Развитие ребенка до поступления в дошкольное учреждение

Развитие ребенка до поступления в дошкольное учреждение thumbnail

Большая
ответственность ложится на работников
детской поликлиники при подготовке
ребенка к поступлению в детские
учреждения.

Поступление
в детское учреждение вызывает в организме
ребенка сложные адаптационные реакции,
иногда вредно влияющие на его состояние,
здоровье и развитие. Длительность и
характер адаптации зависит как от
индивидуальных особенностей ребенка,
так и от других факторов.

Специальными
наблюдениями установлено, что
продолжительность адаптации зависит
от возраста. Дети, поступающие в ясли в
возрасте 5-6 месяцев, быстро привыкают
к новым условиям, так как у них еще нет
закрепляющихся стереотипов которые
нужно изменить. Быстрее привыкают к
яслям и дети старше 1 года 8 мес.-1 года 9
мес., которые хотя и имеют устойчивые
стереотипы, но боле «развиты». В частности,
у них более подвижны нервные процессы,
что облегчает приспособление к меняющимся
условиям, они хорошо понимают речь
взрослого, их легче заинтересовать
занятиями, игрушками. Наиболее трудно
протекает процесс адаптации у детей в
возрасте от 5-6 мес. До 1 года 7 мес.-1года
8 мес., так как к этому времени у детей
уже сформировались довольно устойчивые
привычки. Организм ребенка этого возраста
из-за малой подвижности нервных процессов
и слабого активного торможения не в
состоянии затормозить старые и
сформировать новые стереотипы, что и
вызывает отрицательные реакции.

С
целью облегчения адаптации детей к
дошкольному учреждению необходимо
соблюдать следующие правила.

Участковый
врач и м/с должны учитывать особенности
быта семьи ребенка, готовящегося к
поступлению в дошкольное учреждение:
жилищные условия, характер работы
родителей и т. д.

Матери
необходимо дать рекомендации по
предупреждению стрессовых реакций
ребенка в период адаптации, приблизить
домашний режим ребенка к режиму детского
учреждения, активно приучать ребенка
общению с детьми соответствующего
возраста и взрослыми, ликвидировать
укачивание перед сном, сосания пустышки,
кормление из бутылочки, употребление
однообразной пищи и т.д.

Следует
выделить детей, составляющих «группу
риска», таких детей перед поступлением
в детское учреждение необходимо повторно
консультировать с психоневрологами
другими специалистами.

Особое
внимание следует обращать на детей с
отклонениями в физическом развитии
(больше чем на 1 год), с проявлениями
негармоничности развития, отстающих в
нервно-психическом развитии больше чем
на 2 месяца, часто болеющих, с проявлениями
рахита, анемии, аллергии. Эти дети
подлежат направлению в детское учреждение
только после соответствующего
оздоровления.

Особого
внимания требует организация
профилактических прививок, так как
вакцинация вызывает временное изменение
реактивности организма, способствует
усилению аллергических проявлений,
снижению сопротивляемости.

Важна
четкая преемственность в работе
участкового педиатра и мед. работников
детского учреждения.

Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные учреждения

  1. Подготовка
    детей к поступлению в дошкольные
    учреждения (ясли, ясли-сад, детский сад)
    осуществляется участковым врачом —
    педиатром, участковой м/с, фельдшером
    или медицинской сестрой кабинета
    здорового ребенка и состоит из двух
    основных разделов: общей и специальной
    подготовки.

  2. Общая
    подготовка – это проведение общепринятых
    мероприятий по систематическому,
    начиная с периода новорожденности,
    обслуживанию детей на педиатрическом
    участке с целью обеспечения гармонического,
    физического и нервно-психического
    развития, оптимального состояния
    здоровья и семейного воспитания, что
    является залогом правильной подготовки
    ребенка к поступлению в дошкольное
    учреждение.

