Развитие ребенка как растут растения
Полянская Наталья Владимировна
Конспект занятия «Как растут растения»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
Тема: «Как растут растения»
воспитателя Полянской Натальи Владимировны первой квалификационной категорий
Реализация через систему задач по теме «Как растут растения».
Образоват. обл. Образовательные задачи
Здоровье Формировать представления о растениях, полезных для здоровья, лекарственных и ядовитых.
Познание Расширить знания детей о стадиях развития растений, необходимых условиях для полноценного роста и развития.
Коммуникация
Учить вести календарь наблюдений, делать аналитические выводы.
Чтение худ.
литературы Формировать способность понимать причинно-следственные связи в произведениях Л. Толстого «Яблони», «Старый тополь».
Труд Закрепить навыки ухода за растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание, подкормка).
Социализация Д/и «С какой ветки детки?», «Цепочка слов», игра «Блиц-опрос»
Безопасность
Художественное
творчество
Расширять знания о ядовитых растениях
Поощрять желание создавать различные композиции, используя семена различных растений.
Паспорт проекта
Тема «Как растут растения»
Цель: формировать осознанное отношение детей к растительному миру.
Задачи: 1. Изучить стадии развития растений, условия, необходимые для полноценного роста и развития,
2. установить взаимосвязь между условиями окружающей среды и ростом растений,
3. определить значение воды, почвы, света для роста и развития растений,
4. учить детей самостоятельно делать выводы на основе полученных наблюдений, вести календарь наблюдений.
Участники: воспитатели и дети подготовительной группы.
Вид по доминирующему методу: познавательный.
Время реализации проекта:краткосрочный (4 недели).
Предполагаемый результат: выяснить условия для благоприятного развития растений, высадить рассаду на участке.
Продукт проектной деятельности: поделки из семян растений, календарь наблюдений, рассада цветов, кабачков, фасоли.
Презентация проекта: игра-занятие «Посадка рассады на участке детского сада».
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта.
1. Семена различных растений (укропа, фасоли, кабачков, тыквы, берёзы, бархатцев, пшеницы).
2. Д/и «С какой ветки детки?», игра «Цепочка слов», «Блиц-опрос».
3. Подборка художественной литературы Л. Толстой «Старый тополь», «Яблони».
4. Иллюстративный материал. Серия картинок «Лекарственные растения», «Будь осторожен – ядовитые растения», гербарий листьев и семян различных растений.
5. Предметы для посадки семян (горшочки, блюдца, лейка, коробка из плотного картона).
6. Проектор.
перспективно-календарного плана
на тему «Как растут растения».
Образоват.
область ООД Совместн. дятельн.
взрослого с ребёнком
Познание. Беседы «Зачем нужно беречь растения, сажать деревья, охранять лес», «Для чего нужны растениям семена, как они распространяются?», «Лекарственные и ядовитые растения»
Цель: формировать представления о значении растений в жизни человека, о способах распространения семян растений. Рассматривание семян различных растений, анализ их внешнего вида.
Беседы «Что будет, если?»
Д/и «С какой ветки детки», игры «Цепочка слов», «Блиц-опрос». Посадка семян в горшочки, создание различных условий для их прорастания. Ведение календаря наблюдений.
Ситуация к организации самостоятельной деятельности детей.
1. Появление гербария в уголке природы.
2. «Почему так произошло?» (рассматривание слайдов с погибшими растениями).
Речь.
Коммуникац. Составление рассказов из личного опыта о значении растений для человека.
Цель: развивать связную речь, умение строить предложения в правильной грамматической форме.
Худ.
творчество Аппликация из семян растений.
Цель: развивать творческое воображение, активизировать интерес к изобразительному творчеству.
Чтениехуд.
литературы Чтение произведений Л. Толстого
«Старый тополь», «Яблони».
Цель: способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений.
Труд Дежурство по уголку природы.
Цель: формировать навыки правильного ухода за растениями.
введение детей в игровую ситуацию.
Демонстрация слайдов с видами пустыни, лес после пожара, высохшие поля.
— Посмотрите, ребята, какой унылой, безрадостной становится земля, если на ней нет никакой растительности. Как вы думаете, почему так произошло?
— В пустыне нет растений, потому что там очень жарко, а лес сгорел, потому что, кто-то не потушил костёр. Если летом нет дождей, то поля высыхают.
— А нужны ли растения на Земле? Для чего? (Обобщение ответов детей).
— Растения очищают воздух, они поглощают загрязнённый, а выделяют кислород. Семенами растений питаются зимой птицы, когда все насекомые спрятались на зимовку. С цветов пчёлы собирают нектар и перерабатывают его в душистый и очень полезный продукт – мёд. Многие растения обладают лекарственными свойствами и помогают нам укреплять своё здоровье. Наша жизнь без растений была бы скучна и однообразна. Как приятно вдыхать аромат цветов, слушать шелест листвы, а какое прекрасное время года – золотая осень! И всё это дарят нам растения.
