе добычу ищет! в стороны.

Все мы спрячемся сейчас, медленно присесть, прячась.

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит, имитируют сон.

Так всю зиму до весны он проспит.

Прилетают весной скворцы, имитируют полёт птиц.

Ух, красивые они!

В лесу красота и покой развести руки в стороны.

Но мне хочется домой. Обхватить руками плечи.

Читайте также:  Ребенок не разговаривает и отстает в развитии в 3 года

Молодцы, предлагаю отправиться дальше по лесу. Вот и ещё следующее испытание, которое приготовила для нас злая колдунья.

Нужно вернуть всех лесных обитателей в свои дома. Перед вами иллюстрации с лесными жителями. Каких лесных жителей вы узнали? Ответы детей.

Их нужно распределить по своим домам. Попробуйте найти им жилище. Куда вы поместили белку? А медведя? Муравьев куда поместили? Ответы детей. Молодцы, мы с вами со всеми заданиями справились! Значит мы помогли расколдовать лес. Надеемся, злые чары колдуньи, все рассеялись.

Появляется колдунья

Колдунья: — Подождите, подождите, ребята! Вам надо ещё одну загадку отгадать. Отгадаете, расколдую лес.Слушайте загадку:

«Не далеко, не близко, но в нашем лесном государстве, живёт, говорят, старик-Годовик. И есть у этого старика-Годовика четыре дочери. Все, как одна, красавицы писаные, глаз не отвести. Ни одна дочь не смеет старика-Годовика ослушаться. Да и меж собой они дружны. Бывает, рассорятся на денёк – другой, да уж тут же и помирятся. Что это за дочери Годовика?» Ответы детей. Правильно –это времена года (зима, весна, лето, осень).Колдунья: — Отгадали, придётся расколдовать лес. Я свои обещания выполняю. Вижу добрые вы, ребята. Я тоже как вы доброй стану. Ворон прокаркал, тоже хочет добрым стать. Несмотря на трудности, вы справились с моими испытаниями. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, какое испытание было самым интересным? Ответы детей. А самым трудным? Ответы детей. Что вам больше всего запомнилось в гостях у лесных жителей? Ответы и рассуждения детей.

Колдунья: -Вижу, много знаете вы о нашей природе и надеюсь, всегда будете бережно относиться к ней. Спасибо вам, за вашу доброту. До свидания, дети. Дети прощаются с колдуньей и её вороном.

Воспитатель: Теперь дети, нам пора прощаться с обитателями леса. Нам надо возвращаться в свой детский сад. Нас там уже заждались.

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы.

Тема: «Узнай мир вокруг нас».

Возрастная группа: средняя.

Вид детской деятельности: познавательная.

Тип непосредственнообразовательной деятельности: интегрированная.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о природе. Обобщить знания детей об обитателях леса.

2. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, умение слушать ответы и дополнять их.

3. Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней.

Развивающие задачи:

1. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, развивать кругозор.

2. Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать чувство товарищества и любовь к природе, животным.

Предшествующая работа: чтение познавательной литературы о природе, рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях, просмотр мультфильма о диких животных, о лесе, из серии «Тётушка Сова».

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор, д/и: «Подбери жилище для животных», «Кто лишний?», клубок, письмо, игрушечная ворона, макеты деревьев.

Методические приемы.

— Игровая мотивация (письмо);

— Путешествие в лес на помощь лесным жителям;

— Экологический тренинг «Угадай кто это?»;

— Проведение дидактической игры «Кто лишний?»;

— Физкультминутка «Мы пришли в волшебный лес»;

— Проведение дидактической игры «Подбери жилище лесным обитателям»;

—Сюрпризный момент: Появляется колдунья;

— Подведение итогов, анализ работы.

Словарная работа: хвойные, лиственные, дикие, домашние.

Ход: Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Предлагаю его послушать и вместе решим, что с ним будем делать.

Воспитатель читает письмо детям:

«Ребята, вас приветствуют обитатели леса.

В нашем лесу случилась беда.

Злая колдунья заколдовала наш лес,

Теперь в нашем лесу птицы не поют,

Подснежники не цветут,

Стало страшно и темно.

Все звери напуганы,

Если вы нам не поможете — случиться беда.

Ждем вашей помощи

К нам добраться до леса поможет вам волшебный клубок».

Воспитатель: -дети вы готовы отправиться в заколдованный лес и помочь обитателям леса?Дети: — да!

Воспитатель:- Путь нелегкий, опасный, может быть не пойдем в лес?

Ответы детей. Обязательно пойдём на помощь!

Клубочек, клубочек помоги нам оказаться в лесу.