  3. Специальная
    подготовка начинается с 3-х месячного
    возраста ребенка и включает в себя
    следующие мероприятия:


Ежемесячную санитарно-просветительскую
работу участкового врача –педиатра и
медицинского персонала кабинета
здорового ребенка с родителями путем
тематических бесед по вопросам правильного
физического воспитания и подготовки
детей к поступлению в дошкольное
учреждение;


диспансеризацию детей за 2-3 мес. До
поступления в дошкольное учреждение у
участкового врача-педиатра, у
врачей-специалистов, проведение
лабораторных исследований;


оздоровление и лечение детей в зависимости
от уровня их здоровья;


профилактику острых заболеваний (ОРВИ,
гриппа и др.) за 1-2 мес. До поступления в
детское учреждение с применением средств
направленных на повышение неспецифических
защитных механизмов иммунитета, в том
числе проведение общих и местных
закаливающих мероприятий, введение
элементов дыхательной гимнастики и
физкультурные занятия (дома), обучения
ребенка дыханию через нос, назначения
курса УФО, препаратов аскорбиновой
кислоты, витаминов группы В, препаратов
шиповника, интерферона;


оформление документации в соответствии
с содержанием работы по подготовке
ребенка в дошкольное учреждение: запись
в истории развития ребенка в начале и
окончании подготовки; составление
выписного эпикриза для детского
учреждения по определенной схеме с
обязательными рекомендациями участкового
врача на период адаптации по режиму,
питанию, физическому воспитанию,
индивидуальному подходу,
оздоровительно-лечебным мероприятиям
для профилактики острых заболеваний,
обострений, хронических очагов инфекций
и фоновых состояний.

4.
В случае заболевания ребенок может
быть направлен в детский коллектив не
ранее, чем через две недели после
клинического выздоровления.

5.
Запрещается проведение профилактических
прививок в течении месяца перед
поступлением ребенка в дошкольное
учреждение.

Разрешается
поступления ребенка в детское учреждение
без профилактических прививок, первая
профилактическая прививка в детском
учреждении назначается после окончания
периода адаптации, но не раньше чем
через 1 месяц.

6.
Вопрос о направлении в детском учреждение
детей группы «риска», а также детей с
хроническими заболеваниями и врожденными
пороками развития разрешается
индивидуально, в зависимости от состояния
каждого ребенка, комиссионно с привлечением
соответствующих врачей1 специалистов.

Соседние файлы в папке dets.bol

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ.

Собираюсь в детский сад.

Привыкнуть к детскому саду не так- то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего” в «ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Все это приводит к изменению поведения ребѐнка, нарушается его поведение, сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемого ребѐнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде чем готовить ребѐнка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы!

Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад.

  • Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Познакомиться с типовым режимом детского сада. Для детей 2-3 лет завтрак с 8.00 до 8.30, обед 11.15 –12.00,полдник 15.30 –16.00. Дневной сон с 12.30 до 15.00
  • Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).
  • Научите ребѐнка элементарным навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, умываться, проситься на горшок, кушать).

Отсутствие навыков самообслуживания у ребѐнка – фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают вовремя их одеть и умыть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребѐнка в

своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии

  • Научить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий: (посадить в коляску куклу и покатать еѐ, покормить еѐ, положить спать.) Самостоятельность ребенка в играх создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, -поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем.
  • Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены

и ребенок, подготовлен к приходу в дошкольное учреждение наступает основной этап.

С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад.

Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов.

  • Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • Продумайте всю одежду малыша: легко ли расстѐгиваются пуговицы, петли. Обувь должна быть удобная с закрытым мыском и на липучках.
  • Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем
  • Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребѐнка сначала до обеда (если сложная форма адаптации, то на 2-3 часа, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе).
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
  • Когда вы уходите–расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
  • оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых
  • впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

Заключительный этап адаптации.

Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его ненадолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Ребенок, который дома находился на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя, в условиях детского сада требует к себе постоянного к себе внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, ласково разговаривать с ним. Фактически он приходит из рук в руки –от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а может и больше.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку –

не считайте, что он заменяет семью.

Источник

  • Печать

Развитие ребенка до поступления в дошкольное учреждение

1. Частично одевать и снимать одежду (трусы, сандали на липучке, носки, колготки).

2. Уметь обращать внимание на грязные руки, лицо, нос, дает знать взрослым об этом, пытается сам вытереть нос платком, вымыть руки.

3. Уметь мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем.

4. Проситься на горшок (до 2 лет), уметь им пользоваться. Категорически запрещается пользоваться памперсами. Самостоятельно засыпать в кроватке.

5. Самостоятельно есть густую и жидкую пищу ложкой, пить из чашки. Не пользоваться соской — пустышкой и бутылочкой.

6. В игре воспроизводить ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

7. Может называть и показывать части своего тела (голова, животик, ручки, ножки, глазки, ушки, рот и пр.).

8. Различать пол окружающих (малыш, тетя, бабушка и дедушка, тетя и дядя, мальчик и девочка).

9. Подражая взрослому рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круги.

10. Может заниматься (до 3-5 мин, иногда и дольше) увлекшей его задачей (выкладывание предметов в коробочку и.т.п).

11. Проявлять инициативу в желании слушать художественное произведение (ведет к книжной полке взрослого, подает книжки для чтения, рассматривает по собственной инициативе).

12. Выражать заинтересованность (сосредоточение, повтор отдельных слов, окончаний фраз) при слушании знакомых стихов, потешек, с удовольствием слушает чтение и рассказывание взрослого, рассматривает иллюстрации.

13. При общении пользоваться предложениями из 3-х слов (2 годам словарный запас 200 слов).

14. Адекватно реагировать на слова «можно», «не мешай», «нельзя». Выполнять эле-ментарные поручения из 2-3 действий: сядь на стул, посмотри книжку.

15. В общении с близкими преобладает положительный эмоциональный фон, ребенок может проявлять разнообразные эмоции.

16. Может активно взаимодействовать с взрослым. Стремится подражать его действиям, быть успешным в деятельности, ожидает доброжелательного внимания со стороны окружающих.

17. Самостоятельно выполняет действия не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе.

18. Начинает элементарно взаимодействовать с другими детьми по поводу игрового материала или отдельных предметов.

Родители должны:

1. Приводить ребёнка в детский сад во время периода адаптации к 8 часам 30 минутам. Если ребёнок заболел или опаздывает, заблаговременно (до 9.00) сообщить администратору по тел. 56-34-37.

2. На 1-ой неделе адаптации ребёнок посещает группу в течение 2-х часов, на 2-ой неделе адаптации ребёнок посещает группу до 12.00 часов, на 3-ей неделе — до 15.00 часов, при условии лёгкой адаптации, на 4-ей неделе — до 16.00 — 17.00 часов.

3. На полный день до 18.00 часов дети остаются при хорошей адаптации к детскому саду после допуска врача учреждения.

4. Ребёнок в группу не принимается на целый день, если нет заключения — врача об окончании адаптации.

5. Отсутствие родителей дома и передача на руки других родственников во время адаптации не разрешается.

6. На момент поступления в детский сад ребёнок должен быть адаптирован к режиму группы:

7.00 — 8.45 приём ребёнка в группу,

9.00 — 9.30 завтрак,

10.00-11.00 прогулка,

12.00-12.30 обед,

12.30-15.00 тихий час,

16.00-16.30 ужин,

16.30- 19.00 игры детей.

7. Ребенок имеет право пропустить три календарных дня без допускающей справки из поликлиники. В случае если ребенок не посещал д/с более 3-х дней – справка от педиатра необходима, невзирая на причину отсутствия: заболевание, отпуск родителей, прочее.

