Развитие ребенка 5 лет с зпр



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Читайте также:  Ребенок в год развитие видео

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала — когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?

Особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к уве­личению количества детей, испытывающих проблемы в психи­ческом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества труд­ностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обу­чения, так и в процессе обучения в школе.

Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического разви­тия (сокр. ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг

В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

Роль памяти в развитии ребенка

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 5 лет форум

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при­вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уро­вень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка?  Узнайте об играх для развития памяти. 

В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:

  • зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
  • слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
  • двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
  • эмоциональную — память чувств.

По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

  • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
  • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

Развить память у детей помогают игры

Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР

Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне разви­тия мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-­действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.

Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).  В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

Проведённые исследования показывают, что  уровень сформированности  непроизвольной, а особенно произвольной памяти  у  старших  дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

Для детей с ЗПР также харак­терны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособ­ности, сокращение времени, в ходе которого возможна продук­тивная деятельность.

Коррекционную помощь этим детям целе­сообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и мето­диками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечи­вает мотивационную составляющую коррекционного процесса.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР

Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школь­ной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных про­грамм, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравне­нию с детьми с нормальным развитием.

Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологиче­ские и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:

  • реального уровня психического развития ребенка в целом;
  • возрастных закономерностей развития памяти;
  • индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.

Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

  • Слабость их мыслительной деятельности.
  • Пониженная познавательная активность.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Недостаточность произвольной саморегуляции.

Для преодоления трудностей со  стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:

  • Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
  • Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
  • Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.
  • Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
  • Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга

Принципы подбора коррекционных процедур

При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:

1. Использовать игры и методики, способствующие активиза­ции продуктивной умственной деятельности.

2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компо­нента за счет:

  • эмоциональной насыщенности игр;
  • вариативности в формах организации (игры в парах, в под­группах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с измене­ниями позы тела и др.);
  • изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), спо­собствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.

3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:

  • доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
  • полимодальности (использования при их выполнении всех ана­лизаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).

Наиболее важные направления коррекционной работы:

  • Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
  • Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
  • При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
  • Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
  • Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
  • Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
  • Материал, который вызывает эмоции, запоминается  ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
  •  Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце («эффект края»). 
  •  Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
  • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка

Читайте также:  Второй месяц жизни ребенка развитие видео

Коррекционные игры и упражнения

Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.

Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:

Игра «Магнитофон».

Цель: активизация запоминания и воспроизведения в опреде­лённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.

Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записы­вать на магнитофон», т.е. запоминать.

Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;

ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;

ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.

Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».

Игра «Телеграф».

Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.

Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово пере­дает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.

Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.

Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».

Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).

Например: сок — маска — нос — насос и т.д.

Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:

Игра «Фигуры».

Цель: расширение объема запоминания зрительной информа­ции, анализ пространственной организации стимулов.

Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры услож­няются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный ана­лиз фигуры.

Другой вариант этой игры «Сложи узор».

Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцвет­ных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.

Игра «День рождения».

Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.

Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанав­ливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.

Игры и упражнения для памяти

Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:

Игра «Рисование линий без зрительной опоры».

Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.

Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.

Игра «Вспоминаем знакомые движения».

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки,  лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.

Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.

Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.

Список использованной литературы:

  • Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993 — 60 с.
  • Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  • Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
  • Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.:Просвещение, 1989 — 127 с.
  • Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. М.: 1979.-367с.
  • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. — М.:Рипол Классик, 2010 — 112 с.
  • Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие — СПб: Питер, 2013 — 288 с.
  • Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция старших дошкольников и младших школьников (по методике ДИАКОР): Учебно-методическое пособие/ Микадзе Ю.В.,  Чурсина Н.П., Маслов О.Р. — М.:ГАОУ ВПО МИОО, 2012 — 128 с.
  • Микадзе Ю. В., Чурсина Н. П. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6-ти и 7-ми летних детей // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6. — С. 12–21.
  • Никишина В.Ю. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.:Владос, 2003 — 80 с
  • Психодиагностика и коррекция детей  с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова и М.Ю.Микадзею — СПб: Питер, 2001 — 256 с.

Источник