Развитие ребенка дошкольного возраста задачи для студентов
Зинаида Рябоконова
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»
Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:
Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:
Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:
Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :
Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:
Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.
Источник
Технология постановки развивающих задач
Развитие психических познавательных процессов:
1. Восприятие:
— развитие произвольного чувственного восприятия;
— развитие визуального восприятия;
— развитие свойств восприятия: предметности, целостности, константности, категориальности.
2. Мышление:
— развитие речевого мышления;
— развитие теоретического (абстрактного) мышления (способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире;
— развитие мыслительных процессов: суждение, умозаключение;
— развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование;
— развитие практического мышления (это такие качества ума как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи);
— развитие внутреннего плана действий;
— развитие интеллекта (совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач;
— развитие творческого мышления;
— развитие критического мышления (направленного на выявление недостатков в суждениях других людей).
3. Внимание:
— развитие произвольного внимания;
— развитие волевого внимания;
— развитие зрительного, слухового, тактильного внимания.
4. Память:
— развитие кратковременной и долговременной памяти;
— развитие произвольной памяти (связанной с широким, волевым контролем;
— развитие опосредованной логической памяти (связанной с употреблением логики и использованием разных средств запоминания).
5. Воображение:
— развитие активного, продуктивного воображения (когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; когда действительность сознательного конструируется человеком, а не просто механически копируется);
— развитие творческого воображения (свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами).
Развитие эмоционально-волевой сферы личности:
— развитие эмоциональной отзывчивости (непосредственная отзывчивость, переживания сложившихся отношений, а не их рефлексия);
— развитие волевой регуляции эмоционального поведения;
— развитее навыков саморегуляции эмоциональных проявлений.
Развитие потребностно-мотивационной сферы личности:
— развитие гибкости, широты, иерархии, мотивов;
— развитие интеллектуально-побуждающих мотивов;
— развитие перспективно-побуждающих мотивов;
— развитие познавательных потребностей, интересов.
Развитие способностей:
— развитие общих способностей (умственных, памяти, речи, тонкости и точности ручных движений и т.д.);
— развитие специальных способностей (музыкальных, математических, лингвистических и т.д.);
— развитие теоретических способностей (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям);
— развитие учебных способностей (определяющих успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности);
— развитие творческих способностей;
— развитие способности к общению;
— развитие способности к эмпатии, рефлексии.
Развитие самосознания:
— развитие адекватной самоидентификации (идентификация с телом, именем собственным; самооценка, половая идентификация, оценка себя в рамках социального пространства личности);
— развитие самооценки;
— развитие навыков самоанализа, самодиагностики.
Развитие деятельности и общения:
— развитие компонентов отдельных умений (действий и операций) до уровня навыка (полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля);
— совершенствование умений в отдельных видах деятельности;
— развитие деловых, интимно-личностных и профессиональных мотивов общения (в младшем, среднем и старшем школьном возрасте соответственно);
— развитие коммуникативных умений (слушать, решать конфликтные ситуации, пользоваться невербальными средствами общения, вести диалог, формировать позитивные установки на человека и т.д.).
Развитие речи:
— развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль;
— развитие связной речи;
— развитие навыков чтения и письма;
— развитие разных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение;
— развитие читательских и творческих умений;
— развитие способностей анализировать собственную речевую деятельность;
— развитие фонематического слуха;
— развитие ладового чувства (различение эмоциональной выразительности звуковысотного движения);
— обогащение и усложнение словарного запаса;
— усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
— овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие сенсорной сферы, включающей:
— развитие глазомера,
— ориентировку в пространстве и во времени,
— точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие задачи двигательной сферы:
— развитие силы мышц;
— развитие гибкости;
— развитие ловкости;
— развитие меткости;
— развитие глазомера;
— развитие вестибулярного аппарата (чувства равновесия);
— развитие опорно-двигательного аппарата;
— развитие мелкой мускулатуры;
— развитие двигательной сноровки, соразмерности движения и т.п.;
— овладение моторикой мелких мышц;
— умением управлять своими двигательными действиями.
Источник
Ольга Николина
Методика обучения дошкольников составлению и решению задач
МАДОУ «Детский сад № 9»
г. Балаково Саратовской области
Николина О. А.
воспитатель
Методика обучения дошкольников составлению и решению задач
План:
1. Значение обучения решению арифметических задач в умственном развитии дошкольников
2. Виды арифметических задач
3. Этапы и методические приемы обучения решению задач
4. Типичные ошибки детей при составлении задач
5. Наглядные пособия по обучению детей составлению и решению задач
1. Значение. В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.
Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, помогает усвоению логических связей и количественных отношений… Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, вниманию, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.
2. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками
Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы.
К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве).
Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»).
К третьей группе относятся простые задачи,связанные с понятием разностных отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);
б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).
В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на
• задачи-драматизации
• задачи-иллюстрации
• устные задачи
1. Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
2. Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составле-нию устных задач.
Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами (пример).
3. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.
Первый этап — подготовительный.
Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть — целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на.», «меньше на.».
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных предметах (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов?»
Второй этап Основная его цель — учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.
Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачиподчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».
На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно). Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.
Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой — один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.
Для усвоения значения и характера вопроса в задачеможно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько.
Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.
Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов.
Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в задачу.
Также, продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных. Например, воспитатель предлагает следующий текст задачи: «Лене я дала гусей и уток. Сколько птиц я дала Лене?» В обсуждении этого текста выясняется, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано гусей и сколько – уток, детям предлагается исправить ошибку.
Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, можно предложить детям задачу,выпустив при этом одно числовое данное: «Сережа держал в руках четыре воздушных шарика, часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Сережи?» Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указано, сколько шариков улетело, опять детям предлагается исправить ошибку.
После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит к пониманию известных данных (условие это то, что нам известно) и к поискам неизвест-ного (вопрос). Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с данными числами, чтобы получить ответ.
Таким образом, структура задачивключает четыре компонента :
• условие
• вопрос
• решение
• ответ.
Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку.
Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.
Формулируя вопрос, дети, как правило,употребляют слова: стало, осталось (стоит обратить внимание, что при постановке вопроса, дети часто употребляют ошибочно слово «стало», как в задачах на сложение, так и на вычитание). Следует показывать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной, в вопросе можно употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (Прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.).
Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа — учить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть)
Следует помнить, что обучающее значение задач на сложение и вычитание состоит не столько в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.
Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:
а) научиться составлять задачи;
б) понимать их отличие от рассказа и загадки;
в) понимать структуру задачи;
г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомыми.
Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.
Источник