Ребята к нам чёрная ворона прилетела, а во рту у неё конверт.

Сейчас прочтём письмо: «Ребята, если вы читаете это письмо, значит, вы всё-таки добрались до леса. Знайте, так просто я лес не расколдую. Вам придётся пройти все мои испытания. Проверять ваши задания будет мой чёрный ворон. Если правильно выполните задание, он будет каркать, а если не отгадаете, он будет молчать. Идите за вороном. Желаю вам не справиться с заданиями, Колдунья». Вот это да ребята! Может быть, вернемся? Чтобы расколдовать лес, нам нужно много знать о лесе и его обитателях. Где мы можем добыть эти знания? Дети высказывают свои предположения.

Вот сколько много способов есть, чтобы добыть новую информацию. Мы с вами уже читали книги, смотрели мультфильмы, а сейчас я вам предлагаю отправиться в лес и показать полученные знания. Пойдемте, ребята, за вороном. Вот мы добрались с вами до лесной поляны. Предлагаю вам сесть на поляну поудобнее. Дети садятся на ковер.

1-ое испытание колдуньи.

Отвечаем на вопросы о лесе и его обитателях:

1. У какой птицы красная грудка?

2. Какие птицы прилетают первыми?

3. У какого насекомого крылышки красные с черными точками?

5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

Читайте также:  Сказка как способ развития ребенка дошкольного возраста

6. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

7. Как называется дом муравьев?

8. Какие животные уходят в спячку зимой?

9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

10. Чем Ёж похож на медведя?

11. Кто из лесных животных меняют шубку на зиму?

12. Про какое дерево говорят «Зимой и летом одним цветом?»

Ребята, ворона опять прокаркала. Значит, мы правильно ответили на вопросы. Молодцы, с этим испытанием мы с вами справились.

Дальше отправимся в путь за вороном. Путь идет через мост, осторожно пройдем по нему, не толкая, друг друга.

Вот еще одно испытание «Определите, кто здесь лишний и почему?» (На экране появляются изображения перелетных и зимующих птиц, домашних и диких животных, хвойных и лиственных деревьев). Дети отвечают. Ворон опять прокаркал. Молодцы, мы с вами правильно ответили. Ребята, вы немного устали, давайте сделаем разминку.

Физкультминутка «Мы пришли в волшебный лес». Дети выполняют движения за воспитателем и произносят за ней слова.

Мы пришли в волшебный лес. Ходьба по кругу.

Сколько здесь вокруг чудес! Развести руки в стороны.

Справа берёзка стоит Руку отвести вправо и

посмотреть на неё.

Слева ёлка на нас глядит. Отвести руку влево и

проследить за ней взглядом.

Вот и зайка поскакал, Прыжки на двух ногах

От лисы он убежал, на месте.

Серый волк рыщет, руки на поясе, наклоны

Он себе добычу ищет! в стороны.

Все мы спрячемся сейчас, медленно присесть, прячась.

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит, имитируют сон.

Так всю зиму до весны он проспит.

Прилетают весной скворцы, имитируют полёт птиц.

Ух, красивые они!

В лесу красота и покой развести руки в стороны.

Но мне хочется домой. Обхватить руками плечи.

Молодцы, предлагаю отправиться дальше по лесу. Вот и ещё следующее испытание, которое приготовила для нас злая колдунья.

Нужно вернуть всех лесных обитателей в свои дома. Перед вами иллюстрации с лесными жителями. Каких лесных жителей вы узнали? Ответы детей.

Их нужно распределить по своим домам. Попробуйте найти им жилище. Куда вы поместили белку? А медведя? Муравьев куда поместили? Ответы детей. Молодцы, мы с вами со всеми заданиями справились! Значит мы помогли расколдовать лес. Надеемся, злые чары колдуньи, все рассеялись.

Появляется колдунья

Колдунья: — Подождите, подождите, ребята! Вам надо ещё одну загадку отгадать. Отгадаете, расколдую лес.Слушайте загадку:

«Не далеко, не близко, но в нашем лесном государстве, живёт, говорят, старик-Годовик. И есть у этого старика-Годовика четыре дочери. Все, как одна, красавицы писаные, глаз не отвести. Ни одна дочь не смеет старика-Годовика ослушаться. Да и меж собой они дружны. Бывает, рассорятся на денёк – другой, да уж тут же и помирятся. Что это за дочери Годовика?» Ответы детей. Правильно –это времена года (зима, весна, лето, осень).Колдунья: — Отгадали, придётся расколдовать лес. Я свои обещания выполняю. Вижу добрые вы, ребята. Я тоже как вы доброй стану. Ворон прокаркал, тоже хочет добрым стать. Несмотря на трудности, вы справились с моими испытаниями. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, какое испытание было самым интересным? Ответы детей. А самым трудным? Ответы детей. Что вам больше всего запомнилось в гостях у лесных жителей? Ответы и рассуждения детей.

