Развитие ребенка что должен знать от 1 года до 3 лет

Развитие ребенка что должен знать от 1 года до 3 лет thumbnail

развитие ребенка от 1 года до 3 летИтак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот – позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки – так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его – к маме, близким взрослым.

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время,  у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок — другой…

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания,  ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его.  У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.  Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет — открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.            

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны.  Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.
А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать – играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет — в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Итак в этом разделе «Развитие ребенка от года до трех лет» мы предлагаем:

1. Методику комплексного развития ребенка от 1 года до 3 лет:

  • Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес;
  • Развитие ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет;
  • Развитие ребенка от 2 до 3 лет.

2. Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

3. Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 3 лет

4. Развитие речи ребенка 1-3 лет

6. Мир вокруг нас

7. Музыка для развития ребенка 1-3 лет

8. Секреты воспитания ребенка 1-3 лет

9. Физическое развитие ребенка

Всего Вам доброго, удачи и попутного ветра в паруса корабля развития Вашего малыша!

Команда сайта «У Совенка».

сайт про развитие детей у совенка


Источник

Ваш малыш уже значительно подрос, он многому научился. Конечно, вы радуетесь его успехам, но переживаете, правильно ли он развивается, вовремя ли приобретает те или иные навыки.

Читайте также:  Развитие ребенка по годам отрочество

Мы, мамы, постоянно наблюдаем за другими детьми и невольно сравниваем своего малыша с остальными детками, чтобы понять, все ли в порядке с развитием нашего ребенка. Но метод сравнения далеко не всегда дает правильные ответы на вопросы, касающиеся развития ребенка, так как все детки индивидуальны, и развиваются они по-разному.

Чтобы помочь понять, правильно ли развивается наш ребенок в год, два или три, мы предлагаем узнать, что должен уметь ребенок от года до трех лет.

Читай также: Раннее развитие детей: после трех уже поздно

Развитие ребенка в 1 год

Речь малыша

Речь годовасика очень эмоциональна, в основном она состоит из междометий и небольшого количества простых слов «мама», «папа», «дай, «кися», «деда», «баба». Малыш может разговаривать сам с собой или же с вами. Во время разговора ребенок может показывать жестами то, что он хочет выразить.

В возрасте одного года ребенок уже должен хорошо понимать то, что вы ему говорите, и выполнять ваши простые просьбы.

В возрасте одного года ребенок уже хорошо понимает то, что вы ему говорите, и выполняет ваши простые просьбы.

Также ребенок понимает, что скрывается за такими понятиями, как «обед», «прогулка», «сон», «купание», он может реагировать на эти слова радостью или протестом.

В этом возрасте ребенок умеет отличать «можно» от «нельзя», понимать, когда его хвалят, а когда ругают.

Читай также: Физиологическое развитие ребенка от года до трех

Питание ребенка

В год ребенок в основном есть мамино молоко или смесь, но 2-3 раза в день он может кушать прикорм. В этом возрасте дети проявляют все больше интереса к взрослой пище, они могут садиться вместе со взрослыми за стол, пробовать есть ложкой и пить из чашки самостоятельно, они уже могут откусывать и жевать твердую пищу.

Мама-форумчанка Ангелина поделилась своей историей: «Моей дочери сейчас год и три, мы пока на 90% на грудном вскармливании. Когда ей исполнилось 6 месяцев, я решила вводить прикорм по всем правилам, купила кашу и начала давать по чайной ложке. Но эту кашу моя девочка есть не стала, выплевывала и просила грудь, я прекратила эти эксперименты и стала продолжать кормить ее грудью, молока хватало. Когда ей исполнилось 8 месяцев, я попробовала давать ей кефир и творог, эти продукты ей тоже не понравились. Потом до года я еще пробовала овощные и фруктовые пюре, реакция одинаковая. Но к году она стала интересоваться взрослой едой, ей хотелось пробовать то, что ем я, когда я это поняла, то стал себе готовить кашу, творог и все остальное, что можно деткам. Только таким вот образом она немного ест взрослую еду, а по-другому — никак. Думаю, что это нормально, она не голодная, к 1,5 годам буду постепенно отлучать от груди, вот тут у нее выхода не будет. Придется есть взрослую еду, а про сисю забыть».

Что должен уметь ребенок от года до трех лет - изображение №1

Двигательная активность

К году движения ребенка становятся координированными, уверенными, он уже может быстро ходить и бегать. Кроме того, он обучился и другим движениям: он умеет залазить на возвышенности, толкать вещи вперед. Если у ребенка возникают какие-либо трудности, он зовет взрослых.

Другие навыки малыша:

  • может по-разному вести себя с разными людьми;
  • хочет все делать сам;
  • отличает знакомых людей от незнакомых;
  • умеет активно выражать свой протест и негативные эмоции;
  • достаточно долго играет с игрушками: собирает пирамиду, кубики;
  • может делать лепешки и катать колбаски из глины или пластилина;
  • у него появляются любимые и нелюбимые занятия;
  • может рисовать «каляки»;
  • повторяет за взрослым несложные действия: мылит руки, вытирает нос салфеткой;
  • все щупает и пробует на зуб;
  • часто настаивает на своем и может впасть в истерику;
  • может самостоятельно выбрать одежду для прогулки, у него уже есть предпочтения в гардеробе.

Читай также: Учим с ребенком алфавит: 10 необычных игр

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Речевые навыки

К двум годам ребенок должен знать около 200 слов, уметь объединять слова в простые предложения и фразы.

В этом возрасте речь малыша очень активно развивается, ребенок одновременно осваивает грамматические правила, произношение, упражняется в умении связно выражаться, совершенствует понимание речи остальных.

Елена Яковенко, автор проекта и директор Центра лечебной педагогики, нейропсихолог с огромным опытом:«Сейчас речевые нормы сдвинуты к трем годам, это связано с тем, что сейчас все дети говорят гораздо позже. Считается, что ели до трех лет не заговорит ребенок, то тогда уже нужно бить тревогу. Но это уже поздно, нужно раньше. У ребенка должен появляться первый лепет в 3-4 месяца, обычно в этом возрасте ребенок произносит некоторые звуки. Дальше в 6,7,8 месяцев малыш уже может говорить некоторые слоги. В районе года ребенок должен сказать свои первые слова: «мама», «папа», к году и восеми-двум годам ребенок должен уже говорить первые короткие предложения. Это нормальное развитие. Если что-то идет не так, не нужно ждать трех лет. Нужно сразу обращаться к логопеду».

Что должен уметь ребенок от года до трех лет - изображение №2

Читай также: Как научить ребенка есть ложкой: 9 полезных советов

Читайте также:  Правильное развитие ребенка с первых дней жизни

Питание малыша

К двухлетнему возрасту ребенок уже может самостоятельно держать ложку и достаточно умело ею кушать, некоторые детки в два года даже умеют пользоваться вилкой!

К двухлетнему возрасту ребенок уже может самостоятельно держать ложку и достаточно умело ею кушать, некоторые детки в два года даже умеют пользоваться вилкой!

Но рацион малыша все еще отличается от взрослого. Основа меню двухлетнего ребенка – это овощи, фрукты, кисломолочные продукты и каши, а также супы.

В два года детям не рекомендуют давать шоколад, жареное, копченое, соленое, острое, слишком жирное, а также любые сомнительные продукты, например, грибы.

Движения

В два года ребенок обычно отлично бегает, умеет подниматься и спускаться по лестнице, прыгать, маршировать, бить ногой по мячу, ходить задом наперед, висеть на перекладине, перепрыгивать небольшие препятствия.

Другие умения:

  • малыш просится и ходит на горшок;
  • ребенку интересно одеваться, он с любопытством принимает нужные позы во время одевания, пытается одеться самостоятельно;
  • умеет мыть и вытирать руки;
  • может пить из чашки, есть ложкой и вилкой;
  • чистит зубы с помощью взрослого;
  • копирует поведение родителей: имитирует разговор по телефону, пытается помочь по дому;
  •  рисует, может нарисовать вертикальную линию;
  • умеет танцевать под музыку;
  • выполняет простые просьбы родителей;
  • ломает предметы, чтобы изучить их;
  • рассказывает части детских стишков или повторяет их  с кем-нибудь из взрослых;
  • ребенок может различать цвета;
  • любит общаться со сверстниками.

Что должен уметь ребенок от года до трех лет - изображение №3

Читай также: 3 года ребенку

Ребенок в 3 года

Речь малыша

В трехлетнем возрасте дети уже неплохо говорят и задают очень много вопросов. Словарный запас ребенка приближается к 300 словам, он уже употребляет местоимения «я» и «ты». Малыш может строить достаточно сложные предложения, правильно употреблять предлоги. Ребенок уже понимает, что включают в себя некоторые понятия, например, «одежда» или «фрукты», он отлично знает, что свитер и рубашка – это одежда, а яблоки и апельсины – фрукты.

В три года большинство детей уже умеют правильно произносить почти все звуки, кроме Ж, Ш, Ч, Щ, Ч, Л, Р, их ребенок научится выговаривать в следующем году.

К 3 годам малыш может легко заучить простое стихотворение, он может с помощью взрослого рассказать сказку и ответить на вопросы по картинке, он отличает времена года.

В три года большинство детей уже умеют правильно произносить почти все звуки, кроме Ж, Ш, Ч, Щ, Ч, Л, Р, их ребенок научится выговаривать в следующем году.

Питание ребенка

Трехлетний ребенок вполне может кушать самостоятельно, обычно в этом возрасте детки уже едят почти все то, что и взрослые, им очень нравится сидеть за одним столом с родителями и самостоятельно кушать, что не может не порадовать мам.

В этом возрасте формируются вкусы ребенка, теперь вы сможете точно понять, что любит малыш, а что нет.

Именно в трехлетнем возрасте многие дети впервые в жизни пробуют шоколад и мучные изделия.

Что должен уметь ребенок от года до трех лет - изображение №4

Движения малыша

К трем годам ребенок обычно умеет подниматься и спускаться по лестнице, играть с мячом. Прыгать на одной и двух ногах, кататься на трехколесном велосипеде, быстро и легко ходить вперед и назад, наклоняться вперед, не падая при этом.

В три года дети очень подвижные, ими движет дух познания окружающего мира, поэтому они могут много бегать и прыгать не только на улице, но и дома.

Другие навыки:

  • малыш умеет одеваться под присмотром родителей;
  • знает свое имя и фамилию;
  • легко расстается с мамой на целый день;
  • ребенок может описать событие своими словами, сделать выводы;
  • он интересуется книжками с картинками, умеет переворачивать страницы, интересуется чтением;
  • умеет резать и клеить, рисовать;
  • писать несколько больших букв;
  • ребенок понимает числа и считает до пяти;
  • может отгадывать загадки, соответствующие его возрасту;
  • умеет узнавать знакомых людей на фотографиях.

Если у вас возникают сомнения по поводу темпов развития ребенка, не медлите, не терзайте себя сомнениями, а сразу обращайтесь к специалистам, они ответят на все вопросы и помогут вашему малышу расти здоровым и правильно развиваться!

Растите большие!

Читай также: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка после года

Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.

Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать… 

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться. 

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Окружность головы

46-47 см

Обхват грудной клетки

46-47 см

Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.


Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

Вас также может заинтересовать

Источник