Развитие ребенка который не ходит в детский сад
Глава из книги Ирина Стальковой «Шестеро в доме, не считая собаки». Ирина — мама пятерых детей, воспитывающая их одна. Преподаватель университета. Никто из ее детей не ходил в детский сад.
«Мы не ходим в детский сад»
Я уже говорила о наших семейных принципах и о том, что первый из них — равенство. Детей в семье много, значит, вопрос о воспитании коллективизма, о том, как все разделить на всех, решается ежедневно в рабочем порядке, без помощи яслей и детского сада. И вот почему. Хорошо, что нам не дано слышать того, что происходит за соседней дверью, а тем более в соседнем подъезде, а то утро мы все проводили бы под оглушающий рев, под тихий скулеж, под горькое рыдание, под выматывающий душу плач детей, собираемых в их сад. Да, кому-то повезло больше — и садик ничего, и воспитательница неплохая, так что иногда начинает казаться, что в целом-то все поправимо: вот наступит светлое завтра, воспитателям прибавят двадцатку, все обрадуются и повеселеют — и в садике будут цвести цветочки.
Можно еще хозрасчет ввести, можно сделать все детсады ведомственными или, наоборот, заменить все ведомственные на кооперативные, можно разрешить родителям и детям выбирать воспитателя, все это, конечно, хорошие вещи, хотя боюсь, что придется нам тогда не только воспитателя выбирать, но и заведующую садом, а также РУНО, ГУНО и т. д.
Но может быть, есть смысл посмотреть на детский сад как на явление, не зависящее от хорошей Марьи Петровны или обыкновенной Татьяны Павловны. Давайте посмотрим на детский сад с точки зрения ребенка. Что это такое для нашего сына или дочери? Работа? Но в нашей стране 8-часовой рабочий день, а не с семи утра до семи вечера. Отдых? Пробовали ли уважаемые родители отдыхать хотя бы месяц в одной комнате с тридцатью соседями? А не хотите попробовать? Так весело, интересно, и с вами будет массовик-затейник, он научит вас плести макраме, вязать, ходить парами на прогулке, петь, танцевать, любить животных. А дети — и год, и два, и три, да еще и без отпуска, потому что летом они едут с детским садом на дачу, где отдыхают и вовсе круглосуточно. Человек — животное общественное, но не стадное, нельзя ему все время быть на людях, он должен быть и один. Сейчас наконец-то заговорили о том, что воспитанники детских домов отстают в развитии, в частности, потому, что не имеют возможности для уединенной душевной работы. Но чем так уж принципиально отличается жизнь родительского ребенка, живущего по маршруту ясли — сад — продленка, от сиротской? И стоит ли удивляться родителям шестнадцатилетнего подростка, что они не понимают друг друга, он какой-то чужой? Весной — зимой — осенью он воспитывался общественно, а летом давал маме-папе отдыхать — ездил в лагерь, так они и в самом деле слабо знакомы — родители и их акселератное дитя: ни старшие не умеют поговорить с ребенком (не научились за 16 прожитых врозь лет), ни он не умеет общаться со взрослыми — воспитатель, если очень постарается, успеет вытереть нос, но не поговорить «по душам» с четырехлеткой — да и какая там у него душа, есть ли она?
Итак, первое — совместное постоянное проживание 30 с лишним детей — тяжелая психологическая нагрузка на ребенка, и никакой воспитатель, хоть бы и гениальный, тут не спасет.
Второе — раздельное постоянное проживание ребенка и родителей создает серьезные трудности для их взаимопонимания, для возникновения душевной близости. «Облегчая» жизнь семьи сейчас, «отдельность» отзовется новыми острыми проблемами в будущем, которое обещало быть счастливым: «вот вырастет…»
Сейчас много говорится и пишется о милосердии, вернее, о его отсутствии в отношении к старикам. И мне всегда хочется спросить: не ходила ли та бывшая девочка, которая сейчас отправляет свою маму в Дом престарелых, в детский сад? А если ходила, то какой с нее спрос? Тогда у мамы было много важных дел, ребенок ей мешал, а нынче у дочки работа, то да се, а тут еще старуха под ногами путается. Да разве плохо в Деддоме? Там уход, там ее ровесники, а мы будем навещать. Причины и следствия не обязательно стоят рядом, бывает, они разделены долгими годами, но ведь дети действительно наше будущее, это не простая фраза.
Мне рассказала одна женщина, как утром пятилетний малыш плакал: «Мама, побей меня, чтоб я захотел идти в садик». И ведь она его все равно туда отвела, не разорвалось сердце. Он привыкнет — но хорошо ли, что привыкнет осуществлять задуманное невзирая на слезы близкого человека?
Третье — постоянно общаясь только со сверстниками, ребенок испытывает трудности при разновозрастном общении. Он может обидеть младшего (второго ребенка в семье), так как не понимает, что в нем хорошего — такой глупый, ничего не умеет, а лезет! — его не научили. При этом сам легко поддается влиянию старшего — он привык, что им командовали: «Иванов, не отставай!» Уверены ли вы, что диктат старших будет всегда со знаком плюс?
Четвертое — садовский ребенок выключен из семейной жизни, он не знает ее радостей и забот, он привык, что его обслуживают — кто-то купил еду, кто-то приготовил, кто-то убрал — ребенка это не касается. семье, особенно в большой семье, проблема трудового воспитания решается принципиально по-другому. Мои дети знают: колбаса растет не в холодильнике, и у батонов нет ножек, они сами домой не приходят. Не успели купить хлеба, стало быть, будем есть без него. Я ушла на работу — они и сготовят, и посуду помоют, и малыша переоденут. Не знаю, считать ли это производительным трудом или общественно полезным, но убеждена, что и мальчикам и девочкам пригодится в жизни умение сварить кашу и испечь пирог, выстирать детские штанишки и сменить кошке песок. Любовь к животным, как и любовь к людям, включает в себя не только поэтическое сюсюканье, но и вполне прозаическую «грязную» работу. Шестилетняя Маня прибегает с улицы: «Мама, у нас есть деньги? Там вишню дают, я очередь заняла». Она уже мне подспорье: и инициативу и предусмотрительность проявила — очередь заняла, и о деньгах подумала, и о том, что вишни — это общее удовольствие, и меня от стояния в очереди освободила.
Четырнадцатилетний сын всерьез увлекается техникой и с удовольствием взбивает миксером яйца для торта, который тринадцатилетняя Настя печет по книжке. Ничего необыкновенного — мы так живем всегда, заботы общие, я даже не делюсь этими заботами с ребятами, а мы делаем одно дело, вот и все.
О пятом — болезнях — я говорить не буду, так как об этом говорится в 90 % писем и статей. Когда-то я сделала едва не ставшую трагической попытку отдать годовалого сына в ясли, он проходил два полдня, а ночью вызвали «скорую». Тогда я и решила: «Лучше я буду сидеть со здоровым, чем с больным». Все мамы сидят время от времени с больным малышом, и все знают, что с ним труднее: и жалко его, и капризничает-то он, и плачет, и не ест, и не спит — намучаешься. И у меня дети, конечно, болеют, но все же не так часто, хотя есть и свои трудности — болеют оптом.
Что касается «полноценного» воспитания в детских садах, даваемого профессиональными воспитателями, то сводится оно к рисованию картинок, заучиванию жутких по художественным достоинствам стишков и абсолютному отсутствию реакции на слова взрослого человека. Последнее естественно: если ребенок и может сохранить душевное здоровье в той жизни, которой он живет до школы, то только постоянным сопротивлением среде. Когда старший сын пошел в школу, он был поражен: «Мама, учительница сказала, что надо после звонка встать возле своей парты, почему же они все бегают и кричат?» А потому, что, с одной стороны, ребенок привык пропускать слова взрослого мимо ушей, а с другой стороны, привык слушаться окрика.
Может быть, давайте теперь признаемся себе — детский сад плохо в принципе, и никакие повышения зарплат проблему целиком не решат. Так что ж, не отдавать туда своих детей? Да, не отдавать, если есть хоть малейшая возможность оставить ребенка дома, в семье. Надо, мне кажется, создавать такое общественное мнение: детский сад — крайний случай. Крайний! А сейчас бытует совершенно другой взгляд: детский сад — норма, притом обязательная, там ребенку хорошо. Меня, бывает, спрашивают, не отстают ли мои дети в развитии, ведь они не посещают сад. Этот взгляд — мол, рожать в роддоме, а воспитывать в саду — отражен даже в розово-голубом фильме «Однажды 20 лет спустя». Уж там и мать — идеал, и дети в сад ходят, значит, так и должно быть. Но ведь она не работает! Почему же тогда отдавать куда-то малышей?! Зачем?! А ни зачем — все отдают.
