Блинникова григорьева развитие восприятия у ребенка
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Татьяна Твердунова
Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ
И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Т. В. Твердунова
СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»
В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?
Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]
У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.
Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.
Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.
В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Приложение
Примеры занятий с детьми 1-го года жизни
Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо, то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.
2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.
3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).
4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).
5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.
6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.
9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.
Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».
Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.
Литература и интернет-ресурсы
1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М. : Изд-во МГУ, 1973.
2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.
3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. : Адель, 1998.
4. https://psychlib.ru/
5. https://defectus.ru
6. https://psihologia.biz
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Т.В.Твердунова
СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»
В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?
Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]
У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.
Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения), которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными), а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.
Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.
В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Приложение
Примеры занятий с детьми 1-го года жизни
Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо), то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.
2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.
3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).
4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).
5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.
6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.
9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.
Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».
Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.
Литература и интернет-ресурсы
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998.
- https://psychlib.ru/
- https://defectus.ru
- https://psihologia.biz
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено»
Руководитель МО ГБОУ
«Лаишевская школа-интернат»
_____ Емелина Р.А.
Протокол № 1 от 26 августа 2017 г
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УР ГБОУ
«Лаишевская школа-интернат» _____________Гостева Е.Ю.
28 августа 2017 г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ «Лаишевская школа-интернат»
_________ /Давлиева В.А./
Приказ № 100 от «29»августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ ПРЕДМЕТУ
«Развитие зрительного восприятия»
1 класс
Составитель:
Филиппова Лилия Азатовна
Г. Лаишево
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по коррекционному предмету «развитие зрительного восприятия» для 1 класса составлена на основании следующих документов:
— Закона РФ «Об образовании » от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г).
-Закона РТ «Об образовании» от 22 июля 2013 г. №68 – 3РТ.
— Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года №3447.
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
— Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»
— Примерной программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида под редакцией Плаксиной Л.И. М.: «Город», 1999 г. (Развитие зрительного восприятия Авт. Плаксина Л.И.).
— Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении обучающихся, воспитанниках с ограниченными возможностями здоровья от 18 августа 2008 года N617 (с изменениями на 10 марта 2009 года).
— Учебного плана ГБОУ «Лаишевская школа-интернат» на 2017 – 2018 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1 от 29 августа 2017 года).
Согласно учебному плану школы на занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 16 часов в год (из расчёта 33 учебных недели). Рабочая программа составлена с учётом контингента учащихся.
Зрительное восприятие — очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека.
Развитие и использование зрительного восприятия в процессе обучения у детей с остаточным зрением является важнейшей проблемой тифлопедагогики. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс познания проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении её качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.
Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств:
избирательность восприятия — выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойства избирательности связано так же с мотивацией, установками, интересами, эмоционально — волевой сферой;
предметность — полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия;
целостный образ объекта — свойство восприятие связано с механизмами памяти и мышления.
Анализ контингента детей с ОВЗ, обучающихся по варианту 4.2 ФГОС для детей с ОВЗ, показывает, что продолжается тенденция увеличения:
врожденных форм патологии зрения (патология и заболевание сетчатки, зрительного нерва, врожденные изменения всех структур и оболочек глаза, аномалии рефракции с осложнениями);
сочетанных поражений органа зрения (имеются лишь считанные единицы с одним зрительным заболеванием).
Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» предполагает единство психофизиологических и психолого-педагогических воздействий на ребенка, т.е. является комплексным и разносторонним, влияющим на все уровни анализа зрительной информации, формирование познавательной деятельности, мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активности.
Главная цель курса — развитие и коррекция зрительного восприятия в начальной школе и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах на основе:
комплексной коррекции нарушений зрительных функций;
системного компенсаторного развития зрительного восприятия;
наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии
привлечения к общественно полезному труду.
Задачи курса:
развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;
развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания;
обучать детей узнавать предметы в разных вариантах, выделять признаки, по которым опознается предмет;
развивать зрительную память, наглядно образное мышление, наглядно — действенное мышление;
формировать навыки максимального включения в сенсорно — перцептивный процесс мыслительных операций;
формировать мотивацию на рациональное использование остаточного зрения;
совершенствовать способы зрительного обследования предметов;
совершенствовать зрительно — моторную координацию;
формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения;
актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у учащихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении различных учебных задач.
Предлагаемая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия, разработана для детей, обучающихся по варианту 4.2 ФГОС ОВЗ и требует дифференцированного подхода, т.к. это связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого — педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта. Основное направление коррекционного курса — коррекция нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом в начальной и средней школе. Коррекционный курс подразделяется на IV этапа. Сложность и объём заданий возрастают при переходе на следующий этап. Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются с помощью контрольных заданий.
