Развитие ребенка 5 лет упал

Развитие ребенка 5 лет упал thumbnail

Огромный запас энергии, заложенный в детях, не позволяет им сидеть на месте. Они активно исследуют окружающий мир, пробуют свои силы. Часто во время подвижных игр механизм самозащиты не срабатывает, и ребенок падает. Да и страх высоты в основном сопровождает уже взрослых людей. А вот маленькие сорванцы без опасений готовы лезть даже на самое высокое дерево. Поэтому родители должны знать о правилах первой помощи при любом виде падения. Это позволит им быстрее сориентироваться в экстренной ситуации.

Содержание:

  • Если упал ребенок грудного возраста
    • Природный механизм защиты младенца от падения
  • Что делать, если грудничок упал с дивана
    • Когда вызывать скорую надо обязательно
    • Что делать, пока не прибыла скорая
    • Особенности черепно-мозговой травмы (ЧМТ) у младенца
  • Если  ребенок упал с высоты
  • Первые действия родителей после падения ребенка
    • Когда скорую вызывать обязательно?
    • Осмотр врачей после падения ребенка
    • Что делать, если ребенок упал с качелей
  • Что делать, если ребенок упал с велосипеда
  • Как защитить ребенка от падений
    • Возможные последствия тяжелых травм 

Если упал ребенок грудного возраста

Первые полеты чаще всего совершаются еще в грудном возрасте. А самым опасным местом для трехмесячного или полугодовалого ребенка может стать обычный диван. Малыш только начинает знакомиться со своим телом, совершает попытки переворачиваться и ползать. В это время его движения неуклюжи, а координация не развита. Поэтому падения с высоты  являются распространенным явлением среди детей первого года жизни.

Природный механизм защиты младенца от падения

Чаще всего при падении грудничок ударяется головой, так как центр тяжести смещен вверх. Однако маме не стоит паниковать раньше времени. Природой заложены защитные механизмы, способные уберечь ребенка от лишних травм:

  • наличие большого и малого родничков, выполняющих функцию амортизации. Они помогают костям немного сдвинуться, а затем вернуться обратно;
  • увеличенное количество внутричерепной жидкости (ликвора), имеющей к тому же более вязкую структуру. Она позволяет уберечь от удара головной мозг.
  • преобладание в соединениях хрящевых тканей, способных смягчить удар
  • наличие тонкой жировой прослойки между кожей головы и надкостницей. Она обеспечивает дополнительное скольжение, снижает вероятность подвижности костей черепа

Что делать, если грудничок упал с дивана

В большинстве случаев физиологические особенности мозга защищают ребенка от травмирования при падении. Однако оставлять без внимания такие ситуации нельзя.

если упал новорожденныйЕсли грудничок упал с дивана, мама должна выполнить определенный алгоритм действий:

  1. взять ребенка на руки и успокоить;
  2. осмотреть голову и тело ребенка на наличие ран и ушибов;
  3. проверить состояние глазных зрачков: они должны быть одинаковыми по размеру, реагировать на свет;
  4. удостовериться, что в ушных раковинах нет крови;
  5. приложить холодный компресс к месту ушиба, чтобы снизить риск разрастания шишки. Если в доме нет льда, можно использовать замороженные продукты, обернутые полотенцем или пеленкой. При повреждении кожных покровов холод прикладывать нельзя;
  6. очистить, обработать рану антисептиком. Можно использовать перекись водорода, но лучше хлоргексидин или мирамистин. Они не вызывают болезненных ощущений;
  7. в случае обнаружения кровотечения нужно плотно прижать к месту раны ватный диск, смоченный в антисептике (мирамистин или хлоргексидин). Если кровотечение сильное или не останавливается более 10-15 минут, вызвать врача
  8. продолжать наблюдать за ребенком, убедиться, что он выполняет привычные движения;
  9. при появлении любых тревожных симптомов, нетипичных действий или реакций вызвать скорую помощь (см. ниже)

Грудничок упал. Когда вызывать скорую надо обязательно?

  • потеря сознания, вялость, сонливость;
  • непрекращающийся крик, повышенная возбудимость;
  • появление тошноты, рвоты;
  • изменение размеров зрачков и их способности реагировать на свет;
  • нарушение координации;
  • обнаружение крови или прозрачной жидкости в ушных раковинах;
  • появление судорог в конечностях;
  • отсутствие в поведении ранее освоенных навыков.

Если у ребенка наблюдается один или несколько из этих симптомов, нужно вызвать скорую помощь. Возможно, малыш получил черепно-мозговую травму(ЧМТ).

