Развитие ребенка до рождения сенсорное развитие плода
Что делает, видит, слышит и чувствует малыш, находясь долгие 9 месяцев у мамы в животике. Развитие плода по неделям.
Самые первые ощущения появляются у плода уже в 6–7 недель. Уловить состояние ребенка на столь раннем сроке, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции и не может сообщить маме, что ему нравится, а что – нет. Но в 6 недель у плода уже заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки.
Посмотрим, как идет развитие плода, его органов чувств, как у него совершенствуется способность воспринимать окружающую среду.
Всегда в движении
6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.
Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца — это нормальное состояние.
Все потрогать
7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, ас 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.
Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».
Секреты вкуса
9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.
Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.
Мир звуков
14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.
Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.
Вижу свет!
25 недель У ребенка начинают работать органы зрения. Конечно, в матке у мамы не так много информации для развития зрения, но и этого малышу оказывается вполне достаточно. Доказано, что у плода уже есть светоощущение. Так, солнечный свет он видит в приглушенных оранжевых тонах и реагирует на рассеянные лучи положительно, а от прямых – прячется, жмурит глазки.
Еще до рождения ребенку нравится солнечный свет, он может различать его, даже если на маме надета легкая одежда. Поэтому в теплую погоду необходимо обязательно бывать на свежем воздухе (это, кстати, будет и хорошей профилактикой рахита). Но не нужно слишком долго подвергать ребенка воздействию солнечного света, так как это утомляет и перевозбуждает.
Общение до рождения
Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.
После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.
Слушаем музыку
Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.
После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.
Источник
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недепьный зародыш совершит хватательное движение, при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок — музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
См. также
Психические процессы у детей
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Волевая готовность к школьному обучению
- Восприятие и память у младенцев
- Двигательная активность ребенка
- Лепет ребенка
- Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи
- Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности
- Первые преднамеренные звуки
- Переключение внимания ребенка
- Психологическая сущность фантазии
- … и другое
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
Развитие мозга, нервной системы и сенсорного аппарата начинается в первый же месяц после зачатия. К концу первого триместра нервная система и сенсорные системы развиты настолько хорошо, что во время внутриматочных обследований при прикосновении легким волоском к ладони плод пытается схватить его, на прикосновение к губам – отвечает сосанием, прикосновение к векам прищуривается. Все это говорит о том, что уже на этом сроке развития мозг посылает адекватный сигнал к мышцам в ответ на стимуляцию.
Такие реакции как скашивание глаз и насмешливая улыбка были обнаружены и сфотографированы на 14 неделе после зачатия Надутые губы, хмурый взгляд напряжение мышц вокруг глаз были зафиксированы с 6-го месяца беременности. Лицо не единственная область с высокой нервной чувствительностью. К 17-й неделе все части тела ребенка отвечают движениями на прикосновение (что говорит о высоко проводимости нервного импульса) Рассмотрим формирование различных сенсорных систем плода и сенсорные возможности внутриутробного ребенка.
Зрение: При освещении живота матери у плода учащается сердцебиение, при введении светящегося фетоскопа плод отворачивает лицо.
Новорожденные дети обладают сверхъестественной способностью отличать своих родителей от других взрослых. Острота зрения новорожденных такая же, как и у домашней кошки. Их глаза хорошо скоординированы. Двигательное сканирование начинается сразу же после рождения и продолжается даже в темноте. На четвертый день после рождения к движениям глаз добавляется движение головы, что бы увеличить широту обзора. Младенцы различают цвета и предпочитают узорчатые цветовые поверхности перед гладкими, сложные узоры простым, извилистые линии прямым, трехмерные пространства двухмерным и человеческие лица всему остальному. При этом они очень точно дифференцируют выражение человеческого лица и по-разному ведут себя в зависимости от того, какая эмоция отражена на лицах взрослых. Когда новорожденным показывали фотографии улыбающихся людей, они приоткрывали рот и округляли глаза, демонстрируя подобие улыбки, когда они видели удивленные лица, они округляли глаза и приподнимали брови, при предъявлении фотографий со злыми или плачущими людьми, новорожденные заливались плачем. Эти эксперименты показали нам не только совершенные возможности детского зрения, но и способность к эмпатии у новорожденных детей. (18)
Вкус: развивается с 8 до 13 недели и с этого времени существенных изменений в строении вкусовых рецепторов не происходит, кроме того, что они увеличиваются вширь и вглубь. С этого времени плод чувствителен к состоянию амниотической жидкости. Реагирует различными гримасами на преобладание того или иного вкуса. Исследования с помощью радиоктивных меток показали, что младенцы в третьем триместре пьют от 15 до 40 мл. в час, Если глотание нормальное то это добавляет к питанию до 40 калорий в день. Если в амниотическую жидкость попадает вещество горького вкуса, то младенцы перестают ее пить, а если попадает сахарин, то некоторые удваивают свой рацион. Младенцы реагируют на кислый вкус сильнее, чем на горький. Алкоголь и никотин подавляют аппетит, у матерей употребляющих их рождают дети с малым весом.
Слух: Наиболее развитой в матке является слуховая чувствительность. Именно ухо и височная доля мозга, куда поступают слуховые сигналы полностью миелинизируются к рождению, а другие участки мозга миелинизируются частично.
Ведь матка это очень шумное место. Звук плацентарного кровотока, биение сердца матери, звук её голоса — все это наполняет матку шумом, подобным шуму идущего мимо поезда (звуки желудка и кишечника – 85 дб. Грохот крови в артериях 55 дб). Именно поэтому новорожденный малыш нисколько не реагирует на голоса вокруг него, гораздо больше его пугает полная тишина.
К концу первого триместра возможно научение плода посредством звуковой стимуляции. Самым предпочитаемым звуком для него является биение материнского сердца. Ведь именно от его биения зависит жизнь и самочувствие плода в утробе. Если сердце матери бьётся чаще, это всегда приводит к недополучению кислорода и питания и вызывает мучительные реакции у плода.
Канадские исследователи установили, что курящей беременной женщине стоит только подумать о сигарете, как плод начинает отчаянно метаться, предчувствуя, что вскоре ему попадет меньше кислорода в результате сужения сосудов матери. Когда в ходе эксперимента в комнату, где находились новорожденные, поставили метроном, с ритмом 80 ударов минуту (что соответствует биению сердца беременной в состоянии покоя), то дети спали дольше, лучше прибавляли в весе чаще улыбались, когда же метроном перевили на частоту 120 ударов в минуту (сердцебиение беременной в стрессе), то дети начали так беспокоиться и плакать, что эксперимент пришлось прекратить. (10)
Во время первого триместра беременности в плане вибрационного воздействия наиболее полезной, гармонизирующей физиологические процессы является старинная лтюневая, клавесинная и этническая музыка, во втором триместре особенно показан Моцарт, Вивальди, Сен-Санс, Дебюси, в третьем триместре лучше всего слушать Чайковского, Рахманинова, Джаз. Рок, электронная музыка а так же Бах и Бетховен не рекомендуется ни в один из триместров) Голос матери – основной источник контактов ребенка с ней. Исследования показывают, что младенцы движутся в темпе речи своей матери. Исследования Генри Траби,(17) который изучал детские крики с помощью новейшей акустической аппаратуры, показали, что недоношенные дети 5-6 месяцев и весившие всего 900 г. воспроизводили такие же интонации, ритмы и другие разговорные особенности их матерей.
Запах: Особенности обонятельного анализатора у плода не проявляются в силу невостребованности обоняния в водной среде, тем более, что ноздри ребенка в матке закрыты особенными слизистыми пробками.
Однако сразу после рождения новорожденный различает несколько сотен запахов. При рождении малыш четко различает запахи, Наиболее предпочитаемым являются запахи тела матери. Как известно, железы расположенные на альвеолах сосков, источают особый запах, идентичный запаху амниотической жидкости. В силу этого припадая к материнской груди, ребенок как-бы оказывается вновь в утробе. Образ матери, основанный на запахе, является самым первым, который устойчиво храниться в памяти ребенка и остается с нами на всю жизнь. Именно поэтому, при ранних расставаниях с матерью (в случаях её госпитализации, или необходимых отлучек), психологи рекомендуют класть в кроватку малышу поношенное материнское бельё с целью сохранить связь ребенка с матерью и сделать расставание для него менее травматичным.
Температурная чувствительность: во время беременности температура тела ребенка на 1-2 градуса выше. Собственная терморегуляция начинается сразу после рождения, однако наиболее успешно этот процесс протекает при контакте ребенка с материнским телом. Приведем один впечатляющий пример — выхаживание недоношенных детей с помощью «метода кенгуру», впервые предложенному в Колумбии. «Метод кенгуру» состоит в содержании ребёнка в контакте с кожей его матери днём и ночью, в вертикальном положении. Результаты впечатляют. Для детей весивших менее 1 кг при рождении, коэффициент выживания поднялся от 0% до 72%. Для детей, весивших между 1 кг и 1,5 кг, коэффициент поднялся с 29% до 89%. Человеческая мать может служить наилучшим инкубатором.
Вестибулярная чувствительность: формируется через месяц после зачатия. Эта система обеспечивает синхронность движений матери и плода. Активность плода подчинена определенному ритму (около 45 мин сна 45мин. бодрствования).
Ребенок избегает любого давления, извне быстро меняя положение тела в матке. Младенец перемещается в матке, спирально вращаясь с помощью стоп и ног с поворотом туловища на 180 гр. Внутриутробные съемки показывают, что эти балетные движения начинаются с вращения головы, затем плеч, а затем вращаться начинают поясничный отдел и ноги, используя продольные мышцы спины. В каждом таком движении проявляется прекрасная координация мозга и тела. Кроме того, он пьет амниотическую жидкость, разнообразно двигается, сосет пальцы, играет с пуповиной, поглаживает и даже облизывает плаценту, поглаживает свое тельце и лицо. Вообщем, он все время занят.
Вестибулярная система плода постоянно стимулируется, когда мать гуляет, танцует, изменяет своё положение и так далее. Представьте, как тяжело малышу адаптироваться к жизни после родов, если взрослые все время пеленают его, мешая совершать столь привычные и необходимые движения. Та некоординированность движений новорожденного, которую мы наблюдаем после родов, связанна с тем, что ребенок выросший в условиях гидроневесомости заново учится двигаться в условиях гравитации.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1160; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7481 — или читать все…
Читайте также:
Источник