Развитие ребенка через трудовую деятельность
Юлия Берданова
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое значение для ребенка,его эмоционального состояния. Труд у дошкольников тесно связан с игрой. У ребенка появляется потребность принимать ативное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В игре или труде дошкольник осваивает сферу социальных отношений и действия связанные с функциями взрослых (бытовые или профессиональные).Игра ребенка не имеет конкретного результата,т. к. в игре он руководствуется воображением. В труде действия ребенка реальны и приводят к получению какаого либо результата. В трудовой деятельности связь с жизнью взрослых реалестичней чем в игре. Чем младше дети тем больше трудовая деятельность похожа на игру. Чаще всего замена трудовой деятельности на игровую происходит в младшем дошкольном возрасте. Это происходит если ребенок не понимает что от него требуется или не понимает как нужно выполнять задание,а его деятельность не контролируется взрослым.
Связь игры и труда сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Игра и труд дошкольника это первый эмоциональный этап на пути профессинального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых формирует профессиональные интересы и предпочтения. У детей старшего дошкольного возраста цель труда более сформирована. Они уверенно выполняют более сложные действия на протжении достаточно длительного времени. От умения проконтролировать свою деятельность зависит наиболее успешное достижение цели. Дошкольники 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе,они считают ее хорошей,независимо от результата. А вот к труду своих сверстников относятся критически. В 5-7 лет дети замечают не все свои ошибки,а только грубые,но стараются оценивать свою работу правильно. Они обращаются с вопросами к врослому,т. к. их интерисует качество труда.
Усложнение трудовых действий ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Со временем они становятся более точными и быстрыми. Но если ограничить возможности ребенка,то трудовые задания он будет выполнять долго и не всегда хорошо. Поэтому очень важно давать ребенку задания которые ему по силам,показать как нужно обращаться с орудиями труда. Оценивать труд ребенка нужно не только в зависимости от результата,но и в зависимости от качества работы. Бережное отношение должно быть не только к своему труду,но и к труду других людей. Возрастание физических и психических возможностей происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим. И это конечно же влияет на расширение сферы трудовых действий и появление новых видов труда.
Публикации по теме:
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.
Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»
Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: — развивать.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
«Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.
Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте
Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.
Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте
Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.
Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот.
Источник
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Доклад на педагогическом совете
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель Коньшина М.С.
Подольск, 2019
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А. Сухомлинский
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.
Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Вопрос о качестве трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе встает с особой остротой, т.к. трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях уделяется слишком мало внимания, трудовая деятельность детей становится все более эпизодичной, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.
Ещё одним немаловажным аспектом в данном направлении является заказ родителей на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для воспитания стремления самосовершенствоваться.
Значительным фактором не эффективной работы воспитателей по данному вопросу является мизерное число пособий, выпускаемое в настоящее время по данному вопросу, а, следовательно, педагоги не имеют возможности познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.
Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.
Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
Трудовая деятельность | Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов) |
Игра | Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий. |
Простейшие трудовые действия | Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий |
Наблюдение, игра, художественная литература, беседы | Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности |
Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:
- Предусмотреть, как будет организован труд детей.
- Определить эффективные формы трудовой деятельности.
- По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
- Подготовить необходимое оборудование.
- Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
- Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.
Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:
— учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
— воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
— трудовая деятельность детей носит искусственный характер, т.к. содержание труда не всегда интересно для детей, ребенок не видит его значимости.
— дети не испытывают положительных эмоций от труда.
А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, позволяет им осознать свои возможности, испытывать радость от достигнутых результатов.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания хочу предоставить в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые трудности в стадии планирования трудового процесса.
Трудности в организации трудовой деятельности детей дошкольников.
Затруднения | Пути решения затруднений | Приемы решений затруднений |
Мотивация трудовой деятельности | 1. Интерес к процессу действий | — вызвать:
|
2. Осознание смысла, общественной важности труда | — показ важности и необходимости результата труда. | |
3. Интерес к будущему результату | — значимый для ребенка результат. | |
4. Интерес к овладению новыми навыками | — интересно организованный процесс, с помощью привлекательного оборудования или осознания значимости для ребенка данных навыков | |
5. Соучастие в труде совместно со взрослыми | — субъект субъектные отношения (положительные эмоции во время трудовых действий, от делового общения во время труда; | |
6. Осознание своих обязанностей | — совместный труд последовательно распределенный, ведущий к общему результату, а качество результата зависит от каждого этапа (участника). | |
Соблюдение правил техники безопасности |
| — объяснение необходимости выполнения данных правил техники безопасности, возможные неприятные результаты при их невыполнении. |
| — совместная деятельность с детьми, их творчество в данных вопросах. | |
Подготовка оборудования |
| — достаточное количество подготовленного оборудования позволяет избежать конфликтных ситуаций во время трудовой деятельности. |
| — адаптированное к детской руке, травмобезопасное. | |
| — яркое, интересное, вызывающее желание «поиграть» и потрудиться. | |
| — планирование удобного расположения оборудования, свободный доступ к нему. | |
| — обсуждение необходимого оборудования для самостоятельной деятельности ребенка. — использование схем – моделей, которые помогут подготовить рабочее место. — возможные ошибки и их последствия. | |
Продумывание верной последовательности трудовых действий | Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий | — четкое представление порядка трудовой деятельности, необходимого материала и оборудования для эффективно организованного трудового процесса. — изготовление моделей понятных для детей, которые будут опорой для ребенка в ходе трудовых процессов. |
Организация труда детей | Определение количества детей объединенных одним трудовым процессом. Распределение обязанностей между детьми | — заранее планирование необходимого количества человек на определенный трудовой процесс. — индивидуальная форма (ребенок, действует, самостоятельно получая результат); — общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат). — последовательно распределенный труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от партнеров темпа и качества их деятельности). |
Формы трудовой деятельности |
| — Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные. |
| — Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные. | |
| — Общий труд, совместный труд. | |
Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов |
| — планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда, для того чтобы ребенок смог приложить усилие во время трудовой деятельности для получения результата и в то же время не переутомился, а, следовательно, не получил отрицательные эмоции. |
| — трудовая деятельность должна быть:
— обеспечивать успешность ребенка в труде (ребенок должен испытывать радость собственных достижений). — положительная оценка взрослых, своевременная помощь (подсказка). |
Если педагог постоянно поддерживает трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах — трудолюбие станет чертой их личности.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Эффективными формами в данной ситуации являются:
— проблемное обучение;
— игровые и образовательные ситуации;
— использование моделей и схем в ходе трудового процесса.
Это положительно сказывается на активизации дошкольников, т.к. в таких ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы или игровой ситуации, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель же обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения данной проблемы в данных условиях.
Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать над отработкой системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, постараемся организовывать трудовую деятельность детей, учитывая те трудности и необходимые условия эффективной организации трудовой деятельности, которые мы уже обговорили ранее.
Литература
- Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
- Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. — №4. – с. 28-31
- Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
- Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48
Источник
Татьяна Звегинцева
Социально-личностное развитие в рамках внедрения ФГТ через трудовую деятельность дошкольников.
В наше время проблема социально-личностного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим миром – стала особо актуальной, поскольку основные структуры личности закладываются именно в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств, как нравственная стойкость, социальная адаптированность, духовность, способность к самосовершенствованию, у подрастающего поколения. Поэтому мы сегодня обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе«.
Важное место среди направлений, реализуемыми образовательными программами в ДОУ, отводится именно социально-личностному развитию дошкольника, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Таким образом, в ранге стратегических направлений обновления российского образования социально-личностное развитие является приоритетным.
Сегодня мы поговорим о социально-личностном развитии дошкольника через трудовую деятельность в детском саду. Во-первых, нужно сказать, что содержание образовательной области «Труд» в рамках внедрения ФГТ направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
— развитие трудовой деятельности;
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
— интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.
Мы, воспитатели, организуем трудовую деятельность детей в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. При этом важно помнить, что при организации труда надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи мы ставим перед собой, включая детей в труд.
Такая форма трудовой деятельности, как поручение, или возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить, в нашей группе используется ежедневно. Поручая ребёнку сделать что-то (например, расставить правильно игрушки, сложить на полку книги и т. д., мы реализуем одну из важных задач воспитательного процесса – правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам. Кроме того, трудовые поручения постепенно знакомят дошкольника с требованиями, которые впоследствии ему придётся выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности. Обычно мы организовываем поручения в первой половине дне в утренние часы или во второй половине после дневного сна, привлекаем детей к выполнению поручений с целью закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по содержанию трудом.
Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Следует учитывать, что они требуют от ребёнка большей самостоятельности. В нашей группе в начале учебного года сначала мы дробили процесс (например, дежурство по столовой) на ряд последовательных заданий: «Накрой на стол скатерти», «Принеси тарелки», «Принеси ложки» и т. п. Сейчас же мы приучаем их выполнять порученное дело полностью, давая им задание в обобщённом виде: «Накрой на стол» (например). Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием.
Таким образом, можно судить о том, что дежурства имеют большое значение в нравственном воспитании дошкольников: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам. В первую очередь мы создаём эмоционально-положительное отношение к процессу деятельности, опираясь на их интерес к нему, объясняем в доступной форме необходимость потрудиться, всячески поощряем любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Реализуя эту форму труда в нашей группе, мы приобщаем всех детей к посильному труду, — а это, в свою очередь, — постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу. Например, после дневного сна, можно предложить детям отремонтировать книги. Для этого они должны выполнить несколько заданий: принести клей, тряпочки, кисточки и т. д., ну а потом уже вместе с воспитателем приступать непосредственно к делу. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых. И при этом мы легко можем видеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.
В заключении хочется сказать о том, что руководя выполнением детьми поручений, мы каждый день изучаем возможности детей нашей группы. Привлекая к выполнению простых заданий, мы наблюдаем за каждым ребёнком: определяем уровень умений, его желание потрудиться, способность довести начатое до конца, при этом учитывая возможности каждого дошкольника.
Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд, поскольку труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.
Источник