Развитие ребенка до года по месяцам психология

Развитие ребенка до года по месяцам психология thumbnail

 Развитие младенца – после рождения уже поздно!
 Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:

 — Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это — совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.

 — Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.

 Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!

 Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев,  помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.

Поиск мнимых симптомов у ребенка

 ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.

Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
 Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка — это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку  необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.

ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, — глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу.  Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это — как раз один из признаков нарушения социальных навыков.  

РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и  интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.

 Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.

Культ ребенка в семье

 ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.

Первые шаги в новый мир
 Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены  — у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.

ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.

Создавайте малышам посильные трудности

 РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.

 Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.

ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это — травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.  

РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.


 Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст — раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».

Источник

Новорожденный малыш с первых дней начинает познавать окружающий мир. Начальные этапы жизни проходят на уровне рефлексов: питание, защита и ориентация. Без помощи взрослых он не может удовлетворить все свои потребности. Контактирование с другими людьми и является некой платформой для его развития.

Первый год жизни поражает мозговой активностью. Если первые месяцы — это беспомощный малыш, то к концу года он уже умеет стоять, ходить, говорить, самостоятельно познавать мир. Умственное развитие малыша происходит с помощью моторики, эмоций, разговорной речи, восприимчивости.

Уже на двенадцатом месяце жизни ребенок становится намного выше и весит значительно больше. Но самое главное то, что у него открываются новые возможности для познания окружающей среды. Давайте рассмотрим, как происходит психологическое развитие малыша ежемесячно.

1 месяц

Это самый важный период в жизни новорожденного. Он пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Психологическое развитие наблюдается в рефлекторных движениях, которые требуют обязательной врачебной проверки.

Это время проявления первых детских эмоций. В конце месяца вы сможете убедиться в том, что ваше чадо узнает вас. На ваше присутствие малыш отвечает улыбкой.

2 месяца

На втором месяце жизни психологически малыш стремительно продолжает развиваться. Можно наблюдать более внимательные и осознанные действия. Новорожденные рефлексы отходят в сторону, им на смену приходит сознательное восприятие. Хотя плач и остается единственным способом коммуникации, но интерес к миру становится более заметным.

3 месяца

Этот этап жизни характеризуется развитием обоняния. Ребенок в 3 месяца может узнавать своих близких не только по внешним признакам и голосу, но и по индивидуальному запаху. Малыш проявляет свои эмоции более ярко и осмысленно. Улыбка и смех — признак удовольствия, плач сигнализирует о дискомфорте либо чувстве голода.

Карапуз делает попытки общаться с людьми с помощью детского лепета, при этом детское личико имеет осмысленное выражение.

4 месяца

Отличительная черта четвертого месяца жизни малютки — потребность в общении и внимании. Кроме физиологических нужд (прием пищи, сон) малыш сознательно требует родительского внимания. Он пытается с ними разговаривать с помощью ауканья и различных звуков, при этом очень ярко выражает свои эмоции.

5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень ярко проявляет свою привязанность к близким людям. Он с недоверием относится к тем, кто ему незнаком. На данном этапе жизни малыш четко определяет своих близких, к которым он уже успел привыкнуть, и чувствует себя рядом с ними защищенным. К малознакомым он относится с опаской, и не к каждому пойдет на руки.

К концу месяца карапуз эмоционально начинает реагировать на голосовую интонацию. Ласковое общение вызывает у него улыбку и смех, разозленный голос может спровоцировать детский плач.

6 месяцев

Шестой месяц  характеризуется стремительным продвижением в психологическом развитии. Ребенок реагирует, когда его называют по имени. Он уже осознанно различает две категории людей: близкие и чужие. Недоверие ко второй категории является некой защитной реакцией карапуза. Родителям не следует беспокоиться по данному поводу, так как это — этап вполне нормального развития.

Потребность во внимании возрастает, иногда ребенок даже начинает подражать родителям: повторяет своеобразные звуки и даже слоги. Это очень важный период для формирования разговорной речи, поэтому чем больше общения, тем богаче детский словарный запас.

7 месяцев

Маленький человечек в этом возрасте уже стает активным собеседником и юным исследователем. Родителям следует как можно больше с ним разговаривать и предлагать развивающие игры. Можно заметить, насколько увлекательным ему покажутся детские книги с яркими рисунками либо конструкторы.

Ребенок активно реагирует, когда к нему обращаются по имени. Он может прервать интересное занятие и обратить внимание на того, кто к нему обратился.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок очень ярко начинает проявлять свое «Я». Это период проверки родительского терпения. Малыш уже хорошо знает, как добиться своего, и очень ловко манипулирует родительской заботой. В этом возрасте необходимо сохранить потребность в познании мира и не перегнуть с запретами.

В данном возрасте ребенок больше проявляет недоверие к тем, кто находится за пределами его детского мира. Также малыш очень боится одиночества. Когда родителям необходимо отлучиться на определенное время, карапуз начинает капризничать и плакать. Это объясняется своеобразными «страхами восьмимесячного возраста» — вполне нормальное явление для данного периода.

9 месяцев

Ребенок становится намного активнее, его физические возможности позволяют самостоятельно передвигаться. Он отлично ориентируется в привычном пространстве и хочет все предметы пощупать и потрогать. В этот период родителям следует обратить внимание на развитие моторики. Это уже понимающий и знающий ребенок, поэтому он активно принимает участие в развивающих играх.

На девятом месяце жизни разговорная речь более развита, и ребенок может уже называть элементарные слова: мама, папа, баба… Малыш начинает осознавать свою самостоятельность и свободу в движениях.

10 месяцев

У малыша с каждым днем происходят изменения в психологическом развитии. Десятый месяц — это наиболее качественный уровень формирования маленькой личности. У ребенка уже заметна взаимосвязь между мышлением и моторикой, движения начинают обретать координацию. Работа ручками и пальчиками становится активнее. Он будет брать в руки различные предметы, даже попытается их попробовать на вкус, а потом вновь выкинет. Это вполне нормально для психологического развития.

Если родителя заметили, что их малыш в таком возрасте так и не научился кидаться игрушками, то, возможно, следует проконсультироваться с невропатологом.

11 месяцев

Кроха пробует наладить контакт с окружающими людьми, и в первую очередь это касается детей. Это может проявляться детским «разговором», обменом игрушек либо общими играми. Родителям нужно помочь своему ребенку наладить такого рода отношения.

Этот возраст отличается и взрослым отношением малыша к родительским просьбам, различным диалогам, игровым моментам. Психологически ребенок готов перейти на новый уровень развития.

12 месяцев

Поздравляем! Период младенчества окончен, и вместо маленького беспомощного младенца теперь рядом с вами самостоятельный ребенок, который уже имеет свой характер и определенные желания. Он хочет быть независимым и управлять взрослыми. Иногда родители даже не успевают в его стремлении как можно быстрее познать окружающий мир. Для большинства мам и пап — это очередное испытание, так как первый год жизни является кризисным периодом и требует огромного терпения. Очень часто он сопровождается капризами, плачем, детскими истериками. Это связано с тем, что психологически кроха более развит, чем физически. И каждые преграды он воспринимает сбоями в поведении. В этот период очень важна родительская поддержка, внимание и теплота.

Каждый жизненный этап ребенка нуждается в понимании, поддержке, общении. Родителям следует приложить максимум усилий для полноценного развития малыша, но при этом не потерять свой авторитет. Первый год жизни особенно важен для развития ребенка. Это этап формирования будущего восприятия и доверительных отношений. И родители должны стать опорой в становлении ребенка как личности. 

Специально для nashidetki.net- Марина Амиран

Источник