Колдунья: -Вижу, много знаете вы о нашей природе и надеюсь, всегда будете бережно относиться к ней. Спасибо вам, за вашу доброту. До свидания, дети. Дети прощаются с колдуньей и её вороном.

Воспитатель: Теперь дети, нам пора прощаться с обитателями леса. Нам надо возвращаться в свой детский сад. Нас там уже заждались.

Источник

олеся алексеюк
Проект «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста

МБДОУ №49 комбинированного вида

Проект

«Мир вокруг нас«

Подготовили:

Алексеюк О. А.

Арбузова Л. А.

2018 год

Актуальность темы. Дошкольное детство — это период игры. Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, — писал М. Горький, — требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, и прежде всего и легче всего в игре и игрой».

Существует довольно много разных игр, в том числе игры с природным содержанием. Мы, взрослые, должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезней.» (В. А. Алексеев). С помощью игр с природными ма-териалами дети не только обучаются, но и развивают тактильно-кинетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируются у них такие черты характера, как инициативность, умение решать проблемные ситуации, развиваются воображение, речь.

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, — у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Участие детей в проекте «В мир вокруг нас» позволит максимально обогатить знания и представления детей о бережном отношении к нашему «Зеленому дому», развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка в начальной школе

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Задачи:

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Формирование стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать другого и в социально-приемлемой форме выражать свое отношение к его предложениям.

• Развитие познавательной активности детей.

• Усвоение детьми позитивного социального опыта реализации собственных замыслов.

• Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Животный и растительный мир».

• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.

• Развитие познавательной активности детей.

• Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Для родителей:

• Устанавливают дружеские связи с педагогами.

• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке.

• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.

• Имеют более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них.

Для педагогов:

• Обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников детского сада.

• Участие в методических мероприятиях различного уровня с обобщением опыта работы над проектом.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 01.07.2018г по 12.07.2018г;

2. Внедренческий с 13.07.2018г по 24.07.2018г;

3. Завершающий с 25.07.2018г по 31.07.2018г.

I этап. Подготовительный

Предварительная работа:

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Природа, которая нас окружает»; загадок; поговорок; стихотворений по теме «Месяцы года».

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Слушание музыки Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. «Детская музыка» — №7 «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки».

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

•Чтение произведений художественной литературы по теме:

«Золотой луг» М. Пришвин; «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова; Бианки В. В. «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Чарушин Е. И. «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Никита-доктор»; Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; Куприн А. А. «Медведи»; Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»; В. Степанов «Животный мир России», «Родная природа»; русские народные

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание задок.

•Проведение подвижных игр: «С какого дерева листочек», «Найди это дерево».

•Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай дерево по его признаку», «Скажи наоборот», «Кто назовет больше качеств», «Что лишнее», «Без чего не бывает леса», «Что ты знаешь о…», «Чтобы не болеть надо…», «Что было бы, если бы…», «Что за птица или зверь».

• Игры «Репка», «Кот и мыши». «Что общего»

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

• Беседы «Дикие животные – друзья человека». «Как звери в лесу зимуют?», «Как в саду- садочке». «Жизнь птиц летом», «Кто главный в лесу? Живые цепочки», «Птицы — наши друзья». «Что такое красная книга», «Насекомые- польза и вред».

•Продуктивная деятельность: «Собачка», «Птица на дереве», «Бабочки на лугу», «Цветы», «Деревья», «Подводный мир».

• Игра «Что, где, когда»на темы: «Природа и мы», «Берегите воду».

• Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

•Викторина между детьми: «Знатоки цветов», «Экологическая», «Земля живая планета».

•Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».

• Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

•Конкурс: «Поделки из бросового материала: цветы».

• Создание папки- передвижки «О пользе овощей и фруктов» или «Витамины в саду и на грядке».

•Консультация для родителей Тема: «Играя познаем природу»

• Подготовить Консультации «Наблюдения в природе летом», «Первая помощь при укусах насекомых».

• Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».

III этап. Итог.

Продукт проектной деятельности:

• рассказы детей;

• альбом «Экологические опыты»;

• презентация «Мир вокруг нас»;

• альбом «Я и природа» (фотосъемка).

•Развлечение: «В гостях у фокусника».

Выводы:

— сформированы начала экологической культуры у детей;

— сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

— дети учатся практическим действиям по охране природы;

— развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

— у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Фотоотчет

Проект «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста

Источник