Развитие ребенка и его здоровье для воспитателей

Ястребова Алефтина Алексеевна
Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Гармоничное развитие ребенка возможно при условии, что он будет здоровым. Одной из целей в воспитании является формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно воспитатель должен заложить понятие про здоровый образ жизни.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она включает в себя результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В понятие «здоровье» входят три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое.

У некоторых детей отсутствует заинтересованность в занятиях, рекомендации насаждаются детям чаще всего в нарицательной форме и не вызывают у них положительных эмоций, сами взрослые редко придерживаются правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

От воспитателя требуются значительные волевые усилия, готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса детей и подготовки их к формированию навыков и привычек к здоровому образу жизни.

Профессия воспитателя требует постоянного расходования огромных душевных сил. Один из главных показателей деятельности педагога – это умение владеть собой, держать себя в руках в любых ситуациях.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Такие факторы оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Это проявляется в нервозности, раздражительности, усталости, недомоганиях.

Здоровье педагога – многоаспектная деликатная проблема. Профессиональное здоровье педагога является основой эффективной работы ДОУ. Оно определяется как способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие. Напряженная работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов стоит очень ярко. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Практически все здоровьесберегающие технологии направлены в основном на детей, а осуществляются они педагогами. А как же педагоги могут применять технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если они сами не используют эти технологии в своей жизнедеятельности, да еще имеют проблемы со здоровьем.

Когда дети не видят пример взрослого человека, у них не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам.

Читайте также:  Подробная выписка из истории развития ребенка образец

Здоровье воспитателей – это важная проблема. Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.

Педагоги только тогда смогут добиться более высоких результатов в физическом и психическом развитии детей, и воспитать в них желание вести здоровый образ жизни, когда сами будут регулярно заниматься физической культурой и спортом, соблюдать режим, правила гигиены и закаливания, вести здоровый образ жизни.

Таким образом, полноценное физическое и психическое здоровье педагога – это залог успешного воспитания здорового ребенка.

Источник

Татьяна Сиргиенко
Консультация для воспитателей «Всестороннее развитие ребёнка при освоении образовательной области «Здоровье»

Всестороннее развитие ребёнка через образовательную область «Здоровье.

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы — говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», — говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоги и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В последнее время перед образованием встаёт вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога ДОУ в современных условиях? И не случайно главным и самым первым направлением в работе педагогического коллектива является защита, сохранение и развитие ребёнка. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Поэтому, данная цель должна проходить «красной» линией при планировании деятельности ребёнка в течении всего его пребывания в дошкольном учреждении.

Содержание дошкольного образования идёт по 4 направлениям развития ребёнка:

1. Социально-личностое;

2. Познавательно-речевое;

3. Физическое;

4. Художественно-эстетическое.

В свою очередь содержание дошкольного образования (эти 4 направления) состоят из 10 образовательных областей.

Оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей, два.

Первое — деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней. Таким образом, в ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей, представленная в настоящее время в научной литературе (А. В. Запорожец, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, А. В. Петровский, Л. Ф. Обухова и др.). Второе основание — выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы.

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области — «Здоровье» и «Безопасность». Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Причем удельный вес профилактической и оздоровительной работы достаточно высок, так как разговор о здоровье подрастающего поколения в сфере образования необходимо начинать как минимум с дошкольного возраста.Организм ребенка-дошкольника пластичен: велики его компенсаторные возможности, но и слишком ощутим вред, который способны ему нанести отрицательные экзогенные факторы.

Читайте также:  Исследования развития общения ребенка со взрослыми

Как известно,у детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1место-заболевания органов дыхания; 2место – инфекционные и паразитарные болезни; 3 место – болезни нервной системы и органов чувств; 4место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Поэтому, первым и самым главным направлением в нашей работе является защита, сохранение и развитие здоровья ребёнка.

В рамках данной статьи я бы хотела остановиться на нескольких аспектах реализации указанного принципа, которые смогут помочь педагогическим коллективам, на начальном этапе самостоятельно строить образовательный процесс на основе ФГТ.

1. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.

Так, содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей, «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни, «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).

Так же не следует забывать, при планировании своей работы,о следующих принципах:

1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

2. Компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж);

3. Стимулирующие (элементы закаливания, приёмы психотерапии, фитоте-рапии);

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педаго-гам).

Рассмотрим подробно образовательную область «Здоровье» в образова-тельной деятельности при тематическом планировании на примере одного дня.

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Коммуникация

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

*Учить свободно общаться со взрослыми на тему здоровья.

2. Художественное творчество

Аппликация.

Используются технологии эстетической направленности.

3. Музыка

Музыкальное.

*Динамические паузы.

Напоминание: о посадке детей за столами; в свободном положении; о безопасном обращении с оборудованием на занятии.

1половина дня. * Одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения. В течении всего дня проводится объяснение, показ, личный пример, беседа о полезном питании; культуре приёма пищи; умении пользоваться столовыми приборами.

*Ежедневно. Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика.

1. Познание (Инд. работа по ФЭМП)используем принцип напоминания: сядь ровно, не тяни в рот и т. д.

2. Познание/безопасность (Дид. игры по формированию предпосылок экологического сознания) формирование представлений о правилах поведения ребёнка в природе, влияющие на физическое и психическое здоровье человека. Например, не ешь незнакомые ягоды, не срезай незнакомые грибы.

3. Труд/социализация (Поручения по поддержанию порядка в группе). Формирование представлений о здоровом образе жизни.Беседа: негативное влияние микробов на организм человека.Средства: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная гигиена.Указание: внимательное обращение с хозяйственным оборудованием.

4. Социализация/коммуникация (Формирование семейной принадлежности). Чтение художествен-ной литературы, беседа, рассматривание картинок о предупреждении вредных привычек и формирование полезных привычек. Беседа о психоэмоциональной устойчивости ребёнка в социуме; о его местоположении в семье, в группе.

5. Социализация (Правовое воспитание). Бесе-да о правах и обязанностях ребёнка в семье, в социуме (детский сад, улица, в общественных местах и т. д.) при максимальной адаптации к различным факторам внешней (не вставать под одинокое дерево во время грозы, не вступать в драки с другими детьми и т. д.) и внутренней (не трогать таблетки, не включать электроприборы без разрешения и присмотра взрослых, вынося мусор не трогать мусоропровод) среды.

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка дошкольного возраста

СДД

1. Социализация (С/р игры). Знать. Умею беречь себя и своё тело; имею знания о здоровом образе жизни и предметах гигиены (применять знания в игровой деятельности).Учить: выражать свои чувства при общении (как хорошо ты выглядишь и т. д., сопереживать (больной кукле, товарищу в игровой ситуации).

2. Познание (самостоятельная деятельность в уголке математики) Связь с семьёй.

Инд. консультации, беседы по проблемам коммуникативной сферы ребёнка в семье.

*Личный пример родителей в социально-личностном становлении ребёнка.

*Негативное воздействие на физическое, психическое и эмоциональное здоровье ребёнка никотина, алкоголя, гигиенической и психологической обстановки в доме.

*Питание ребёнка (рациональное питание; цикличное чередование блюд)

*Беседы с целью выявления знаний о здоровом образе жизни и факторов влияющих на неокрепший организм ребёнка.

*Соблюдение режима дня.

*Адекватно реагировать на все проявления своего и организма ребёнка.

*Доброжелательная обстановка дома.

*Создание «Школы здоровья для родителей»с целью: обследования семьи; семейные обсуждения; совместная психотерапия детей и родителей.

*Диагностическая работа: выявление уровня здоровья детей

Прогулка. Одеваться в соответствии с температурным режимом на улице.

1. Познание/безопасность (Наблюдения: деревья, трава) Правила поведения в природе; предотвращение травм, при обследовании объектов внимания. Польза и вред растений для человека (лекарственные и ядовитые растения).

2. Физическая культура/безопасность (Инд. работа по развитию движений – прыжки).Указание: правильное выполнение упражнения, для предотвращения травм; правильное дыхание во время прыжков.

3. Физическая культура/социализация (Под. игра с бросанием и ловлей мяча). Указание о предотвращении травм во время проведения игры (не толкаться, не хватать за части тела, не наталкиваться друг на друга, не ставить подножки и т. д.). Показ воспитателем и строгое выполнение детьми действий при выполнении задания. Учить выбирать оборудование безопасное для ребёнка и его товарищей. Иметь представление о положительном влиянии подвижных игр на физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребёнка.

4. Труд/социализация (Трудовые поручения)

2половина дня.

*Ежедневно. Гимнастика бодрящая после дневного сна, самомассаж.

*Оздоровительные силы природы.

1. Познание (Экспериментальная деятельность).Учить: аккуратно обращаться с экспериментальным оборудованием; внимательно обращаться с материалами экспериментов.Довести до сведения: о технике безопасности (не брать в рот; руками не тереть глаза и область лица).

2. Безопасность/социализация (Правила поведения в опасных ситуациях). (Влияние той или иной ситуации на жизнь и здоровье человека; меры безопасности и предотвращения ситуаций (оказание пер-вой помощи).Довести до сведения: телефоны служб спасения.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровье сбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Удачи!

Источник