Развитие ребенка есть единство биологического и социального

Развитие ребенка есть единство биологического и социального thumbnail

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое соотношение биологического и социального в человеке, как его найти? Статья будет посвящена конкретно этой философской теме, которая много раз рассматривались многими видными деятелями. Для чего об этом говорить? Это необходимо тем людям, которые интересуются своей психологией, желают познать себя с разных сторон. В других же случаях вам будет просто интересно узнать о себе кое-что новенькое. Вперед!

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека, сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек – это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

социальное и биологическое в человеке

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

соотношение биологического и социального в человеке

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Социализация в обществе

Когда человек «обрастает» социальными качествами, это означает, что происходит процесс социализации. Важно понимать, что даже те качества, которые присущи одному индивиду, являются результатом переосмысления культурных ценностей, которые уже есть в некотором обществе. Другими словами, это двойной процесс, который одновременно является выражением и воплощением внутренних качеств человека.

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество – это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться. Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе — здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

биологическое и социальное в личности человека

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Биологические и социальные факторы

Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы – это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.

человек как продукт биологической и социальной

Биологические особенности

Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности – это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.

Социальные особенности

К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?

Единство биологического и социального в человеке

Идея о том, что два фактора являются единым целым, не сразу сформировалась: этому предшествовал длительный путь домыслов и догадок. Человек как продукт биологической и социальной составляющей начал формироваться очень давно, но вот сам он начал об этом задумываться сравнительно недавно. Не будем углубляться в самые древние времена, а возьмем для примера эпоху Просвещения. Тогда практически все мыслители разделяли общественное и природное начало, но первое считалось не естественным и необходимым, а искусственным и временным. Считалось, что мораль, традиции, духовные потребности – это лишь атрибуты, которые не имеют особой важности. В эпоху Просвещения появились такие понятия, как «естественная мораль» и «естественное право».

единство биологического и социального в человеке

Что же понималось под естественным? Это был некий фундамент, который означал правильность всего общественного строя. Социальные нормы считались второстепенным и напрямую зависимыми от природных моментов. Мыслители настаивали на том, что соотношение биологического и социального в человеке не может быть одинаковым: социальное (искусственное) всегда было менее значимо и более зависимо. Это утверждение даже не подлежало оспорению, ведь считалось нормальным, если человек действует исходя из своих эгоистических намерений, а лишь потом «думает» мерками социума.

Дарвинизм

Биологическое и социальное в развитии человека также волновало ученых во второй половине XIX века. Именно тогда все чаще можно было услышать о социальном дарвинизме. Человек как продукт биологической и социальной эволюции рассматривался очень однобоко. Теории заключались в том, что на социальную жизнь людей распространялись идеи естественного отбора в природе. Эти принципы сформировал английским ученый Чарльз Дарвин. Возникновение общества и все этапы его развития могли рассматриваться только в четких границах эволюции. Он считал, что социальное неравенство, жесткость и борьба – это естественно и необходимо, точно так же как в мире животных. Он настаивал на том, что это полезно для каждого отдельного индивида и для общества в целом.

биологическое и социальное в развитии человека

В прошлом столетии попытки объяснить природу человека только посредством биологии продолжались. Достойны внимания взгляды французского мыслителя, естествоиспытателя и священника П. Т. де Шардена. Он утверждал, что человек представляет собой развитие всего мира только в крохотном масштабе. Все сводилось к тому, что природа, развиваясь, находит свое окончательное выражение в человеке. Другими словами, это можно сформулировать так: «Человек – венец природы». Биологические и социальные факторы человека считались взаимодополняющими, но не равноценными. П. Тейяр де Шарден делал акцент на том, что в человеке природа достигает наивысшей точки и после этого посредством человека начинает путь своего сознательного развития.

Настоящее время

На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.

На сегодняшний день вряд ли кто-то решит поразмышлять о биологических предпосылках возникновения человека. Уже длительное время принято считать, что человек очень зависим от многих факторов природы (солнечная активность, стихийные бедствия, магнитные бури), поэтому отрицать эту взаимосвязь нецелесообразно. Для того чтобы современный человек стал таким, каков он есть сейчас, потребовалось много лет. Нельзя недооценивать ни биологические, ни социальные факторы. Ни одна группа факторов сама по себе не смогла бы привести человека на ту ступень развития, на которой он находится сейчас. Проблема биологического и социального в человеке должна быть индивидуальной, ведь каждый человек рождается с определённым набором биологических характеристик и в определённой социальной системе. Именно этими факторами при более глубоком их изучении объясняются большие различия в воспитании, быте, культуре между разными народами. Соотношение биологического и социального в человеке определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от огромного множества сопутствующих факторов (семья, страна, воспитание, культурное окружение, национальность и т. д.). Все это необходимо брать во внимание для того, чтобы как можно точнее формулировать суждения.

биологическая и социальная природа человека

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что социальное и биологическое в человеке формируется в зависимости от многих факторов. Социальная часть всегда преобладает у взрослого, сознательного человека, поэтому он в силах менять себя и окружающий мир.

Источник

Человек
– это целостное единство биологического
(организменного),
психического и социального уровней,
которые формируются из
природного и социального, наследственного
и приобретенного при
жизни, т.е. человек является целостной
многосложной биосоциальной
системой. При этом человеческий индивид
– это не простая сумма
(наложение, суперпозиция) биологического,
психического и
социального, а их интегральное единство,
совокупность, приводящая
к возникновению качественной новой
ступени, сущности – человеческой
личности.

Определяющим
условием становления человека является
труд, воз­никновение
которого ознаменовало собой превращение
животного предка
в человека. В процессе трудовой
деятельности человек посто­янно
изменяет условия своего существования,
преобразуя их в соответствии
со своими развивающимися потребностями,
создает мир материальной
и духовной культуры, которая творится
человеком в той же мере,
в какой сам человек формируется культурой.

В
социальном отношении труд повлек за
собой формирование новых,
социальных качеств человека: языка,
мышления, общения, убеждений,
ценностных ориентации, мировоззрения
и др. В психологическом
отношении труд способствовал преобразованию
инстинктов в
двух аспектах: в плане их подавления,
торможения (подчинения кон­тролю
разума) и их преобразования в новое
качественное состояние сугубо
человеческой познавательной деятельности
– интуицию.

Все, чем обладает
человек, чем он отличается от животных,
является
на свет уже со всем анатомо-физиологическим
богатством, накопленным
человечеством за прошедшие тысячелетия.
Ребенок, не
впитавший в себя культуру общества,
оказывается самым непри­способленным
к жизни из всех живых существ. Человек
– постоян­но
действующий приемник и передатчик
социальной информации, понимаемой в
самом широком смысле слова как способ
деятельно­сти.
Исходным пунктом понимания человеческой
личности является трактовка
человека как субъекта и продукта трудовой
деятельности, на
основе которой формируются и развиваются
социальные отноше­ния. Такое понятие
социальности, однако, не отрицает
биологическо­го
компонента в человеческой личности,
также имеющего универсаль­ный характер.

Биологическое
и социальное, существующие в человеке
в нераз­дельном
единстве, в абстракции фиксируют лишь
крайние полюсы в
многообразии человеческих свойств и
действий. Так, если идти в ана­лизе
человека к биологическому полюсу, мы
«спустимся» на уровень су­ществования
его организменных (биофизических,
физиологических) закономерностей,
ориентированных на саморегуляцию
вещественно-энергетических
процессов как устойчивой динамической
системы, стремящейся
к сохранению своей целостности. В этом
аспекте человек выступает
как носитель биологической формы
движения материи: он не
просто организм, не просто биологический
вид, а в первую очередь субъект
общественных отношений. Если идти в
анализе человека к его социальной
сущности от морфологического и
физиологического уров­ня
и далее к его психофизиологической и
духовной структуре, то мы переместимся
в область социально-психологических
проявлений че­ловека как личности,
индивидуальности.

Организм
и индивидуальность – две неразделимые
стороны человека.
Своим организменным уровнем он включен
в природную связь явлений и подчиняется
природной необходимости, а своим
личностным,
индивидуальным уровнем обращен к
социальному бытию, обществу,
истории человечества, культуре.

Биологическая
сторона человека детерминируется
главным образом
наследственным (генетическим) механизмом.
Социальная же сторона человеческой
личности обусловлена процессом вхождения
человека
в культурно-исторический контекст
социума. Это не исключает возможности
в познавательных целях смещать акценты
на биологиче­скую или социально-психологическую
сущность человека. В итоговом осмыслении
феномена человека непременно должно
быть совмеще­ние
двух сущностей.

Индивид
как «внутреннее раздвоение вида»
понимается в каче­стве биологической
сущности, однако индивидуальность его
проявляется
лишь при социализации, которая, видимо,
шире, чем понимание его как личности, с
ориентацией лишь на социальную сторону
(у К. Маркса – «личность как совокупность
общественных отношений»).

Сходство
человека с животными и отличия от них.
Сходство
человека
с животными определяется, во-первых,
вещественным составом и строением.
Человек состоит из тех же белков и
нуклеиновых кис­лот,
что и животные, многие структуры и
функции его тела такие же, как
у животных. Чем выше на эволюционной
ступени стоит животное, тем
больше его сходство с человеком.
Во-вторых, человеческий зародыш
проходит в своем развитии те же стадии,
которые прошла эволюция
вида. И, в-третьих, у человека имеются
рудиментарные органы, которые выполняли
важные функции у животных и сохранились
у человека,
хотя в современной жизни ему не нужны.

К
главному отличию человека от животных
относится разум.
Изучение
высших животных показало, что они не
обладают способностью к
понятийному мышлению, т.е. к формированию
отвлеченных, абстрактных
представлений о предметах, в которых
обобщены основные свойства
конкретных вещей.

Этология
(наука о животных) получает все больше
данных о том, что
в поведении человека и животных много
общего. Животные испытывают
чувства: радости, горя, тоски, вины и
т.д.; у них есть любопытство,
внимание, память, воображение. У животных
может иметь место очень развитая система
общения с помощью сигналов. Но только
у человека
есть то, что И. П. Павлов назвал второй
сигнальной системой – общение
с помощью слов, речь.

Способность
к эффективному труду – еще одно
фундаментальное отличие
человека от животных. Только человек
способен целенаправ­ленно
изготавливать орудия труда. Животные
приспосабливаются к
окружающей среде, а человек преобразует
ее.

Человек
– один из 3 млн. известных сейчас
биологических видов на Земле. Его место
в системе животного царства: класс –
млекопитающие, отряд – приматы, семейство
– гоминиды, род – человек, в ко­тором
до нашего времени дожил только один вид
– Человек разумный (Homosapiens).
Человечество
представляет собой общемировую популяцию
биологического вида, составную часть
экосистемы Земли. Происхождение
человека, становление его как вида
называется антро­погенезом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник