Развитие ребенка 1 год советы для родителей
Год – это не просто знаменательная дата. У ребенка наконец-то закончился период младенчества. И теперь он не агукающий младенец, а индивидуальность, с которой придется считаться.
Содержание:
- Итоги первого года жизни
- Советы родителям годовалого ребенка
- Занятия с годовалым ребенком
- Развитие мелкой моторики
- Физическое развитие и двигательные навыки
- Психическое развитие
Итоги первого года жизни
Как правило, в год у ребенка во рту уже не меньше 8 зубов, вес около 10 килограммов, а рост плюс-минус 80 сантиметров.
- Если это не так и какие-то показатели меньше нормы, то возможно, есть какие-то погрешности в питании, связанные с недостатком кальция, фосфора, витамина D.
- В годик почти все малыши переводятся с грудного вскармливания, так как их организм уже достаточно подготовлен для обычной пищи.
- В этом возрасте малышу уже не надо так много спать, как раньше. Теперь и днем можно уже спать только один раз.
- В годик малыш может уже почти самостоятельно ходить, и даже кое-кто бегать, держась за мамину руку.
- Он уже может говорить. Немного, конечно, пока только отдельные простые слова.
- Малыши могут уже есть ложкой густую пищу. Могут пить из чашечки, держась за нее обеими руками.
- Что немаловажно, многие уже научились проситься на горшок.
- Ваш малыш уже знает, как зовут вас и ваших близких.
- С ними уже можно играть в простые игры.
- Важный момент заключается в том, что, если раньше жизнь малыша проходила в соответствии с его биоритмами. А теперь он делает то, что велят ему взрослые.
- У вашего ребенка теперь есть свои маленькие радости, например, такие как поход в магазин самообслуживания. Там он может все рассмотреть, пощупать руками, понюхать. Ему нравится познавать мир, узнавать все на ощупь, даже еду.
- Он всюду сует свои пальцы, все разбрызгивает и размазывает. Так надо, наберитесь терпения. Дети этого возраста очень любят попробовать что-нибудь новенькое из продуктов.
- Их интересуют новые впечатления, предметы, звуки. Они пытаются сами воспроизвести новый звук, стуча по предметам.
Малыш пытается подражать пению, разговору. Высыпает содержимое из банок и коробочек, чтобы исследовать их содержимое и найти что-то интересное для себя.
Советы родителям годовалого ребенка
Когда вашему ребенку исполняется год, для вас начинается нелегкое время, так как теперь ваши заботы о малыше не сводятся лишь к тому, чтобы он был накормлен, напоен, одет в сухую одежду. Теперь вы еще и воспитатели.
- Теперь вы начинаете закладывать в малыша то, что хотели бы видеть в нем впоследствии.
- Надо больше общаться с ребенком, рассказывать ему, читать книжки, петь песенки. Неважно, все он понимает, или нет.
- Не идите на поводу у детских капризов. Если вы что-то запрещаете своему малышу, то стойте на своем без всяких уступок, но при этом объясняйте, почему вы так делаете.
- В этом возрасте уже можно поменять распорядок дня для вашего ребенка.
- Но надо учитывать при этом, что малыши много играют, и много двигаются, а поэтому быстро утомляются. Поэтому дневной сон обязателен.
- Дневной сон должен быть в одно и то же время. Ребенок должен засыпать в своей кроватке, а не на полу, не в общественном транспорте у вас на руках.
- В этом возрасте уже можно менять режим дня малыша, но надо усвоить для себя, что дети этого возраста очень активны, однако сил у них еще маловато, поэтому от игр и передвижений они довольно быстро устают.
- Если играете или занимаетесь с ребенком, не забывайте, что на каждое занятие надо отводить не больше 15 минут.
- В комнате малыша всегда должен быть свежий воздух. Чаще делайте там влажную уборку. Поставьте увлажнитель воздуха.
Обязательно гуляйте с ребенком два раза в день часа по два. И не запрещайте ему исследовать лужи, ведь это такое удовольствие.
Занятия с годовалым ребенком
Читать книжки с ребенком никогда не поздно и не рано. Даже груднички с интересом прислушиваются к вам, если вы что-то читаете им в лицах и с выражением.