Предлагаю вам, ребята, вырастить самим растения, которые украсят наш участок в детском саду.
Модель «Трёх вопросов»
Что знаю Что хочу узнать Как узнать
Растения растут из семян. Нужны определённые условия для их роста и развития.
Как будут прорастать семена, если их поместить в разные условия?
Проведём опытно-исследовательскую работу.
Реализация проекта.
— Ребята, чем было растение, пока не выросло?
— Правильно, семенем. Что такое семена? (Обобщение ответов детей).
— Это плоды растения, из которого может вырасти новое растение. Давайте рассмотрим семя растения фасоли. Семенная кожура защищает семя от высыхания, повреждения, холода. Семядоли – в них находится запас питательных веществ, которые использует растение, пока не подрастёт. Зачем растению семена?
Дети:
— Семена нужны, чтобы растение опять выросло.
— Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. Семена могут быть разной формы, размера, окраски.
Рассматривание семян фасоли, пшеницы, укропа, тыквы, кабачков, бархатцев, берёзы.
— Как выдумаете, ребята, кто и что помогает распространять семена?
Дети:
— Семена разносятся ветром. А ещё они цепляются за одежду.
— Правильно, ветром разносятся семена берёзы, одуванчика, клёна. Они имеют крылышки или парашютики и могут перелетать на большие расстояния. Семена лопуха – репей, цепляется за одежду человека или шерсть животных. Птицы тоже переносят семена растений на большие расстояния.
Игра «Блиц-опрос»:
— на каких деревьях растут шишки?
— какие растения помогают при болезнях?
— что собирают пчёлы на цветках растений?
— почему семена некоторых растений снабжены крылышками?
— Молодцы! На все вопросы вы ответили правильно. А теперь я предлагаю посадить семена пшеницы. Мы не просто их посадим, а создадим для них разные условия. Какие условия нужны растениям, чтобы расти и развиваться?
Дети:
— Растениям нужен свет, вода, земля и чтобы было тепло.
— Да, это необходимые условия. В первом горшочке будут все условия. Во втором – не будет почвы, семена просто поместим в небольшое количество воды. В третьем – не будет света, мы накроем горшочек плотной коробкой. В четвёртом – не будет воды, т. е. этот горшочек не поливаем. Все изменения будем заносить в календарь наблюдений. В нашей группе тепло, поэтому это условие будет у всех растений одинаковым. А как вы думаете, одинаково ли взойдут семена? И как именно?
Мнения детей разделились.
— Ещё мы посадим семена фасоли, кабачков, бархатцев, чтобы потом высадить их на нашем участке. Ребята, а ведь за семенами можно не только наблюдать, их можно использовать для аппликации.
Дети выполняли аппликацию из семян разных растений.
В процессе реализации проекта ребята наблюдали за ростом и развитием растений, отмечали изменения в календаре. В первом горшочке самые хорошие всходы, они взошли быстро и дружно. Во втором – семена набухли, но ростки слабые, проросли недружно. В третьем – ростки бледные, тонкие, выглядят болезненными. В четвёртом – семена не проросли.
Дети сделали вывод, что для полноценного роста и развития растений нужны и свет, и вода, и почва.
Презентация проекта
Итоговое мероприятие – посадка рассады фасоли, кабачков. бархатцев на участке детского сада.
Проект вызвал большой интерес у детей, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы об условиях, необходимых для роста растений.
Реализация данного проекта воспитывает у детей ответственность, любовь к природе, бережное отношение к ней, трудолюбие, развивает наблюдательность, логическое мышление, исследовательскую активность.
Источник
Фомиченко Ольга
Конспект НОД «Как растут растения?»
Конспект НОД на тему: «Как растут растения?».
Цель: Продолжать расширять и обогащать знание детей о том, что растения выращивают из семян.
Задачи:
Развивающие: развивать представления детей о росте и развитии растений; устанавливать связь между ростом растения и их потребностями в различных условиях; развивать речевое общение и мыслительные процессы,
Образовательные: закрепить знания детей о частях растений, об условиях их роста, познакомить детей с цветком – бархатцы.
учить приемам посева семян: насыпать землю в стаканчик, делать лунку определенной глубины, положить в лунку семечко, присыпать землей, полить.
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни растений; воспитывать желание самим вырастить растение из семян; воспитывать трудолюбие и аккуратность;
Оборудование и материалы: игрушка Буратино, искусственные цветы, картинки с изображением растений (подсолнух, слива, тыква, вишня, яблоня, дуб, лимон, семена этих растений; картинка с изображением цветов бархатцев, семена бархатцев, стаканчики для посева семян, земля, лопатки, поддон, лейки, схема посадки семян растений, схема роста растений.
Предварительная работа: рассматривание семян различных растений, их сравнение; д/и «Чьи детки?»; наблюдения за растениями на участке и в группе; посадка лука с целью выявления необходимых условий для роста растения;
Ход НОД.
В –ль: Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
В –ль: Ребята, смотрите, кто это у нас сидит в уголке природы?
Загадка про Буратино.
Этот мальчик очень странный,
Необычный, деревянный,
В полосатом колпачке.
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
(Буратино)
В-ль: Давайте подойдем к нему и спросим, что это он там делает.
( Дети подходят к Буратино и спрашивают.)
Буратино: Сижу и сравниваю ваши цветы и свои.
В-ль: Зачем Буратино?
Буратино: Придумал я порадовать Мальвину, подарить ей цветы. Пошел в магазин и купил там самые красивые цветы. Пришел к Мальвине, а она спрашивает, где это я купил такие красивые искусственные цветы. (показывает букет искусственных цветов.) Какие же они искусственные? У них и листья зеленые и веточки, и цветы красные. Мои цветы самые настоящие, а не искусственные.
В-ль: Ребята, давайте поможем Буратино разобраться, чем живые цветы отличаются от искусственных.
Дети: Живой цветок растет, у него есть корень, стебель, цветок; его нужно поливать; живой цветок меняется в своем развитии: появляются новые листья, бутоны, цветок, семена.
Буратино: Ребята, а что такое семена? И для чего они нужны?
Дети: Семена нужны для того чтобы растение выросло. У каждого растения есть свои семена.
В-ль: Давайте поиграем в игру: «Из какого семечка, что вырастет?». (Дети рассматривают семена растений, называют, чьи это семена и находят картинку с изображением этого растения.)
Буратино: Теперь я понял, как растут растения. И даже сам смогу их вырастить.
В-ль: И как же Буратино?
Буратино: Я возьму семечко, положу его в горшочек, накрою платком и скажу волшебные слова: «Крибле – крабле – цветок». И вырастет цветок.
В-ль: Ребята вырастет так у Буратино цветок?
Дети: Нет.
В-ль: Нет Буратино, здесь волшебные слова тебе не помогут. Здесь нужны только знания и труд. Вот посмотри на эту схему: «Рост растения». Ребята давайте расскажем Буратино, как растет растение.
(Ребенок выходит и по схеме рассказывает о росте растения).
Буратино: Теперь я понял, чем отличаются живые цветы от искусственных. Мои цветы поливать не надо. И корня у них нет, и листики не растут, и цветы есть, а семян никогда не будет. А мне так хотелось порадовать Мальвину.
В-ль: Не грусти, Буратино, давай вместе с нами посадим семена, будем вместе ухаживать за ними, наблюдать, как появятся новые листочки, а потом когда цветок подрастет, ты подаришь его Мальвине, а мы посадим у себя на клумбе.
Буратино: Хорошо. А что вы будете сажать?
В-ль: Прошлым летом у ребят младшей группы на клумбе выросли удивительные цветы- бархатцы ( показ картинки). Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать нас своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Сушеные цветки бархатцев постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской, подвергают окрашиванию сыр.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей. Послушайте, какое красивое стихотворение о них написала поэтесса Татьяна Давыдова:
Бархатцы, как маленькие солнышки,
Сохраняют летнее тепло.
Осенью, под неприятным дождиком,
Как и в ясный день от них светло!
В-ль: А теперь давайте рассмотрим семена бархатцев. (Дети рассматривают семена определяют цвет, форму, на что похожи.) Вспомните, что же нужно, чтобы растение хорошо росло?
Дети: Растениям нужна земля, вода, свет и тепло.
В-ль: Правильно ребята. Посмотрите на эту схему, она поможет нам правильно посадить семена. (Дети рассматривают, повторяют последовательность посадки: насыпать землю в стаканчик – сделать лунки — семечко посадить – полить – поставить на солнце – рост растения – бутон — цветок).
А чтобы у нас все получилось нужно запомнить и выполнить несколько правил:
— не шуметь и не толкаться;
— землю насыпать аккуратно, чтобы не рассыпать;
— быть терпеливым;
— после труда убрать рабочее место и помыть руки.
Чтобы легче работалось, подготовим свои пальчики и поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Посадили в землю зернышко, («положите» в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Дети и Буратино сажают семена бархатцев в стаканчики, поливают, ставят на поддон поближе к солнечному свету. Буратино благодарит детей за помощь: он узнал много полезного и интересного.
Источник