Обычная ситуация: в семье второй ребенок, мать полтора года дома, а старший — в саду. «Но мне будет трудно с двумя!» У меня — пятеро, из которых никто и никогда не ходил в детсад, причем ни бабушек, ни тем более нянь у нас сроду не было, так что я, мне кажется, имею право сказать: не очень трудно, гораздо легче, чем с одним, а если и чуть труднее, то не человечнее ли взять эту трудность на себя, а не спихнуть ее на старшего ребенка — но ведь маленького же! Напротив меня, через площадку, живет тоже семья, где пятеро малышей, и тоже никто в сад не ходит, а оба родителя работают, и бабушек нет, они выкручиваются по-другому — работают в разные смены, зато помощников у них, как и у меня, — пятеро.
группе 30 человек — по крайней мере 10 из них могли бы не ходить в сад. Так оставшимся было бы легче, и воспитателю было бы легче, пусть проблема и не решилась бы полностью, но все же хоть остроту потеряла, к тому же без дополнительных затрат. Женщина меняет профессию и идет воспитателем в сад, чтоб туда взяли ее ребенка, — какой-то странный, фантастически нелепый выход из положения. Все равно меняет профессию, так не лучше ли сменить ее на такую, чтоб быть самой весь день со своим личным ребенком, а работать, например, вечером, когда муж приходит с работы? Или утром, как моя соседка, пока муж еще не ушел? Или надомно, или по договору, или еще как-то. Мне постоянно твердят: «Как вам трудно!», так у меня всего-то пятеро и своих, а у воспитателя 30 и чужих! Хоть тысячу рублей в месяц заплати — материнского тепла дети недополучат. Да еще если свой среди этих 30 — это вообще безнравственно: приласкать его чуть больше на глазах у неласканных — плохо, а не приласкать, отпихнуть, как чужого, — за что?
И первое, и второе, и пятое — это все минусы, а плюс у детского сада один — мама спокойно работает, пока дитя то ли работает, то ли отдыхает, то ли воспитывается, то ли наблюдается, в общем, живет-поживает.
Но так ли уж спокойно работают все мамы, «сдавшие детей», по какой графе подсчитаем их раздражение, срываемое на коллегах по КБ и клиентах прачечных, пассажирах автобусов и соратниках-соседях по стоянию в очередях?
Альтернатива, которую я вижу нынешнему детскому саду, — семья: мама, папа, братья и сестры, занимающиеся общим делом — воспитанием друг друга, связанные крепче крепкого общей жизнью, общей работой, общей любовью.
Источник
Так уж случилось, по ряду обстоятельств, что моя дочь не ходит в детский сад.
Еще 3 года назад я была уверенна, что дети просто обязаны его посещать, но интуитивно мне очень не хотелось, чтобы дочь там была. Потом поняла, почему идет такое сопротивление самой идее отдать ребенка на 8-9 часов в коллектив с незнакомыми взрослыми, которые имеют неизвестные мне жизненные установки, опыт и тому подобное.
Конечно, сегодня заявить о том, что я целенаправленно не отдаю ребенка в детский сад похоже не бред сумасшедшего, тем более, если это говорит человек, который позиционирует себя как психолог и тренер в теме родительской сознательности. Вот уже 2 года мне приходиться доказывать, что мое решение не просто блажь гиперконтролирующей матери и не желание запереть своего ребенка дома, не давая ей возможности социализироваться.
Скажу сразу, я не веду агитацию за или против. Каждый вправе делать свои выводы и поступать так, как считает нужным. Я лишь расскажу свою историю: как пришла к выводу, что ребенок, который не ходит в детский сад, социализируется порой даже лучше, чем те, кто посещают его регулярно, как мои понятия о том, что это «есть обязательным для всех» поменялись на 180 градусов, как я научилась отстаивать свое мнение и позицию в этом вопросе среди родственников. Возможно, это будет кому-то полезно.
Диане 5 лет. В садик она ходила 3 месяца. Первая неделя походов нравилась всем. Это было в новинку и нам, и дочери. На второй неделе начались проблемы. Но мы все равно, зная про адаптацию, ходили через слезы, мои нервные тики, когда я видела, как дочь кидается на дверь при моем уходе. Через 2 месяца таких походов поняла, что больше ломать ее не хочу. Это было мое решение. Кто-то скажет – манипуляция. Да, она была, но под ней скрывалось желание показать мне, что здесь что-то не так. Не так должно быть, когда внутри у ребенка покой и ему все это нравится. Массу историй знаю, когда дети несутся в детский сад с огромным удовольствием, у них и в помине не было никакой адаптации. Там другая история.
