Развитие ребенка 4 5 лет обучение чтению
В 4-5 лет ребенок становится более внимательным и усидчивым. У него формируются новые познавательные навыки, развивается воображение, улучшается память и наглядно-образное мышление.
Этот возраст очень благоприятен для начала обучения чтению.
Как выучить буквы с ребенком 4-5 лет
Лучше всего ребёнок запоминает новую информацию, когда ему интересно её учить. Для того чтобы сделать обучение интересным, нужно проводить его в игровой форме. Есть несколько нескучных способов выучить буквы:
- Можно нарисовать буквы на картонных карточках, разрезать их на две или три части и дать ребёнку. Он будет собирать эти буквенные пазлы и потихоньку знакомиться с алфавитом.
- Магнитная азбука тоже будет интересна малышу. Он сможет переклеивать магниты с одной стороны холодильника на другую, цеплять их к разным поверхностям в доме.
- Кубики с буквами. В дальнейшем они пригодятся для изучения более сложных конструкций. Хорошо, когда на кубиках кроме букв есть картинки, например животных. Тогда к обучению будут подключаться и ассоциации.
- Можно предложить ребёнку сделать буквы из подручных материалов: слепить из пластилина, выложить из спичек или пуговиц, связать из верёвочек. Это подключит мелкую моторику и улучшит запоминание.
- Азбука. Желательно купить красивую яркую книгу, чтобы малышу было интересно её рассматривать. Перед покупкой нужно проверить, чтобы слова в книге были простые, понятные, известные ребёнку, а буквы большие и напечатанные чётким шрифтом.
Продолжительность занятий
Чтобы занятия хорошо воспринимались, продолжительность нужно наращивать постепенно.
Ребёнок должен привыкнуть к ним.
Можно начать с 3 минут, каждый день увеличивая это время на 2-3 минуты.
Максимальная длина занятий — 45 минут, при условии хорошего настроения и ребёнка и родителя.
Обучение должно проходить в позитивной и естественной обстановке. Ничего страшного, если занятия будут короткими. Главное — системность обучения. Даже 10-15 минут в день дадут хороший результат после нескольких месяцев занятий.
Как выучить слоги с ребёнком
После того как алфавит освоен, можно переходить к изучению буквосочетаний. Это задача посложнее, поэтому её можно разделить на несколько этапов.
Слоги с определённой гласной
Начинать следует с освоения слогов с сонорными согласными (М, Н, Р, Л) и простой гласной, например А.
То есть сочетания: МА, НА, РА, ЛА.
В это время важно чтобы ребёнок понял, что такое слог. Буквы как будто притягиваются друг к другу.
Их можно произнести нараспев: “ннннаааа”, показав, как один звук переходит в другой.
Слоги со сложными гласными
После того как малыш понял, как буквы соединяются друг с другом, можно переходить к добавлению остальных гласных.
Пока что следует использовать те же сонорные согласные, но уже с новыми гласными: МО, НИ, РУ, ЛЫ.
Когда ребёнок поймет, что таким образом можно соединять разные буквы, можно добавлять и новые согласные.
Гласные Я, Ю, Е, Ё – более сложные. Их стоит изучать после того, как ребёнок будет без проблем составлять сочетания с простыми гласными.
Некоторые методики рекомендуют уже на этом этапе попробовать складывать первые слова из сочетаний, знакомых ребёнку. Например: ма-ма или ко-са. Если складывать слова пока не получается, можно отложить и попробовать позднее — после изучения трёхбуквенных конструкций.
Гласная в начале слога
Буквосочетания, которые начинаются с гласной и заканчиваются на согласную (закрытые), считаются более трудными: АН, ОМ, ЭХ.
Ребёнку будет проще выучить их, сравнивая с уже знакомыми открытыми слогами: НА — АН, МО — ОМ.
Малыш поймёт, что одинаковые буквы можно соединять друг с другом в разном порядке, получая в результате разные звуки.
Если ребёнок произносит слог с ошибкой, нужно обязательно исправлять его, чтобы избежать запоминания неправильных вариантов.
Чтение слова из 3 букв
После освоения слогов с гласными в начале можно переходить к изучению трёхбуквенных сочетаний.
Более легкими являются конструкции типа “согласная — гласная — согласная”, например: РОТ, КОТ, ТОМ.
В начале изучения стоит ограничиться более простыми буквами и звуками, а когда у ребёнка начнёт получаться, можно добавлять сложные гласные и шипящие согласные.
Дальше можно изучать сочетания вида “согласная — согласная — гласная”. Например: ГЛА, ТРИ, КЛЕ. Они уже более сложные и хороши в подготовке к чтению длинных слов.
Лучше понимать и запоминать трёхбуквенные конструкции поможет следующая схема:
- взрослый много раз называет слог или слово;
- ребёнок ищет его в книжке по заданию взрослого;
- ребёнок самостоятельно читает и называет слог несколько раз.
Можно купить или скачать карточки с простыми словами из 3 букв и картинками. Карточки разрезаются на 3 части, ребёнок складывает их, видит буквы, называет их и таким образом узнаёт слово. После того, как ребёнок назвал слово по буквам, следует попросить его произнести слово целиком.
А картинка на карточке поможет малышу не потерять интерес и запоминать лучше, так как будет возникать ассоциация прочитанного с изображением.
Чтение слов из 4 букв и больше
При переходе к изучению длинных конструкций из 4 букв и больше начинать нужно с самых простых и понятных сочетаний.
Лучше использовать слова с простыми гласными и повторяющимися слогами: ма-ма, па-па, ба-ба.
Затем давать более сложные, с разными гласными и согласными, например: де-да, ре-ка.
Малышу будет просто прочитать их, потому что они уже состоят из знакомых для него коротких слогов.
И дальше читать более сложные слова будет легче. Поэтому можно переходить к изучению длинных конструкций, таких как: мо-ло-ко, ко-ло-кол, ко-ро-ва.
Методик для обучения чтению очень много, но у них есть одна общая черта — обучение всегда проходит в игровой форме. Отлично работают кубики с буквами, звуковое лото, скороговорки и шуточные стихотворения.
Можно учиться находить в словах знакомые слоги. Постепенно ребёнок сможет прочитать всё слово целиком, потому что не будет испуган его длиной, и оно будет полностью состоять из знакомых слогов.
Когда малыш только переходит к чтению слов, у него могут быть паузы между слогами. На первом этапе это нормально, однако они не должны быть слишком большими, потому что слово должно восприниматься как одна смысловая конструкция. Для этого следует обязательно произносить его целиком после прочтения по слогам.
При первом прочтении слова у ребёнка может возникнуть проблема с постановкой ударения. Он только начинает узнавать это слово. Поэтому очень важно исправлять малыша, и контролировать понимание смысла слова.
Обучение чтению предложений
Чтение предложений требует более длительной концентрации внимания. Для ребёнка 4-5 лет это может быть непростой задачей. Можно развивать его концентрацию разными способами: собирать пазлы и конструкторы, разрисовывать картинки.
Читая ребёнку книгу, можно вызвать у него дополнительный интерес к самому процессу. А если вовлекать малыша во взаимодействие с букварём, показывая картинки, прося называть, что на них изображено, обучение будет двигаться быстрее. Хорошая идея — сделать чтение на ночь приятной семейной традицией.
Мама занимается с ребенком
Начинать обучение чтению следует с коротких предложений, состоящих из двух слов, например: “собака гуляет”. Нужно объяснить ребёнку, что предложение — это законченная мысль. После этого можно рассказать о самых простых знаках препинания, объяснить, что они означают. Видя точку, восклицательный или вопросительный знак, ребёнок должен понимать, что в этом месте предложение заканчивается. Нужно показать, что после каждого предложения следует делать паузу.
Часто у малышей возникают сложности с запоминанием предыдущих слов при прочтении следующих. Чтобы преодолеть это, можно читать короткие предложения по словам. То есть ребёнок читает первое слово, повторяет его столько раз, сколько нужно для запоминания. Затем читает второе слово и делает то же самое. И так с каждым последующим словом.
Когда малыш познакомился со всеми словами и запомнил их, можно попросить его прочитать всё предложение целиком.
Таким образом ребёнок составляет предложение самостоятельно и понимает его общий смысл.
Все дети разные, и обучение у них проходит с разной скоростью.
Главная задача родителя — проследить, чтобы на каждом этапе ребёнок хорошо усвоил информацию, и не переходить слишком быстро от изучения букв к слогам и т. д.
Нужно дать малышу время и постараться сделать период обучения максимально интересным, познавательным и комфортным.
Источник
Одно из желаний родителей дошкольника на пятом году жизни – хорошо подготовить свое чадо к школе, чтобы дальнейшее обучение давалось ему легко. Большое внимание уделяется умению читать. Для становления навыка родители используют различные подходы. О них и будет наша статья.
Проверка готовности ребенка к обучению
Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, нужно понаблюдать за малышом. Существуют критерии, которые свидетельствуют, что обучение чтению уже можно начинать. Протестировать в домашних условиях дошкольника пятого года жизни на предмет готовности поможет методика А.В. Лагутиной.
Методика предполагает исследование различных сторон речевого навыка:
- Проверяется, насколько сформировано умение произносить звуки по отдельности и в потоке речи. Если все фонемы проговариваются чисто, это поможет в овладении новым навыком.
- Исследуется, насколько сформирована слоговая структура слова.
- Проверяется, правильно ли работает фонематический слух. Если ребенок не может на слух разграничивать различительные признаки фонем, обучение чтению будет даваться тяжело. Дошкольнику нужно научиться выделять звук в слове и определять его положение.
- Определяется, насколько богат лексический запас.
- Определяется уровень, на котором находится развитие грамматического строя речи у дошкольника: употребление предлогов, умение согласовывать существительные, а также склонять слова этой части речи.
- По серии сюжетных картинок проверяется, насколько развита связная речь.
Кроме перечисленных моментов, подсказками к тому, что ребенку еще рано овладевать чтением, станут следующие критерии:
- Речь возникает по ситуации, существует в основном в виде диалога
- Ребенок не может выделять важные признаки предметов и отсеивать второстепенные.
- Дошкольник не способен к обобщению. Просьба назвать одним словом несколько предметов (чашка, тарелка, ложка — посуда) вызовет затруднения.
- Сложности с пространственными представлениями. Если ребенок не может запомнить, где лево и право, плохо ориентируется на листе бумаги и с трудом определяет положение предметов относительно других, то ему будет тяжело различать положение букв в словах и слов в тексте.
Все занятия должны происходить в игровой форме, так как в 5 лет игра еще остается ведущим видом деятельности
Когда необходимо начинать
Сложно точно назвать лучший возраст для знакомства детей с новым навыком. К.Д. Ушинский считал, что нет необходимости в раннем обучении чтению. Л.С. Выготский отстаивал свою теорию о том, что обучение должно опережать развитие.
Некоторые мамы и папы правило «после трех уже поздно» переносят на все. Они стремятся научить читать своих отпрысков почти с двухлетнего возраста, забывая, что в раннем возрасте малышу скучно сидеть над учебником.
В 4-5 лет ребенок переживает отрезок «языковой одаренности». В этот период дошкольник более всего готов к восприятию звуковой стороны речи.
В 6 лет многих детей отдают в школу. В первом классе учителя уже в начале года требуют, чтобы дети умели читать. Зная это, родители пытаются обучить ребенка чтению в домашних условиях предварительно. Также первые навыки чтения дают детям в детских садах.
Основные правила, как научить ребенка читать по слогам
- Знакомя ребенка с алфавитом, давайте ему не названия букв, а звуки: «б» вместо «бэ», «к» вместо «ка». В противном случае малыш не сможет соединять буквы в слоги, а слоги в слова. Слово «мама» он прочитает как «эмаэма».
- При обучении чтению необходимо постоянно повторять пройденный материал.
- Обучая чтению по слогам, нужно помочь маленькому ученику усвоить, что буквы в слоге произносятся слитно, они не отрываются друг от друга.
- Начинать лучше с простых для произнесения слогов: «ба, па, ма, ка». Заметим, что все они открытые, заканчиваются гласным звуком. Потом приходит очередь закрытым слогам, заканчивающимся согласной: «ам, ос».
- Важное правило обучения чтению по слогам – поэтапность. Сначала ребенок должен изучить алфавит. Потом учится складывать буквы в слоги, а затем из слогов складывать слова. Чтобы дети разобрались, как получаются слоги, используйте карточки с буквами. Их ставят рядом и пропевают получившийся слог: БААААА. Чтобы заинтересовать кроху, расскажите сказочную историю о том, как две буквы подружились и вместе ходили гулять.
- Слишком увлекаться чтением нараспев не стоит. Если ребенок привыкнет к такому произношению, то все слова при чтении он будет только пропевать. Часто при таком чтении стирается даже разграничение между словами.
- Процесс обучения должен идти от простого к сложному. Сначала малыш будет читать учиться складывать простые слова, состоящие из двух слогов и простых для произношения звуков. Затем можно переходить к трехсложным и более длинным словам.
- Используйте весь арсенал дидактических средств. Обучение можно строить как на основе книг и игрушек, так и опираясь на уроки по видео. Поисковая система выдает не один видеоролик на эту тему.
Оригинал статьи: https://ilady.ru/deti/280-kak-nauchit-chitat-rebenka-4-5-let-v-domashnikh-us.html
Источник
Екатерина Шапочанская
Обучение чтению малышей младше 4–5 лет
Любое дело всегда надо начинать постепенно, чтение не является исключением.
Для начала покажите ребенку азбуку. Если он проявил интерес, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.
• Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
• Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.
• Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!
• Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.
• Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.
• Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
• Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы:
• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. vk.com/sunmommy
2. Изучение слогов
Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
• многократно называйте слоги;
• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;
• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;
• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил;
• искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).
3. Изучение звуков
• потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове;
• называйте все звуки (не буквы) в слове по порядку;
• вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;
• ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор – забор);
Источник
Данная игра научит ребенка фонетическому превращению одних слов в другие. Игра поможет малышу понять, что всего одна буква в слове может совершенно изменить значение слова. В игре все задания разделены на три типа. 1) Нужно вставить нужные буквы (выбрав их среди всех предложенных) в два разных слова, написание которых отличается только одной буквой. 2) Необходимо убрать из слова одну букву таким образом, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово (не меняя последовательности букв). 3) Нужно поменять указанную стрелочкой букву в слове на другую, чтобы в результате получилось новое слово.
В этой развивающей игре мы учимся читать, собирая слова из данных слогов. Игра предназначена для детей, которые только учатся читать. В игре необходимо собирать указанные слова на тему «Овощи» из предложенных слогов. Для этого нужно просто перетащить мышкой слоги на пустые клетки. Учтите, если ребенок поставит не правильный слог, то ему засчитается ошибка. Так, вы сможете отслеживать, насколько легко (или наоборот трудно) малыш справился с заданием. К тому же, каждый раз, можно улучшать результат, допуская меньше ошибок, что несомненно будет стимулировать ребенка к выполнению всего задания без единой ошибки.
Развивающая игра, в которой мы учимся читать, собирая из слогов слова на тему «Природа» предназначена для детей, которые делают только первые шаги в чтении. Общеизвестно, что учиться читать лучше по слогам. Так ребенок запоминает звучание каждого слога, а затем составляет из них слова. В этой игре ребенок должен собрать из предложенных слогов определенное слово, перетаскивая их на пустые клетки с помощью мышки. Все слова связаны с темой «Природа». Каждый слог можно прослушать, нажав на него мышкой — это позволит составлять слова даже тем детям, которые еще не знают, как читаются слоги.
Игры — Учимся читать с «Веселым алфавитом». Эта игра для малышей, которые уже знают алфавит. Игра составлена с целью закрепления ребенком выученных букв и поиске этих букв в словах. Игра состоит из 29 уровней, каждый из которых представляет собой одну из букв русского алфавита. Задание для малыша — выбрать только те слова-картинки, которые начинаются на заданную букву.
Когда дети еще не умеют читать, первое, чему их учат — это, конечно, алфавиту. И в этом вам поможет наша развивающая игра с поиском букв. Данная игра для малышей от 2 до 4 лет «Найди спрятанные буквы» — это занятие для самых маленьких детишек, которые только начинают знакомиться с алфавитом. На картинке спрятались буквы из алфавита. Постарайся найти все буквы.
Источник