Развитие равновесия ребенку с дцп
- Лежа на боку. Методист находится сбоку от ребенка и слегка подталкивает его под плечи и бедра. Если ребенок теряет координацию, то его укладывают опять в положение на боку.
- Лежа на животе и опираясь на предплечья. Находясь сбоку от ребенка, слегка подталкивать его в плечо из стороны в сторону. Ребенок не должен терять равновесия. Чтобы избежать его падения, нужно быстро менять направление толчков.
- Лежа на животе. Ноги выпрямлены и по возможности разведены. Приподнять одну ногу ребенка вверх, удерживая ее за коленный сустав, и произвести толчки вперед-назад. Ребенок должен удержать это положение и не падать на бок.
- Лежа на животе. Поднять одну (усложняется упражнение подниманием двух ног) ногу вверх и слегка подталкивать ребенка в стороны. Больной не должен падать на бок.
- Стоя на четвереньках. Поднимание вверх одноименной, а затем разноименной руки и ноги. Подталкивать ребенка, который должен удержать равновесие.
- Стоя на коленях. Руки вдоль туловища (усложняется подниманием рук вверх). Слегка подталкивать ребенка. Больной не должен отрывать рук и приседать на пятки. Отведение одной руки вперед, другой — назад.
- Стоя на коленях. Руки вытянуты вдоль туловища и слегка отведены. Ребенок должен переносить массу своего тела с одного колена на другое. При этом следует держать его за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесена масса тела, и поднимать руку вверх. Ребенок должен сохранять равновесие и не садиться на пятки.
- Стоя на коленях, одна нога, например, левая, выносится вперед и опирается на всю стопу. Методист поддерживает ребенка за левое колено, несколько отводит его и ротирует кнаружи эту ногу, слегка подталкивая вперед, назад, в стороны. Ребенок должен сохранять эту позу, правильно держать голову и туловище. При этом он может балансировать руками, но не опираться на них.
- Сидя на полу без опоры на руки. Поднимать вверх ногу (ноги) и вперед руки, отводить их в стороны.
- Стоя. Руки на поясе. Встать на носки и так держаться 10—15 с, встать на одну ногу и удержать равновесие в течение 5 с.
- Стоя, руки на высоте плеч отведены в стороны. Ходьба по двум линиям, начерченным на полу, или по нарисованным следам.
- Стоя, ребенка поддерживают сзади за подмышечные впадины. Несколько шагов вперед, затем резко изменить направление ходьбы.
Эти и немногие другие упражнения следует рекомендовать родителям для выполнения их на берегу моря или реки, озера. Необходимо внимательно следить за дыханием, температурой тела, влажностью кожи.
Упражнения для тренировки равновесия сочетают с упражнениями на развитие координации движений. Нарушение координации движений присуще детям со всеми формами церебрального паралича. Как правило, улучшение этой важнейшей функции, без которой развитие произвольной моторики практически невозможно, происходит быстрее под влиянием водных процедур — термальных ванн, плавания в бассейне или море. Относительная плотность воды больше, чем воздуха, и поэтому сила земного притяжения в меньшей степени действует на мышцы, движения совершаются свободнее и быстрее. Поэтому в программу занятий ЛФК, которые проводятся через 1,5—2 ч после водных процедур следует включать и упражнения на равновесие и координацию. При выполнении упражнений на развитие координации большое значение имеет внимание больного.
Источник
Двигательная коррекция детей с детским церебральным параличом
Физические упражнения-это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.
При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП
Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые не научившись ползать, научились ходить, также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться, как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научится выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.
Как научить ребенка с ДЦП держать голову. Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы детей с ДЦП. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая, чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень-перевороты.
Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться. Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы, нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу-ползание.
Отработка навыков ползания детей с ДЦП. Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах, овладевают навыками ползания на животе по пластунски, весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве-это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки, когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука-левая нога, затем левая рука-правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении, но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а мозг еще не созрел, у нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.
Упражнения на равновесие. Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве это все одно и тоже, всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски на ней можно стоя на четвереньках качаться влево и вправо или развернув ребенка в перед назад. Так же и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска переминание с ноги на ногу, работа стопами перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.
Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть. Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть, означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной
Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация). При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтоб пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтоб колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Так же ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.
Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»
Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене
Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положение на коленях, учится удерживать свой вес и баланс, с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеней перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.
Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию.
Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы, и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя-это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это, когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку при этом есть большая разница опора находится впереди ребенка или с боку от него. Так же необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку в низ к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.
Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу
Упражнения, направленные на ходьбу.
Способы тренировки, инструктор держит ребенка за бедра, и помогает ребенку вращать таз вправо и влево, для того, чтобы запустить шаговые движения, и ребенок ощущает свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.
Двигательная коррекция ДЦП направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: не правильный захват кисти, не правильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция нарушений детей с дцп проводится двумя путями индивидуально и в групповых занятиях. Лфк для детей с дцп составляется индивидуально, так же индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.
По материалам сайта https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/korrekciya-dvigatelnyh-vozmozhnostei
Источник
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Вот ставлю его, а он тут же «уплывает» на пол, совсем не держится, хотя ползать может всяко разно даже прыгая как лягушонок — с полным отрывом от пола. Как то надо улучшить равновесие….
02.05.2007 17:26:16, Алена П
13 комментариев
Ох уж это прыгание, боремся с ним четвертый год.
03.05.2007 00:30:56, Дятлова Екатерина
А за ручки или по предметам ходит? Моя девушка очень долго боялась отпустить, хотя держась ходила хорошо, а на улице и до сих пор предпочитает за руку. Мы учились ходить держась перед собой за тележку, первое время я держала ее ручки на ручке тележки, а массажистка переставляла ножки. Потом, когда уже сама пошла, «болтало» сильно первое время.
02.05.2007 23:22:10, КсюшаГ
Нмного не в тему : а что с регистрацией? :))) Опять в Китае?
Я снова про свое любимое, мануалку:). Может Вашему сынишке что-то мешает? У моей попа болталась, она уже даже за одну руку ходила, но отпустить не могла, сразу в пояснице начинала крутиться, как на веревочках и падала. Пока не поставили поясничный отдел позвоночника на место. А еще может мышцы спины слабые? или задней поверхности бедра? Надо ведь удерживать вертикальное положение как-то.
И еще, в последний раз с нами в Трускавце за столом сидела девочка из Азербайджана, уже врослая, ей 14 лет, у нее тетрапарез.Вот я ее и спрашивала все время, что да почему, что она чувствует,какие впечатления, моя-то не может рассказать :))) Лечат ее давно, были и в нашей 18 больнице несколько раз, и обкалывания у Скворцова делали, и 4 операции в Туле. Она ходила, руки стали более-менее нормальные, кушала сама, но говорила, что после мануалки стала лучше чувствовать равновесие, увереннее стоять и ходить. Раньше страшно было, казалось пол уходит из под ног. Видимо такая особенность поражения ЦНС.
Вы кажется писали, что Вам самой мануалный терапевт помог с головными болями, значит они есть у Вас в городе. Поищите, вдруг поможет.
02.05.2007 23:02:12, Mamochka гость
у меня на компе иннета нет, муж линукс обкатывает, мне иннет не дает 🙁 А какой у меня логин я не помню 🙁
К мануалу ходили год назад, все думаю надо записаться б, да как то никак не соберусь, пойду наверно сейчас позвоню пока при памяти. 🙂
А обколку по Скворцову мы делали, и тульчане нам делали операцию, уже ничего не мешает, а равновесия не держит. Точнее по отдельности держит: за колени держим спина стоит, на руки держим ноги ходят, а в комплексе никак 🙁
03.05.2007 05:45:21, Алена П
Так я к тому, что все эти методы сняли девочке спастику, ножки-ручки расслабились, а уверенности в вертикальном положении не дали. Она конечно уже большая и за эти 14 лет спастика конечно скрутила немного ей мышцы, может поэтому ей было такое облегчение после манулки, когда весь позвоночник поставили на место и поэтому она почувствовала себя увереннее. А вот еще недавно на каком-то сайте по неврологии читала, что дети, перенесшие повреждение правого полушария имеют дефекты невербальные, такие как право-левая ориентация, определение направления и прохождения лабиринта. Я так думаю сюда можно еще добавить ориентация в пространстве, проблемы с вестибулярным аппаратом, а именно неуверенность в вертикальном положении, неустойчивость какая-то. Я так говорю судя по своей, раз у нас преимущественное поражение слева, то в голове проблема справа. Очень похоже. Разрабатывается по мере укрепления мышц и времени проведенном в вертикальном положении наверное. Сейчас мы уже устойчивые девченки, за 1.5 года ходьбы стали )))
03.05.2007 10:11:40, Mamochka гость
Щас попробую логин…
03.05.2007 15:45:16, Алена_П
Научите сначала ходить по стене и мебели. Вставать и правильно падать.
02.05.2007 22:18:02, musia
Все это мы уже почти год умеем .
03.05.2007 05:48:01, Алена П
[пусто]
03.05.2007 10:19:22
А мы сами учились 🙂
03.05.2007 10:27:39, Алена П
Научил держать равновесие. Ребенок начал самостоятельно ходить.
03.05.2007 21:43:17, musia
Не поняла?
04.05.2007 02:25:03, Алена_П
Источник
Физические упражнения — это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.
При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.
Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но, как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые, не научившись ползать, научились ходить. Также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научиться выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.
Как научить ребенка с ДЦП держать голову
Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень — перевороты.
Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться
Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу — ползание.
Отработка навыков ползания детей с ДЦП
Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах овладевают навыками ползания на животе по пластунски. Весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве — это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки. Когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука — левая нога, затем левая рука — правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении. Но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а потому что мозг еще не созрел, и нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.
Упражнения на равновесие
Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве — это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие — это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер — балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски — на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска — переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное — научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.
Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть
Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной
Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)
При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.
Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»
Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.
Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положении на коленях учится удерживать свой вес и баланс с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеньев перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.
Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию
Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя — это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница — опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.
Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.
Упражнения, направленные на ходьбу
Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.
Двигательная коррекция ДЦП
направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.
Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.
Источник