Развитие ребенка чтение с рождения

Малыши могут и должны учиться читать так же, как они учатся понимать устную речь. Методика Домана – настоящее открытие! Теперь нет необходимости усаживать «ученика» и заучивать с ним буквы, слоги. Глен Доман утверждает: обучение чтению может быть радостным для детей и родителей, интересным и быстрым.
ЗАЧЕМ: Научившись читать, малыш получает намного больше информации, и его развитие устремляется вверх с небывалой скоростью!
КОГДА: Обучение чтению возможно РАНЬШЕ, чем малыш начнёт говорить! Начинайте с рождения! Малышу нечем заняться, как раз развлечёте его, и не убежит никуда)))
КАК: Сначала показываем карточки с одним словом. Далее показываем словосочетания. Далее простые предложения. Далее распространённые предложения. Далее читаем книги! Теперь подробнее.
Показываем малышу карточки со словами. Доман считает:
- Буквы и слоги бесполезны, поскольку не связаны с конкретным образом. Кроме того, так малыш учится скорочтению – сразу читает слово, которое знает, не разбивая его на буквы и слоги.
- Высота букв сначала должна быть 7,5 см, толщина 1,5 см – такие буквы максимально просты для зрения, а красный привлекает внимание малыша. ( Я не следую правилу размера букв на данном этапе по простой причине – очень дорого печатать слова на листах формата А3. Купят только очень обеспеченные родители. Но и шрифт, подобранный мною, усваивается, как показала практика.)
- Нужен один и тот же шрифт, это облегчит восприятие.
- Шрифт важно уменьшать постепенно, заменяя красный цвет на чёрный. Зрительные рецепторы малыша будут постепенно развиваться.
- Итак, показываем карточку МАМА и говорим: «Это означает МАМА». Одну секунду держите и показываете другую карточку, и остальные (всего 5 карточек). Затем похвалите, поцелуйте, попрыгайте) Сделайте всё, чтобы показать малышу свою несказанную радость. И не ждите, чтобы он сразу всё повторил) И не просите его об этом.
- Первый день – одно занятие. Требуется показать 3 раза, с перерывами не менее 30 минут. Для первого дня хватит. Сколько вы потратили? 3 раза по 5 секунд, итого 15 секунд! Не жаль ведь на малыша своего родного?
- Второй день – два занятия. То же самое (3 раза по 5 карточек). Добавьте еще один набор из 5 слов. Его тоже покажите 3 раза. (Я показывала по 15 слов за один раз, результат есть! Главное, не допустить, чтобы малыш начал отворачиваться и отвлекаться. Если это происходит – показывайте меньше!!!) Не забывайте хвалить после каждого занятия! И выразите свои чувства физически – погладьте, поцелуйте!
- Третий день – три занятия. Теперь три набора карточек, по 5 слов в каждом. В день вы проводите 9 занятий, по несколько секунд каждое.
- Четвёртый день – четыре занятия. Четыре набора карточек по 5 слов.
- Пятый день – пять занятий. Пять наборов карточек по 5 слов. (Если вы будете показывать по три набора или даже два – нестрашно, всё равно будет толк; помните – все малыши индивидуальны, кому-то может не понравится 5 наборов.)
- В последующие дни из каждого набора карточек убирайте по одному слову и меняйте на новое. Чтобы не запутаться, отмечайте на обороте карточки дату и количество показов. Не забывайте о скорости. Момент и дальше, момент на другую карточку – убрали, следующая! Это крайне важно!
- Перемешивайте карточки в наборе, чтобы показывать малышу слова в разном порядке.
- Старайтесь НЕ показывать подряд слова, начинающиеся с одной буквы, малыш может подумать, что стол это стул.
- Доман против заучивания алфавита, так как малыш может обращать внимание на одну знакомую букву, а не на всё слово. Моя малышка сама заинтересовалась тем, что слова состоят из отдельных букв, в 1 год и 6 месяцев. Показывала пальчиком и вопросительно на меня смотрела. Через неделю она уже называла несколько букв, а через месяц все буквы (которые мы учили звуками, а не буквами), знаки препинания. Почему не рекомендуется учить буквы по их названиям: эм, эс, бэ и т.д.? Вы учили иностранный язык? Вы смогли читать, узнав алфавит? Нет, конечно! Читаем ведь звуками. Поэтому учим: м (а не эм), с (а не эс)
- Не повторяйте старые слова! Малыш потеряет интерес к занятиям!
- Не проверяйте малыша! Никто не любит проверок! Вы тоже!
Малыш выучил примерно 50 слов? Самое время приступать к словосочетаниям!
Это важно, словосочетания – первый шаг к построению предложений. Сначала малыш (или мы в изучении иностранных языков) учится связывать 2 слова, потом 3, потом переходит к простым предложениям и так далее.
Берите карточки с готовыми словосочетаниями. Первый день – пять словосочетаний (плюс 4 комплекта дальнейшего показа карточек). Второй день – два комплекта по пять словосочетаний (плюс 3 комплекта карточек). Я не дошла до 5 наборов по 5 словосочетаний, мы начинали в 9 месяцев, а это самое сложное время – малыш начинает ползать, вставать, ходить, в общем, познавать мир гораздо активнее. Поэтому не удавалось «выловить» дочь, уж слишком занята она была своими делами. Но выход нашёлся, довольно простой – повесила 8 словосочетаний на стену (4 мультифоры по 2 словосочетания с каждой стороны), несколько карточек на другую стену, брала малышку на руки и показывала материал. 5-10 секунд хватало, и с маминых ручек слезать не хотелось. Часто просила по кругу ходить и читать по несколько раз. Потакала и в этом, вреда никакого, сплошная польза! Почему 8 словосочетаний? Потому на большее терпения малышки не хватало!
Покажете все словосочетания, переходите к простым предложениям. По той же схеме.
Если показали уже все слова первого уровня, можете приобрести второй, и показывать новые карточки, и предложения дальше.
В последующих уровнях предусмотрено всё – и размер шрифта, и его постепенное уменьшение. Доман против резкого уменьшения шрифта, тем более если происходит одновременный переход на чёрный цвет. Малыш может потерять интерес к занятиям, поскольку резко уменьшенный шрифт окажется сложным для его восприятия! Он будет отвлекаться и смотреть не на карточку, а на вас. Следите внимательно! Если вы делаете предложения самостоятельно, предусмотрите этот пункт! Если пользуетесь комплектом Чудо-чтение с рождения, не переживайте, у нас соблюдены настоятельные рекомендации Домана.
Помните, что малыши – лингвистические гении, поэтому можете не переживать, что в словосочетаниях и предложениях не выделены окончания или приставки! Малыш прекрасно всё поймёт и так. Чуковский также подметил это, сказав, что дети могут сами вычислить суффикс окончание, или приставку и образовывать слова. Отсюда и появляются такие гениальные изречения как я искаю (корень САМ взял из слова искать, окончание САМ прибавил, не придраться!), почтаник (пример Чуковского – почтаник (он же почтальон), почта и суффикс «профессии» -ник!) Как преподаватель иностранных языков, точно вам говорю – не каждый взрослый так может обращаться с изучаемым языком, ой, не каждый!
Когда малыш освоит предложения из нескольких слов (не потеряет интерес, будет с удовольствием смотреть карточки), приступайте к книгам с крупным шрифтом – стишкам, хокку, рассказам… А уж я постараюсь, что такого материала было как можно больше!
Вот так вы справитесь с первой сферой интеллектуального развития – чтением и речью.
Источник
Часто встречаю на форумах вопрос: «Где брать материал для методики Домана? Делать самим? Это так долго и много!!!»
Поэтому решила развеять сомнения тех, кто хочет заниматься, но боится, что не справится с подготовкой большого количества материала, необходимого для успешных занятий по методике Домана.
Итак, если Вы хотите заниматься с ребенком с самого рождения…
Тогда Вам всё-таки придется приложить небольшие усилия к подготовке материала. Поскольку зрительный аппарат ребенка при рождении еще развит не до конца, то Вам придется сделать большие карточки с контрастными рисунками.
Собственно Вы можете их просто распечатать! Вот и вся подготовка!
Конечно, можно уже начать учить ребенка и чтению с рождения, но карточки для этого тоже должны быть особенные, и Вам придется сделать их самим.
Вот цитата про обучение новорожденного чтению из книги Андрея Маниченко «Как научить ребенка читать: методика обучения беглому чтению с рождения»:
«Размер карточки: 15 х 50 см.
Высота букв: 12 см.
Буквы должны быть красного цвета, отчётливыми и яркими.
Помните: Вы производите первичную и самую важную зрительную стимуляцию.
Вам понадобится 21 карточка такого формата для обучения новорождённых на период от рождения до 3-х месяцев.
Если Вы приступили к обучению с самого рождения, то начните с одного слова. Лучше всего использовать имя ребёнка. Убаюкивая его на руках, держите перед ним карточку на расстоянии полуметра и произнесите вслух его имя. Но сначала возьмите карточку и последите за выражением его лица, поворачивая её так, чтобы ему было удобнее. Когда он увидит написанное слово, произнесите его вслух громко и отчётливо. Ребёнок попытается сфокусировать взгляд на карточке в течение 1-2 секунд.
После этого отложите карточку.
Для начала нужно выбрать 7 слов, которые Вы часто используете и которые полезно знать малышу (его имя, «мама», «папа», названия частей тела).
Во время демонстрации карточки в комнате должно быть хорошее освещение.
В 1-й день показывайте 1 слово не менее 10 раз.
На 2-й день возьмите 2-е слово и тоже покажите его не менее 10 раз.
И так далее всю 1-ю неделю (7 дней).
2-я неделя. В 1-й день вернитесь к первому слову и покажите его не менее 10 раз. На 2-й день – 2-е слово не менее 10 раз и т.д.
Повторяйте это на протяжении трёх недель.
Вскоре, как только Вы вытащите слово, ребёнок будет немедленно подавать признаки возбуждения, ёрзая и перебирая ножками.
4-я неделя. Выберите новые 7 слов и пройдите с ними такой же трёхнедельный цикл.
По этой системе нужно заниматься, пока ребёнок не достигнет 8-10 недель (2-2,5 месяца). При таких занятиях ваш малыш может обогнать в развитии ровесников на 2-4 недели.»
Идем дальше… Если Вашему малышу от 3 до 6 месяцев…
Тогда можно уже переходить к карточкам меньшего размера, и если Вы не хотите делать их самостоятельно, то можно приобрести комплект карточек компании «Умница» «Чтение с пеленок».
Из своего опыта скажу: пособие очень удобное, поэтому если Вам кажется, что оно дорого стоит, то я должна развеять Ваши сомнения. Вы не пожалеете, если сделаете это вложение в развитие своего ребенка. Карточки напечатаны на качественном картоне, их удобно быстро показывать, кроме того, Вам не придется каждый вечер мучительно сочинять слова. Там слов аж 8 сотен! Конечно, их Вам не хватит на весь период обучения, но пользоваться этим набором Вы сможете долго. Мы с Маней начали заниматься в 3 месяца, сейчас нам почти 11, и эти карточки всё еще у нас в ходу!
Для тех, кто делает карточки самостоятельно, уточню: буквы должны быть не менее 3,5 см в высоту (если будете печатать, то шрифт Arial 200) и красного цвета, размер карточки 10,5*29см (половинка листа формата А4). До 6 месяцев я бы не уменьшала размер букв.
Хорошо бы в это время начать еще и занятия математикой. Пособие «Умницы» «Математика с пеленок» также замечательно подходит для этой цели! Вам не придется, чертыхаясь каждый вечер, рисовать или приклеивать от 1 до 100 точечек на большие картонные карточки! Всё это уже сделано за Вас! К тому же приложена подробная методика с занятиями. Так что мой Вам совет, не экономьте! Смело покупайте! Лучше экономьте свое время и душевное равновесие!
Хотя есть более бюджетный вариант для тех, у кого есть цветной принтер: можно распечатать на картоне карточки из презентации (благо таких презентаций в интернете уже множество!), например, вот из этой:https://worldsbesteducation.org/math.aspx
Но только печатайте на картоне, т.к. Вы будете пользоваться этими карточками около года, а иногда ребенок будет не против их даже пожевать.
Наконец, если Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев, то Вы можете начать пользоваться презентациями на компьютере.
Теперь Ваши возможности значительно расширятся: Вы сможете заниматься не только чтением и математикой, Вы сможете показывать ребенку карточки с битами информации из любых областей знаний!
Все будет зависеть только от интереса самого ребенка, именно он должен стать ведущим в процессе занятий, он будет определять, что ему нравится больше, что меньше, а Вам нужно лишь внимательно присматриваться к его реакции.
Единственный совет: в процессе обучения никогда не меняйте одновременно и цвет букв, и размер шрифта! Ребенок должен привыкнуть к изменениям, поэтому делайте что-нибудь одно, а через пару недель уже другое.
Источник
1. Методика раннего развития Марии Монтессори
Автор: Виктория Дмитриева
Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.
2. После трех уже поздно
Автор: Масару Ибука
Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».
В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.
Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.
3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет
Автор: Пенни Уорнер
Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.
В книге собраны и адаптированы работы мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.
4. Правила развития мозга вашего ребенка
Автор: Джон Медина
В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.
Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.
Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.
5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним
Автор: Дана Саскинд
Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.
Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных демографических группах.
На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.
Рекомендации в книге построены на трех тезисах:
- нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
- использовать в речи описательные слова;
- вовлекать ребенка в беседу.
6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей
Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.
Автор книги — Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.
Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.
Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.
7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой
Автор: Джейсон Буг
В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.
Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.
В качестве бонуса в конце:
- список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
- список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.
8. Эйнштейн учился без карточек
Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф
Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет. Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.
Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.
Источник