Развитие ребенка и надежность биологической системы

Естественно, что организм, непрерывно
взаимодействуя с окружающей средой,
должен иметь механизмы, обеспечивающие
его жизнеспособность в пределах широких
колебаний окружающих условий. Поэтому
в процессе филогенеза происходило
широкое накопление жизненных возможностей,
создание своеобразного резерва, который
составляет так называемую биологическую
надежность организма
.Примером, подтверждающим высказанное
положение, может служить развитие
системы свертывания крови. Известно,
что количество тромбина (фермента,
вызывающего свертывание крови),
содержащегося в 10 мл крови, достаточно
для свертывания всей крови человека; в
среднем в организме около 5 литров
крови; следовательно, тромбина одного
человека вполне достаточно для превращения
в сгусток крови 500 человек. Принимая
во внимание, что при свертывании
используется лишь часть этого фактора,
нетрудно представить колоссальные
резервные возможности всей системы.

Принцип надежности присущ как всему
организму в целом, так и его системам
(центральной нервной системе, дыхательной,
пищеварительной и т. д.). Накопление
биологической надежности в отдельных
органах и системах идет гетерохронно.
В первую очередь максимальное увеличение
надежности происходит в системах,
приобретающих на данном этапе развития
решающее значение. Так, например,
концентрация факторов, участвующих в
свертывании крови, у новорожденного
уже близка к уровню взрослого человека.
В течение первых двух лет жизни их
количество повышается в 2–3 раза. Это
увеличение совпадает с периодом овладения
ребенком навыками ходьбы и, несомненно,
повышает биологическую надежность
организма, подвергающегося на данном
этапе развития возросшей угрозе травм
и повреждений.

Биологическая надежность одних систем
обеспечивается дублированием органов
(парные почки, легкие, глаза и т. д.);
других – взаимозаменяемостью (потеря
зрения приводит к обострению слуха и
тактильной чувствительности).

Важной особенностью биологической
надежности является то, что в нормальных
условиях организм и все его системы
функционируют не на пределе своих
возможностей, а сохраняют определенный
резерв, который может быть использован
в экстремальных ситуациях. Так, в
вентиляции легких участвует лишь 15%
легочной ткани, а при интенсивной
физической работе – 25–30%. В коре
больших полушарий активны лишь 4% нервных
клеток, что свидетельствует об огромных
резервных возможностях нервной
деятельности. Следовательно, увеличение
количества функционирующих элементов
различных систем организма – один
из важных стратегических подходов к
повышению его резервных возможностей.

Надежность биологической системы
наследственно закреплена и позволяет
расширять или снижать границы жизненных
возможностей человека в зависимости
от условий жизни. Так, закаливание
организма расширяет резервные возможности
температурной адаптации. Недостаточное
питание детей приводит к нарушениям
деятельности центральной нервной
системы, что выражается в ухудшении
показателей обучаемости и поведения.

1.6. Адаптивность

Адаптация(прилаживание,
приноравливание) – свойство организма
приспосабливаться к действию факторов
окружающей среды. Различают адаптацию
физиологическую и социальную.
Физиологическая адаптация –
совокупность функциональных реакций
организма на неблагоприятные воздействия
внешней среды, направленных на сохранение
свойственного организму уровня гомеостаза
(относительное физико-химическое
постоянство внутренней среды организма).

В настоящее время под адаптацией понимают
формирование приспособительных реакций
организма не только при действии
неблагоприятных или экстремальных
факторов среды, но и при действии обычных
(не экстремальных) факторов.

Биологические механизмы адаптации
изучены пока недостаточно. Отмечено,
что любые приспособительные реакции в
организме осуществляются под контролем
ЦНС благодаря формированию специальных
функциональных систем адаптации,
включающих корковые и подкорковые
отделы головного мозга и эндокринные
железы. В формировании защитных реакций
организма в условиях экстремальных
воздействий (стресса) особое значение
отводится гипофизу и надпочечникам,
синтезирующим так называемые адаптивные
гормоны. Адаптация человека к условиям
среды, являясь общебиологическим
свойством всего живого, вместе с тем
характеризуется качественной
особенностью – она носит ярко
выраженный социальный характер.