Что делать, пока не прибыла скорая

Если ребенок потерял сознание после падения, родители должны постараться не паниковать, а оказать первую медицинскую помощь до приезда врача:

  1. Нужно проверить, дышит ли малыш. Для этого можно приложить ухо к носу ребенка, но еще лучше воспользоваться зеркальцем. Если оно запотевает, то дыхание сохранено.

В этом случае нужно:

  • уложить его на горизонтальную поверхность;
  • немного приподнять ноги;
  • повернуть голову набок;
  • освободить грудь малыша от сковывающей дыхание одежды (расстегнуть пуговицы, молнию);
  • обеспечить доступ свежего воздуха, открыть окно;
  • при возможности поднести к носу ребенка ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Чтобы не обжечь слизистые парАми спирта, подносить тампон нужно на расстояние не ближе 5-10 см;

  • контролировать дыхание до приезда врача;
  • если ребенок пришел в сознание, дать ему сладкой воды;
  1. Нельзя терять время, если ребенок не дышит, так как головной мозг может поддерживать функционирование без кислорода всего несколько минут. Прежде всего нужно проверить, свободны ли дыхательные пути. Если ротовая полость чистая, то необходимо провести сердечно-легочную реанимацию, которая заключается в сочетании непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. При этом ребенок должен лежать на полу, шею стоит слегка запрокинуть, можно подложить под нее валик из любой одежды.

Если малыш после падения находится в сознании, но у него присутствует один из перечисленных тревожных симптомов, то необходимо по возможности успокоить его, обеспечить минимум движений и дожидаться врача.

Особенности черепно-мозговой травмы (ЧМТ) у младенца

Черепно-мозговая травма (ЧМТ)механическое повреждение черепа и внутричерепного содержимого: головного мозга, сосудов, мозговых оболочек, черепных нервов. ЧМТ включает в себя сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга.

Для детей первого года жизни характерно нетипичное проявление черепно-мозговой травмы:

  • потеря сознания у грудничков встречается крайне редко
  • могут полностью отсутствовать привычные неврологические симптомы сотрясения мозга (нарушение координации, рвота, судороги)
  • состояние ребенка после падения может достаточно быстро как улучшиться, так и значительно ухудшиться

Поэтому важно знать основные признаки черепно-мозговой травмы у младенцев:

  • разный размер зрачков
  • срыгивания, рвота, отказ от еды
  • запрокидывание головы назад
  • набухание родничка
  • изменение кожных покровов на голове по типу “вдавленного мячика”
  • чрезмерная сонливость
  • непрекращающийся плач

Если  ребенок упал с высоты

Наибольшую опасность представляет падение с высоты, превышающей рост ребенка в 2 раза. Особенно, если при приземлении могла быть травмирована голова или позвоночник. В более взрослом возрасте дети уже способны оценивать свое состояние. Поэтому нужно не только осмотреть тело на предмет ран и ушибов, но и порасспрашивать ребенка. Возможно, он сам укажет на появившуюся боль или головокружение.

Первые действия родителей после падения ребенка

Если ребенок упал и не делает попыток встать, не стоит торопиться поднимать его, брать на руки. Возможно высота, с которой он оступился, была значительной, что увеличивает опасность появления скрытых переломов, травм.

В этой ситуации нужно успокоиться и выполнить алгоритм действий при падении ребенка с высоты:

  • если ребенок находится без сознания, но дышит — вызываем скорую помощь, поворачиваем голову набок, освобождаем грудную клетку от одежды, сковывающей дыхание, проверяем, нет ли кровотечений.
  • если ребенок не дышит вызываем скорую, начинаем сердечно-легочную реанимацию (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких)
  • если ребенок в сознании, но встать самостоятельно не может, нельзя поднимать его. Нужно вызвать скорую помощь. Если присутствует кровотечение, остановить его. Дожидаться врача, наблюдать за состоянием ребенка.
  • Если малыш может подняться, нужно осмотреть его на наличие симптомов черепно-мозговой травмы. Дальше необходимо проверить тело на наличие ран и ушибов, оказать первую медицинскую помощь.
  • если у ребенка обнаружены тревожные симптомы (перечислены ниже), нужно вызвать скорую помощь, до приезда врача обеспечить максимальный покой.

Ребенок упал. Когда скорую вызывать обязательно?

Дети падают достаточно часто, но далеко не всегда стоит обращаться к врачу. Чаще всего можно справиться самостоятельно. Для этого нужно приложить к месту ушиба холод, обработать раны, остановить кровотечение.