В моей семье есть такой девиз – мы делаем так, как чувствуем. Поэтому больше садика в нашей жизни нет. Сначала причиной был ряд обстоятельств, который не позволял нам попасть именно в тот, в который нам хотелось. Потом просто пришло понимание, что для нас в этом просто нет особого смысла.
Как сейчас помню тот день, когда моя дочь бежала за мной раздетая, крича «Мама, не уходи» (она изобретательно открыла дверь в детском саду и сбежала, чтобы меня догнать). Помню все в подробностях. Для меня это была картина непереносимая. На следующий день нас там уже не было.
Именно тогда, придя домой и сидя за работой, я спросила себя: «А кому это вообще все надо: мне или Диане?», «Для чего мы это делаем?», «Для чего мы испытываем такой стресс?». Вот такой, в моем понимании, вопрос всегда должен задавать себе осознанный родитель, чтобы оценивать ситуацию правильно – «Кому все это надо и для кого я это делаю?». Если приходит ответ, что для ребенка и его развития, советую набраться знаний по этой теме: что такое социализация и как ребенок ее проходит в жизни. Так вот, мне пришел ответ: «Для меня все это, для того, чтобы я смогла нормально уделять время работе, своим делам, просто отдохнуть».
Вот после этого ответа и пошло противоречие. Готова ли я для себя и ради себя идти на такие жертвы, смотреть, как моя дочь каждый день «ломается», а в душе откладывает еще одно ощущение предательства?
Ответ – не готова и не хочу жертвовать ее настроением ради лишнего комфорта, который, в принципе, мне не особо-то и нужен. Я работаю из дома и могу найти время для всего.
С этим разобралась – я не готова идти на такие жертвы.
Остается другой вопрос: «А как же тогда социализация, про которую так много говорят?»
«Твой ребенок вырастет несоциализированным маугли» – слышала от родных. Они были в шоке еще от истории с прививками, которые я отказалась ставить Диане еще с рождения. Вот «повезло» ребенку с неадекватной матерью: сначала прививки, а теперь и в детский сад не пускает!
Если вы слышите примерно такое в свой адрес, знайте, и психологам так говорят! Несмотря на то, что я аргументировано отстаиваю свою позицию, иногда это не помогает. Есть общие, давно устоявшиеся социальные установки, вбитые в головы нашим родителям и дедам. Для этого тогда были причины, сейчас в них нет необходимости и надо постепенно искоренять «мусор» из своего сознания. Чем собственно и занимается большая часть тренеров, психологов и коучей сегодня.
Однако вопрос все же есть – не делаю ли я плохо своей дочери, что якобы она у меня не социализируется. Пришлось набираться знаний в этом вопросе, чтобы не позволять окружающим и внутренним установкам давить на свое интуитивное понимание ситуации и наших с дочерью чувств.
Что такое социализация и происходит ли она в группе детского сада между детьми.
Из Википедии. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Я задумалась тогда: «Какие знания, нормы поведения и правила позволяют ребенку в детском саду социализироваться?»
То, что дочери приходиться контактировать в разных ситуациях с детьми и как-то решать их – это хорошо. Однако во дворе, например, когда мы с ней гуляем, она решает намного больше внутренних вопросов: подойти к незнакомому ребенку, настроить с ним контакт, вместе договориться на какое-то взаимодействие, а потом, если что-то пошло не так, найти выход из ситуации. В детском саду эти возможности у детей намного ограниченнее. Потому что, во-первых, круг детей всегда один и тот же. Во-вторых, чаще всего они, не найдя выхода из совместной ситуации конфликта, обратятся к воспитательнице, а ей, на самом деле, до решения этих конфликтов нет дела, она просто разведет детей по разным углам, ничего не объясняя. И это понятно, у нее таких 20 человек в группе, на всех не хватает нервов и сил.
Тогда возникает вопрос: «Правда ли моя дочь получает в садике знания и навыки, которые ей эффективно помогут в будущем выходить из конфликта с другими людьми?» Лично мой ответ – нет. В лучшем случае, в такой ситуации она не получит вообще никаких навыков, в худшем – сделает для себя совсем ненужные и неэффективные выводы, от которых ей потом придется избавляться в более зрелом возрасте, обращаясь за помощью уже со стороны.
