Развитие ребенка 5 лет что должен
Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.
Содержание:
- Мышление
- Развитие памяти и внимания
- Развитие речи
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Социально-бытовые навыки
- Эмоциональное развитие
Мышление
Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:
- знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
- некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
- знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
- хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
- некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
- знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
- знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
- решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
- собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
- умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.
К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.
Видео: Развивающие игры для пятилеток.
Развитие памяти и внимания
Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:
- концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
- удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
- может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
- находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
- легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
- пересказывает содержание сюжетных картинок;
- запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
- быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.
Развитие речи
Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:
- Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
- Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
- Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
- Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
- Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
- Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.
Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.
Физическое развитие
У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:
- Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
- Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
- Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
- Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
- Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
- Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
- Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.
Мелкая моторика
Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:
- он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
- раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
- рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
- лепит из пластилина мелкие детали;
- завязывает и развязывает узлы на шнуре.
Видео: Развиваем мелкую моторику.
Социально-бытовые навыки
Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.
Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:
- проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
- возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
- моет руки перед едой;
- пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
- купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.
Эмоциональное развитие
Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.
В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.
В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.
14 сентября 2015
Анна Понарина
Специалист младшего и дошкольного образования
Источник
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
В сегодняшней нашей статье речь пойдет о том, что должен знать и уметь ребенок в 5.5 лет. По навыкам, которые карапуз успел приобрести в том или ином возрасте, психологи, педиатры и неврологи могут сформировать картинку о его нормальном физическом и психологическом развитии. Регулярный осмотр дошкольника у специалиста позволяет своевременно выявить нарушения и подобрать индивидуальную программу, позволяющую скорректировать развитие маленького непоседы. Нелишними будут эти знания и для родителей.
Психическое развитие и мышление
Итак, что должен уметь ребенок в 5.5-6 лет со стороны мышления? Большинство психологов и педиатров считает, что именно в этом возрасте малыша следует готовить к школе. Объясняется это достижением пика познавательной активности. Если кроха постоянно задает вопросы, старайтесь максимально развернуто отвечать на них. Но перегружать детскую психику информацией нельзя. Если он переутомится, это может на долгое время отбить у него желание узнавать что-либо.
Прежде чем узнать, что же должен уметь карапуз, напомним, что его навыки во многом зависят от того, насколько часто родители занимаются с ним. Итак, малыш в 5.5 лет должен обладать такими умениями:
- Называет цифры от одного до десяти, показывает их на картинке, считает предметы. Некоторые умеют считать до 10 и больше.
- Иногда дети умеют решать элементарные примеры, например, 3-1, 2+2 и так далее. Чаще они просто запоминают решение этих примеров, так как логическое мышление в этом возрасте развито еще недостаточно.
- Мальчик или девочка умеет различать простые геометрические фигуры, рисует их изображение на листе бумаги. Чаще это круг, квадрат, треугольник.
- Многие дети знают некоторые буквы, могут подобрать слова, которые начинаются с них. Если попросить найти ту или иную букву среди других, дошкольник находит ее, иногда может написать на бумаге.
- Редко малыши в 5.5 лет начинают уже читать по слогам, но так случается, скорее, в случае исключения.
- Ребенок различает животных, показывает их на картинке, изображает звуки, которые издают эти животные.
- Различает цвета и некоторые оттенки, может показать их на картинке, найти тот или иной предмет определенного цвета, по просьбе взрослого.
- Знает название дней недели и месяцев, но ориентироваться при этом во времени кроха еще вряд ли умеет.
- Карапуз умеет решать элементарные задачи и загадки.
- В 5.5 лет он уже вполне собирает несложные пазлы, кубики, пирамиды.
- Находит общие и различные черты между предметами, может объединить их по какому-либо признаку или, наоборот, исключить лишний, при этом объяснить свое решение.
Логическое мышление в дошкольном возрасте начинает активно развиваться, но сейчас логика малыша имеет свои особенности.
Если вам кажется, что непоседа делает абсолютно неправильные выводы, не стоит настаивать на своем и ругать его. Со временем все встанет на свои места. Для хорошего развития логики родителям необходимо больше читать своему чаду, отдавая предпочтение познавательной литературе для определенного возраста. Подойдет информация о птицах, животных, растениях, странах и прочем.
Физическое развитие детей в 5.5 лет
Координация движений у малыша сейчас уже достаточно развита. Он ловко бегает, прыгает, лазает по лестнице, спускается с горки на детской площадке. Сейчас непоседа уже четко знает, на что способно его тело. С каждым днем навыки усовершенствуются. Мальчики, как правило, активнее девочек, но так бывает не всегда.
Пятилетний малыш должен обладать следующими физическими навыками:
- Быстро и ловко бежит на довольно большое расстояние, при этом преодолевает различные преграды (бугорки, ямы, канавки и прочее).
- Мальчик или девочка без труда взбирается на довольно высокие предметы (лавочки, бордюры), с легкостью спрыгивает с них.
- Умело орудует мячом, ловит его, бросает в цель, толкает ногой, набивает о землю несколько раз.
- Ребенок в 5.5 лет умеет пройти по узкой доске, удерживая при этом равновесие.
- У дошкольника отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому он долго может качаться на качелях, крутиться на карусели. Кувырки и стойка на голове также не доставляют ему дискомфорта.
- Некоторые дети без труда удерживаются на канате, заползают по нему, лазают по горизонтальным лестницам, перебирая руками.
С каждым днем маленький непоседа становится более выносливым. Длительные прогулки уже не доставляют ему такого дискомфорта, как раньше. Малыш открывает новую информацию, которая откладывается в головном мозге.
Развитие мелкой моторики
В 4-5 лет ребенок должен уметь совершать действия с мелкими предметами довольно легко. Несмотря на это, важно ежедневно выполнять с ним занятия на развитие мелкой моторики. Это поможет совершенствовать уже полученные навыки.
Способности малыша в этом возрасте:
- Уверенно держит ножницы, ручку, карандаш. Умеет рисовать мелкие предметы, регулирует силу нажатия.
- С легкостью завязывает шнурки, умеет развязать узел, образовавшийся на них.
- При раскрашивании рисунков не выходит за линию.
- Может навести буквы и цифры по образцу на линейке или в клеточках.
- Умеет делать мелкие детали из пластилина.
Развитие мелкой моторики тесно связано с мозговой деятельности. Чем лучше развит этот навык, тем активнее будет развиваться и логическое мышление. Именно поэтому родителям так важно научить карапуза орудовать с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином и прочим. Заинтересовать малыша можно, занимаясь вместе с ним.
Возможно, вам будет интересно почитать статью на тему «Рост ребенка по месяцам». Вся необходимая информация здесь.
Физиологическое развитие детей от 5 до 7 лет: точная таблица
Каждый малыш растет и развивается по индивидуальной схеме. Если параметры вашего чада немного отклоняются от приведенных в таблице норм, не стоит волноваться. Выявить отклонения может только врач.
Рост мальчиков
Вес мальчиков
Рост девочек
Вес девочек
Эти показатели являются средними и не могут использоваться как эталон для всех детей. Некоторые малыши сначала немного отстают в развитии, но уже очень скоро догоняют своих сверстников. Здесь многое зависит от наследственной предрасположенности, питания, условий жизни ребенка и некоторых других факторов.
Речь у детей в 5.5 лет
Словарный запас дошкольника позволяет ему четко выражать свою мысль, ведь он уже довольно разнообразен. Он без труда составляет сложные предложения, четко выражая свои эмоции и желания. Мальчик или девочка умело использует вводные слова и сложные конструкции.
С каждым днем эти навыки усовершенствуются:
- 5-летний ребенок четко произносит все звуки, лишь некоторые буквы могут не поддаваться ему, чаще это «р», «с», «ш». Если наблюдается такая картина, родителям нужно записать маленького непоседу к логопеду.
- Умело склоняет слова и использует превосходные и сравнительные формы прилагательных.
- Четко умеет определить и использовать интонационную окрашенность предложения. Это касается восклицательных, вопросительных и других форм предложения. Стихотворения ребенок рассказывает с интонацией и расстановкой.
- Понимает понятие слов «сегодня», «завтра» и «вчера». Лишь некоторые дети сейчас до сих пор путают их.
- Может назвать свой адрес и фамилию. Знает имя и фамилию родителей.
На этом этапе развивается наглядно-образное мышление. Сейчас всезнайка умеет четко выразить мысли, возникающие в его голове при увиденном. К 5 годам он легко вступает в диалог со взрослым и своими сверстниками, но на длительный монолог он еще не совсем способен.
Родители должны стараться как можно чаще разговаривать со своим чадом, выводить его на диалог, задавать и отвечать на вопросы. Это значительно ускорит речевое развитие.
Психология ребенка
В 5.5 лет кроха уже умеет использовать личный опыт, анализируя те или иные предметы. Он оценивает различные критерии этих предметов, различая их по форме, размеру, цвету, ширине и другим признакам. Карапуз четко различает мельчайшие детали, сравнивает предметы. В этом возрасте наблюдаются очень активные психические процессы.
Свою речь ребенок использует не только для общения с людьми, но и для обработки данных, поступающих от другого человека. Изучить окружающий мир ему помогает получение аргументированных ответов от взрослых. Для нормального психического развития родителям важно придерживаться таких советов:
- Четко и терпеливо выслушивать все вопросы.
- Прислушиваться к мнению своего чада.
- Принимать позицию малыша, даже если вы с ней не совсем согласны.
- Нельзя насмехаться над умозаключениями, даже если они кажутся глупыми.
- Стараться поощрить любознательность всезнайки.
Еще один важнейший процесс, формирующийся именно на этом этапе, это воображение. Это умение используется для лучшего усвоения полученной информации во время общения со взрослыми, сверстниками и во время процесса обучения. Воображение позволяет малышу фантазировать, что сопровождается позитивными эмоциями.
Часто фантазии детей тесно связаны с реальностью. Именно поэтому воображаемые друзья становятся для мальчика или девочки такими же важными, как и реальные.
Особенности развития внимания и памяти
У детей в пять лет память находится в так называемом переходном состоянии. Сейчас карапуз уже осознает, что может запоминать предметы, людей и события не только на бессознательном уровне, но и осознанно. Непоседа легко заучивает довольно большие стихотворения, запоминает песенки с ранее незнакомыми словами.
В 5.5 лет ребенок должен уметь следующее:
- Концентрировать внимание на одном занятии в течение 15-20 минут.
- Запоминать очередность 8 предметов, удерживать их в своем поле зрения.
- Определяет, какой предмет появился, а какой исчез из списка.
- Легко находит отличия на двух картинках.
- Запоминает и рассказывает стишки, пересказывает прозу.
- Может составить простой сюжет по картинкам.
- Помнит, что происходило вчера, сегодня, может рассказать об этих событиях.
- Запоминает значение новых слов, правильно использует их в своей речи.
В 5.5 лет ребенок должен уметь ответить на простые вопросы взрослого, например, «Что ты делал в саду», «Что вы ели на обед», «Чем занимались с бабушкой» и так далее.
Социальные и бытовые навыки
Большинство детей в 5.5 лет вполне могут проводить время наедине с собой, играя игрушками, но все же предпочитают компанию сверстников или взрослых. Больше малышам нравятся активные и подвижные занятия. При этом правила маленькие непоседы часто придумывают самостоятельно, используя свое воображение. Девочки с удовольствием кормят кукол, готовят еду на игрушечной кухне, укладывают спать мишек и зайцев. Мальчики катают машинки, строят башни, собирают конструктор, складывают пазлы.
В этом возрасте карапуз уже умеет самостоятельно и без напоминания выполнять такие бытовые навыки:
- После ночного сна умывается и чистит зубы, повторяет аналогичные процедуры вечером.
- После прогулки снимает верхнюю одежду и обувь.
- Моет руки после туалета и перед едой.
- Умело использует столовые приборы, знает правила поведения за столом.
- Самостоятельно моется, используя мочалку и мыло.
- Здоровается со знакомыми людьми.
- Знает слова «спасибо» и «пожалуйста».
Родители должны прививать и развивать социальные и бытовые навыки своему чаду с раннего возраста. К 5 годам они уже отлично усвоятся, что поможет дать крохе отличное воспитание. Конечно, многое здесь зависит от характера ребенка, но без усилий папы и мамы успеха в этом деле не добиться.
Эмоциональный аспект развития детей
В 5.5 лет родители уже вполне могут понять, каким вырастит их чадо. Сейчас психика крохи уже вполне сформирована. Психологи утверждают, что именно этот возраст у детей самый спокойный. Он уже пережил кризис в 2 и 3 года, а следующий трудный период ожидается к семи годам. А сейчас маленький непоседа легко идет на компромисс, с ним можно договориться. Истерики в этом возрасте случаются редко. Ребенок может выразить свои желания словами. Чаще карапуз пребывает в хорошем расположении духа.
Общаясь со сверстниками, непоседы предпочитают дружить с кем-то одним. К некоторым малышам он может проявлять неприязнь. Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, стараться узнать, что его волнует или почему возникли негативные эмоции. В 5.5 лет мальчик или девочка умеет выражать радостные и грустные эмоции. Сильно развито чувство стеснения при общении с посторонними людьми или, если приходится выступать на публику.
Если вам кажется, что сын или дочка отстает в эмоциональном развитии от своих сверстников, можно показать его психологу. Специалист использует различные методики и тесты, позволяющие оценить психическое здоровье ребенка.
Что должны уметь дети в 5.5 лет: ФГОС памятка для родителей
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дети в пятилетнем возрасте должны уметь:
- Называть предметы и описывать их.
- Свободно передвигаться и ориентироваться дома и в детском саду.
- Знать элементарные правила дорожного движения.
- Указывать свой адрес проживания, свое имя, фамилию, а также имя и фамилию своих родителей.
- Распознавать не менее 7 видов растений и называть их части.
- Называть не менее 7 животных, подражать их звукам.
- Знать 5-7 видов птиц, называть их.
- Проявлять интерес к окружающему миру.
- Использовать простые и сложные предложения в речи, уметь выражать свои эмоции словесно.
- Математика: считать от 1 до 10, решать простые примеры, уметь найти цифры, нарисовать их.
- Говорить внятно, произносить все звуки.
- Знать названия и последовательность дней недели.
- Рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры.
- Писать буквы по образцу.
- Выполнять элементарные задания, отгадывать загадки.
- Вступать в контакт с другими детьми, иметь кол