Развитие ребенка через окружающий мир

Развитие ребенка через окружающий мир thumbnail

Изучение окружающего мира

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Источник

В дошкольном возрасте малыши стремительно развиваются и познают окружающий мир. Узнавать новое – это естественная потребность малыша. Что должен знать дошкольник об окружающем его мире? В этой статье мы расскажем о способах познания мира, что именно должен знать ребенок и в каком возрасте и какие именно игры помогают сформировать знания о мире.

Как ребенок познает мир

Очень важно дать малышу возможность не только удовлетворять любопытство, но и практиковать знания, накапливать опыт. Дошкольный период – это время, когда у детей возникает первое представление об окружающем мире, взаимосвязях и закономерностях.

Читайте также:  Ушинский о значении природы в развитии ребенка

Методы формирования знаний:

  1. Словесные – беседы, книги, аудио, видео.
  2. Наглядные – наблюдение, рассматривание предметов, картиной, мультфильмов.
  3. Практические – игры, занятия, опыты, эксперименты.

Важно привить любовь к природе, научить бережно относиться к результатам труда человека.

Чтобы помочь маленькому человеку узнать в рамках его возможностей как можно больше об окружающем море, необходимо сочетать все три метода формирования знаний.

Наблюдение за природой – важнейшее средство воспитания.

Познание у дошкольников формируется эмоционально-практическим путем. Малыши моментально обращают внимание на все яркое, необычное и незнакомое.

Какими знаниями о мире должен владеть дошкольник

Какими знаниями о мире должен владеть дошкольник

Окружающий мир условно можно разделить на:

  • природный – растительных, животный, погодных явлений, времен года;
  • социальный – человек, взаимоотношения, эмоции, переживания;
  • предметный – материалы, их свойства, предметные изменения, преобразования.

Дошколята в основном интересуются только окружающими их предметами, которые они могут изучить в домашней обстановке, на прогулке, в детском саду. Уже с 3-5 лет у малышей возникает интерес к рукотворному миру и творчеству, хотя рисовать они начинают в более раннем возрасте.

Темы по изучению окружающего мира в соответствии с возрастом

Возраст

Знания о мире

3-4 года

· части тела;

· явления природы (солнце, дождь, снег, ветер)

· части суток (вечер, ночь, утро, день);

· название фруктов и овощей, некоторых растений;

· названия домашних и некоторых диких животных;

· названия транспорта

4-5 лет

· эмоции (радость, грусть, скука и пр.);

· времена года, признаки;

· названия животных, птиц, насекомых, рыб;

· продукты;

· предметы посуды, мебели.

После 5 лет малыш уже должен знать порядок дней недели и месяцев. Различать по виду и слуху музыкальные инструменты, строительный и садовый инвентарь, электроприборы. Знать виды профессий, страны и города, где какие животные обитают, иметь представление о строении солнечной системы и космоса.

Игры для формирования знаний об окружающем мире

Игры для формирования знаний об окружающем мире

  1. «Угадай по описанию». Нужно дать минимальное описание животного и постепенно добавлять его характеристики пока малыш не угадает, какое именно животное вы загадали.
  2. «Что сначала, что потом?». Задание заключается в том, чтобы правильно определить порядок вещей, предметов, животных, растений. Например, что сначала стебелек или зернышко, бабочка или гусеница.
  3. «Волшебный мешочек». Нужно положить в мешок как можно больше предметов и попросить малыша на ощупь достать ту или иную вещь.
  4. «Угадай чей звук». Нужно спрятаться, оставаясь в поле слуховой досягаемости малыша, издавать различные звуки. Например, переливать воду, шуршать пакетом.
  5. «Узнай по вкусу». Нужно с закрытыми глазами по вкусу определить продукт.
  6. «Чем пахнет?». В доме можно найти массу ароматов, постарайтесь создать набор из различных запахов (чай, кофе, лук, чеснок, лимон, шоколад) и попросите малыша угадать продукт.

Можно придумать массу увлекательных игр на познание окружающего мира. Центр раннего развития в Солнцево «УмНяша» приглашает родителей и их малышей на увлекательные занятия, которые помогут сформировать знания об окружающем мире.

Источник

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад 188

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Читайте также:  Самый лучший центр развития ребенка в москве

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Источник

Познание окружающего мира ребёнком через различные виды деятельности

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев» В.И. Сухомлинский

Детский сад  — это островок детства, творческая мастерская, в которой я – воспитатель. И для детей, и для меня – это еще второй дом, который мы любим, где проводим большую часть своего времени.

Каждый день мы о чем-то беседуем, спорим, изучаем, делимся секретиками. Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то и становится ясно, что именно здесь он получит основные, и чёткие систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляется всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить. Девиз нашей группы «Ты и Я, а вместе МЫ» и в нашем доме царят красота и гармония.

Детство современного ребенка наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Дети, независимо от возраста, включаются в решения различных задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Их выполнение вызывает у дошкольников живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, освоению способов познания.

Очень важно в дошкольном возрасте поддержать в детях интерес к исследованиям и познанию окружающего мира. Поэтому окружающая среда должна быть наполнена разными интересными развивающими предметами, дающими возможность самостоятельного выбора и свободу деятельности. Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия. Современные учёные утверждают — работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвета играют немаловажную роль для развития творчества детей, помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение. Мышцы рук выполняют три основные функции: — органов дыхания; — органов познания; — аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов). Для этого в групповой комнате у нас имеется большая магнитная доска, которую по своему желанию могут использовать сразу несколько детей. Набор магнитных геометрических фигур, знаков, цифр позволяют детям проводить любые манипуляции на доске: выкладывать по порядку цифры, обводить их, соединять соответствующим количеством изображенных на картинке предметов. В логопедическом уголке ребята чертят цифры и геометрические фигуры пальчиком на манке, находят их в емкостях, наполненных разными видами круп. Из цифр придумывают разные рисунки, картинки, даже у некоторых детей получается сюжетные картины. Цветные ломаные палочки в руках детей превращаются в цифры. В нашей работе нам очень помогают наши родственники – Родители детей. Ведь не зря же девиз нашей группы «Ты и Я, а вместе МЫ». Чтобы поддержать мотивацию ребёнка к рисованию взрослый, рассматривая его рисунки, не должен давать оценку работе, называя ребёнка «умничка» либо «молодец». Лучше просто произнести вслух элементы, нарисованные ребенком таким образом: «Я вижу кружок, палочку. А что это?» Ребёнку постарше взрослый может сказать: «Здесь нарисован зайчик. У него большие глазки и длинные ушки…» Такого рода коммуникация будет способствовать повышению самооценки ребёнка, стимулировать развитие мышления. 

Взрослые не должны забывать и о потребности детей в исследовательской деятельности, чтобы поддержать интерес ребёнка к рисованию. Детям свойственно исследование окружающего мира, эксперименты с различными предметами, поэтому нельзя забывать поощрять их к рисованию на подсыхающей глине, влажном песке, к оставлению следов мыльной пены на зеркале, зубной пасты. Такой метод будет развивать у ребенка сенсорное развитие, знакомит его с цветом, формой и размерами предметов.

Чтобы ребёнок получил новый сенсорный опыт, он должен рисовать на различных поверхностях разными предметами с применением различных техник. При наличии мольберта ребёнок может научиться рисовать в положении стоя. В таком случае у него появиться возможность взглянуть на свой рисунок под любым углом, с любой позиции, другими глазами. Ребёнок должен познавать окружающий мир. От работы рисования ребенок также получит удовольствие. Позвольте детям быть волшебниками, который своей магией обычный лист бумаги превращает в сказочный мир.

А сейчас я вас приглашаю в этот сказочный мир рисования……

Мастер класс……

Источник