Книжки выбирайте с красивыми яркими рисунками, с плотными страницами. Ведь ребенку обязательно надо будет проверить книгу на прочность, прежде чем приступить к чтению.
Подбирайте книги тщательно. Ведь хорошая книга – это на многие годы. Для начала приобретите сборники сказок для малышей (Курочка Ряба, Репка), стихи для маленьких Агнии Барто, сборники с потешками. Сейчас в продаже много книжек-игрушек для самых маленьких. В такой книжке сказка или стишок и заветная кнопочка, при нажатии на которую можно услышать голос животного или веселую детскую песенку. Вы пока не сможете научить своего ребенка считать, но кое-что можно сделать.
Можно разложить попарно разные вещи, например, носочки, ботиночки, варежки. Берите их в руки, показывайте малышу и проговаривайте при этом: «Два ботиночка, два носочка и так далее». После этого предложите малышу проделать то же самое.
Купите малышу детские музыкальные инструменты: барабан, дудочку, бубен. Они и развеселят ребенка, и слух у него разовьют. А дудочка еще и для легких полезна.
Для малышей, которые недавно научились ходить, полезно приобрести игрушку-каталку с длинной ручкой. Они бывают в виде машинок или зверюшек. Она будет служить ребенку своеобразной опорой при ходьбе.
Привяжите веревочки к нескольким особо предпочитаемым игрушкам вашего малыша. Положите их на небольшом расстоянии от ребенка и попросите его достать нужную вам игрушку. Тренируйтесь с ребенком до тех пор, пока он не начнет доставать то, что нужно.
Если ребенок уже ходит сам или держится за мамину руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть походит босиком по ковру, по гладкому полу, по песку и по траве.
Приучайте своего малыша помогать вам по хозяйству. Когда вы возвращаетесь домой из магазина с покупками, не убирайте все покупки сами в холодильник. Оставьте несколько. Позовите своего малыша, скажите ему, что вы устали и попросите помочь. Вот увидите, как он будет доволен и горд.
Когда вы заняты на кухне, займите делом и вашего малыша. Дайте ему мисочку с водой, ложку и пластиковую чашку. Попросите его ложкой перелить воду из миски в чашку. Не забывайте каждый раз хвалить вашего малыша, говорить ему как он вам помог.
На кухне рассыпьте на клеенке манку или муку тонким слоем.
Покажите ребенку, как можно пальчиком рисовать на поверхности разные фигурки и линии.
Можно обучать ребенка выполнять типовые действия с игрушками: уложить спать куклу или покормить с ложечки плюшевого мишку, «разговаривать» по игрушечному телефону, «читать», «подметать».
Приучайте малыша к порядку, на первом этапе он вполне может научиться складывать в корзину свои игрушки.
Помните, что дети этого возраста смотрят на взрослых, стараются подражать им. Если вы сами не приучены ни к порядку, ни к дисциплине и не хотите, чтобы ребенок был в этом похож на вас, то преодолевайте себя.
Развитие мелкой моторики
Для занятий с ребенком необходимо приобрести яркие кубики, пирамидки, цилиндры.
- Не следует приобретать конструктор с мелкими деталями. Ребенок может положить их в рот, проглотить. Есть опасность, что они попадут в дыхательное горло.
- Кубики и пирамидки нужны для того, чтобы познакомить малыша с различными геометрическими формами, а также развить координацию движений и моторику рук, усидчивость.
- Существуют игрушки с прорезями, в которые вкладывают различные фигурки. Смысл в том, что надо подобрать такую фигурку, которая подойдет к данной прорези.
- Такая игра не только развивает координацию движений и моторику рук, но и мышление.
- Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка.
- По мнению специалистов, лепить следует начинать, как можно раньше.
- Для лепки можно использовать соленое тесто, которое вы можете сделать своими руками, а можно приобрести пластилин, который специально производят для детей младшего возраста.
- Он мягче, чем обычный и совершенно нетоксичен. Предложите ребенку кусочек пластилина. Покажите, как его можно мять пальцами, отрывать от него мелкие кусочки, катать ладошками. Следите, чтобы ребенок не ел пластилин.
- Не пытайтесь научить ребенка лепить фигурки из пластилина. Еще рано, ведь даже палочки из пластилина дети могут освоить только не раньше 2 лет.
