Развитие ребенка детям о грибах

Развитие ребенка детям о грибах thumbnail

Слайд 1

Грибы

Слайд 2

ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ГРИБЫ? Когда мы собираем и едим грибы, то думаем, что это сам гриб. На самом деле, это вовсе не так! Это лишь плодовое тело гриба . А основная часть гриба — это грибница! Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и … превращаются в известные и любимые нами грибы! Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек. Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб. Грибница очень — очень большая и занимает много метров вокруг маленького грибка. Можно детям сравнить размер грибницы с размером.. детской площадки во дворе! Поэтому на самом деле гриб — это очень- очень большое существо! По размерам и весу он больше… слона!

Слайд 3

У гриба всегда есть шляпка и ножка . Найди на картинке все ножки и шляпки!

Слайд 4

ПОЧЕМУ ГРИБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? Имена грибов очень интересны. Не просто так эти имена придумали. О многом могут нам эти слова рассказать. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы. А где надо искать подосиновик ? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: « Красноголовик » — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета! Например, всем известен гриб подберезовик . Почем так назвали гриб — рыжик ? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом.

Слайд 5

Гриб — дождевик особый, без шляпки и без ножки. Если на него наступить — то кожура лопнет, и пойдет темный дымок. Поэтому еще называют этот гриб «дедушкин дымок». Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце. Лисички свои ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками. Моховики растут среди мягкого мха. Торчат из мха их шапочки, хорошо видны, легко собирать. Даже поговорка такая есть: «Всяк моховик жить во мху привык».

Слайд 6

Сыроежки — грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета — красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб. Грузди растут всегда дружно, рядышком — как «груда». Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу большой семьей. Их всегда много рядышком. Боровика так назвали от слова «бор», потому что он растет в сосновом и еловом бору. А белыми эти грибы называют, потому что мякоть их белая и не темнеет при варке и сушке, остается всегда белой. Волнушки. Название гриба действительно произошло от слова «волна». Только в древности это слово означало — «шерсть». У волнушек ворсистая как будто немного шерстяная шляпка. Вот и назвали эту шляпку «шерстяной», а гриб — «волнушкой».

Слайд 7

Споры грибов долгое время могут сохранять свою способность к прорастанию. Они могут ждать удобного случая не год и не два, а десять и более лет – и как только появится возможность — начать расти. Порой, в самых неожиданных местах. Могут они начать расти и на шишке, и на дереве, и на мешке с зерном, и на стенах… лишь бы сыро да уютно было

Слайд 8

Стоит Антошка На одной ножке, Сам маленький, А шляпа большая. (Гриб) Если кто-то сверху топнет, Этот гриб со вздохом лопнет, Задымится в тот же миг. Значит, это… (дождевик) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются… (лисички) На пеньке сидят братишки. Все в веснушках как мальчишки. Эти дружные ребята Называются… (опята)

Слайд 9

На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка! Это — бледная… (поганка) Точки белые на красном — Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор — Не срывайте… (мухомор) Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.

Слайд 10

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГРИБЫ? Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да. они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу: — Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд. — Грибы едят и животные. Питаютс я ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство. — А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут! Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес! Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

Читайте также:  Психическое развитие и деятельность ребенка кратко

Слайд 11

Август… Осень на носу. И грибы пошли в лесу. А потом пошли за ними Мы с корзинами большими. Папа мой, грибник известный, Возле старого пенька Боровик нашёл чудесный, Рядом — три моховика. Отыскал лисичку брат, Мама – парочку маслят, Сыроежку и волнушку. Ну а я нашла … лягушку! Посадила на ладошку И погладила по спинке… Жаль, не стала эта крошка, Словно гриб, сидеть в корзинке! Е. Ярышевская

Источник

Елена Топоркова
Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»

Обучающие задачи

1. Закрепить и обобщить знания детей о грибах, рассказать о том, к какой группе живых организмов они относятся.

2. Учить отличать ядовитые грибы от неядовитых.