Основное содержание коррекционного курса
I. Предварительный этап:
1. изучить анамнез каждого ребенка в классе;
2. заполнить карты развития зрительного восприятия за весь период коррекционного курса;
П. Диагностический этап:
1. выявить развитие зрительного восприятия каждого учащегося в классе;
2. получить данные о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат коррекционно — развивающему воздействию;
Ш. Коррекционно — развивающий этап:
1. осуществить коррекционно — развивающую работу с применением новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии;
2. коррекционные занятия с наглядно — действенными методиками, которые формируют и развивают:
— дифференцированные движения пальцев рук;
— умение расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять разрозненные части в целое, т.е. навыки организации зрительного материала;
— предметно — пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение объектов;
— сенсорные эталоны;
— умение соотносить реальные объекты с их символическими изображениями;
— навыки сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с объектом и хранящегося в памяти образа — эталона;
— психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение)
3. коррекционные занятия с наглядно — образными методиками, которые формируют и развивают:
— умения выделять признаки изображений — контур, яркость, цвет, черно — белый и хроматический контраст, форму, размер, ориентацию;
— способность к интегрированию признаков: фрагментарное, целостное восприятие изображения;
IV Заключительный этап:
Анализ динамики развития зрительного восприятия каждого учащегося.
Первые и последние занятия — диагностические.
Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций;
развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных отношений;
развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;
накопление и обогащение запаса зрительных представлений;
развитие способности использования накопленных представлений в учебно-познавательной деятельности;
формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
овладение знаниями о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения;
формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения
Личностные результаты:
• совершенствование сохранных функций;
• совершенствование развития зрительного восприятия его механизмов и свойств, повышение умения и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;
• развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания;
• совершенствование функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности;
• формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения;
• формирование положительной мотивации к обучению;
• восполнение пробелов, предшествующих развития и обучения;
• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
• формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
• воспитание умения общаться;
• развитие коммуникативных навыков;
• повышение уровня общего развития.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся 1 класса должны уметь:
быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку ( находить верх, низ, середину листа, нужную клетку);
классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;
узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;
дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;
проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;
оценивать взаимоположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
свободно и точно определять содержание картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей.
выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе;
соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями;
понимать учебную задачу, поставленную учителем;
определять последовательность действий при выполнении задания;
учиться работать в заданном темпе;
проверять свою работу по образцу, по результату;
учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности;
учиться работать вместе с товарищем.
Учебно-тематическое планирование
п/п
Тема раздела
Количество часов
1
Формирование сенсорных эталонов
4
2
Восприятие целостного предмета.
3
3
Восприятие пространства.
3
4
Восприятие сюжетных изображений
6
Всего
16
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема
Характеристика деятельности
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Формирование сенсорных эталонов (4 часа)
1
Цвет
Поиск; обнаружение; идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающей среде; фиксация по насыщенности.
1
09.09
2
Цвет. Выстраивание цветового ряда.
Поиск; обнаружение; идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающей среде; фиксация по насыщенности; выстраивание цветового ряда по убывающей и по возрастающей насыщенности цвета.
1
23.09
3
Форма
Поиск; обнаружение; идентификация предметов по форме; выделение и опознание контура; выделение формы в окружающей среде; умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения; узнавание и называние геометрических фор и тел;
1
07.10
4
Величина
Восприятие параметров величины:
размера, длины, высоты, ширины, толщины.
Сравнение предметов; упорядочивание; словесное обозначение; выстраивание ряда в порядке возрастании и убывание; развитие глазомера. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.
1
21.10
Восприятие целостного предмета (3 часа).
5
Выделение информационных признаков, узнавание и дифференциация объектов.
Обучение зрительному анализу; выделение информационных признаков; особенности строения с целью узнавания и дифференциации объектов; формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.
1
18.11
6
Выделение и опознание контура, как основной формообразующей структуры.
Формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие зрительно – моторной координации. Формирование графических навыков.
1
02.12
7
Составления целого изображения из частей.
Формирование навыка составления целого изображения из частей. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.
1
16.12
Восприятие пространства (3 часа)
8
Усвоение понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади».
Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений, расстояний между объектами. Формирование понимания и восприятия пространственных признаков удаленности. Усвоения понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади». Развитие зрительно — мо?