Здесь сомнения прошли, потому что рядом со мной она взаимодействует гораздо более эффективно, приходя ко мне за советом, в случае своих сомнений, получает развернутый и нужный в тот момент ответ.
Так же и мы являемся примерами для наших детей, они наблюдают за нами и смотрят, как мы выходим из разных ситуаций, в этом тоже есть социализация, то есть получение навыков необходимых для эффективного взаимодействия.
И потом, ребенок не сидит взаперти 24 часа в сутки, она ходит на занятия, каждый день контактирует с разными людьми, при этом наблюдая еще и за тем, как это делают родители.
Кто бы что мне не говорил, но я пришла к выводу, что детский сад и социализация – совсем разные вещи. И если вашим основным аргументом является именно то, что ваш ребенок социализируется в саду, советую пересмотреть это утверждение и просто больше узнать, что это вообще такое на самом деле – социализироваться.
Еще один волнующий всех вопрос: «Когда ребенок не ходит в детский сад, он необщительный и замкнутый». Правда, не знаю, кто это придумал. Диана пообщительнее меня будет, хотя я в детский сад ходила в свое время. Нет у нее, я бы сказала, испорченности в этом вопросе или блоков, которые получает ребенок, «натыкаясь» на агрессию в замкнутых группах. Она смело может подойти к любому ребенку, если он ее интересует, завести с ним разговор, вместе договориться о какой-то игре. И это происходит так везде и всегда, независимо от того, в своем она дворе или нет. Ей просто интересно общение с другими людьми. Она не кидается на детей от «голода» общения, она просто всегда открыта для новых взаимодействий. Более спокойно переживает выход из своей обычной зоны комфорта, потому что ей приходиться это делать гораздо чаще, чем деткам, которые постоянно находятся в одних и тех же условиях изо дня в день. Ей для того, чтобы удовлетворить своей желание поиграть с кем-то, приходиться идти на взаимодействие, порой с совершенно незнакомыми детьми. Честно, это очень помогает ей быть более общительной, меньше времени тратить на раскачку и стеснение, порой долгое сидение в уголке может ей стоить игры с кем-то очень интересным для нее. Я считаю это хорошим качеством и навыком для дальнейшей жизни, потому что сама этот навык пытаюсь сейчас в себе «взрастить» с нуля.
Есть, конечно, одно «жирное» НО во всей этой истории, о котором, думаю, могут сказать все родители в подобной ситуации. Если вы решаете не ходить, возрастает ответственность за более качественное проведение времени с ребенком, за организацию его и своего дня эффективно, за его все-таки общение. Поэтому сразу говорю, агитировать не могу на отказ от детских садов, потому что это должно быть очень осознанное решение с пониманием последствий.
Готовы ли вы дисциплинировать себя так, чтобы все успевать?
Готовы ли уделять время своему ребенку?
Готовы ли распределить время так, чтобы хватало на вас, работу, семью, походы по занятиям?
Конечно, решение можно найти всегда, главное понимать, что «они обязаны туда ходить» – это не совсем верное утверждение, и теперь, надеюсь, вы понимаете почему.
Мой вывод как мамы, которая когда-то решила пойти против общих правил и найти иной выход из ситуации – основной причиной, по которой мы отдаем и всегда отдавали детей в детские сады, является только наша работа, чтобы мама с папой могли работать. Это для многих семей спасение, потому что есть что-то надо. Это естественно.
Ставить основной задачей социализацию не имеет смысла, потому что она и детский сад это разные вещи. Детский сад – необходимое место пребывания ребенка, пока мама работает. Только и всего. Это делается для нас, для родителей, к детям это не имеет никакого отношения.
Хорошо, что у меня есть возможность делать такие выводы и пробовать себя в этой ситуации. Кому-то повезло с этим меньше. Наверное, если бы Диане приходилось ходить в детский сад, я бы ей сказала правду: «Просто так надо нам с папой, к тебе это не имеет отношение, это просто необходимо, чтобы мы могли что-то кушать, что-то покупать и тому подобное».
Детям важно знать правду всегда. Может быть, это поможет лучше справляться с непониманием, почему им приходиться это делать.
Автор Ирина Зацепина
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂
- 30
- 26
- 8
Источник