Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Развитие ребенка до года на что обратить внимание thumbnail

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

мама с ребенком, грудничок с мамой

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Читайте также:  Родителям о развитии речи ребенка дошкольного возраста

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Источник

Содержание:

  • Активно двигаемся
  • Учимся ползать
  • Начинаем ходить
  • Мы смотрим
  • Растем и набираем вес
  • Слушаем и говорим

У вас появился малыш. Он такой хрупкий и беспомощный. Но это только кажется. Ему несколько дней, а он уже столько умеет — находит мамину грудь, активно сосет, поворачивает головку, плачет, если чем-то недоволен. А вот уже и на живот перевернулся, пытается ползать, вставать. Не рано ли? Ведь он еще маленький. Как бы не упал, не сломал, не вывихнул. И вы в тревоге: «Вот у подруги ровесник моему и еще только сидит и вставать не пытается, зато с утра до вечера лопочет, а мой все молчит».

На что же мамы и папы должны обращать внимание, чтобы понапрасну не волноваться и быть уверенными, что малыш правильно развивается? О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Юрьевна Николаева.

Первые ориентиры

Внимательно отнеситесь к тому, что указано о состоянии здоровья малыша в выписке из роддома. Это поможет вам понять, на что обращать внимание и к каким специалистам в случае необходимости обращаться. Функциональные нарушения в развитии нервной системы и головного мозга ребенка поддаются лечению. Главное — своевременно их выявить.

Читайте также:  Развитие ребенка в семье выводы

Первый совет молодым родителям — не пропускайте плановые посещения детской поликлиники, как бы вы ни были заняты и как бы ни боялись, что малыш может заболеть, «пообщавшись» там с другими детьми. Самостоятельно и вовремя распознать, что с малышом все в порядке или что-то не так, не всегда просто (сколько бы вы книг на эту тему ни прочитали и какие бы «правильные» советы ни давали вам знающие подруги).

Именно поэтому вас ждут специалисты — невролог, окулист, ортопед и отоларинголог — в детской поликлинике, куда надо прийти с ребенком, когда ему исполнится месяц, три, шесть и год. При посещении врача расспросите обо всем, что вас интересует и волнует, постарайтесь записать необходимую вам информацию.

Активно двигаемся

Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.

Родители обычно очень радуются, когда малыш демонстрирует определенные движения и умения раньше обозначенного срока. Например, начинает держать голову или пытается ползать буквально после возвращения из роддома. Но как раз в этом случае нужно немедленно проконсультироваться у врача, так как это может быть связано с мышечным гипертонусом (и повышенным внутричерепным давлением) у ребенка.

Правильно, если мама начинает проявлять беспокойство, когда видит, что малыш даже не пытается держать голову к трем-четырем неделям, не раскрывает полностью ладошку позже трех месяцев, не переворачивается в четыре, а в семь не ползает, не сидит и не делает попыток садиться. Детский невролог должен вам подсказать, каким ключевым движениям с вашей помощью должен малыш научиться.

Многие родители считают опасными для здоровья ребенка современные методы обследований. Это заблуждение! Например, с помощью нейросонографии, пока открыт родничок, можно увидеть полную картину внутренних сред и структур головного мозга.

Кстати, у детей, имеющих при рождении большой рост и вес, развитие двигательной активности может несколько запаздывать. Нормой для таких детей является «среднестатистический» возраст плюс две-четыре недели. Таким образом природа ставит защитные барьеры для организма — иначе возможны проблемы с позвоночником и костной системой в целом. Основное время бодрствования такие дети должны проводить на животе, не помогайте им садиться и ходить, а вот ползать нужно обязательно!

Визитная карточка детства
Уроки ползания — это бесценный опыт гармоничного физического развития младенца, совершенствования нервной системы и даже интеллекта. Ползание входит в обязательный «репертуар» основных двигательных навыков ребенка первого года жизни.
По мнению И. С. Красиковой, автора книги «Массаж вашего ребенка», ползание — естественное, доставляющее много удовольствия ребенку упражнение, благодаря которому укрепляются все мышцы тела.
Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.
Ползание — неотъемлемая часть раннего детства, его визитная карточка: все другие виды основных движений человек использует на протяжении всей жизни, а вот ползает только в детстве!

Учимся ползать

Если ребенок сначала встает, а лишь потом начинает садиться или ползать, можно говорить о функциональных нарушениях нервной системы, о некоторой разбалансировке функций правого и левого полушарий головного мозга. В силу удивительной пластичности детского организма часто такие нарушения незаметны и проходят сами собой. Но могут и всплыть через несколько лет в виде малообъяснимых ошибок по русскому языку, например.

Вообще всем детям и взрослым очень рекомендую иногда… ползать. Лучшего упражнения для координации полушарий головного мозга, для улучшения мышечного тонуса и настроения не найти!

Если ребенок не ползает, его нужно этому учить. Придумывайте игры с пролезанием через мягкую мебель, стройте на полу (разложив на нем нескользкие кокосовые циновки, на которых и ладошки отлично раскрываются) тоннели и трубы. Ваши усилия будут вознаграждены.

Мини-тест для родителей

Проверьте свои знания о физическом развитии вашего ребенка.
От рождения до 1 месяца: Лежит в позе эмбриона — руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, ноги согнуты, слегка разведены.
1 месяц: Лежа на животе, поднимает голову на несколько секунд.
2 месяца: Лежа на животе, поднимает плечи (держится на локтях), хорошо держит голову.
3 месяца: Разжимает пальчики; недолго держит погремушку; тянется за предметами двумя руками, пытается схватить их.
4 месяца: Переворачивается на живот; хватает предметы всей ладонью; пытается ползти по-пластунски.
5 месяцев: Садится, если ему помочь; пытается переворачиваться с живота на спину.
6 месяцев: Сидит с опорой; пробует ползать на четвереньках.
7 месяцев: Садится самостоятельно; перекладывает предметы из одной ручки в другую; при опоре встает на коленки; начинает вставать в кроватке.
8–9 месяцев: Встает и садится сам; стоит с поддержкой; пытается ходить при поддержке; переступает, держась за барьер (боком).
10–11 месяцев: Стоит без поддержки, ходит, держась за руку взрослого или ручку коляски, нагибается за игрушкой.
12 месяцев: Ходит самостоятельно; приседает и выпрямляется без опоры.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в животе фото

Начинаем ходить

Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.

Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в «освоении» ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.

Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.

Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь особенности именно вашей беременности, вес и рост ребенка при рождении, наследственные факторы, тип вскармливания — все это влияет на его психическое, физическое и эмоциональное развитие. Сравнивайте ребенка с ним же самим, но на предыдущем возрастном этапе. Прогресс будет очевиден.

Мы смотрим

Определить, есть ли у малыша проблемы со зрением, могут сами родители. В течение первых трех-четырех недель после рождения (не позже!) малыш учится фиксировать взгляд, сосредоточиваться на предмете (особенно на лице мамы), следить взглядом за яркой игрушкой. Если этого не происходит, желательно проконсультироваться у окулиста.

Возможно, он вас успокоит: бывает так, что после тяжелых родов организм новорожденного приходит в норму дольше обычного (в течение пяти-шести недель, а не двух-трех). Но именно специалист должен это определить. При травматических родах, когда есть поражения центральной нервной системы, бывают и ущербные состояния глазного дна, частичная атрофия зрительного нерва. К счастью, в большинстве случаев это все лечится, если вовремя обратиться к врачу.

А вот что не должно сильно волновать родителей, так это младенческое косоглазие. Глазные мышцы ребенка первых месяцев жизни еще недостаточно развиты, чтобы держать оба глаза «в соответствии». Кроме того, расстояние между глазами у младенцев пропорционально больше, чем у взрослых, радужная оболочка также соответственно больше и смещена к внутренней стороне глаза. Это и создает иногда видимость косоглазия, хотя на самом деле все в порядке.

Если ребенок продолжает немного косить и после четырех-шести месяцев, покажите его детскому окулисту.

Растем и набираем вес

Есть ли повод для беспокойства, если малыш по весу и росту не соответствует среднестатистическим нормам? Вряд ли что-то можно изменить кардинально, ведь такие параметры в большей степени связаны с наследственными факторами. Но важны не сантиметры и килограммы, а их гармоничное соотношение и плавная динамика развития. Остановка, скачки — вот что должно вызывать тревогу (и возможно, потребует консультации у эндокринолога).

К сожалению, иногда предлагают переходить с грудного молока на молочные смеси, раньше вводить прикорм — якобы малыш не набирает нужный вес. Осторожно относитесь к таким рекомендациям. Катастрофическая нехватка веса (гипотрофия) обычно связана с нарушениями в обмене веществ, молочной смесью эту проблему не решить. А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!

Слушаем и говорим

Нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь.

У младенца слух развит лучше, чем зрение, и это естественно: новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни, во всяком случае, в последние два месяца. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь. Хотя то, что он это слышит и реагирует, является для вас благоприятным знаком.

Иногда функциональная оглушенность возможна после оперативных родов (кесарево сечение). В этом случае период адаптации длится обычно три-четыре недели, после чего желательно ребенка показать лор-врачу. Слух напрямую связан с речью. Если малыш не гулит в четыре месяца и не лопочет с полугода, первое, что можно предположить, что у него проблемы со слухом. Малышу просто нечего воспроизводить. Расстройство слуха у маленького ребенка приводит к нарушению развития речи, к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.

Когда все в порядке

  • Ребенок активно сосет грудь.
  • Проявляет интерес к окружающему миру.
  • Быстро засыпает и хорошо спит.
  • В первые два месяца голова у него больше груди, после трех месяцев объем груди должен превышать объем головы.
  • Все эти признаки косвенно свидетельствуют о нормальной деятельности центральной нервной системы, которая играет ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни.

Ольга Попова
Статья предоставлена журналом «Young Family»

Источник