Развитие ребенка до школы и далее

Развитие ребенка до школы и далее thumbnail
Развитие ребенка до школы и далее

Многодетная мама и образовательный коуч Анна Высоцкая уже рассказывала, как выбрать «свою» школу и как понять, готов ли ребёнок к учёбе. В новой статье — 10 важных вещей, которым не мешало бы научить будущего первоклассника.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Играть по правилам

Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

Почему игра важна в жизни ребёнка

2. Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

Развитие ребенка до школы и далее

3. Знать день своего рождения

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже высший пилотаж!

Развитие ребенка до школы и далее

5. Шнуровать ботинки

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

6. Ждать маму в банке

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем. Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».

Развитие ребенка до школы и далее

7. Задавать вопросы

Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.

8. Договариваться со сверстниками

Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.

10. Верить в свои силы

Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка дзержинск

Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение — не так важно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как научить ребёнка заботиться о себе

Почему в кружках для младенцев вместо гениев воспитывают солдат

4 типичные ошибки родителей первоклашек

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Сегодня решила написать о детях которые уже через год пойдут в школу.
Многие переживаю и водят ребенка на курсы подготовке к школу, а что
действительно должен знать ребенок к школе? Если говорить о навыках,
которые помогут будущему первокласснику, то их можно разделить на пять
основных пунктов:

1. Социальная готовность

Это готовность ребенка к новому формату общения. Навыки знакомства,
делится, просить об одолжении и правильно реагировать на отказ,
извиняться, благодарить и т.д.

2. Волевая готовность

Это готовность сосредоточится, управлять эмоциями и контролировать свои действия.

Умение работать по заданному правилу учителя (пример: откройте 5
страницу и выполняйте упражнение №20), умение жить по правилам в
повседневной жизни (подъем, еда, безопасность, отношение с окружающими,
отношение с родителями, игры, сон).

Спорт, как одно из средств формирования характера, повышения
самооценки, подготовке к умению слушать учителя (наставника) и находить
свое место в коллективе.

Важно, что бы дети помогали родителям. Это может быть эпизодическая
помощь или вроде мастер класса (давай я научу тебя резать салатик). Но
детям дошкольникам нужны настоящие дела и в основном они учат, формируют
умения и навыки (выносить ведро или поливать цветы).

3. Интеллектуальная готовность.

·

Очень важно — Уметь составлять рассказы по картинкам и пересказывать сказки.

Этому навыку в обычном саду почти не уделяют внимания, поэтому его может сформировать только дома.

· Очень важно — Формировать красивый почерк (в дальнейшем аккуратно, красиво и разборчиво писать)

Этому навыку в саду не учат, поэтому его может сформировать только дома.

Это формируется благодаря прописям с элементами и тренировкой мелкой моторики

Прописи которые мне больше всего нравятся из серии «умный мышонок»

Так же есть прописи от 4 лет.

Мелкая моторика лучше всего тренируется, благодаря висам и хватам на турникете (кольцах), лепке из глины, оригами и рисованию.

·

Очень важно — Читать, чтобы быстрее усваивать информацию, меньше тратить времени на понимание написанного.

Этому навыку в саду не учат, поэтому его может сформировать только дома.

Большинство читает детям много книг — это замечательно, но так же
необходимо, что бы ребенок сам читал, хотя бы по несколько предложений в день. Стоит постоянно читать книги разных авторов, так как разные
писатели имеют разный стиль в написании произведений.

· Считать в пределах 20.

· Развивать память, мышление, речь и внимание

· Развивать навыки рисовать, вырезать и клеить

· Для тех, кто уже все вышеперечисленное знает, но хочет заниматься — купите сборник олимпиадных заданий
по математике, русскому, информатике и занимайтесь по ним
дополнительно. Олимпиадные задания сильно отличаются от школьной
программы, а олимпиады теперь с первого класса. Это будет и интересно, и
полезно.

4. Сон, отдых

Для успешной учебы в школе ребенок должен иметь привычку соблюдать
режим, вовремя ложится спать. Должен уметь расслабится и осознавать
потребность в отдыхе.

5. Переход от детства к школе

Нельзя резко обрывать детство. Переход должен быть плавным, постепенным.

Если ребенок хочет взять в школу игрушку, не стоит ему
препятствовать. Стоит лишь договориться, что недопустимо доставать
игрушку на уроке.

*

Если уже осталось только лето до школы, то отличное пособие — «За 3 месяца до школы», которое скомпонует все интеллектуальные знания.

*

Итого: В идеале ребенок должен осознавать, что уроки это его
ответственность и он должен сам планировать время для домашней работы!
Это связано с тем, что именно в 5 классе дети скатываются на плохие
отметки, из-за того, что родители уже не могут помочь, а ребенок так и
не научился за начальную школу сам заниматься и думал, что учеба это
ответственность родителей.

Всем успехов в подготовке к школе!

Источник

Подготовка к школе – важный этап в жизни ребёнка.

Да и вообще, я бы этот этап назвала иначе.

Просто «дошкольное образование». И звучит как-то по –другому, и сразу отпадает вопрос, нужно оно или нет????

Однозначно, да Это такое же образование, как и школьное☝Но, в отличии от школьного, не всем доступное и не для всех обязательное, т.е. на усмотрение родителей.

Большинство детей посещают сад, большинство родителей считают, что этого вполне достаточно, что это и есть дошкольное образование. Но вынуждена огорчить тех, кто так думает????♀️

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка вторая группа раннего возраста

Детский сад, зачастую, это просто место для присмотра и ухода. О качественном образовании просто речи быть не может, для этого просто не созданы условия.

Исключения-частные сады и сады, где в группе не более 10 человек. Тогда педагог в состоянии качественно уделить время каждому. Если в Вашем саду не так, стоит всерьез задуматься о дошкольном образовании Вашего ребёнка

Не правильно считать его дополнительным!

5-7 лет – сензитивный (благоприятный) период для развития многих навыков, которые понадобятся будущему школьнику.

Я бы включила в дошкольное образование не только обучение счету, чтению и письму, но и уделяла внимание развитию эмоционального интеллекта, финансовой грамотности, общему развитию и тренировке памяти, внимания, логики, мышления????

НО! Детям до 7 лет любой материал необходимо преподносить в формате игры или сказки????♀️

Это их основной вид деятельности, который пропускать ни в коем случае нельзя????♀️

Поэтому дошкольному образованию быть☝Но формат однозначно, 100% должен быть игровой????♀️

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ

УЧИТЬ ЛИ РЕБЁНКА ДО ШКОЛЫ?

Часть 2.

Никаких парт, сложенных рук, канцтоваров и пр.????♀️

Учитывать необходимо возрастные особенности❗️

Так вот в этом возрасте дети играют‼️

Только после 7 лет формируется тяга к учебной деятельностиЕсли её нет, то насильно её формировать – это своими руками прибивать врожденную, всем детям природой данную любознательность❌

На данный момент существует масса вариантов подготовки к школе.

Но я рекомендую выбирать игровой формат????♀️

Не все взрослые понимают, КОГДА, ЧТО и КАК развивается у ребёнка.

Большинство интересуются этим до определенного возраста, и то только физическими показателями какими-то: в таком-то возрасте сядет, в таком-то первый зуб…

Удобно было бы, чтоб сразу родился с зубами?????

Или не садился, ползал, а сразу встал и пошёл?

Возможно???? Но есть законы природы, есть определенный порядок.

Так вот, есть определенный порядок.

До 7 лет –игра, после – учебная деятельность.

Не бегите вперед паровоза????Это заложено природой, не стоит с ней спорить☝

Подготовка к школе – это не репетиция школы????♀️

Это дошкольное образование со своими правилами и законами, где мы формируем навыки, которые пригодятся в школьной жизни, а ещё лучше и послешкольной????

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ

УЧИТЬ ЛИ РЕБЁНКА ДО ШКОЛЫ?Часть 3.

Дети учатся до 7 лет, но в игре❗️

До 3 лет МЫ играем с ????, он учится копировать, еще и делать это в нужном порядке, а значит планировать свои действия.

Затем появляется «Я САМ»!

Обучается простым вещам, экспериментирует, изучает способности своего тела и ума????

В возрасте до 5 лет ???? стремится занять своё место в обществе.

С нами играть не интересно, а вот игра плюс-минус с равными по возрасту гораздо увлекательнее

Чему-то учиться можно и у товарищей.

Дети повторяют деятельность близких и знакомых. Это начало этапа сюжетно- ролевых игр. И та поделочка из пластилина, которую МЫ делали вместе уже является не просто фигуркой, а частью игры. Это уже не просто корзинка с фруктами, а магазин фруктов, где есть продавец, есть покупатели, цены, денежки и и т.д.

Игры по правилам.

Чем вам ходилки-бродилки, этажики, игры с буквами, монополия, домино – не обучающие уроки?

