Развитие ребенка и образовательные достижения ребенка

Развитие ребенка и образовательные достижения ребенка thumbnail

ТОГБУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПРИЮТ НАДЕЖДЫ»

АНАЛИЗ

УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИНАМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОСПИТАТЕЛИ: ФИРСОВА Т.А.

СВИРИНА А.П.

БЕЛЯЦКАЯ Р.Н.

МОРШАНСК

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала педагогами группы был проведён мониторинг образовательного процесса. Всего обследовано 10 детей.

Объект мониторинга- физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка.

Формы мониторинга- наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, игровые тестовые задания.

Используемые источники:

  • Научно-методическое пособие «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации» разработано в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015 г.

  • Научно-методическое пособие «Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации» разработано в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015 г.

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», Москва 2015г.

Мониторинг обеспечил комплексный подход к оценке первичных и итоговых результатов освоения программы, был направлен на оценку динамики развития детей и отражает оценку достижений детей в соответствии с реализуемыми образовательными программами.

Получены следующие данные педагогических исследований:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 66%;

Уровень выше среднего 49,5% (3 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Дети 2Мл. гр. – 75%.

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал , что 49,5% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего .Это те дети, которые могут подчиняться правилам в игре, могут играть рядом не мешая другим детям. Эмоционально откликаются на игру, предложенную педагогом, подражают его действиям. Умеют использовать в игре замещение недостающего предмета. Общаются в диалоге с воспитателем. В то же время есть дети 34% (первая младшая группа) и 25% (вторая младшая группа) которые имеют уровень ниже среднего , это те дети, которые могут взаимодействовать со сверстниками непродолжительное время, не всегда соблюдают правила игры. На основании всего изложенного необходимо продолжать работу по организации развивающих проблемно- практических и проблемно- игровых ситуаций, связанных с решением социально-нравственных вопросов.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 66%;

Уровень выше среднего 49,5% (3 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Дети 2Мл. гр. – 75%.

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал , что 49,5% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : воспитанники имеют представления о семье, природе, мире животных, культуре , умеют работать по правилам, выполнять инструкции по наглядному и словесному образцу, правильно определяют количественные соотношения, группируют предметы по цвету, величине, форме. В тоже время 34% воспитанникам первой младшей группы и 25% детей второй младшей группы необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 49,5%;

Уровень выше среднего 33% (2 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 49,5% (3 человека)

Дети 2Мл. гр. –87,5%.

Уровень выше среднего 87,5% (2 человека)

Средний уровень 12,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 12,5 % (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Речевое развитие» показал , что 33% детей первой младшей группы имеют уровень выше среднего и 16,5% средний уровень речевого развития –общая динамика 49,5% и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего и 12,5 средний уровень речевого развития –общая динамика 87,5%. Положительное влияние на этот процесс оказало тесное сотрудничество педагогов группы с учителем –логопедом, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. –66%;

Уровень выше среднего 66% (4 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Дети 2Мл. гр. –75%.

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показал , что 66% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : дети научились изображать простые в изобразительном плане предметы и явления, владеют простыми формообразующими движениями, аккуратно пользуются красками, правильно держат кисть и карандаш, проявляют интерес к разным видам музыкальной деятельности и стремятся участвовать в ней. В то же время есть дети 34% (первая младшая группа) и 25% (вторая младшая группа) которые имеют уровень ниже среднего. Поэтому с этими детьми необходимо вести индивидуальную работу по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.

Читайте также:  Влияние песен на развитие ребенка

Образовательная область «Физическое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. –66%;

Уровень выше среднего 66% (4 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Дети 2Мл. гр. –75%.

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Средний уровень —

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Физическое развитие» показал , что 66% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : дети могут одеваться, имеют навыки опрятности, еды, знают о значении для здоровья человека утренней гимнастики и физических упражнений, имеют первоначальные представления о составляющих здорового образа жизни. Вся работа проводилась с учётом возрастных особенностей воспитанников.

В течении учебного года проводились подвижные игры(зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; в тёплый период года- катание на велосипедах).Всё это способствовало такому результату усвоения программы к концу учебного года.

