Развитие ребенка казьминой скачать бесплатно

Развитие ребенка казьминой скачать бесплатно thumbnail

В
дневнике приводятся современные
данные об основных закономерностях
психического и двигательного развития
детей от рождения до трёх лет.

Основная
задача дневника — помочь
Вам понять своего ребенка

и оценить, насколько его развитие
соответствует норме.

Колонка
«Приблизительный возраст появления
реакции» указаны ориентировочные
критические сроки появления указанных
реакций у детей в норме
.
Большинство детей приобретают эти
способности раньше, и лишь незначительное
количество здоровых детей — несколько
позднее.

В
процессе чтения дневника может выявиться,
что ребенок приобретает навыки
нестандартным образом, со значительным
опережением или отставанием от критических
сроков указанных в таблице. При замедленном
темпе развития лучше обратиться за
советом к детскому врачу или детскому
психологу.

Под
общими движениями подразумевается
умение
удерживать различные положения тела и
передвигаться.

Развитие управления своим телом
происходит под влиянием созревания
центральной нервной системы, которое
в большой степени предопределено
генетическими факторами. На качество
общих движений и их своеобразие оказывают
также влияние состояние здоровья и
условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:

Название
реакции 

Приблизительный
возраст появления реакции

Лежа
на спине, совершает беспорядочные
изолированные сгибания и разгибания
рук и ног. 

1,5
мес.

Лежа
на животе, приподнимает голову

2
мес

Лежа
на животе, поднимает голову по средней
линии на 45 градусов и удерживает ее
(неустойчиво). 

3
мес

Лежа
на спине, удерживает голову по средней
линии. 

3
мес

Лежа
на животе, поднимает голову на 45-90
градусов (грудь приподнята, опирается
на предплечья, локти на уровне или
впереди плеч).

4
мес

Лежа
на спине, прижимает голову к груди по
средней линии и сводит руки вместе.

4
мес

Лежит
на животе, ноги раздвинуты в стороны,
больше опирается на одну руку.

4
мес

Когда
тянут за ручки, пытается присесть.

4,5
мес

Сидя
с поддержкой за поясницу, удерживает
голову прямо. 

5
мес

Лежа
на спине, трогает ручками колени.

5,5
мес

Лежа
на спине, разгибая шею и спину,
перекатывается на бок.

6
мес

Лежа
на животе, опирается на вытянутые руки
(кисти раскрыты, грудь приподнята,
подбородок опущен). 

6
мес

Сидит
(если посадить) с опорой на руки,
свободно поворачивает голову в стороны.

6
мес

Лежа
на спине, поднимает ноги вверх и трогает
ступни.

7
мес

Лежа
на животе, опирается на предплечье
одной руки, другой тянется за игрушкой. 

7
мес

Посаженный
сидит с прямой спиной без поддержки,
руки свободны. Может наклоняться
вперед, назад и в стороны, но легко
теряет равновесие.

7,5
мес

Лежа
на животе, разгибается, приподнимает
голени и вытянутые в сторону руки
(«ласточка»). 

8
мес

Лежа
на животе, поворачивается по кругу.

8
мес

Устойчиво
сидит без поддержки, может при этом
свободно заниматься игрушкой.

8
мес

Стоит
с поддержкой за грудь, пытается
«пружинить» на ножках (туловище
слегка наклонено вперед).

8
мес

Лежа
на боку, приподнимает голову.

8
мес

Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище.

8,5
мес

Сидя
без опоры, поворачивает туловище в
сторону и берет предмет, оборачивается
и смотрит назад.

9
мес

С
живота переваливается на бок, опираясь
на одно предплечье, смотрит назад.

9,5
мес

Переворачивается
с живота на спину (тазовый пояс вращается
относительно плечевого).

9,5
мес

Ползает
на животе.

9,5
мес

Встает
на четвереньки (на колени и кисти) из
положения на животе, может раскачиваться
на четвереньках вперед-назад. 

10
мес

Из
позы на четвереньках высоко поднимает
одну руку, чтобы достать предмет.

10
мес

Сидя
без поддержки, не падает, когда тянется
в сторону.

10
мес

Встает
на четвереньки из положения сидя. 

10
мес

Встает,
держась за опору. 

11
мес

Стоя,
держится за опору и раскачивается,
переступая с ноги на ногу

11
мес

Садится
из положения на четвереньках. 

11
мес

Стоит,
придерживаясь одной рукой. Поворачивается
и тянется другой рукой за игрушкой.

11
мес

Подтягивается
на руках, чтобы встать, использует
позицию стоя на одном колене.

11
мес

Присаживается
и/или наклоняется, держась за опору. 