Однако существуют признаки, при которых стоит незамедлительно вызывать скорую помощь:

  • потеря сознания;
  • признаки черепно-мозговой травмы:
  • головокружение;
  • головная боль;
  • изменение размера зрачков;
  • рвота;
  • сонливость;
  • кровотечение из носа или ушей;
  • нарушения речи;
  • судороги;
  • невозможность встать самостоятельно;
  • сильная боль в месте ушиба, изменение формы конечности;
  • сильное кровотечение, раны на теле.

Осмотр врачей после падения ребенка

При обнаружении одного или нескольких из тревожных симптомов необходимо незамедлительно доставить ребенка в больницу. Там ему потребуется осмотр хирурга, невролога.

При подозрении на черепно-мозговую травму ребенку сделают УЗИ головного мозга, компьютерную томографию, иногда энцефалографию. При любой форме ЧМТ необходим осмотр офтальмолога

При угрозе перелома после осмотра врача травматолога или хирурга ребенка направят на рентген.

Своевременно оказанная медицинская помощь поможет избежать неприятных последствий для ребенка.

Что делать, если ребенок упал с качелей

если упал с качелейПадение с качелей может повлечь за собой серьезные травмы головы и спины.  В этом случае ребенок падает не только с высоты, но и с ускорением.

Даже если малыш не жалуется на боль в первое время, стоит отвезти его в больницу для осмотра  травматолога. Возможно, у него есть скрытые повреждения внутренних органов.

Если у ребенка наблюдаются тревожные симптомы, следует незамедлительно вызвать скорую помощь.

Что делать, если ребенок упал с велосипеда

При падении с велосипеда чаще всего повреждаются конечности. Но прежде чем осматривать ребенка на ушибы и ссадины, необходимо его расспросить. Нужно узнать, не получила ли удар голова. В случае, если это произошло, нужно провести осмотр на наличие ЧМТ, обязательно обратиться за помощью к врачу.

Если же голова во время падения не пострадала, необходимо обработать рассечения антисептиком, остановить кровотечение. При сильных, продолжительных кровотечениях необходимо вызвать врача. Также  при падении с велосипеда можно повредить целостность костей, получить вывих, ушиб, растяжение или разрыв связок. Поэтому при появлении сильных болей и отеков, нужно показать ребенка травматологу.

Как защитить ребенка от падений

Нельзя полностью исключить травмы от падений детей. Но стоит помнить, что они могут повлечь за собой тяжелые последствия. Поэтому стоит соблюдать меры безопасности и правила организации пространства для семей с детьми:

  • нельзя оставлять детей до 3-х лет надолго без присмотра даже дома;
  • детей первого года жизни не стоит оставлять на диване или пеленальном столике без присмотра даже на несколько минут;
  • находясь рядом с грудничком, стоит придерживать его, часто малыши падают с кровати, находясь рядом с мамой;
  • если маме необходимо отойти на пару минут, в это время нужно переложить ребенка на кроватку с высокими защитными бортиками, либо на пол на невысокий матрас, это обезопасит его от падения;
  • нельзя оставлять без присмотра малышей на детской площадке;
  • во время прогулок в сидячей коляске стоит всегда пристегивать ребенка, ставить коляску на тормоз;
  • малышам, которые только начали ходить, стоит надевать специальные носочки с прорезиненной подошвой. Они помогают не скользить на полу с гладким покрытием;
  • детям постарше стоит чаще напоминать о правилах безопасности.

Возможные последствия тяжелых травм при падении

Осложнения, полученные при травмировании мозга, могут иметь разный характер, в зависимости от тяжести перенесенной черепно-мозговой травмы.

К ним относят:

  • эпилепсию,
  • повышение внутричерепного давления нарушение интеллектуальных способностей,
  • задержку в развитии,
  • появление доброкачественных, злокачественных новообразований,

При падении с большой высоты есть вероятность травмирования позвоночника, последствием которого могут быть парезы и параличи.

Родителям не стоит паниковать при падении ребенка. Прежде всего  нужно постараться трезво оценить ситуацию. Если пострадал малыш первого года жизни, нужно успокоить его и убедиться в отсутствии симптомов черепно-мозговой травмы, оказать первую медицинскую помощь. Когда состояние ребенка после падения вызывает тревогу, необходимо вызвать скорую помощь и обеспечить малышу покой.

Дети постарше при падении получают серьезные повреждения чаще, но они могут помочь оценить свое состояние. Нельзя поднимать ребенка, упавшего с высоты. Если он не может встать самостоятельно, нужно срочно вызывать врача. При легких повреждениях родители должны уметь остановить кровотечение, оказать помощь при ушибах. Своевременно оказанная медицинская помощь убережет ребенка от большинства последствий, связанных с травмами при падении.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник