Развитие ребенка к концу пятого месяца

Развитие ребенка к концу пятого месяца thumbnail

Развитие малыша к окончанию пятого месяца обычно характеризуется целым рядом новых достижений, внешних и внутренних изменений. Как правило, масса крохи к этому времени с момента рождения увеличивается в среднем в два раза и составляет от 6,5 до 7,5 кг.

В конце первого полугодия ребенок развитие ребенка в 5 месяцанабирает в месяц в среднем до 700 г, тогда как рост его увеличивается примерно на 1,5-2 см и составляет около 63-65 см. Голова в окружности также увеличивается на 1 см, а окружность груди — на 2 см. Некоторые малыши в этом возрасте уже радуют близких и родных первым нижним зубом, но даже если он не появился, то набухшие десны, обильное слюноотделение и частые крики крохи станут свидетельством того, что скоро это произойдет.

У детей пятого месяца практически не фиксируют характерные для младенцев рефлексы, последние из которых к началу этого периода исчезают. Самым поздним считается рефлекс Моро, который исчезнет не ранее конца пятого месяца.

Совершенствование старого и подготовка к новому

Уже в начале пятого месяца становится понятым, что физическое развитие крохи подходит к новому этапу, главным событием которого станет самостоятельное передвижение. Ребенок активно шлифует имеющиеся навыки и развивает новые. Он все больше внимания обращает на то, что его окружает, мысленно развитие ребенка в 5 месяцаготовится к тому, что очень скоро все самое интересное сможет исследовать сам – сначала на четвереньках, а потом и на ногах. Выражается это в следующем.

  1. Кроха с удовольствием подолгу лежит на животе, приподнимаясь сначала на локтях, а к концу пятого месяца и на руках. В таком положении малышу лучше видно все, что его окружает, кроме того, в это время он тренирует мышцы спины в подготовке к скорому ползанию.
  2. Ребенок в конце пятого месяца уже делает настойчивые попытки некоторое время оставаться в сидячем положении, пусть пока и с поддержкой. Несмотря на это, не стоит идти у него на поводу, потакая ему в этом желании. В 5 месяцев спина еще не настолько окрепла, чтобы сидеть, поэтому особенно любознательным деткам можно предложить вариант с детским креслом, устанавливаемым под углом в 45 градусов, которого будет достаточно, чтобы видеть все, что происходит вокруг.
  3. В положении полусидя малыш в этот период любит находиться больше всего, и отчасти потому, что в это время он уже может пользоваться обеими руками, исследуя все, что находится в поле его доступности.
  4. В положении на животе кроха не только с удовольствием рассматривает окружающие его предметы и игрушки, но и с интересом изучает собственное тело, пробуя на ощупь и «на вкус» ноги и руки.
  5. Если потянуть кроху, лежащего на спине, за обе руки, он сделает попытку приподнять торс, чтобы сесть. Голова при этом удерживаться будет более чем уверенно.
  6. Особенностью пятого месяца также является умение ребенка с легкостью менять положение тела, переворачиваясь с живота на спину, на бок и обратно.
  7. В конце пятого месяца у крохи достаточно хорошо развиты мышцы спины, поэтому в положении на животе он активно двигает конечностями, развитие ребенка в 5 месяцапытаясь дотянуться до предметов, лежащих впереди.
  8. Многие малыши в этот период уже умеют ползать «по-пластунски».
  9. Тренируя моторику пальцев, дети на пятом месяце активно осваивают технику хватания. Они пытаются схватить и удержать интересующие их игрушки, с интересом трясут и стучат погремушками о разные поверхности.
  10. Если, удерживая ребенка под руки, поставить его на твердую поверхность, то на пятом месяце жизни он сможет стоять, не сгибая ног. Это нормально, так как пройдет всего 4-5 месяцев, и кроха уже будет пытаться сделать первые шаги, пусть пока и с поддержкой родителей.

Обратите внимание, что все перечисленные навыки касаются развития среднестатистических детей, без патологий, своевременно появившихся на свет.

Дети недоношенные, либо с врожденными (приобретенными) дефектами, развиваются по собственному графику, который нужно обсуждать с педиатром.
Знакомство с окружающим миром: особенности психического развития

Для детей пятого месяца жизни характерно развитие желания как можно больше узнать о том, что их окружает, начиная с особенностей собственного тела. Малыши учатся налаживать первые контакты, проявляют интерес, исследуя новые для них предметы. Они пытаются говорить со взрослыми, реагируя на их интонации и выстраивая целые необычные звуковые комбинации. Таким способом малыши стараются показать, что готовы к общению и не желают оставаться надолго одни.

В пять месяцев эмоциональное развитие малыша доходит до того уровня, когда он не просто узнает родителей и радуется им, но и пытается это продемонстрировать. Кроха держит в памяти отдельные детали образа каждого из членов семьи, запоминая:

  • тембр голоса;
  • одежду;
  • глаза;
  • цвет волос и пр.
Читайте также:  Психосоциальное развитие ребенка дошкольного возраста

Он всматривается в лица родителей и людей, которые часто бывают с ним рядом, пытается потрогать их глаза, рот, уши, может заснуть в рот палец, всматривается в губы и вслушивается в речь.

Частым в этом возрасте является общение ребенка с самим собой. Он рассматривает руки, ноги и лепечет – как правило, пребывая в развитие ребенка в 5 месяцахорошем расположении духа. Если в этот момент в комнате появится взрослый, лепет крохи заметно усилится.

А вот к незнакомым людям малыши пятого месяца жизни проявляют недоверие, часто испытывают по отношению к ним страх и тревогу. Впрочем, эти негативные эмоции легко развеять, если ласково поговорить с малышом и назвать его по имени.

В этом возрасте дети понимают, когда с ними говорят грубо, а когда проявляют любовь и дружелюбие. Первое их задевает, расстраивает и пугает, второе — вдохновляет и успокаивает. Именно поэтому во время обращения к себе малыш внимательно вслушивается в речь, чтобы уловить, какой посыл она несет на этот раз.

Крохе в пять месяцев можно и нужно показывать картинки с изображениями лиц людей. Конечно, важно, чтобы лица не были пугающими и вызывали у ребенка позитивные эмоции.

В пять месяцев у ребенка достаточно хорошо налажена связь между движениями и зрением, что выражается в умении брать тот предмет, который хочется и который находится в поле зрения и доступности. Более того, малыши в этом возрасте начинают различать цвета, отдавая предпочтение наиболее ярким.

Развитие слуха также переходит на новый уровень. Кроха спокойно улавливает звук, источник которого находится в трех метрах от него.

Еще больше общения и первые попытки быть самостоятельным

Малыш в этот период проявляет больше самостоятельности, способен оставаться один и не грустить на протяжении 10-15 минут, занимается с игрушками и развивающим ковриком, не требуя внимания взрослых. В это время у крохи уже появляются игрушки-фавориты, которые произвели на него впечатление цветом, формой, тактильными ощущениями. Если спрятать игрушку или предмет под пеленкой, пятимесячный малыш уже без труда поймет, что произошло, и попытается достать игрушку.

В этом возрасте дети особенно общительны и ценят каждое мгновение, проведенное с любимыми родителями. развитие ребенка в 5 месяцаОни пищат от восторга, когда их подкидывают, кружат, и сладко жмурятся, если на них дуют.

К концу пятого месяца ребенок пробует отстаивать личные права, протестуя, если у него пытаются забрать что-то, что он себе добыл и планировал использовать как развлечение.

Стоит обратиться к врачу за консультацией, если:

  • ребенок не меняет положения, лежа на спине или на животе;
  • плохо удерживает голову;
  • не проявляет интереса к игрушкам и ярким предметам;
  • не пытается «гулить»;
  • не видит разницы между строгими и доброжелательными выражениями лиц взрослых.

Такие особенности поведения могут свидетельствовать о том, что развитие ребенка на пятом месяце пошло со сбоями либо у малыша имеются какие-либо проблемы со здоровьем, как с физическим, так и с психическим.

Как развивать кроху играми

В пять месяцев развитие крохи будет гармоничным, если ему уделять время, забавляя и развлекая соответствующими возрасту познавательными играми и игрушками. Играть в этом возрасте (как, впрочем, и в любом другом) дети любят больше всего на свете, поэтому родителям не стоит лишать их и себя удовольствия, которое еще и принесет пользу.

Итак, как же играть с таким крохой? Конечно же, самое главное — это больше общения в процессе игры. Малышу можно петь детские песенки, рассказывать развитие ребенка в 5 месяцасказки, стишки и потешки, сопровождая их активной мимикой, интонациями и жестикуляцией, но ни в коем случае не пугая кроху.

Отличный вариант игры для такого возраста — это всем известные прятки «ку-ку», когда взрослый закрывает глаза ладонями, открывает их и приветствует малыша возгласом «ку-ку!». Такая игра будет веселить ребенка с первых месяцев жизни и вплоть до 1,5-2 лет. Закрывать глаза можно не только себе, но и игрушкам малыша, домашним питомцам или самому ребенку.

Особый интерес у детей этого возраста вызывают разного рода звуковые игры. Например, можно показывать им картинки с животными, имитируя голосом звуки, которые они издают, звонить колокольчиками разного размера, изучать звучание детских музыкальных инструментов.

Одна из самых любимых игр у ребенка этого возраста — это совместное с родителями времяпрепровождение у зеркала, где можно будет вместе имитировать голоса людей и животных, строить рожицы и просто изучать собственные отражения.

Если у ребенка нет аллергии, можно начинать знакомить его с запахами, давая понюхать как приятно пахнущие вещи, так и не очень. Каждый запах нужно стараться понятно описать, показать, от чего он исходит.

Читайте также:  Природная среда как фактор развития ребенка

Развивать тактильные ощущения ребенка можно с помощью разных видов тканей, сшитых в одно одеяло. Пусть кроха потрогает лоскуток из шелка, шерсти, ваты, марли и сделает вывод о том, что ему доставляет удовольствие трогать, а что вызывает неприятные ощущения.

Источник

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

ребенок-развитие-5-месяц

Физическое развитие

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 – 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 – 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 – 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет ребенок в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Что-умеет-ребенок-в-5-месяцев

Читаем подробно: что умеет ребенок в 5 месяцев

Психологическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья;
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет;
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой;
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку;
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.
Читайте также:  Как происходит развитие ребенка с первого дня

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке;
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша;
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки;
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки;
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).

В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.

Читаем: О первом прикорме и важная статья о режим дня ребенка в 5 месяцев

← 4 месяц                                                6 месяц →

Видео: Развитие ребенка в 5 месяцев

Мамина Школа: Пятый месяц жизни. Календарь развития ребенка

ratingПолный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Источник