11
мес

Ползает
на четвереньках.

1
год 1 мес

Переступает
боком вдоль мебели (стены). 

1
год 1 мес

Переступает
около мебели в пол-оборота к направлению
движения.

1
год 1 мес

Из
положения стоя опускается на колени,
держась рукой за мебель. 

1
год 1 мес

Стоит
без опоры несколько секунд.

1
год 1 мес

Ходит
самостоятельно, подняв руки, широко
расставив ноги.

1
год 1 мес

Присаживается
на корточки из положения стоя, снова
встает

1
год 2 мес

Встает
с пола без поддержки.

1
год 3 мес

Ходит
самостоятельно, руки свободны и
расслаблены.

1
год 3 мес

Присаживается
на корточки и играет в этой позе.

 1
год 6 мес.

Залезает
на диван, кресло.

 1
год 6 мес.

Из
положения стоя наклоняется и вновь
выпрямляется.

 1
год 6 мес.

Встает
с маленького стульчика (с опорой)

 1
год 6 мес.

Бежит,
смотря под ноги.

 1
год 6 мес.

Ходит,
может внезапно остановиться и
повернуться.

2
года

Садится
на маленький стульчик. 

2
года

Поднимается
по лестнице приставным шагом, держась
за перила и за руку взрослого

2
года

Подталкивает
ногой мяч на ходу. 

2
года

Ходит
задом наперед.

2
года

Несет
большой предмет (до 30 см в диаметре).

3
года

Перешагивает
через препятствия.

3
года

Идет
по полосе шириной 30 см самостоятельно. 

3
года

Встает
с маленького стульчика без опоры.

3
года

Встает
на цыпочки.

3
года

Стоит
на правой ноге 3 секунды

3
года

Стоит
на левой ноге 3 секунды. 

3
года

Спускается
по лестнице с опорой приставным шагом.

3
года

Поднимается
по лестнице с опорой попеременным
шагом.

3
года

Поднимается
и спускается по шведской стенке (1
метр)

3
года

Пинает
мяч с размаху. 

3
года

Подпрыгивает
на месте, еле отрывая ноги от пола. 

3
года

Перепрыгивает
через веревку на земле. 

3
года

Подпрыгивает
на месте, расставив ноги.

3
года

Держит
ноги на трехколесном велосипеде, когда
катают.

3
года

Крутит
педали велосипеда, когда едет прямо

3
года

Проходит
на цыпочках 3 метра.

3
года

Источник

Каждая мамочка тщательно следит за развитием своего ребёнка, желая знать, правильно ли происходят различные процессы в его организме. Особое внимание уделяется возрасту от одного до трёх лет. Важна каждая мелочь: как малыш двигается, разговаривает, воспринимает окружающую обстановку. Нередко изменения в его поведении фиксируются в книжечке или блокнотике. Перечитывается очень много литературы и просматривается много специализированных сайтов и форумов, чтобы понять, насколько развитие ребёнка соответствует норме. Также периодически мамочки консультируются с врачами.

Специальный дневник развития ребёнка

Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.

развитие ребенка

В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.

Оба автора книги – кандидаты медицинских наук. А.М. Казьмин – профессор, заведующий кафедрой МГППУ клинической психологии раннего детства на факультете клинической и специальной психологии. Казьмина Л.В. – детский врач-невролог.

Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.

Содержание дневника развития ребёнка

Дневник развития ребёнка содержит основные закономерности психического и двигательного развития ребёнка в возрасте от одного до трёх лет.

дневник развития ребенкаЗадача дневника – помочь мамочкам лучше понять процессы развития ребёнка и оценить их соответствие нормам. В дневнике есть несколько разделов.

Общие движения

Здесь говорится о том, как ребёнок должен двигаться, и в какие основные положения тела он должен уметь удерживать. Ребёнок учится управлять своим телом в процессе развития центральной нервной системы. Особенности и скорость развития во многом определены генетическими факторами. Также на эти процессы влияют условия, в которых развивается ребёнок, и его состояние здоровья.

Под общими движениями подразумевается:

  1. Самоощущение своего тела в окружающем пространстве и его частей отдельно друг от друга.
  2. Регуляция сокращения мышц, их силы и тонуса.
  3. Выбор цели и направления движения, а также поиск способов преодоления препятствий с помощью зрения.
  4. Двигательная память, автоматизирующая часто повторяющиеся движения, которые со временем становятся более быстрыми и ловкими.

Движения рук

Смотрим, что ребёнок делает руками, и каким образом он управляет их движениями. Здесь описываются:

  1. Чувствительность пальцев. Ребёнок учится изучать предметы на ощупь, понимать, где твёрдое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное. Это помогает ему лучше понимать, как нужно действовать с этими предметами: с какой силой их захватывать и как дальше с ними поступать.
  2. Зрение. Понимание расположения предметов в пространстве. Оценка их свойств: размера, цвета и формы.
  3. Регуляция силы мышц.
  4. Двигательная память.

Постепенно движения рук ребёнка становятся не хаотичными, а целенаправленными. Малыш понимает, что он делает и зачем. Например, он понимает, что зубную пасту можно выдавить из тюбика и почистить ею зубы, а не есть её.

Слух

Слуховая чувствительность новорождённого невысока. Пока он весьма примитивно реагирует на звуки: вздрагивает, моргает или просто замирает. В 1,5-2 месяца ребёнок учится различать звуки. К 3-6 месяцам – узнаёт звуки родного языка. К 6 месяцам он воспринимает звуки уже полностью как взрослый.

слух ребенкаВ 14-18 месяцев может запоминать короткие стихотворения. В 18-24 месяца в памяти ребёнка – несколько сотен часто употребляющихся слов и устойчивых словосочетаний. В 3 года ребёнок знаком с основами грамматического строя родного языка.

Зрение

Человеческое зрение – это совместная работа глаз, глазных мышц и множества нервных окончаний. Нормальное человеческое зрение позволяет адекватно видеть форму и размер объектов, объём и оттенок, а также обходить препятствия.

Человеческий глаз различает свет и темноту, поэтому организм выстраивает свой биоритм и понимает время, когда следует спать или бодрствовать.

Зрительная память сохраняет воспоминания об уже увиденном и помогает воспроизвести это в голове. Маленький ребёнок не сохраняет в голове зрительные образы долгое время. Поэтому большинство людей помнит себя примерно с 3-4 лет.

Общение и речь

Ребёнок получает сигналы от других людей и о происходящем вокруг него разными способами.

Процесс делится на этапы:

  • Приём информации с помощью органов чувств.
  • Понимание значения того, что было услышано, увидено.
  • Передача сообщения собеседнику словами, действиями или интонацией.
  • Общение.

Понимание других людей

Сначала ребёнок не понимает движения и речь взрослых людей. Они кажутся ему бессмысленными. Следовательно, реакция на них ещё не выработана. Но уже с опытом он учится различать способы поведения взрослых и адекватно реагировать на них.

развитие ребенкаС 3-8 месяцев малыш запоминает и начинает понимать часто повторяющиеся события. К 9 месяцев он учится понимать соответствующие данным событиям слова и жесты. С 10 месяцев малыш прекрасно понимает, как следует вести себя в ситуации, которая ему уже знакома.

Этапы развития общения

  • 1 месяц

Приспособление к окружающему миру. Реакция на происходящие в собственном организме процессы. Появление рефлекторных реакций на объекты: например, фиксация взгляда на блестящем предмете, так как он контрастирует по своему цвету с окружающими объектами.

  • 1-3 месяца

Начало «психического рождения». Ребёнок смотрит и улыбается всем, прислушивается к вашей речи, сам пытается издавать звуки. Пока что ребёнок ничего не запоминает – для него существует лишь то, что перед ним в данную секунду.

  • 3-8 месяцев

Различение «своих» и «чужих». Малыш начинает длительное время удерживать в памяти полученные впечатления от увиденного. Появляется привязанность к близким и недоверие к чужим. Ребёнок требует внимания.

  • 8 месяцев – 1,5 года

Открытие себя. Начало понимания слов и жестов. Попытка повторить увиденное.

  • 1,5-2 года

Увеличение словарного запаса. Стремление к самостоятельности.

  • 2-3 года

Понимание своей половой принадлежности. Умение строить длинные связные предложения. Проявление упрямства и непослушания. Поиск выхода из конфликтных ситуаций.

Активная речь

Ребёнок начинает издавать звуки уже в 1,5-2 месяца. К 2-7 месяцам он уже знает несколько интонаций. В 7-9 месяцам начинает «лопотать». В 9-11 месяцам пытается повторить звуки взрослых. 11-13 месяцев – произношение отдельных слов. К 2-3 годам начинается овладение фразовой речью.

Это лишь несколько основных разделов, из которых состоит дневник развития ребёнка. Они описаны вкратце, а в самой книге к каждому разделу прилагается подробная таблица, где описывается, как может вести себя малыш в определённой ситуации в конкретном возрасте. Также описывается, как он мыслит, как осознаёт себя, какие игрушки ему лучше купить в месяц и в год и другие особенности.

Источник

А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина

«Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» . 2001 год

Оглавление

В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.

Основная задача дневника — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.

Колонка «Приблизительный возраст появления реакции» указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей — несколько позднее.