Вопрос формата. То ли дело учимся складывать сидя за партой, то ли кидая игральные кости, считая, сколько пройти шагов

Каждый последующий этап развития ребёнка вытекает из предыдущего.

У Вас в беременном животике сначала формируется одно, потом другое????

Так придумала природа

И у всех это проходит плюс-минус одинаково. Даже приложения на телефоне вам выдадут примерный план развития ребенка по месяцам, до рождения. Всем одинаковый☝

Затем все плюс – минус в одно время заговорят, пойдут, научатся есть самостоятельно.

Также сначала ребёнок проходит разные этапы развития через игру.

ПОТОМ учебная деятельность❗️

Пропустить какой-то этап просто невозможно, иначе не сформируется фундамент для последующего!

Можно ребёнка посадить на попу и в 1 месяц, но разве кто-то так делает? Какой смысл? Никому не хочется навредить?

Чтобы ребёнку успешно учиться в школе, необходимо пройти все этапы ИГРЫ‼️

Нередко детей ведут в школу с 6 лет, в разгар этапа сюжетно-ролевой игры????

Но пропущен этап игр по правилам, а школа этого этапа обеспечить не может????♀️

И что получим?

Ответьте сами на вопрос. Что мы получим, если распилим кокон? Получится прекрасная бабочка?????

Всему своё время❗️

.

Кому в школу в следующем году?

Маякните «».

Сколько вас?????

Источник

СодержаниеУроки с детьми: когда пора начинать?Секреты развития любви к занятиямЧтобы упражнения были полезными…Игра — наше все!Важно: чему должен научиться ребенок?Родители и маленький бунтарь

Ребенок развивается, взаимодействуя с предметами окружающего мира. На его развитие влияет все: игрушки и предметы-заместители, когда он манипулирует ими, явления и события, которые наблюдает малыш, обстановка и функциональность разных вещей. Дети развиваются, глядя на то, как работают электроприборы, понимая, для чего служит столовый инвентарь, наблюдая, что можно построить из кубиков или как белый лист бумаги превращается в картину, благодаря краскам и кисти.

Все, с чем соприкасается ребенок, когда достигает определенного уровня осмысленности и восприятия, способствует развитию в нем познавательных качеств — внимания, воображения, мышления, речи. Дети учатся во время общения и игр, прогулки, и даже обеда, когда ловко управляются с ложкой и кашей.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет где купить

Специальные развивающие занятия, на которые родители записывают детей с целью сформировать у них высокий уровень осведомленности и грамотности, оказывают положительный результат на их умственное и психологическое развитие. Вместе с тем, мама может заниматься с ребенком 3-5 лет дома. На какие особенности личности важно обратить внимание во время домашних заданий? Развитие каких качеств важно не упустить? Как быть, если у детей нет желания заниматься и почему они предпочитают урокам игру? Ответы в данной статье.

Уроки с детьми: когда пора начинать?

К трем годам ребенок уже готов к тому, чтобы осваивать задачи и упражнения, которые способствует развитию познавательных процессов. Главное правило, которому стоит следовать родителями — создание благоприятных условий для занятий. Сюда входят: формирование и поддержание интереса к учебным задачам, хорошее настроение мамы и малыша, необходимое количество игрушек, предметов-заместителей, развивающих карточек, картинок и так далее.

Можно с уверенностью сказать о том, что ребенок готов заниматься, когда все, что ему предлагают — рисовать, читать, считать, строить или собирать — вызывает положительный интерес. То, чего не стоит делать ни в коем случае, это заставлять ребенка заниматься, если у него нет желания, он не понимает, что от него хотят или игры и задания не вызывают интереса.

Секреты развития любви к занятиям

Изначально дети в 3 года и младше интересуются всем, что делают родители. Взрослые являются для малыша примером и то, что они показывают ему, способствует развитию любознательности. Однако бывает так, что ребенок не хочет рисовать, играть со счетными палочками, собирать пирамидку или строить из кубиков дом. Тогда родители могут пугаться — почему малыш не интересуется тем, что ему предлагают или пытаются уговорить его заниматься и выполнять то, что им кажется полезным и интересным. Как развить любовь и интерес к домашним занятиям?

Важно, чтобы родители сами были увлечены тем, что предлагают детям. Лучше проводить занятия, когда никто не мешает, исключая посторонние шумы — телепередачи, музыка — и разговоры других людей. Ребенок будет готов заниматься, если он спокоен, весел, находится в безопасности, сыт и пребывает в хорошем настроении. Для письменных и творческих занятий важно чтобы у детей были подходящие условия — свой стул и стол, обширное пространство на полу, все принадлежности находились под рукой. Лучше избегать любой критики малыша, вместо этого следует положительно отзываться о любом результате, которой у него получился. Это будет способствовать развитию мотивации и понимания того, что занятия — это весело, интересно и приятно. Личный опыт

Мой личный опыт домашних заданий с ребенком складывается из того, что я стараюсь «следовать» за ним и активно использую игру. Прежде, показывая ребенку развивающие картинки и карточки, мне не удавалось вызвать у него интереса. Когда я стала следовать определенным рекомендациям, наши занятия дома стали активными, вызывающими радость и полезными. Вот основные из них:

Все занятия строятся на игре. Это может быть разыгрывание театра или сказки, игра «в школу», использование мягких игрушек или кукол. Нужно быть вовлеченным в игру и эмоциональным — это помогает поддерживать и не терять детский интерес. Занятие заканчивается, когда ребенок начинает отвлекаться — значит, он устал или потерял желание «работать». Использование физических упражнений и веселых игр с пальчиками отлично помогает снять утомление и продолжить заниматься. Учиться дома лучше всего в одно и то же время, лучше — до обеда. Чтобы упражнения были полезными…

В 3 года дети осваивают свою самостоятельность и независимость. Поэтому, занимаясь с ними дома, следует поощрять в них эти качества. Если ребенок относится негативно к тому, что предлагают ему родители, то лучше уступить и заняться тем, что он хочет: рисованием вместо математики, чтением вслух вместо лепки.

Задачи, выполненные с желанием, гораздо скорее будут способствовать умственному и психологическому развитию. Это не значит что взрослые должны полностью отказаться заниматься с детьми тем, что сейчас не вызывает у них интереса. Приобщать детей в 3 года к разной деятельности стоит постепенно: если ребенок сегодня не хочет считать, то в другой раз родители могут показать ему новую математическую игру, которая вызовет интерес, и тогда он выполнит задание с удовольствием.

Детям в 5 лет очень важно получать родительскую поддержку. В это время у них активно формируется самооценка, поэтому все, что касается детской деятельности должно содержать родительскую похвалу и гордость за результат.

Игра — наше все!

Дети в дошкольном возрасте обучаются через игру. Именно играя, они получают возможность развивать внимательность, сообразительность, усидчивость, терпение, мышление, речь и воображение. До того, как ребенок пойдет в школу, игра является самым мощным способом его взаимодействия с миром. Это нужно знать родителям, когда они организовывают домашние занятия дома.

Важно: чему должен научиться ребенок? Усидчивости. Детям в 3 года достаточно удерживать внимание во время занятия до 15 минут в день. В 5 лет это время увеличивается до 20-30 минут. Это значит, что ребенок должен уметь не отвлекаться на посторонние предметы и явления, когда у него уже есть важное дело. Поддерживать эту способность можно, если не упускать детский интерес. Доводить начатое дело до конца. В этом вопросе родители — главные помощники малышу. Они могут подбадривать его и помогать, если у него что-то не получается, хвалить и поощрять для того, чтобы он работал на результат. Умению радоваться тому, что получилось. Взрослые могут хвалить детей перед другими членами семьи, помещать работу ребенка — рисунок или аппликацию — на видное место в квартире. Тогда в нем станет формироваться чувство гордости за свои умения, и стремление к занятиям будет усиливаться. Умению справляться с ошибками и неудачами. Когда у малыша что-то не получается, важно помогать ему переживать чувство разочарования или раздражения. Родители могут обратить внимание на другие его способности, показать, как он может исправить ситуацию и помочь сделать это, похвалить за предпринятые действия. Важно показать ребенку, что неудачи в работе никак не характеризует его, и не говорят о том, что он глупый, неумелый или неспособный. Даже если у него что-то не получилось, в любом случае он молодец, потому что старался. Родители и маленький бунтарь

Обычно дети проявляют негативизм во время домашних заданий, когда они находятся в кризисе трех лет или задачи и упражнения не вызывают интереса. В этом случае — чтобы работа приносила радость и ребенок занимался — нужно отталкиваться от детских потребностей. Что чувствует малыш? По каким причинам он отказывается от деятельности? Возможно, он устал, расстроился или ему сложно выполнять предложенное задание. Прежде чем заниматься, нужно эту потребность удовлетворить. Тогда ребенок сможет полностью посвятить себя обучающему процессу и результатом будут довольны все — и дети и родители.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Источник