Ребенок прежде всего должен приспосабливаться
к действию факторов социальной среды
и вырабатывать целесообразные
поведенческие реакции для данной
социальной микрогруппы: семья, ясли,
детский сад, школа и т. д. Учителю и
воспитателю необходимо знать, что
адаптационные возможности детей и
подростков существенно меньше, чем
взрослого человека, поэтому их следует
оберегать от резких изменений условий
жизни, от действия непривычных для них
раздражающих факторов. Исследования
процессов адаптации детей при поступлении
их в ясли, детский сад и школу свидетельствуют
о напряженной деятельности всех
физиологических систем детского
организма, что приводит к задержке
физического развития, снижению
резистентности организма и развитию
различных заболеваний. Значительное
влияние на ход адаптации оказывает
неблагополучный анамнез ребенка:
патологическое течение беременности
у матери, неблагоприятные роды, частые
заболевания ребенка, травмы головного
мозга. Резко снижаются адаптационные
возможности организма детей и подростков
в критические периоды развития.

Известно, что при поступлении детей в
школу в корне меняется характер их
жизни. Им приходится адаптироваться к
школьной нагрузке – физической,
умственной и эмоциональной. Проведение
нескольких часов в день за партой в
школе, дома за столом приводит к напряжению
статических мышц, поддерживающих осанку.
Незрелость опорно-двигательного аппарата
детей младшего школьного возраста, а
также недостаточное развитие
координационных механизмов в коре
головного мозга обусловливают
несовершенство двигательной функции.
Недостаточная сила нервных процессов,
преобладание процессов возбуждения
над процессами торможения может до
некоторой степени объяснить неустойчивость
внимания, ухудшение памяти и быстрое
утомление. Многие школьники испытывают
гиподинамию, которая ведет к ухудшению
функций нервной системы, внутренних
органов, костной и мышечной систем и
нарушению осанки.

Читайте также:  Как оценить развитие ребенка в 8

Адаптация первоклассников к школьной
нагрузке протекает в три фазы(А. Г. Хрипкова и др., 1982).Первая
фаза ориентировочного приспособления –
длится 2 недели и характеризуется
повышением возбудимости детей, увеличением
реактивности всех систем. У 40% детей
наблюдается повышенная двигательная
активность. Учителю необходимо реализовать
эту жизненно необходимую потребность
через физкультминутки и организацию
перемен с максимальным пребыванием на
свежем воздухе.

Вторая фаза относительно устойчивого
приспособления –
длится до 6-ти недель. В эту фазу происходит
постепенное привыкание детей к новым
условиям, к режиму. Однако это приспособление
не стойкое. Поэтому любые перегрузки
могут привести к истощению организма,
особенно ранима психика ребенка. Может
появляться агрессия, различные формы
неврозов (боязнь школы, учителя, плохих
отметок и т. д.).
Установлено, что в среднем, около 15%
детей могут не справиться со школьной
нагрузкой. На этой почве могут возникнуть
различные заболевания: наиболее часто
встречаются заболевания органов дыхания,
желудочно-кишечного тракта, инфекционные
заболевания. В данном случае следует,
учитывая состояние здоровья ребенка и
условия жизни, перевести его на
индивидуальное обучение либо повременить
с обучением.

Третья – фаза
неполного приспособления –
длится от 16-ти до 20-ти недель. Она
характеризуется тренировкой всех систем
организма: улучшением работоспособности,
овладением навыками письма, чтения,
счета. Развитие и длительность этой
фазы зависят от условий, создаваемых
педагогами и родителями. Рационально
составленный режим дня, регулярное
полноценное питание и достаточный сон
облегчают адаптацию детей к школьной
нагрузке. Однако необходимо помнить,
что ни одна схема режима дня не может
быть универсальной, пригодной для всех.
В каждом конкретном случае необходимо
учитывать индивидуальные особенности
ребенка.

У многих первоклассников к концу года
наблюдается потеря веса, замедление
ростовых процессов, снижение артериального
давления и повышенная утомляемость.
Мерой адаптации детей к школьным
нагрузкам является уровень их здоровья.

Поскольку адаптация младших школьников
протекает на разных уровнях
(нервно-психическом, двигательно-поведенческом,
вегетативном, биохимическом и т. д.),
то для оценки используют различные
тесты и методики.