Вывод. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы лежат в пределах уровня выше среднего и среднего уровня , что свидетельствует об эффективности образовательной работы(методов, форм, средств) с каждым конкретным ребёнком. В уровне ниже среднего отображаются индивидуальные особенности ребёнка, и определённые недостатки деятельности воспитателей- некоторое несоответствие этим особенностям, которые требуют изучения и корректировки. Исходя из результатов мониторинга мы планируем:

  • Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям «Речевое развитие»», «Познавательное развитие»

  • Осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения освоения программы

  • При планировании воспитательно-образовательной работы учитывать результаты мониторинга.

Источник

Наталья Петровна Саломатова
Система оценивания образовательных достижений воспитанников ДОУ

До прихода в детский сад каждый ребенок обладает определенным багажом знаний полученных от родителей. И начиная общаться с воспитателем, каждый ребенок уже изначально может показать определенные навыки и познания. У кого – то это только элементы самообслуживания, некоторые из родителей могут похвастаться знаниями своего ребенка в разных областях. Начиная общаться с ребенком, воспитатель сразу обращает внимание на знания детей – это и есть первичная оценка знаний ребенка. Обучение детей в детском саду происходит незаметно для самого ребенка, здесь нет уроков как в школе, и все проходит в игровой форме, нет и домашних заданий. Основной вид деятельности ребенка в детском саду составляет образовательная деятельность. Подводя итог проведенного занятия, воспитатель проверяет знания детей, то есть как и на сколько дети усвоили материал. Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов так и детей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подxод к оценке результатов образования, позволяющий ввести оценку достижения обучающихся все трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями, однако не все они развиваются. И наша задача раскрывать способности детей. Именно мы, воспитатели, должны создавать творческую, развивающую среду, и конечно же привлекать к этому родителей. Каждый ребенок, независимо от того есть у него талант или нет любит рисовать, лепить. Побуждая ребенка к творчеству, мы создаем композиции, выставки (как индивидуальные, так и коллективные) тем самым повышаем его самооценку. Детям очень нравится показывать свои достижения своим родителям, они гордятся своей работой. Еще больше гордости детское творчество приносит нам воспитателям и родителям. Детские работы мы с согласия родителей можем отправлять на всевозможные конкурсы. В результате конкурсов получая грамоты, дипломы, свидетельства, таким образом, происходит пополнение нашего портфолио и портфолио ребенка.

Система оценивания образовательных достижений воспитанников включает в себя:

1. Опрос детей;

2. Итог занятия;

3. Выставка рисунков;

4. Участие в конкурсаx и викторинаx;

5. Накопительная система оценивания;

6. Проектная деятельность;

Структура системы оценки:

— диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственный педагогических действий, и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

— внутренняя оценка, самооценка (самообследование);

— внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка;

Оценкарезультатов освоения:

1. Субъективные методы оценки – письменный и устный опрос, практические работы, проекты, портфолио.

2. Объективные методы оценки – тестирование, анкетирование.

Читайте также:  Особенности развития самосознания в раннем возрасте ребенка

Методы оценивания – способ теоретического исследования или практического осуществления. Форма оценивания – установленный образец чего – ни будь, придать чему – ни будь окончательную, установленную или необходимую форму.

Методы и формы оценивания:

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений,основанная на методе наблюдения и включающая:

— педагогическое наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности

— педагогическая диагностика, связанная с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

— педагогические пробы;

— детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

— карты развития ребенка;

— анализ продуктов детской деятельности;

— различные шкалы индивидуального развития.

Источник

К сожалению, школьная система во многом основывается на вере в то, что мир, в котором она существует, кардинально не меняется, в нем происходят лишь незначительные изменения определенных предпочтений. Зачастую школа обучает набору навыков, предназначенных для овладения наиболее востребованными специальностями не столько будущих, сколько прошлых лет.

В некотором смысле это оправдано, учитывая то, что никто не может знать, какой на самом деле будет жизнь лет через 20–30. Вспомните 1980-е годы, когда персональные компьютеры были еще довольно «молодыми», когда факсы были передовой технологией связи и когда о высокоскоростном Интернете можно было только мечтать.

Мы тогда понятия не имели о том, что нам предстоит пережить спустя несколько десятилетий. Более того, мы по-прежнему этого не знаем. И не узнаем, поскольку не умеем предсказывать будущее. А значит, воспитывать и учить наших детей, основываясь на каких-либо идеях о будущем, не совсем правильно.

Как же тогда готовить дочерей и сыновей к миру, который так непредсказуем? Просто нужно учить их адаптироваться к любой ситуации, справляться с переменами, быть готовыми ко всему, а не к чему-то конкретному. Это требует совершенно другого подхода к образованию наших детей и означает, что нужно отказаться от старых стереотипов и изобретать что-то новое.

Нужно учить детей дома, в семье, преподавая им предметы, отличные от школьных. Нужно учить их добывать знания самостоятельно, а не кормить ими с ложечки.

Да, для родителей это сложный вызов, и большинство из тех, кто экспериментирует с внешкольным образованием, признают, что у них нет ответов на все вопросы, связанные с такого рода обучением. К тому же не существует «идеальных приёмов». Но мы ведь тоже учимся вместе с нашими детьми, и наше незнание может быть хорошей возможностью изобретать, находить, открывать, не опираясь на распространенные методы, которые, возможно, и не являются для нас оптимальными.

И вообще, сами методы порой менее важны, чем идеи. Если у вас есть интересные идеи, для их воплощения вы можете придумать неограниченное количество методов, поэтому чужие методы могут иметь излишне ограничивающий вас характер.

Вместо этого давайте рассмотрим набор основных навыков, которыми дети должны овладеть, чтобы лучше подготовиться к любой ситуации в будущем. Эти навыки основаны на понимании того, что мир, в котором мы учимся, работаем и живем, никогда не стоит на месте и непрерывно меняется.

1. Умение задавать вопросы. Больше всего мы хотим от наших детей как учащихся, чтобы они могли учиться самостоятельно – сами учили бы себя чему-либо. Ведь, если у них получится, нам не нужно будет постоянно учить их, поскольку все то, что им предстоит выучить в будущем, они смогут осваивать самостоятельно. И первый шаг в процессе самообучения – это умение задавать вопросы. К счастью, дети делают это естественным образом, нам лишь нужно поощрять их. Конечно, здесь важен и собственный (родительский) пример. Когда вы и ваш ребенок сталкиваетесь с чем-то для себя новым, задавайте вопросы, а также выясняйте возможные варианты ответов. Делайте это непременно вместе. Когда ребенок задает вопросы, награждайте его, а не наказывайте (вы, наверное, удивитесь, узнав, как много взрослых не любят детских вопросов).

2. Навык решения проблем. Если ребенок может решать проблемы, он справится с любой работой. Новый навык, новая среда, новая потребность, новое требование – все это просто задачи, требующие решения. Научите ребенка этому, демонстрируя простые подходы, а затем позвольте справиться с несколькими задачами самостоятельно. Не решайте все его проблемы – пусть ребенок повозится с ними и поэкспериментирует с различными вариантами решения. Вознаградите его за вложенные усилия. Постепенно ваш ребенок будет развивать уверенность в своих способностях решать проблемы, и в итоге для него не останется ничего невозможного.

3. Выбор и выполнение проектов. Для детей не должно существовать невыполнимых проектов просто потому, что дети должны обладать большим опытом их выполнения. Любое задание можно расценивать как проект и относиться к его выполнению соответствующим образом, проявляя смекалку и творческий подход. Работайте над проектами вместе, пусть ребенок видит, как это делается правильно, и постепенно добивайтесь того, чтобы со временем ребенок выполнял все большую и большую часть работы сам. Когда он обретет уверенность, пусть выбирает и выполняет проекты самостоятельно. Вскоре все его обучение превратится в серию захватывающих проектов.

Читайте также:  23 неделя беременности развитие ребенка и ощущения женщины фото живота

4. Увлеченность. Побудительным мотивом учиться должны быть не цель, не дисциплина, не внешняя мотивация, не награда… а увлеченность, азарт при приобретении знаний. Когда ребенок так взволнован заданием, что не может перестать думать о нем, он всецело в него погружается и в большинстве случаев выполняет добросовестно, с любовью. Помогайте ребенку найти для себя то, чем он действительно будет увлечен, – это предполагает занятия различными видами деятельности, выбор самых захватывающих из них и помощь ребенку при получении реального удовольствия от их выполнения. Не препятствуйте интересам ребенка – поощряйте их. Не лишайте такие занятия удовольствия – делайте их плодотворными.

5. Самостоятельность. Детей нужно обучать самостоятельности. Постепенно, конечно. Понемногу приучайте их самостоятельно справляться с выполнением заданий. Учите их этому, в том числе на своем примере, сначала помогайте им, затем начните уменьшать свое участие и в итоге позвольте им совершать собственные ошибки. Развивайте у детей уверенность в себе, которая приходит вместе с успешно выполненными заданиями, и позволяйте им самим справляться со своими неудачами. Когда они станут самостоятельными, то поймут, что им не нужен учитель, родитель или начальник для того, чтобы непрерывно рассказывать о том, что им нужно делать. Они смогут управлять собой и быть свободными, смогут самостоятельно определять направление своего развития.

6. Умение получать удовольствие самостоятельно. Слишком многие из нас, родителей, излишне опекают и контролируют своих детей, что заставляет их полагаться на присутствие родителей даже для достижения счастья. Когда ребенок взрослеет, он не знает, как ему быть счастливым. Он должен немедленно присоединиться к девушке или друзьям. В противном случае он начинает получать удовольствие от других (второстепенных) занятий – походов в магазин, еды, видеоигр, Интернета. Но если уже с самого раннего возраста ребенок учится тому, что может быть счастлив сам по себе, играя, читая или фантазируя в одиночестве, то приобретает один из самых ценных из существующих навыков. Предоставьте детям личное пространство и время (например, вечером) побыть наедине с собой и приучайте их к этому с раннего детства.

7. Сострадание, милосердие. Это один из наиболее существенных навыков. Нам нужно сочувствие, чтобы уметь хорошо взаимодействовать с другими людьми, чтобы заботиться о других людях и самим становиться счастливыми, делая счастливыми других. Ключевую роль в этом играет родительский пример сострадания. Всегда проявляйте сочувствие к вашему ребенку и другим людям. Демонстрируйте его, спрашивая детей о том, что, по их мнению, могут чувствовать другие люди, и высказывая вслух свое мнение по этому поводу. При каждом удобном случае рассказывайте детям о том, как облегчать страдания других людей, как сделать их немного счастливее с помощью проявления доброты и как это, в свою очередь, может сделать счастливее самого ребенка.

8. Терпимость, толерантность. Зачастую мы растем в изолированной среде, где люди в основном похожи друг на друга (по крайней мере, внешне), а когда вступаем в контакт с теми, кто отличается от привычного нам образа, такое общение может вызвать у нас чувство дискомфорта, шокировать или напугать. Пусть ваши дети общаются с разными людьми, с людьми разных рас, разного интеллектуального или физического развития. Покажите им, что отличаться от других – это не просто нормально, это должно приветствоваться, ведь разнообразие – это то, что делает жизнь такой прекрасной.

9. Умение приспосабливаться к переменам. Когда дети вырастают, адаптивность становится одним из основных навыков, потому что мир постоянно меняется, и уметь принимать изменения, справляться и управлять ими – это большое конкурентное преимущество. Если человек умеет адаптироваться к изменяющейся ситуации, это помогает ему, особенно по сравнению с теми людьми, кто сопротивляется изменениям и боится их, кто устанавливает цели и планы и пытается строго придерживаться их, несмотря на ухудшающееся здоровье и отсутствие объективных возможностей для их реализации. Такая ригидность менее полезна в изменяющейся окружающей среде, чем гибкость и умение приспосабливаться. Очень важно при каждом удобном случае демонстрировать детям пример использования этого навыка. Приоритетом должна стать демонстрация ребенку понимания того, что изменения – это нормально, что вы можете адаптироваться к ним, что можете найти и использовать вновь появившиеся возможности, которых не было раньше.

Жизнь – это приключение, и она иногда идет «неправильным» курсом, нарушая любые наши планы, в ней происходит что-то совсем иное, нежели то, чего мы от нее ожидали. В этом и состоит прелесть жизни.

Мы не можем дать нашим детям нужный набор информации, необходимой для тех уникальных особенностей карьеры, которая их ждет, ведь мы не знаем, что принесет с собой будущее. Но мы можем подготовить их в умении адаптироваться к чему угодно, изучать что угодно, решать какие угодно проблемы, а к двадцати годам поблагодарить нас за это.

Источник