- Замечательно развивают мелкую моторику разнообразные игрушки и книжки со шнуровками, которые продаются в магазинах.
- Заниматься надо обязательно совместно с ребенком, показывать ему, как надо попадать шнурком в дырочку и предложить ему повторить.
- После занятия игрушку убирайте от ребенка.
Если малыш не проявил никакого интереса к занятию со шнуровкой, не настаивайте, вернитесь к этому спустя месяц или два.
Физическое развитие и двигательные навыки ребенка 1 года
Прежде всего, отбросив свою лень, каждый день делайте зарядку вместе со своим малышом. Делайте физические упражнения и просите малыша повторять за вами движения.
- Положите на пол под углом гладкую деревянную доску достаточно большого размера.
- Положите на противоположный конец доски игрушку и предложите малышу добраться до нее по доске.
- Старайтесь закончить игру до того, как она надоест карапузу.
- Все дети любят купаться. В ванне малыши колотят ручками и ножками по воде, поднимают брызги, могут опускать голову под воду и даже с вашей помощью могут попытаться плавать.
- В ванну всегда давайте ребенку игрушки в виде уточек, рыбок, лодочки. Игрушки должны быть разные по размеру. Возьмите с собой небольшой пластиковый тазик.
- Дайте малышу задание вылавливать из воды игрушки и складывать в тазик. Занятие хорошо развивает координацию движений.
- Задание можно усложнить, если просить малыша погружать в воду лицо.
- Это поможет ребенку не бояться воды.
- Если в детской поликлинике по месту вашего жительства есть бассейн, обязательно запишите туда своего ребенка. Это очень полезно для его развития и здоровья. И кто знает, может, из него в будущем вырастет олимпийский чемпион.
- На полу устройте невысокое препятствие из кубиков, предложите вашему малышу перешагнуть через них.
- Это упражнение хорошо развивает чувство равновесия.
- Если малыш еще плохо ходит самостоятельно, придерживайте его. Если ваш малыш еще не научился самостоятельно ходить, пусть держится за ваши пальцы. Старайтесь отпускать как можно чаще, но будьте готовы подхватить его в любой момент.
- В годик почти все малыши умеют ходить, поэтому довольно свободно могут передвигаться по квартире.
- Уже в 1 год ребенок может пройти сам около 15 шагов, не падая и не присаживаясь.
- Как только ребенок начинает самостоятельно ходить, будьте очень внимательны.
- Уберите с его возможных маршрутов предметы, о которые он может пораниться или ушибиться, падая.
- Не оставляйте ребенка одного в комнате, особенно с открытыми окнами.
- Все окна и балконные двери закрывайте так, чтобы ребенок не смог открыть их.
- В незакрытые электрические розетки вставьте специальные заглушки, которые можно приобрести в магазине электротоваров.
- Во время еды не старайтесь кормить ребенка с ложечки, лишь бы поскорее отвязаться.
- Дайте ребенку ложку. Он вполне уже способен удержать ее в руках, чтобы есть из тарелки достаточно густую пищу.
- Вилку пока давать ребенку не надо.
Можно дать пластиковую чашечку с питьем. Ребенок в год будет держать ее двумя руками и даже, может быть, почти ничего не прольет.
Психическое развитие
Год – это время активного жизненного познания и исследований. Малыш становится самостоятельной личностью. Он уже многое знает и понимает. Но не все ему дается. Из-за этого он часто расстраивается. Может стать капризным и раздражительным.
В этом случае родители должны проявить терпение. Ведь в их силах помочь малышу добиться новых высот. Обратите внимание на то, чтобы ребенок после того, как у него прорежутся зубы, перестал тянуть в рот несъедобные предметы. Если это продолжается, а особенно если наблюдается слюнотечение, то надо насторожиться, так как это может свидетельствовать о задержке умственного развития.
В годик ребенок может уже пробовать себя в качестве художника. Он берет в руки карандаш или фломастер и рисует на бумаге разные каракули. Фломастеры выбирайте те, которые подходят для малышей: на водной основе, больше объемом. Обратите внимание, чтобы в колпачке были отверстия для того, чтобы поступал воздух, если колпачок вдруг попадет в горло вашему ребенку.
Можно фломастеры заменить пальчиковыми красками.
Они нетоксичны и хорошо отмываются. Зато сколько удовольствия вы подарите малышу. Его начинают интересовать другие дети.
Если в отношениях с другими детьми присутствует негативизм, жадность, то с этим надо бороться. Пусть кто-то из взрослых (папа, мама, бабушка и др.) поделится с ребенком чем-то вкусным, например, яблоком или печеньем. Потом отдаст все целиком малышу. После этого надо попросить у ребенка кусочек. Затем попросить ребенка покормить его любимую куклу.
Такими постоянными и терпеливыми действиями надо приучать ребенка к тому, что надо делиться, что жадным быть плохо.
В год малыш уже должен понимать несложные предложения. Например, пошли кушать, отдай бабушке и другие. Он должен различать вещи свои и чужие.
Для этого можно пройти с ребенком по квартире, показывать ему разные вещи и говорить чье это (мамино платье, папина куртка, бабушкина сумка). Если набраться терпения, ребенок постепенно привыкнет, что есть вещи, которые ему можно брать, а есть вещи, которые принадлежат другим людям, и их нельзя трогать без разрешения.
Во время прогулок с ребенком показывайте ему и называйте предметы или животных, обсуждайте погоду, какие-то интересные ему явления. Закрепляйте полученные знания. Проверяйте на следующий день, как ребенок запомнил названия предметов.
Можно начинать разучивать с малышом цвета. Для этого сделайте небольшие карточки размером примерно 7х12. Каждая карточка определенного цвета. Много цветов не надо. Возьмите основные — красный, желтый, синий, зеленый, черный.
Не перегружайте память ребенка, иначе он может устать и потерять интерес. Во время летних прогулок покажите ребенку цветы, дайте ему их понюхать. Зимой покажите снежинки, дайте пощупать снег.
Обращайте его внимание на птичек, на кошку, на собачку. Расскажите, как они разговаривают (гав-гав или мяу). Устраивайте своему малышу совместные подвижные игры с другими детьми.
Учите ребенка здороваться за руку, как это делают взрослые, и махать ручкой, когда с кем-то прощается. Сопровождайте это словами «до свидания» или «привет».
У детей в годик есть уже определенный словарный запас. У кого-то два или три, у кого-то больше. Чтобы увеличить словарный запас и развить речь своего ребенка, чаще разговаривайте с ним.
Его можно научить показывать один пальчик в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?». В годик малыш уже обычно знает свое имя.
Он должен понимать и отыскивать глазами человека, который позвал его по имени. Когда он хорошо запомнит свое имя, надо обучить его именам взрослых и детей из его окружения.
Во время просмотра видео Вы узнаете что умеет делать ребенок в один годик.
Не жалейте времени для своего ребенка. Это время потом будет не вернуть. И помните, что вам дана замечательная возможность повлиять на развитие вашего малыша, помочь ему освоиться в этом большом и пока незнакомом для него мире.
Источник
На чтение 8 мин.
Детство – самый ответственный период в становлении личности каждого из нас. Конечно, в первые месяцы после рождения взрослые должны обеспечить малышу правильный уход, полноценно кормить, дарить любовь, тепло и заботу, стимулировать развитие. А вот настоящее воспитание ребёнка начинается после 1 года, когда можно влиять на его поведение и прививать нужные принципы и нормы. Редко кто из родителей не задаётся вопросом: как воспитывать годовалого малыша или ребёнка постарше. Особенно трудно, если это первенец. Маме и папе важно научиться соблюдать баланс между строгостью и приобщением к порядку, с одной стороны, и лояльностью, опорой на индивидуальные особенности своего чада, с другой. Приведём основные аспекты того, как следует воспитывать ребёнка с года до двух лет.
На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?
- Формирование доверия к миру и окружающим людям.
- Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
- Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Формирование познавательного интереса.
- Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Фундамент успешного воспитания
Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:
- между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
- вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
- откликались на его потребности;
- не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
- дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
- постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.
Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.
Особенности детей 1-2 лет
- Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
- Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
- Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
- Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
- Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
- В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
- Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
- У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
- Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
- Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
- Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.
Ошибки родителей при воспитании детей после 1 года
Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.
Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:
- Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
- Не оказывать должного внимания.
- Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
- Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.
Воспитание ребёнка в 1-2 года
И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.
- Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
- Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
- Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
- Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
- Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
- Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
- Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
- Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
- Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
- Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
- Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
- Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.
Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.
Источник