Кроме активной
адаптации
,
обеспечивающей приспособление организма
к условиям среды, может развиться и
пассивная
адаптация
,
заключающаяся в избегании, уходе от
воздействия факторов среды. Такое
проявление адаптации является
неблагоприятным фоном для дальнейшего
развития ребенка и свидетельствует о
необходимости коррекции условий жизни.

Источник

Обусловленность
роста и развития полом (половой
диморфизм).
 Половой
диморфизм проявляется в особенностях
обменного процесса, темпа роста и
развития отдельных функциональных
систем и организма в целом. Так, мальчики
до начала полового созревания имеют
более высокие антропометрические
показатели. В период полового созревания
это соотношение меняется: девочки по
показателям длины и массы тела, окружности
грудной клетки превосходят своих
сверстников. В 15 лет интенсивность роста
у мальчиков возрастает, и мальчики по
антропометрическим показателям вновь
опережают девочек. Этот двойной перекрест
кривых возрастного изменения показателей
физического развития характерен для
нормального физического развития. 
Одновременно
наблюдается неодинаковый темп развития
многих функциональных систем, особенно
мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой.
Различия имеются не только в физической
работоспособности, но и в психофизиологических
показателях.
Итак, наряду с общими для
обоих полов закономерностями существуют
различия в темпах, сроках и показателях
роста и развития мальчиков и девочек.
Половой диморфизм учитывается при
нормировании физических нагрузок,
организации образовательного
процесса. 
Биологическая
надежность функциональных систем и
организма в целом.
 Под
биологической надежностью организма
понимают такой уровень регулирования
процессов в организме, при котором
обеспечивается их оптимальное протекание
в нормальных условиях и экстренная
мобилизация резервных возможностей
при действии экстремальных факторов,
что обеспечивает приспособление к новым
условиям, с последующим быстрым возвратом
физиологических процессов к исходному
состоянию. 
Биологическая надежность
организма достигается за счет следующих
механизмов:

  • взаимозаменяемости
    органов и структур (например, у слепых
    людей существенно возрастает
    чувствительность органов слуха,
    обоняния, осязания);

  • дублирования
    многих процессов (выведение продуктов
    метаболизма осуществляется почками,
    кожей, легкими, желудочно-кишечным
    трактом);

  • парность
    органов (почки, легкие, конечности,
    слуховой и зрительный анализаторы);

  • «холодный
    резерв» (все органы и системы в нормальных
    условиях функционируют не на пределе
    своих возможностей, например, сердце
    находится в режиме сокращения только
    8 часов в сутки, только 5-8% альвеол легких
    участвует в дыхании).

Читайте также:  Ливехуд фазы развития ребенка скачать

Способностью
организма поддерживать функциональное
состояние, обеспечивающее его сохранность,
развитие, работоспособность и максимальную
продолжительность жизни является
адаптация. Мерой адаптации является
уровень здоровья. Можно выделить
несколько параметров, определяющих
адаптационные возможности организма:

  • уровень
    и гармоничность физического здоровья;

  • резервные
    возможности физиологических систем;

  • уровень
    иммунной защиты и неспецифической
    резистентности организма;

  • наличие
    (или отсутствие) хронического заболевания,
    дефекта развития;

  • уровень
    морально-волевых и ценностно-мотивационных
    установок

Адаптация
человека к условиям среды носит ярко
выраженный социальный характер. Ребенок,
как биосоциальное существо, прежде
всего, должен приспосабливаться к
действию социальных факторов и
вырабатывать целесообразные поведенческие
реакции для социальной микрогруппы:
семья, детский сад, школа и т. д.

Детерминация
процесса роста и развития факторами
наследственности.
 Генетическая
программа обеспечивает жизненный цикл
индивидуального развития, последовательность
переключения и дерепрессии генов,
контролирующих смену периодов развития
в соответствующих условиях питания и
воспитания ребенка. Прежде всего это
хроногены – гены, изменяющие свои
функции по достижению клетками или
тканями определенных этапов дифференцировки.
Гены переключения детерминируют
чередование фаз дифференцировки или
пролиферации клеток органов растущего
организма. 
В настоящее время
идентифицировано более 50 генов,
расположенных почти во всех хромосомах
(кроме половых) и называемых протоонкогенами.
Они контролируют процессы нормального
роста и дифференцировки клеток. 
Под
контролем генов находится синтез всех
гормонов и факторов, регулирующих рост
белков, связывающих гормоны, а также
клеточных рецепторов для разных
гормонов. 
Важнейшее проявление
генной регуляции – способность организма
стабилизировать процесс роста и
возвращаться к заданной программе в
тех случаях, когда физическое развитие
нарушается под влиянием каких-либо
внешних факторов (голодание, инфекция
и др.). 
В процессе роста генная
регуляция обмена веществ и энергии
дополняется все более совершенной
нейроэндокринной регуляцией, связывающей
генетическую программу развития с
условиями внешней среды. Благодаря
взаимовлиянию генной и нейроэндокринной
регуляции каждый период развития
характеризуется особыми темпами
физического роста, возрастными
физиологическими и поведенческими
реакциями. 
Обусловленность
роста и развития средовыми факторами
.
На рост и физическое развитие детей
также оказывают влияние факторы внешней
среды: состояние атмосферного воздуха,
состав питьевой воды, величина солнечной
радиации и др. Влияние природных факторов
внешней среды на физическое развитие
детей регулируется воздействием
социальных условий жизни. Исследованиями,
выполненными на кафедре гигиены детей
и подростков ММА имени И.М.Сеченова,
установлено, что загрязненность
атмосферного воздуха различными
химическими веществами неблагоприятно
влияет на рост и физическое развитие
подрастающего поколения. У 35% обследованных
детей отмечаются задержка и дисгармоничность
развития.
Процессы роста и развития
не всегда зависят от биосоциальных
факторов. Масса тела детей и подростков
в большей степени подвержена действию
факторов среды. Она преимущественно
определяется количественным и качественным
составом пищи, режимом питания,
двигательной активностью, организацией
физического воспитания. 
Тип высшей
нервной деятельности, сила и подвижность
нервных процессов определяются
генетическими факторами. Развитие
моторики (сила, выносливость, быстрота),
деятельность вегетативной нервной
системы (частота пульса, минутный объем
кровообращения, частота и глубина
дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую
нагрузку, температурное воздействие и
др.) зависят от влияния факторов среды,
соответственно, лучше поддаются регуляции
при целенаправленном воздействии на
организм ребенка. 
Это необходимо
учитывать при разработке мероприятий,
направленных на улучшение роста,
гармоничного развития охраны и укрепления
здоровья подрастающего поколения. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Под биологической надежностью организма понимают такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что обеспечивает приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию.
Биологическая надежность организма достигается за счет следующих механизмов:

  • взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания);
  • дублирования многих процессов (выведение продуктов метаболизма осуществляется почками, кожей, легкими, желудочно-кишечным трактом);
  • парность органов (почки, легкие, конечности, слуховой и зрительный анализаторы);
  • «холодный резерв» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 часов в сутки, только 5-8% альвеол легких участвует в дыхании).
Читайте также:  Формы общения с ребенком для развития речи

Способностью организма поддерживать функциональное состояние, обеспечивающее его сохранность, развитие, работоспособность и максимальную продолжительность жизни является адаптация. Мерой адаптации является уровень здоровья. Можно выделить несколько параметров, определяющих адаптационные возможности организма:

  • уровень и гармоничность физического здоровья;
  • резервные возможности физиологических систем;
  • уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Адаптация человека к условиям среды носит ярко выраженный социальный характер. Ребенок, как биосоциальное существо, прежде всего, должен приспосабливаться к действию социальных факторов и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для социальной микрогруппы: семья, детский сад, школа и т. д.

Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка. Прежде всего это хроногены – гены, изменяющие свои функции по достижению клетками или тканями определенных этапов дифференцировки. Гены переключения детерминируют чередование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов растущего организма.
В настоящее время идентифицировано более 50 генов, расположенных почти во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.
Под контролем генов находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а также клеточных рецепторов для разных гормонов.
Важнейшее проявление генной регуляции – способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).
В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды. Благодаря взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей также оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воздействием социальных условий жизни. Исследованиями, выполненными на кафедре гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова, установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35% обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.
Процессы роста и развития не всегда зависят от биосоциальных факторов. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов определяются генетическими факторами. Развитие моторики (сила, выносливость, быстрота), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) зависят от влияния факторов среды, соответственно, лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.
Это необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1775; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7585 — или читать все…

Читайте также:

Источник