3. Познакомить с особенностями внешнего вида разных грибов, обратить внимание на строение нижней части шляпки грибов – трубчатых (боровик, подберёзовик, подосиновик, маслёнок) и пластинчатых (сыроежка, груздь, волнушка, опёнок).

4. Познакомить со способами размножения грибов.

5. Познакомить с грибами, которые встречаются в Тамбовской области.

Развивающие задачи

1. Обобщить представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Закрепить исследовательские навыки.

3. Формировать познавательный интерес.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать вдумчивое, доброжелательное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа

Рассматривание энциклопедий о грибах. Игра в лото «Грибы» Чтение рассказов В. Зотова «Царство грибов», книги А. Плешакова, А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» («Кому нужен мухомор?») Оформление фотовыставки «Грибы»

Словарь: ядовитые и неядовитые грибы, грибница, споры, плесень, дрожжи.

Материалы и оборудование: схемы растений и грибов, схема жизненного цикла гриба (на карточках, карточки с изображениями ядовитых и неядовитых грибов, изображения зверей, запасающих на зиму грибы; муляжи грибов, манка, коллекция засушенных грибов; дрожжи, плесень (заранее выращенная на овощах, лупы; ёмкость с тёплой водой, палочки для размешивания (на каждого ребёнка); Презентация «Грибы» Тамбовской области.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед обращает внимание детей на то, что сейчас осень – именно в это время в лесах растёт много разных грибов.

2.Основная часть: (2 Слайд)

Логопед задаёт детям вопросы.

— Кто из вас собирал вместе с папой и мамой грибы?

— В это время была сухая или дождливая погода?

Отмечает, что грибы чаще всего собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди; объясняет выражение «грибной дождь»

Много есть в лесу загадок,

Много тайн здесь и чудес.

Всё исследовать нам надо.

Всё, что приготовил лес…

3. Беседа о грибах.

— Что вы знаете о грибах?

— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

— Какой гриб вам кажется самый главный в лесу?

Дети разгадывают загадки о грибах, рассматривают муляжи.

Плотный, крепкий, статный

В шляпке бурой и нарядной,

Это – гордость всех лесов,

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных

Собирай, не мешкай,

Это — … (сыроежки)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под берёзою растут.

Как их зовут? (подберёзовики)

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом –

Очень дружные сестрички,

Называемся… (лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор)

— К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? (логопед демонстрирует схемы растений и грибов) (3 слайд)

— К какому миру живой природы можно отнести грибы: к миру растений или к миру животных?

— Какие части растений вам известны?

— Есть ли такие части у грибов?

— Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А миру животных?

— Так что же такое грибы?

4. Рассказ-сказка о грибах.

Грибы – это особый, чудесный мир природы.

— Какое же это чудо? – спросите вы. Учёные утверждают, что грибы – особые живые существа: и не животные, и не растения, вот и получается, что грибы – особое лесное чудо. Ещё моя бабушка рассказывала мне такую историю. Было это в одном лесу. Принялись деревья и травы ругать грибы: «Ишь разрослись, житья от вас нет!» Обиделись грибы, да и ушли из этого леса. (4 слайд) А вот только ушли, в лесу беспорядки и начались.Раньше-то как было: опавшие листья, хвоя, ветки – всё быстро сгнивало, смешиваясь с землёй, и земля от этого становилась жирной, рыхлой, питательной. И деревья хорошо росли, и трава зеленела. А как ушли грибы, непроходимым стал лес. Осенью плотно лежат на земле опавшие листья, ветки, хвоя. Древесным корням душно стало без воздуха, и трава перестала расти – заболел лес. Тогда все поняли, что зря они грибы ругали. Без грибов пропадут они пропадом. Стали звать грибы обратно в лес: вернитесь назад, пропадаем без вас. Вернулись грибыи тут же за дело принялись: все опавшие листья, ветки, хвою оплели грибными нитями – грибницей (показывает, (5 слайд) перемололи, перемешали с землёй. Земля-то стала рыхлой и жирной. Воздух и солнечные лучи смогли проникнуть к корням. (6 слайд) Зазеленела трава, появились цветы. Лес-то выздоровел и ожил. Никто теперь не ругает грибы, все знают, что они не зря растут в лесу. Грибы делают для леса работу.

