Развитие ребенка дошкольного возраста как объект педагогики

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики

В Большой Советской Энциклопедии СУБЪЕКТ определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.

С точки зрения Л.И.Божович, субъект – личность, которая делает себя сама.

М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, — носителя активности как потребности в деятельности.

Основные признаки, которые позволяют выделить человека — субъекта  охарактеризовала  В.В. Горшкова: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.

Опираясь  на концепцию Л.С. Выгоцкого можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни — ребёнок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни — ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А.Петровский).

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объкту, предмету или явлению действительности ( формирование оценки, интереса к нему). Затем на основании  отношения формируются инициативы, т.е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности ( игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:

— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

— с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся :

-ценностное отношение,

-интерес,

-избирательная направленность,

-инициативность,

-свобода выбора,

-самостоятельность,

-автономность,

— творчество.

Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позиию равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

Одним из субъективных  проявлений ребёнка является его способность сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.

Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское творчество.

Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, фантазия.

Полученные в исследовании факты в немалой степени оказались неожиданными: отвечая на вопрос «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?», довольно много старших дошкольников не смогли проявить фантазию (от 20% до 30%).Они отвечали « Не знаю», либо ограничивались фразой « Буду колдовать». Вместе с тем фантазии некоторых детей были интересны: «Буду летать», « Заколдовал бы листья в сосульки, а кустик в снег», « Я смогла бы посадить цветы и очистить всю планету от листьев; очищать город ;наведу в мире порядок» — эти детские фантазии связаны со стремлением ребёнка к идеалу, гармонии; также посредством собственных фантазий ребёнок пытается найти вариант решения бытовых проблем, собственных сложностей в отношениях с окружающими:

« Кто нехороший, того заколдую в дядю, Заколдую Сашу, который меня бьёт и обижает, превращу его в муравья», « поменяю перила в детском саду, чтобы были красивыми».

Малое количество оригинальных детских ответов может быть следствием разных причин. Если воспитатель не стимулирует ,не поддерживает стремление ребёнка к фантазированию, если продукты детского творчества не оцениваются по достоинству и не находят применения  в жизни группы, в этих условиях детское творчество не развивается.

Творческие проявления  становятся желательными для ребёнка ,потребность фантазировать , сочинять остается актуальной.

Чаще всего дети сочиняют сказки перед сном ,или имитируя чтение книги. Это тоже образец подражательной поведенческой деятельности ребёнка.

Приведу пример детской мудрости ,Олеси 3-х лет 3-месяцев:

«Мама сказала: «Ложись спать» — не хочу: папа сказал «Ложись спать» — не хочу .А бабушка пришла , сказала: «Не ложись спать , а слушай сказку» Я слушала, слушала и уснула».На мой взгляд  — это яркий пример детского речевого творчества, имеющий глубокую мудрость, характеризуется следующими особенностями:

Читайте также:  Роль развития речи в умственном развитии ребенка

-речевое творчество детей появляется как результат подражания поведению взрослого;(поэтому рассказывание сказок, чтение стихов, придумывание историй взрослым – это образец творческого поведения для детей)

-содержанием детских рассказов, сказок, стихов становятся яркие впечатления ребёнка, эмоционально значимые для него события, имеющиеся в личном опыте или близкие ему;

-речевое творчество малыша носит уподобляющий характер: все воспринимаемые события ребёнок уподобляет своему жизненному опыту и стремится передать его через призму этого опыта;

-дети 3-х лет строят новые образы, основываясь на элементах реальности, которые и становятся его главным содержанием;

-сказки детей 3-х лет незамысловаты по сюжету, лаконичны, не структурированы.

Чем старше становится ребёнок , тем меньше его литературные сочинения связываются со сном и все более в них фигурирует наиболее сильно задевшее впечатление. Чаще отмечаются в его сказках попытки обобщить собственный опыт, придумать объяснение тому, что оказалось непонятным. В старшем дошкольном возрасте на речевое творчество детей существенное влияние оказывает литературный опыт ребёнка, уровень его литературного развития в целом.

Педагогическое сопровождение процесса развития речевого творчества детей позволяет направить на умелое и эффективное использование своего жизненного и литературного опыта и творческой деятельности.

В рассказе Максима С.(5л.6мес.) литературный опыт ребёнка становится основой построения сюжета. Максим использует сюжет русских народных сказок, проявляя свое творчество посредствам введения новых героев, определения их характеров, установления их взаимоотношений и подведения к заключительному выводу, соответствующему общей идее сказки.

« Улиточка».

Жила-была однажды веселая улиточка. И вот пошла она по делам . Идет, идет и вдруг встретила колючего ежика. Ёжик говорит» «Куда ты удешь уточка?»

-Я иду по делам. А ты куда?

-А я иду в свой лесной домик, — отвечал её ежик, и пошла улиточка дальше.

И вдруг встретила лису. Лиса спрашивает:»Куда идешь улиточка?»

-Я иду по делам .А ты куда идешь лиса?

-Я иду в деревню .Хочу курочку украсть и съесть.

Так они пошли дальше, каждый своей дорогой.

Встречает улиточка волка.

Волк улиточку спрашивает: «куда ты , улиточка?»

— Я по делам, — отвечает улиточка. А ты куда волк?

— Я иду зайца есть.

Улиточка пошла дольше , а сама думает: « Надо помочь зайцу, иначе его волк съест».

Когда она увидела наконец-то зайчика, то сказала ему: « За тобой волк гонится, хочет тебя съесть, но я ему скажу, что ты пошел в другую сторону, он тебя не найдет. А его я отправлю туда, где живёт медведь, пусть он волка напугает».

Так улиточка и выручила из беды зайчика, а волка научила не гоняться за теми, кто меньше.

В старшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные способности ребёнка к литературному творчеству.

Увлекаясь сочинительством, дети начинают составлять целые книги своих произведений, выступая и авторами и художниками и даже редакторами. В рассказах и сказках детей отражаются не только типичные для ребёнка-дошкольника события, интересы, поступки, герои, но и его представления о ценностях и приоритетах взрослой жизни.

Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения, эмоционально- волевой сферы.

Второй вариант поведения ребёнка в процессе самоактуализации творческих способностей характеризуется более высокой творческой активностью ребёнка в дошкольном учреждении и снижением уровня этих проявлений в семье при отсутствии достаточной мотивации и интереса к ним со стороны родителей.

Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху.

Педагог создаёт условия для самостоятельного продвижения ребёнка в познании через решение доступных для него проблем и выполнение интересных заданий. Он  помогает детям преодолевать себя на пути к достижению результата, поощряет и оценивает их творческие проявления, стимулируя деятельность. Результаты детского творческого поиска должны занять достойное место в групповой комнате, быть представлены родителям и детям других групп. Книги детских загадок, стихов, сказок с иллюстрациями авторов должны быть неотъемлемым содержанием развивающей среды группы, занимать достойное место в домашней библиотеке.

В обоих случаях взаимодействия дошкольного учреждения с семьей становится необходимым условием.

Дошкольный период детства уникален по своим характеристикам, способствующим проявлению и развитию творчества. Творческий механизм познания является основным для дошкольников, отношение к творчеству у большинства детей положительное.

В период дошкольного возраста создаются необходимые условия для творческих проявлений ребёнка, развития творческих способностей в разных видах деятельности – восприятие произведений искусства, первые пробы самостоятельного сочинительства возникают в дошкольном детстве.

Используемая литература:

  1. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Часть П. Монография. – Спб., 2010. – Часть 1. Глава 2. С.125-130
  2. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: Союз, 2007. Глава 5. Маленькие граждане в многообразии детских видов деятельности. С.262-283

Источник

Алина Коновалова
Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения

Как жаль, что взрослые подчас

Читайте также:  Книга развитие ребенка по дням

Совсем не понимают нас.

А детство, сами говорят,

Бывает только раз!

Сергей Владимирович Михалков

Детство – самый важный период в жизни человека. Это даже не период, а самая настоящая, яркая, неподражаемая жизнь! И очень важно, кто будет рядом в детские годы, кто будет вести этого малыша за руку, что войдет в его ум и сердце из мира вокруг нас, от этого в главной степени зависит каким он станет взрослым.

Так как же стать тем человеком, который будет достоин идти рядом с этим ребенком и показывать ему, что же такое жизнь? Как заинтересовать его, что именно стоит ему рассказать прямо сейчас, а что оставить на потом? Как не ущемить интересы и права малыша? Об этом я узнала в теме «Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения».

Как сказал А. Г.Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». А это значит, что на плечи воспитателя ложится тяжелый груз ответственности. Ему необходимо правильно воспитать и обучить ребенка, заложить в его, пока еще, чистую голову необходимые знания. Ведь личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.

Понятие субъекта очень важно в педагогике, поскольку субъект – это носитель деятельности сознания и познания. Субъект – это индивид активно познающий мир и воздействующий на него. Субъект активно проявляет себя в познании, вносит поправки в свои действия, ставит перед собой цели и разрабатывает пути их реализации. Ребенок же, как субъект воспитания – это индивид с развивающимся самосознанием.

Но ребенок является не только субъектом, но и объектом воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательного процесса – это индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.

Также в педагогике очень важен принцип субъектности. Педагог должен помочь ребенку самостоятельно раскрыть свое «Я», чтобы ребенок научился видеть свою связь с этим миром и другими людьми, чтобы он научился осмысливать свои действия, понимать, как эти действия повлияют на окружающий мир и судьбы людей. Не стоит забывать, что принцип субъективности исключает жёсткий приказ, он подразумевает взаимодействие педагога и ребенка при принятии решений, но, чтобы ребенок при этом сам осмыслил, будет ли это решение правильным, не принесет ли оно вреда другим.

В нашем МАДОУ № 19 «Сказка» огромное внимание отводится социальному развитию детей. Правильно отметил Л. С. Выготский, что в детстве ребенок врастает в человеческую культуру, ведь дошкольный период является самым значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. К тому же не стоит забывать, что люди – общественные существа. И еще важно помнить, что ребенок, который посещал детский сад, будет больше подготовлен к стрессу, который поджидает его в первый же день в школе, чем домашний ребенок.

Также, в нашем детском саду большая роль отводится индивидуальному подходу.Он важен в двух отношениях: 1) он дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей ребенка; 2) без знаний индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказаться иным, чем было рассчитано. Особенно важное значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.

Вывод. Таким образом, развитие личности – это прежде всего социальное развитие. А суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженно в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Воспитатель должен создать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка. Педагог должен руководить деятельностью ребенка так, чтобы дошкольник сам научился осмысливать свои действия и принимать правильные решения. Очень важно помочь малышу пройти этот путь, стать неповторимой личностью.

1. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2011. — 203с.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

Источник

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка по месяцам

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

Источник