Психология раннего развития ребенка это

Психология раннего развития ребенка это thumbnail

Мода на раннее развитие, к сожалению, не покидает умы родителей, считающих себя прогрессивной частью человечества. Однако вред, наносимый таким «развитием», часто намного больше предполагаемой пользы.

Развитие ребенка складывается из естественного созревания мозговых структур в условиях взаимодействия с другими людьми и овладения новым опытом и действиями.

Различные участки мозга созревают неравномерно. Это происходит поэтапно, аналогично тому, как младенец рос в материнской утробе. И идея «перескочить» в этом процессе на следующий этап, минуя предыдущие, базируется на незнании психофизиологии.

Нужно понимать, что в развитии мозга есть периоды, наиболее благоприятные для развития различных психических процессов: речи, восприятия, произвольной памяти и внимания, понятийного мышления и самосознания. Зная это, можно максимально воспользоваться такими периодами.

Помимо физиологии, следует учитывать необходимые этапы социализации — встраивания в общество. Важно не упустить моменты формирования у ребенка самостоятельности и тяги к общению, чтобы вовремя привить навыки эмпатии, адаптивности и управления ситуацией.

Психология раннего развития ребенка это

Чем мешает раннее развитие?

Теперь давайте более предметно разберем, как вклиниваются в систему «физиология — социализация» попытки раннего развития.

Начнем с того, что у ребенка в любом случае в сутках есть всего 24 часа. Энергия, получаемая во время отдыха, сна и пищеварения, расходуется на рост и формирование всех систем организма, на движения, на естественную познавательную активность и на общение.

Обратная связь, получаемая нервной системой от всей этой активности, стимулирует формирование новых нейронных связей. То есть происходят обработка «входящих» сигналов и преобразование внешнего опыта во внутренний. В этом и состоит развитие.

Что же происходит, когда у малыша отнимают время для слишком раннего обучения чтению, географии, заучиванию каких-то фактов и т.п.?

Психология раннего развития ребенка это

Ребенок, конечно, будет усваивать то, что предназначено для изучения в более старшем возрасте. Но ценой чрезмерных энергозатрат. Становление психических функций и коммуникативных навыков окажется, образно выражаясь, обворовано. Потому что силы и время будут потрачены не туда и не на то.

Иными словами, дошкольник, у которого часы сюжетно-ролевой игры украдены в пользу раннего развития, недополучает необходимое ему в этом возрасте развитие через деятельность и творчество. Навыки прогнозирования, планирования ролей, умение общаться и договариваться тоже остаются за бортом.  

Потом это закономерно повлияет уже на взрослую жизнь, в которой по факту больше всего выигрывают люди с развитыми коммуникативными и лидерскими навыками. Те, кто умеет работать в команде и обладает хорошим эмоциональным интеллектом.

Психология раннего развития ребенка это

Но «вундеркинду поневоле» это совершенно не грозит, потому что в то время, когда другие дети в играх учились общаться, сотрудничать и отстаивать свои границы, беднягу заставляли заучивать малоинтересные факты или заниматься чтением какой-нибудь наукообразной ерунды.

В итоге ребенок становится неуспешным в социуме. Из-за неумения общаться его будут отвергать окружающие, и в итоге он рискует вырасти не крупным руководителем или крутым предпринимателем, а в каком-то смысле изгоем. Плюс к этому вероятны семейные проблемы, так как в нужном возрасте нужный опыт он не получил.

Родителям всегда следует задавать себе вопрос: вместо чего я заставляю ребенка изучать этот предмет сейчас?

Вредно и для матери

Стоит учесть еще один важный фактор. Если мать увлекается ранним развитием сама, не используя услуги нянь и педагогов, она делает это вместо собственной профессиональной реализации.

А когда ребенок становится школьником, подростком и мать ему, по сути, уже не нужна, он начинает ее презирать. Потому что видит, что сама-то она толком ничего и не добилась в жизни. Нет у нее никаких значимых социальных или профессиональных достижений, за которые ею можно гордиться. Не исключено, что подросток начнет ее даже стыдиться.

Психология раннего развития ребенка это

Поэтому вторая часть негативных последствий раннего развития состоит в том, что по факту мать деградирует. И из-за попыток самоутвердиться через достижения ребенка она вредит не только его успешному будущему, но и своему положению в социуме. У нас очень много таких нереализовавшихся женщин за сорок, брошенных мужьями и выживающих на грани нищеты, работая за стыдную зарплату, — только потому, что в декрете она вдалбливала в ребенка карточки Гленна Домана вместо чтения литературы по своей профессии.

Попытки опередить сверстников лишат вашего ребенка возможности своевременного развития важных навыков, и с возрастом это достаточно редко кому-то удается компенсировать.

При обучении любому навыку следует учитывать два параметра: количество часов при правильно вложенных усилиях и степень готовности мозга все это воспринимать.

Проиллюстрирую эту мысль на своем примере.

Старшую дочь я учила плавать с полутора лет, и обучение заняло полтора года. Среднюю стала обучать плаванию в три года, и результат был достигнут через месяц. А младший сын в четыре года научился плавать за две недели. В итоге все трое плавают как рыбы. Однако не было никакого смысла убивать в течение полутора лет столько времени и усилий на обучение старшей — нужно было просто немного подождать.

В опыте хоумскулеров есть примеры, когда детей вообще не отдавали в начальную школу. А в конце четвертого класса ребенок приходил сдавать экзамены за все четыре года сразу. При этом дома его ни писать, ни читать не заставляли. Перед экзаменами в течение буквально пары месяцев он очень быстро освоил все нужные навыки и четырехлетнюю школьную программу. Просто потому, что структуры мозга стали более зрелыми, все необходимые навыки десятилетнему ребенку дались в разы легче и быстрее, чем обычному первоклашке.

Так что меньшее количество часов предмета при грамотном преподавании в более старшем возрасте, скорее всего, принесет лучший результат, чем стандартная схема школьного обучения.

Психология раннего развития ребенка это

Что касается детей, обучавшихся по различным системам раннего развития, например карточкам Гленна Домана, то в результате длительного исследовательского наблюдения за их школьными успехами выяснились следующие моменты.

Во-первых, детям было неинтересно на обычных уроках и они теряли мотивацию к обучению уже в младших классах.

Во-вторых, к подростковому возрасту их интеллектуальное превосходство сглаживалось и они ничем не выделялись среди ровесников. Кроме того, в старших классах эти дети испытывали трудности в обучении и общении со сверстниками, что негативно сказывалось на их самооценке.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности фильм

В-третьих, их результаты во взрослом возрасте, такие как карьерный рост и уровень зарплаты, оказались хуже, чем у многих обычных детей.

Таким образом, ничего, кроме вреда для ребенка и мамы, в раннем развитии я не усматриваю. Нет никакого смысла в детские годы часами зубрить то, что элементарно находится поисковиком и практически никогда не пригождается в реальной жизни.

Психология раннего развития ребенка это

Для формирования высших психических функций в раннем детстве и дошкольном возрасте прежде всего необходимы необедненная сенсорная среда, общение с родителями и новый опыт, приобретаемый через деятельность и эмоциональные впечатления.

Созревание мозга заканчивается примерно к 20 годам. Весь этот период благоприятен для развития разнообразных адаптационных навыков и научения преобразованию окружающего мира.

Раннее развитие не ускоряет развитие мозговых структур. Не влияет позитивно на адаптацию в социуме. Не дает ровным счетом ничего, кроме бессмысленной траты сил и времени.

Намного больше пользы ребенку принесут полноценный сон, разнообразные игры, новые впечатления и любящие родители рядом.

Статья опубликована в июньском номере «Психологии эффективной жизни».

Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya

Психология раннего развития ребенка это

От редакции

Порой уверенность в необходимости раннего развития накладывает на и без того уставшую в декрете маму дополнительные обязанности. Менеджер в ИТ и дважды мама Ксения Лещенко предлагает отнестись к декрету как к перспективному стартапу. Как применить бизнес-мышление к материнству, читайте в статье: https://psy.systems/post/mama-kak-startaper-rebenok-kak-startap.

Многие родители, одержимые идей раннего развития, мечтают о том, что их чадо будет с первых лет жизни совершенно свободно болтать хотя бы на двух языках — родном и каком-нибудь иностранном. Как учить язык с удовольствием, без лишних энергозатрат и не в ущерб развитию других навыков, знает преподаватель Тата Кононова: https://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Некоторые матери так боятся вырастить своего ребенка капризным, что готовы бежать к нему по первому писку. Почему такой способ воспитания чаще имеет обратный эффект, рассуждает консультант асс.ЕАС, аналитический психолог Анна Болсуновская: https://psy.systems/post/ona-vyrastet-kapriznoj-ili-kak-borotsya-s-isterikami.

Психология раннего развития ребенка это

Источник

Периоды раннего детства: новорожденность, младенчество, ранний возраст.

Периоды раннего детства.

Раннее детство — один из самых динамичных этапов в развитии ребенка, изменения происходят с такой скоростью, что иногда за ними трудно уследить.

В раннем детстве выделяют несколько периодов: новорожденность, младенчество, ранний возраст.

Период новорожденности — длится от рождения до двух месяцев. Главное, что происходит в этот период, — адаптация всех систем организма новорожденного ребенка к окружающему миру. Психоаналитики, вслед за 3. Фрейдом, сам факт рождения называют кризисным, первой травмой, которую переживает ребенок. Рождение — это, безусловно, кризис, переход от внутриутробного к внеутробному состоянию, когда многие физиологические системы организма ребенка вынуждены перестраиваться или начинать функционировать заново. Акт рождения — это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения. Сам ребенок еще не готов справляться с подобными трудностями в одиночку, и если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов ребенок, скорее всего, погиб бы.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. В ходе человеческого развития практически исчезли инстинктивные функциональные системы, поэтому у человеческого детеныша-ребенка все складывается при жизни. С одной стороны, ребенок рождается неприспособленным к окружающем}’, а с другой — у него имеются гигантские возможности такого приспособления. Природа, лишив человека при рождении инстинктивных форм поведения, обеспечила ему тем самым просторы для приобретения новых форм поведения, адаптации, приспособления к миру и развития.

Младенчество. После окончания периода новорожденности ребенок вступает в следующий период — младенчество, оно длится от двух месяцев до года и заканчивается кризисом одного года. Этот период, по сравнению с периодом новорожденное™, можно охарактеризовать как стабильный. Ведущая деятельность этого периода — это непосредственное эмоциональное общение (по Д. Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый по-прежнему, как и в период новорожденное™, играет главную роль в жизни ребенка.

Основное содержание общения в этот период — это обмен между взрослым и ребенком выражениями внимания, радости, интереса и удовольст- вия/неудовольствия. Кроме того, важно продолжать поддерживать с ребенком тесный телесный контакт — гладить, обнимать, брать на руки — все эти действия взрослого стимулируют развитие ребенка.

Недостаточность общения взрослого с ребенком может приводить в этот период к многократно описанному в науке феномену госпитализма. Это явление впервые было обнаружено, когда попытались наладить организованное воспитание детей младенческого и раннего возраста в приютах. При хорошем уходе и кормлении, но отсутствии общения процент смертности среди младенцев был очень высок, дети встречали взрослых испуганным визгом, а к двум годам совершенно теряли активность и интерес к окружающему и предпочитали молча лежать в кроватках.

Изучение феномена госпитализма позволило отечественным психологам создать научные основы воспитания детей в общественных учреждениях, где персонал целенаправленно общается с детьми с первых дней жизни. Общение и телесный контакт с ребенком в период новорожденное™ и младенчества является жизненно важным для ребенка.

Наиболее значимым взрослым с точки зрения организации ведущей деятельности ребенка младенческого возраста — ситуативно-личностного общения — является мать. Ребенок особо узнает и выделяет ее из ряда других взрослых, позже, к 6-8 месяцам, он начинает различать и более широкий круг знакомых — своих и чужих. Здоровый ребенок при приближении матери демонстрирует «комплекс оживления» — он улыбается, издает звуки, активно двигает ручками и ножками, комплекс оживления постепенно исчезает к концу первого года, сменяясь более зрелыми формами общения с взрослыми.

Во втором полугодии жизни, примерно с 6 месяцев, ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве с взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных еще физических возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового (по М. И. Лисиной), когда ребенок целенаправленно пытается вступить в контакт с взрослым в конкретной ситуации для достижения цели, например, достать интересующую его игрушку. Постепенно гуление (певучее произнесение звуков младенцем) сменяет лепет (повторение слогов и цепочек слогов в ответ на обращение взрослого), ребенок из пассивного слушателя превращается в субъект общения, хотя активная речь еще представлена в основном лепетом, пассивная речь (понимание речи взрослого) уже достаточно хорошо развита, поэтому малыш активно включается в «разговор».

Читайте также:  Источники социального развития и социализации ребенка

В младенчестве наиболее активно развиваются сенсорные системы организма: происходит становление восприятия — ребенок постепенно начинает связывать звуковое и зрительное впечатления, начинает различать цвет и форму, объемы. Важно целенаправленно знакомить ребенка младенческого возраста с окружающим пространством — показывать игрушки различных форм (вначале знакомят с круглыми и квадратными формами), размеров (большие и маленькие игрушки), цветов. Первоначально подбирают игрушки основных цветов — зеленого, красного, желтого, синего. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к новизне. Они нередко демонстрируют целый спектр эмоций при встрече с новым: страх, интерес, любопытство. Поэтому так важно вводить новое постепенно, знакомя ребенка с окружающим, расширяя его кругозор.

Согласно Ж. Пиаже, ребенок первого года жизни находится на сен- сомоторном этапе развития интеллекта. Дети еще не овладели языком, и впечатления о мире они получают с помощью органов чувств и случайных движений. Первоначально предметы существуют, лишь пока ребенок их видит — они в поле зрения, затем предмет как будто исчезает совсем, и ребенок его не ищет. Только к 8—10 месяцам у ребенка формируются образы восприятия, и он начинает воспринимать предмет как постоянно существующий в пространстве. Так появляется наглядно-действенное мышление — способность использовать одни предметы или действия для получения других.

Главные новообразования периода младенчества — это ходьба и первые слова. Ходьба позволяет ребенку отделиться от взрослого, превращает его в субъект действия, а появление первых слов представляет новый прогрессивный способ общения с взрослым. Постепенно меняется социальная ситуация, которая приводит к кризису одного года. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри, в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Наступление кризиса одного года в поведении проявляется эмоциональными взрывами, ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, рыдает, кричит, бросается на иол. Ребенок таким образом впервые обнаруживает собственное желание. Кризис может характеризоваться также нарушением сна и бодрствования, эмоциональными перепадами: плаксивостью, обидчивостью и т.д.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, делают необходимым построение новой социальной ситуации развития.

Источник

От автора: Беседа представителя РИА «Иван Чай» с Анной Владимировной Семенович — нейропсихологом, кандидатом психологических наук, профессором кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ на тему раннего развития детей.

Отличная статья. Нельзя лишать детей детства!

А.В. Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

Читайте также:  Развитие ребенка 8 лет 3 класс

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д…

источник итатьи: https://www.ivan4.ru

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник