Развитие ребенка через художественную литературу

Развитие ребенка через художественную литературу thumbnail

Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы

Развитие речи детей посредством художественной литературы

IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa

Развитие ребенка через художественную литературу

/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,

как тень доброй беседы!»

Р. Л. Стивенсон.

«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

воспитывать у детей любовь к книге;

художественной литературе;

способность чувствовать художественный образ;

развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

показ иллюстраций, картин, игрушек;

элементы инсценировки;

просмотр видеофильмов;

изготовление атрибутов к сказкам;

используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;

для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;

оформление выставок: героев из прочитанных произведений.

Словесный метод: приёмы-

чтение произведений с просмотром иллюстраций;

вопросы по содержанию произведений;

беседа по произведению;

пересказ произведений;

чтение сказок детьми;

заучивание наизусть роли;

прослушивание произведений музыкальных книг;

прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

элементы инсценировки;

игры-драматизации;

дидактические игры;

театрализованные игры, использование разных видов театра;

игровая деятельность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадёт,

Любит кашку, любит колобка.

Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?

«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Задание 2. Угадай сказку по трём словам:

Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».

Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса,растущий рядом с домом: «Я — зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я,что как — то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.

Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит из нескольких этапов.

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста развивается:

Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.

Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.

Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.

Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.

Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.

Развитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературуРазвитие ребенка через художественную литературу

Источник

Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе

hello_html_m3a0c08c.png

Подготовил: Гнусенкова Е.Р.

Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе

Цель: Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.

Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. hello_html_mebf7268.png

Причина недоразвития речи — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы — обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

            В таких условиях трудно заставить ребенка взять в руки книгу.hello_html_m199931c8.png

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

Мы определили эффективные формы работы в этом направлении формы работы по приобщению детей к худ лит:

  1. Формирование центра чтения

  2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

  3. Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге

  4. Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений

  5. Книги – самоделки

  6. На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению

Нами использовались все эти формы работы по приобщению детей к художественной литературы, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к художественной литературе

  1. Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)

  2. Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)

  3. Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)

Так жеВ процессе изучения художественной литературы  использовались самые разнообразные приемы: hello_html_2ebf6d65.png

1. дидактическая игра
2. речевой образец
3. повторение
4. объяснение
5. указание
6. оценка детской речи
7. словестное упражнение
8. вопрос

Развитие речи детей посредством художественной литературы велась по нескольким направлениям. Работа с детьми, с коллегами и родителями

1. Работа с детьми подразумевала в первую очередь это чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. Например, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.

Ознакамливаясь со сказками затрагивались различные стороны речи. Обогащался словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями. Делали свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняли интонацию, темп речи.hello_html_3343de78.jpg

Работа по развитию речи детей через художественную литературу велась с младшей группы. Например, при чтении художественных произведений детям давался материал для тактильного восприятия. А как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка –мягкая, пушистая и т.д.

Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев. Все это способствоавла активизации речевой деятельности. hello_html_m750a168b.jpg

Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…

Так же по прочитанным произведениям пополнялся театральный уголок. Например, уже во второй младшей группе по прочитанным сказкам создавались театральные атрибуты. (пальчиковый театр, театр на коробках, маски) В средней группе уже новый театр в коробке, где детям предлагаются сказочные герои и они в праве самостоятельно сочинить сказку, опираясь на материал.hello_html_m5908a524.jpg

hello_html_641584df.jpg

Так же организовывалась драматизация сказок по произведениям. Вот например во второй младшей группе, совместно с детьми среднего возраста было проведено мероприятие по сказке «Колобок». Дети показали знания о художественном произведении, о героях, сами перевоплощались в сказочных героев. Таким образом обогащался словарный запас, происходило становление грамматического строя речи, дети уже умели составлять сложные предложения. Эмоционально обогащать речь.hello_html_6045445d.jpg

В средней группе итогом работы было проведение викторины «Что за чудо эти сказки?», где детям давался простор для мышления и активизации их речевой деятельности. Подготовка к викторине подразумевала чтение новых произведений. Ознакомление с новыми сказочными героями и принятие на себя ролей, драматизации отрывков сказок. hello_html_24d9b216.jpg

2. Чуть ранее нами проводилась работа совместно с педагогами, а именно сотрудничество с муз. Руководителем.

В начале средней группы дети на празднике «Осени» перевоплащались в сказочных героев: зайца, козу, курочку. Принимали на себя роли. И в музыкальном сопровождении разыгрывали сказку. Тем самым взаимодействие с музыкальным руководителем в нашей работе начинается уже с младшего возраста.

Но чуть ранее нами проводилась следующая работа. Был организован проект.hello_html_m979877a.png

Нами было выбрано художественное произведение «Сказка о царе Салтане». Работа началась с ознакомления с автором, непосредственно чтение данного произведения. Просмотр фильма. Прослушивание музыкальных композиций, написанных композиторами к произведению. Рассматривание иллюстраций к сказке, оформление выставок.

Так же работа проводилась с педагогами по изо, где дети изображали сказочных героев, сюжет. С педагогом по оригами. Дети изготавливали сказочных героев. Итогом данного проекта выступало развлечение. Где дети не только рассказывали о своих впечатлениях, но так же принимали на себя роли, драматизировали отрывки сказки. Тем самым решалась поставленная нами задача по развитию речи детей через художественную литературуТак же в работе принимали участие и родители детей. В работе с родителями мы так же использовали разнообразные методы. hello_html_5283e667.png

Большое внимание уделяли консультациям для родителей. Создавались семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносили в группу разнообразную литературу. Мы ее рассматривали, обсуждали. Дети рассказывали о своей любимой книге или сказке. hello_html_2c724bd8.png

Для обогащения литературного уголка, в группе детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы. Так же родители изготавливали поделки по сказкам. hello_html_2308b5d3.png

Тем самым данная работа способствовала формированию речи дошкольников. На протяжении разных возрастов решались определенные речевые задачи. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и др.

Результатом данной работы выступает то, что дети знаюд дстаточное количество сказок, при перессказе используют сложные предложения. Умеют окрашивать свою речь.

.

Источник

Светлана Кобзева
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Познавательное развитие детей через художественную литературу.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.

Поэтому педагог должен ставить перед собой цель: развивать у детей интерес к книге как источнику знаний.

Для достижения цели могут быть поставлены следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе;

• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи,интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея

ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Роль художественной литературы в развитие речи детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста соблюдала чувство меры и правильно сочетала вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитиеобразной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической, восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств. Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен. Формирование образности речи дол?