Источник

Ольга Рудницкая
Подготовка детей к поступлению в детский сад

Консультация для родителей. «Подготовка детей к поступлению

в детский сад»

От настроения мамы будет зависеть успешность адаптации ребенка к детскому саду!

Подготовка ребенка к детскому саду:

Расскажите что такое детский сад;

Содержание беседы. Детский сад –это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошел день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребенка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить!

Посетите прогулку. С радостной интонацией напоминайте ребенку, как ему повезло: скоро он сможет сюда ходить.

Прилезьте домашний режим к распорядку жизни детского сада.

Формируйте навыки самообслуживания и личной гигиены.

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, непослушание.

Подумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. Лучше если это будет член семьи, к которому ребенок меньше привязан.

Воспитатели рекомендуют:

• Настраивать ребенка на хороший лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Дома.

В первые дни посещения садика происходит сильная нагрузка на нервную систему. Ребенку необходимо быстро приспособиться к постоянному взаимодействию с малознакомыми людьми и к длительному отсутствию мамы. Так что не нагружайте малыша новыми впечатлениями. Выходные проводите спокойно, в кругу семьи.

После того, как вы забрали ребенка из садика, играйте и общайтесь с ним. Пусть он забудет о группе и отдыхает. Не спрашивайте, нравится ли ребенку в саду и пойдет ли он туда завтра. Это наведет его на мысли, что возможно ему там будет плохо и в садик можно не ходить. Если вы хотите поговорить о садике, лучше спросить ребенка что он ел и какие игрушки ему понравились.

Во время стресса иммунная система замедляет свою активность. Чтобы ребенок реже болел, постарайтесь делать так, чтобы он получал максимум положительных эмоций, хорошо питался и много спал. Во время адаптационного периода, не наказывайте малыша за капризы и выходки, чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

Ни в коем случае не пугайте ребенка походом в сад. Он должен уяснить, что пребывание в садике — это не наказание, а удовольствие.

Если у вас есть недовольство садиком, не обсуждайте их в присутствии ребенка.

Первые дни в садике проходят очень быстро. Но это короткое время для некоторых детей может остаться радостным моментами исследования всего нового, а может стать психологической травмой на всю жизнь. От того, как вы подготовите ребенка к садику и как проведете первые дни посещения детского сада, зависит, какой след оставит на ребенке первая встреча с самостоятельной жизнью.

Адаптация.

Легкая адаптация – проходит в течении 10-15 дней.

Адаптация средней тяжести – поведение нормализуется в течении месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки стресса.

Тяжелая адаптация – длиться от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети:

Которых чрезмерно опекают

Дети, привыкшие к общению только с родителями (замкнутый образ жизни)

Лишают самостоятельности

Дети, которые, не знают родительское «нельзя»

Засыпают с укачиванием

Ест под чтение книг

Факторы, влияющие на адаптацию это:

— возраст ребенка;

— состояние здоровья;

— уровень развития;

— характеристика нервной системы;

— умение общаться с взрослыми и сверстниками;

— сформированность предметной и игровой деятельности;

— приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Первые дни в детском саду!

На кануне, напомните ребенку, что завтра он идет в детский сад, ответьте на любые вопросы. Скажите, что Вы обязательно пойдете с ним. Когда уже будите уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Скажите, что обязательно придете за ним.

В дни приходите пораньше, не опаздывайте! Если все остальные дети разошлись по домам, а Ваш малыш остался один в группе, он обязательно почувствует себя забытым, даже если ему 5,6 лет. Не удивляйтесь, если на следующий день ребенок не захочет идти в детский сад или заболеет – эмоциональный стресс.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада. При возникновении каких – либо разногласий не выясняйте отношения в присутствии детей. Будьте вежливыми с обслуживающим персоналом и с родителями вашей группы, ведь на вас будут смотреть ваши дети. Ребенку будет приятно, если вы мило беседуете с родителями других детей.

Источник