В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения

Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:


  • ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;

  • механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;

  • зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;

  • двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. 1,5 мес.
Лежа на животе, приподнимает голову2 мес
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). 3 мес
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. 3 мес
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч).4 мес
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе.4 мес
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку.4 мес
Когда тянут за ручки, пытается присесть.4,5 мес
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Лежа на спине, трогает ручками колени.5,5 мес
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок.6 мес
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). 6 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны.6 мес
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни.7 мес
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. 7 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие.7,5 мес
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). 8 мес
Лежа на животе, поворачивается по кругу.8 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой.8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед).8 мес
Лежа на боку, приподнимает голову.8 мес
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище.8,5 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад.9 мес
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад.9,5 мес
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого).9,5 мес
Ползает на животе.9,5 мес
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. 10 мес
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет.10 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону.10 мес
Встает на четвереньки из положения сидя. 10 мес
Встает, держась за опору. 11 мес
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу11 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой.11 мес
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене.11 мес
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. 11 мес
Ползает на четвереньках.1 год 1 мес
Переступает боком вдоль мебели (стены). 1 год 1 мес
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения.1 год 1 мес
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. 1 год 1 мес
Стоит без опоры несколько секунд.1 год 1 мес
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги.1 год 1 мес
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает1 год 2 мес
Встает с пола без поддержки.1 год 3 мес
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены.1 год 3 мес
Присаживается на корточки и играет в этой позе. 1 год 6 мес.
Залезает на диван, кресло. 1 год 6 мес.
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. 1 год 6 мес.
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 мес.
Бежит, смотря под ноги. 1 год 6 мес.
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.2 года
Садится на маленький стульчик. 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу. 2 года
Ходит задом наперед.2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре).3 года
Перешагивает через препятствия.3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. 3 года
Встает с маленького стульчика без опоры.3 года
Встает на цыпочки.3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды. 3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом.3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом.3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр)3 года
Пинает мяч с размаху. 3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. 3 года
Перепрыгивает через веревку на земле. 3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги.3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают.3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо3 года
Проходит на цыпочках 3 метра.3 года

Движения рук

Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.

Движения рук управляются несколькими механизмами.


  • Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость — мягкость…), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.

  • Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

  • Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

  • Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Изолированные хаотические движения рук. 2 мес
Лежа на спине, подносит ручки ко рту.3 мес
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. 3 мес
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п.3 мес
Смотрит на движения своей руки.3 мес
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты.3,5 мес
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими3,5 мес
Трясет погремушкой, вложенной в руку4 мес
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот4,5 мес
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его.4,5 мес
Водит пальцами по поверхности игрушки.4,5 мес
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. 5 мес
Большую часть времени кисти раскрыты.5 мес
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой — тянется за игрушкой5 мес
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета6 мес
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее.6 мес
Перекладывает предмет из руки в руку6 мес
Тянется к удаленному предмету. 7 мес
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами7 мес
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой.7 мес
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой.8 мес
Поднимает предмет двумя руками.8 мес
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).8 мес
Отталкивает мяч в случайном направлении.8 мес
Стучит предметом о предмет. 9 мес
Хлопает в ладоши9 мес
Ощупывает людей и предметы10 мес
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»). 10 мес
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает..11 мес
Бросает предметы в игре. 11 мес
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) — точный «пинцетный захват»1 год
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. 1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием — колышек, кольцо — стержень и т.п.).1 год 1 мес
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.).1 год 1 мес
Пытается рисовать каракули1 год 2 мес
Ставит кубик на кубик.1 год 4 мес
Соединяет предметы (стержень — кольцо, колпачок — ручка и т.п.) под контролем зрения. 1 год 4 мес
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения.1 год 4 мес
Разворачивает завернутый в бумагу предмет.1 год 6 мес
Ставит 3 кубика друг на друга.1 год 8 мес
Переворачивает страницы книги по одной. 1 год 8 мес
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие.1 год 9 мес
Схватывает движущийся предмет (например, мяч)2 года
Разрывает бумагу2 года
Пытается остановить катящийся к нему мяч2 года
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см.2 года
Ставит 4-6 кубиков друг на друга2 года
Переливает жидкость из одной емкости в другую.2 года
Складывает бумагу пополам по подражанию.2 года 6 мес
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) «бусины» с отверстием 0,3—0,4 см.2 года 6 мес
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр)3 года
Режет бумагу ножницами. 3 года

Зрение

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.

Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (» люди «, » деревья » и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например — слуховыми и т.д.

  1   2   3   4   5

Источник