Читайте также:  Для чего нужно развитие речи ребенка

5.Подвижная игра: «Сыроежкины ловишки»

Логопед предлагает детям «сходить в лес за грибами». Проводится подвижная игра «Сыроежкины ловишки»

Двое детей – «грибники», остальные «грибы». По сигналу «грибники» «собирают грибы» (ловят детей). Пойманые «грибы» отправляются «в корзинку». Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы, как они это далали – срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?. Подчёркивает, что настоящие грибники – те, кто часто собирает грибы,- всегда соблюдают правила: они умеют собирать грибы так, чтобы не навредить природе. Знают ли дети такие правила?. Почему их нужно соблюдать?.

6.Логопед формулирует правило: (7 слайд) «При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать». «Из каких частей состоят грибы? «Дети отвечают, показывают шляпки и ножки разных грибов)Даже загадка такая есть: «Без головы, а в шляпе, одна нога и та без башмака» Шляпка на ножке – это не весь гриб, это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево (показывает модель гриба с грибницей). (8 слайд) По этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю, тонкие белые ниточки рвутся, грибница разрушается, и на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет. Посмотрите на шляпку снизу. (9 слайд) У одних грибов снизу трубочки, словно губка (рассматривают) – как у подосиновика. А у других – пластинки, словно гармошка (рассматривают) – как у сыроежки, вешенки. На этих трубочках и пластинках находятся споры – семена грибов, похожие на крупиночки (для показа можно использовать манку). Они разносятся дождём и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой – грибницей. Грибница растёт, потом на ней появляются грибы, под шляпками которых снова образуются споры, и всё повторяется (демонстрация схемы жизненного цикла гриба) (10 слайд) Если вам в лесу попадётся вялый червивый гриб-старичёк, не спешите пинать его нагой – это же кладовая будущих грибов. Наденьте шляпку гриба на ветку дерева, и когда споры в нижней части гриба высохнут, ветер разнесёт их по всему лесу. Тогда на следующий год грибов будет ещё больше». Какие ядовитые грибы вы знаете?

8.Логопед формулирует следующее правило: (11 слайд) «Опасные, ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать, их просто не нужно трогать», объясняет. «Ядовитые грибы не годятся в пищу людям (опасны, но их с удовольствим съедят лоси.

Логопед просит детей вспомнить, какие звери запасают на зиму грибы, показывает изображение (например, белки или барсука).(12 слайд)Продолжает рассказ: «Едят грибы (в том числе и несьедобные для людей) (13 слайд) сороки, лоси, олени, некоторые мыши, слизни и другие животные. Для человека мухомор – очень опасный гриб. Он красивый, но лучше им любоваться издалека, можно сфотографировать.Про мухомор говорят: «Полюбуйся, погляди да стороной обойди» А вот белки, сороки, слизни могут есть мухоморы. Для лося мухомор – лекарство. А ещё в грибах откладывают свои лечинки некоторые насекомые. Не трогать ядовитые грибы нужно и потому, что многие грибы «дружат» с деревьями. Например, все грибники знают, что маслята чаще всего растут в сосновом или еловом лесу, белые грибы – в сосновом, подосиновки – под осинами, подберёзовики – под берёзами. Грибынеспроста селятся возле разных деревьев: они «дружат» с деревьями, помогают им расти. Мухомор, например «помогает» соснам, елям, берёзам. А деревья помогают грибам получать пищу. Если в лесу не будет грибов, многие деревья будут хуже расти»

Затем логопед задаёт детям вопросы:

— Что случится, если в лесу исчезнут грибы?

— Нужны ли грибы ещё кому-нибудь кроме людей?

— Для чего нужны ядовитые грибы?

9.Педагогические ситуации:

— Вы увидели ядовитые грибы, что будете делать: растопчите, сорвёте или пройдёте мимо?

— Если вы увидели незнакомые грибы, пройдёте мимо или положите их в корзинку?

Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы,как они это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?

10. Исследования.

А) На Земле встречаются разные грибы, и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие, что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. (15 слайд) Плесень на варенье или хлебе – это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства, спасающие людей от смерти.

Проводится рассматривание плесени.

Б) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мама кладёт в тесто, чтобы оно поднялось, — это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по рисованию

Проводится рассматривание и исследование сухих дрожжей. Затем дети насыпают дрожжи в ёмкость с тёплой водой (каждый в свою, размешивают и ставят на время в тёплое место.

11. Презентация «Грибы Тамбовской области» (16 – 22 слайды)

(Логопед демонстрирует детям грибы, растущие в Тамбовской области, в том числе те, которые занесены в Красную книгу).

12 Рассматривание подошедших дрожжей: дрожжевые грибы в сырой и тёплой среде «оживают»

13. Итог занятия.

Литература: О. И. Лагутенко «Зелёная книга. Занимательное природоведение»; М. Монтессори «Чудеса преображения. В лесу и на дворе»; А. А. Плешаков, А. А. Румянцев «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»; Н. А. Рыжова «Почва –живая земля: Блок занятий «Почва» и «Занятия. Природа» («Грибы бывают разными» часть 1, с. 22)

Источник

Развитие ребенка детям о грибах

Грибы – загадочные организмы, которые ученые выделяют в отдельное царство – царство грибов.

Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной. И конечно, их нужно знать в лицо, даже детям. Так что же рассказать детям о грибах?

Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень не продолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т.д.

Почему именно вблизи деревьев ( в лесу или посадке)?

Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов. 

Из чего состоят грибы?

Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов).

Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы.

Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.

Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т.д.).

По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.

К съедобным грибам относят: опята, подберезовики, подосиновики, белые грибы и т.д.

К несъедобным – опасным грибам относят мухомор, бледную поганку, ложные опята и т.д.

Несъедобные грибы, как правило, ядовиты. Один съеденный маленький кусочек ядовитого гриба может привести к смерти человека. Об этом должны знать и взрослые, и дети! Самым известным и самым ярким представителем опасных ядовитых грибов является мухомор, и ваш малыш, наверняка, уже ни раз видел его на картинках в книжках. Вместе с ребенком рассмотрите на картинках ядовитые грибы.

Расскажите о том, что ни в коем случае их нельзя даже трогать руками. Но кроме грибов, которые резко отличаются от съедобных  представителей грибного царства, есть еще и ядовитые двойники съедобных грибов, например, ложные опята или лисички. И они тоже опасны для здоровья человека. 

Расскажите ребенку о том, кому и для чего нужны грибы:

— людям для употребления в пищу. Грибы солят, маринуют, жарят, варят, используют как начинку для пирогов, готовят много всяких вкусных блюд.

-животные также употребляют грибы в пищу и даже запасают их на зиму. Интересно, но даже ядовитые для человека грибы, могут очень быть полезны для животных. Белки, например, едят даже мухоморы. 

— для деревьев, трав и цветов грибы настоящие друзья. В процессе жизнедеятельности они обмениваются необходимыми веществами и помогают друг другу расти. И тут  не важно съедобный гриб или нет. Так, например, мухомор лучший друг соснам, березам, елям и другим растениям.

— для леса, в целом, грибы полезны тем, что помогают перерабатывать остатки растений, пни, упавшие ветки. Грибы – санитары леса. 

Загадайте малышам загадки

Кто растет в лесу 
У дорожки? 
Есть у них шляпки 
И ножки. (Гриб) 

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…(Мухомор)

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (Груздь).

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет:

Перед ним … (Лисички).

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый:

Кто ж не знает про ….(Опят)?

Я, поганка не простая, —
Очень ядовитая.
Да, представьте, я такая,
Тайной вся покрытая! (Бледная поганка)

О том, какие грибы съедобны, а какие нет, расскажет статья «Грибная охота или съедобно-несъедобно».

О том, с какого возраста и какие грибы можно есть детям, расскажет статья «Можно ли есть детям грибы?».

О том, почему можно отравиться даже съедобными грибами, и как оказать первую помощь в таких случаях,расскажет статья «Первая помощь при отравлении грибами».

Источник