Индивидуальная траектория развития ребенка овз

Индивидуальная траектория развития ребенка овз thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «ЛСОШ № 7» ______________Е.С. Шерстюк

«____» ____________ 2015 г.

Согласовано:

Зам. директора МАОУ «ЛСОШ № 7»

___________________________

«____» ______________ 2015 г.

Протокол заседания методического

совета школы №____ от _________

Рабочая программа

развивающих психологических занятий

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Траектория развития»

Составитель:

Педагог-психолог Ибаева С.М.

2015 год

Данная программа развивающих психологических занятий разработана на основе курса «Психология», представленного в I- Школе, деятельность которой организована центром образования «Технологии обучения» и программы развивающих занятий О. В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Программа предполагает психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психологические занятия с обучающимися рассчитаны на 35 часов. Работа ведется в индивидуальном режиме.

Режим работы: 1 занятие в неделю.

Цель программы:

создание социально-психологических условий для когнитивного и личностного развития детей с ОВЗ.

Задачи:

  • создание психологически комфортных условий для развития и обучения детей с ОВЗ;

  • психологическая коррекция и развитие когнитивной и личностной сферы детей с ОВЗ;

  • социализация обучающихся с ОВЗ в современном обществе.

Актуальность  программы психологического сопровождения детей с ОВЗ

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении социально-психологических проблем, в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.

В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с такими детьми. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения.

Для осуществления этой задачи составлена данная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, учитывающая психофизиологические особенности каждого ребенка и создающая оптимальные условия для развития, личностного становления, формирования индивидуальности детей.

Программа предполагает реализацию следующих направлений:

1.Диагностическое направление:

  • Актуальный уровень развития;

  • Особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик;

  • Характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением;

2.Коррекционно-развивающее направление:

  • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

  • Развитие познавательной деятельности и психических функций;

  • Совершенствование навыков учебной работы;

  • Совершенствование самоконтроля, произвольной регуляции деятельности.

Работа с детьми с ОВЗ и их родителями построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с администрацией, педагогами и родителями.

4. Принцип деятельностного подхода  психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:

В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Сопутствующим являются ИКТ, элементы метода функционального биоуправленя. ФБУ — это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями организма и позволяющий совершенствовать систему обучения саморегуляции. Метод разработан НПФ «Амалтея» С-П.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе:

— Отказ родителей от психологического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи.

Гарантия прав участников программы осуществляется в соответствии с:

— «Положением о психологической службе»;

— «Этическим кодексом практического психолога».

Сфера ответственности участников программы:

Определяется условиями, согласованными куратором работы с детьми с ОВЗ с педагогом-психологом и семьей ребенка.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Этапы работы:

— Организационный этап (психодиагностика);

— Практический блок (Коррекционно-развивающая и профилактическая работа)

— Рефлексия.

Предполагаемый результат:

Для  детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностного и когнитивного развития;

  • Социализация в обществе.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.

Контроль за реализацией программы:

Осуществляется представителем администрации школы, курирующим учебно — воспитательную работу с детьми с ОВЗ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Интернет-ресурс. Пограмма «Психология».

Режим доступа: https://iclass. *****/;

Читайте также:  Поведение ребенка при задержке психоречевого развития

2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог».

Режим доступа: https://www. gmo.86mmc-megion. *****/

3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения.

Режим доступа: https://*****/

4. «Твое здоровье» (регуляция психики), Г. К.Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.

5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассников.. И. В.Вачков

6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р.Битянова

7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С.Кон

8. «Оложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А.Шешковец.

9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.

Тематическое планирование по программе

«Траектория развития» 8 класс

Раздел, тема

Количество часов

Количество часов

Количество часов

всего

теоретических

практических

диагностических

Вводное занятие

2

Что такое психология и чем занимаются психологи?

1

1

I Этап психодиагностики.

4

Диагностика уровня интеллектуального развития

2

Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.

2

Психология личности.

14

Кто я?

2

Осознаю и принимаю себя.

2

Характер, темперамент, личность.

2

Чего я хочу?

2

Личность и культура.

2

Личностный рост.

2

Я в мире и мир во мне.

2

Познавательные процессы.

4

Ощущения и органы чувств.

1

Как я воспринимаю мир.

1

Будь внимателен.

1

Учусь быть внимательным.

1

Эмоции и чувства.

4

Эмоции и их роль в жизни человека.

1

Радуга эмоций.

1

Любовь и дружба.

1

Стресс.

1

Психология общения.

3

Общение в моей жизни.

1

Технология эффективной коммуникации.

1

Поведение в конфликтной ситуации.

1

II Этап психодиагностики

3

Диагностика уровня интеллектуального развития

1

Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.

2

Подведение итогов работы по курсу.

1

Мои достижения (итоги года)

1

Всего:

35

Источник

Тема. Проектироваие индивидуальной образовательной траектории обучабщихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

Адольф Дистерверг

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности  дети с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.

Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:

  1. Определять смысл изучения дисциплин.
  2. Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
  3. Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
  4. Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
  5. Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
  6. Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.

В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Для того чтобы инклюзивное  обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно  определить  режим  нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях,  проведение физкультурных пауз).

Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на  адаптации  ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание  окружающих  толерантности и эмпатии  как ценностных основ инклюзивного образования.

Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать  координатором по организации  системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу. Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:

  1. Слайд Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается  на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
  2.  В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
  3.  С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя  и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.
Читайте также:  Центр развития ребенка белоглинский район

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:

1) дистанционное обучение

2) творческие конкурсы, фестивали;

3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.

В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.

Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Главная цель – это научить школьников учиться.

Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2019;
проверки требует 1 правка.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании[1]. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.[2]

Правовые и административные основы[править | править код]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». В федеральном законе «Об образовании»[3] зафиксировано право детей-инвалидов на специальные образовательные условия.

Реализация[править | править код]

Выделяют три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся[2]:

  • Содержательное направление — создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
  • Деятельностное направление — формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
  • Процессуальное направление — организационные аспекты педагогического процесса.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели[2]:

  1. школьная зрелость;
  2. состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
  3. профиль обучения;
  4. склонность к конкретной предметной области;
  5. уровень образования;
  6. особенности развития.

Индивидуальная образовательная траектория учащихся с ОВЗ[править | править код]

Для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц[4]. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов — вместе с индивидуальной программой реабилитации[5] инвалида)[6].

В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося[6].

В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа (ИОП) — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является материальным отражением деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка с ОВЗ в конкретном учреждении[7].

Примечания[править | править код]

  1. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.
  2. 1 2 3 Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013. (дата обращения: 20.08.2015).
  3. ↑ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
  4. ↑ N 273-ФЗ, п. 1, ст. 79.
  5. ↑ Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
  6. 1 2 Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
  7. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015. — с. 64.
Читайте также:  Значение рисования в развитии ребенка среднего дошкольного возраста

Источник

Жанна Кадрова
Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья

Учитывая индивидуальные особенности детей, посещающих коррекционные группы нашего учреждения, был сделан вывод, что предложенные в педагогической литературе приемы работы не всегда соответствуют потребностям детей. В связи с этим было принято решение о создании и реализации индивидуальной образовательной траектории с нетрадиционными инновационными методами развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, дающую максимальный результат. А. В. Хуторский и И. С. Якиманская, под индивидуальной образовательной траекторией понимают, прежде всего, персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника.

Индивидуальная образовательная траектория выступает, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.

Индивидуальная образовательная траектория на ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на один учебный год с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Индивидуальные образовательные маршруты-это технология будущего, которая способствует самореализации дошкольников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

Цель: разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья с включением части программ, формируемых участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы.

Структура индивидуальной образовательной траектории.

Она включает в себя семь блоков: информационный, диагностический, аналитический, коррекционный, промежуточный, вариативный, итоговый.

Все блоки индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны и имеют собственные задачи, в совокупности, позволяющие обеспечить необходимую ребёнку психолого-педагогическую поддержку.

В ходе планирования проекта по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья были внесены изменения. Включение в адаптированную основную образовательную программу ребенка с ограниченными возможностями дополнительного вариативного блока. Выбор этого блока повышает интерес ребенка к образовательной деятельности, а также развивает и раскрывает его потенциальные возможности.

В основе, лежат нетрадиционные методы обучения и развития, обеспечивающие в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение ребенка. Нетрадиционные методы для детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

Одним из таких нетрадиционных методов является часть программы формируемой участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы «Умные движения».

Цель данной технологии: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза».

Учителем-дефектологом были разработаны и усовершенствованы картотеки игр для каждого этапа занятия для родителей, учитывающие индивидуальные образовательные, эмоционально-волевые, поведенческие и социальные особенности ребенка.

Также нетрадиционным методом работы был включен в коррекционное взаимодействие, технология рисования красками Эбру «Украсим мир»

Цель данной техники: терапия, одно из инновационных арт-терапевтических методов.

Так как детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны стереотипы, были придуманы такие символы-картинки, отражающие поэтапность техники рисования красками Эбру, как мнемотаблицы. Это наглядно, удобно и быстро запоминается, учит ребенка выстраивать логические цепочки, развивает речь и увеличивает словарный за-пас. А также помогает получать готовый продукт, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная образовательная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья. является удобным инструментом взаимодействия педагогов и специалистов, родителей внутри дошкольных образовательных учреждений. Значительно повышается положительная динамика в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья и качественной реализации адаптированных основных образовательных программ педагоги и родители имеют возможность помочь своим воспитанникам иметь равные возможности при переходе на следующие уровни образования.

Источник