Развитие ребенка без детского сада

Развитие ребенка без детского сада thumbnail

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые. Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами. Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше. Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети. Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада. Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении. На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий. Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому). Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой. Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер. Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы. А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами. Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя. При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор. Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу. Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке». Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка. В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы. Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей. Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь. Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно. Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен. То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые. Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине.

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное. Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома. Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться. Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д. Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия. Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов. Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов. Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях». Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

  • Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты
  • Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности
  • «Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка
  • «Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса
  • Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов
  • Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых
  • Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры
  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время

Источник

Еще до беременности мы с мужем решили, что не будем отдавать ребенка в детский сад. У обоих к нему резко негативное отношение, свой печальный опыт. Потом у дочки выявили непереносимость лактозы в тяжелой степени. Решили что тут нам и карты в руки — тяжел…

Читать далее →

Посмотреть 39 комментариев

Всем привет! В мае дали место в детском саду. Так получилось, что как раз в это время у нас появился второй малыш, и всеми вопросами, связанными с садиком, занимался муж.

Читать далее →

Посмотреть 6 комментариев

Я была против садов еще в теории, когда даже не была беременной. И не потому что в садиках болеют, а из-за того, с кем сыну придется там общаться. Проходя мимо детских площадок, у меня уши вяли от лексики и поведения. Дети не виноваты, это из семьи выходит. Но все же, на площадке я могу отвести ребенка от мальчика или девочки, чье поведение меня смущает. А в саду проконтролировать это я не смогу.

Читать далее →

Посмотреть 15 комментариев

Всем привет! меня волнуют некоторые аспекты:

1) правда ли, что в садике болеют страшными болячками, с рвотой и т.п.? Меня садик наградил псевдотурбекулезом, и как следствие холециститом. Подругу — дерматитом, который спустя 20 лет до конца не прошел. Но это…

Читать далее →

Посмотреть 7 комментариев

изначально я была против садика, на меня он плохо повлиял, не думаю, что дети там развиваются и т.д. Думала, что будет из декрета в декрет, и в садик не пойдём. Но так не вышло, пошли в садик в 3,3, оттягивали и так как могли.

В итоге ходили от силы…

Читать далее →

Посмотреть 21 комментарий

Мамы, нужен ваш опыт и советы.

Сыну 3,5, была попытка хождения в муниципальный сад, ничем не закончилась, только окончательным решением, что такой сад это не наше.

Сын всегда был очень общительным, а сейчас в его 3,5 наверно достигло пика. Все лето гуляли …

Читать далее →

Посмотреть 1 комментарий

Подозреваю, что поймут мои размышления только в этом сообществе (и то не факт)
Жаль правда, что тут сейчас мало людей, но надеюсь на разумные идеи в отношении нашего неклассического отношения к саду.

Читать далее →

Посмотреть 15 комментариев

Спрашивает: «Ну что, так и не ходите в садик?»

Я:»нет»

П:»ну и правильно, нечего делать в этом рассаднике болезней!»

????

Педиатр у нас старенькая, но очень продвинутая. Фору по знаниям и последним веяниям медицины любому молодому спецу даст) Она даже в курс…

Читать далее →

Посмотреть 9 комментариев

Источник

Меня зовут Аня, мне 30 лет, у меня двое детей (4 года и 2,5 года), один муж, и фраза «несколько любовников» хорошо бы заканчивала предложение, но нет. У нас актуальна тема детского сада.

Развитие ребенка без детского сада

Как раньше

Я ходила в садик с двух лет, все мои сверстники в него ходили. Иначе не могло быть. Ничего толком из садиковских времён не помню. Ни плохо, ни хорошего. Вру. Один момент всплывает в памяти. Тихий час, лежу я на раскладушке, а рядом мальчик. И вот ему было интересно потрогать, что у меня «там». Потрогал. Но это не плохо, я считаю. Не показатель плохого садика, скажем так.

Тогда все ходили в садик. С одной стороны, не было возможности не водить ребёнка, надо было работать. С другой — если была возможность ребёнка не водить, всё равно водили, ведь у Машки в садик ходит и у Светки, если я не поведу — что обо мне подумают?

Детский сАД

Мои дети в садик не ходят. Не потому, что мы противники этого учреждения, а потому, что мы путешествуем и бываем в общей сложности дома месяца четыре. В других странах у нас был опыт садика. Хватило детей на 4 дня. Вернее, младшего, но и понять его я могу — 2,3 года рановато для сада.

Вроде бы здорово, но есть обратная сторона — родственники. Каждый считает своим долгом напомнить мне, что детям надо в садик. Это очень тяжело, давит безумно. Умеют ударить по самому больному. Есть ещё и инстамамы, но тут больше срабатывает моя неуверенность в себе, в своём решение. Смотришь на их идеальную жизнь с садами, спортом и развивашками 7 дней в неделю. Дурно становится. Единственный человек, который считает, что мы делаем всё правильно, и поддерживает меня — это мой муж!

В моём окружении мамы разделились на два лагеря: те, кто в садик уже чуть ли не с двух лет отдают, и те, кто в садик ни ногой. Есть и те, кто забрали ребёнка из садика в 4 года, потому что там ребёнка ломали. «Не хочешь, но надо» — был главный лозунг садика. Частного, кстати. Думаю, в государственных так же. У других ребёнок постоянно болел — забрали из садика и наняли няню.

Развитие ребенка без детского сада

Семейная гармония

Согласитесь, в наше время столько соблазнов: садики, развивашки, няни, учителя на дому. Выбор велик, были бы возможности. Если вы с мужем работаете и других вариантов, кроме как садик, нет, то да, вопросов ноль.

Я за то, чтобы всё было гармонично. Если ваш ребёнок в саду, при этом вам и ему хорошо — супер! Или если и вы, и ребенок дома, при этом вам хорошо и вы не хотите его убить — шикарно! Если в саду муж, а вы с ребёнком дома смотрите фильмы и едите попкорн — это вообще идеально. Осталось разобраться: как бы мужа в сад на очередь поставить.

Вся проблема, неважно говорим мы про сад, школу или выбор врача, — это ваша реакция на общество, которое говорит нам, как правильно поступать, а как нет. Поступать вам с вашим же ребёнком.

И если бы это были просто малознакомые люди… Чаще всего это родственники. Как с этим бороться, это уже другой разговор. Наши родители на нас очень давят с садом. И вбивают: детям нужен сад и без сада им не жить. Спорить с родителями сложно, да и ни к чему. Например, наши родители постоянно намекают на сад, сравнивая наших детей с другими: «А вот у Светы из «Ремонта одежды» внук уже и плавает, и читает, и стихи вовсю рассказывает». В этот момент я просто взрываюсь, в горле ком. Во-первых, от сравнения. Во-вторых, от отсутствия поддержки. Я ещё не научилась не принимать это близко к сердцу и правильно реагировать. Спасает опять же муж, который находит слова утешения.

Кстати, плюсы в саду есть. Они огромные. Но практически всё, что ребёнок может получить в саду, он может получить и дома. Не сидя дома, а путешествуя, проводя с вами время, посещая спорт, гости и другие занятия. А то, что вы дадите ему дома, сад ему не даст. И самое главное, что вы можете дать своему ребёнку, — это возможность жить в счастливой семье. Семье, где любят друг друга, уважают, поддерживают и помогают.

Развитие ребенка без детского сада

Пока я придумала такой план: буду возить детей на спорт, на занятия (где будет и общение с детками), будем ходить в гости, музеи. Для меня это идеальный компромисс. Если у вас есть выбор — отвести его в сад или рвануть с семьёй за город — выбирайте последнее. Вы не пожалеете.

Если вы устаёте от детей и сад для вас это единственная отдушина, то не надо от него отказываться. Спокойная мама, как говорится, — живой ребёнок. Но вы можете, например, во вторник и среду отвести дитя в сад, а в четверг устроить совместный день и заняться тем, чем захочется вам.

Источник