Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста

Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:

произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Источник

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. (Обухова, с. 273). Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью ребёнок занят в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы (ощущение) на протяжении возраста значительно совершенствуются: повышается, прежде всего, тонкость и точность работы всех органов чувств. Особое влияние на развитие органов чувств оказывает обучение чтению и письму, в ходе которого дети научаются тонко различать звуки речи и приобретают умения координировать мелкие движения кисти руки.

Характерной особенностью сенсорной сферы младших школьников является быстрое развитие способности к различению высоты звуков. Именно сейчас происходит формированиезвуковысотного слуха. Исследования А.Н. Леонтьева позволяют считать, что данный возраст является сензитивным для изучения музыки и овладения музыкальной грамотой. (Асеев, с. 95).

Значительный прогресс наблюдается в развитии восприятия: увеличивается его объём. Это связано, в частности, с развитием такого вида деятельности как наблюдения, благодаря чему восприятие становится более управляемым и целенаправленным. Учитель учит детей приёмам осмотра, прослушивания вещей и явлений, средством записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Далее ребёнок сам самостоятельно может выполнять эту деятельность, совершенствуя её. В результате развивается черта личности – наблюдательность (исследования Л.В. Занкова). Причём, это качество можно развивать у всех, но так бывает не всегда. (Петровский, с. 87-88).

Следующими особенностями восприятия и ощущений младшего школьника является их поверхностность, слабая дифференцированность. Например, ребёнок не всегда умеет выделить в наблюдаемом предмете главные особенности, признаки, так как его внимание ещё привлекают яркие, внешние признаки.

У младших школьников также наблюдается неточность восприятия сходных объектов (6 воспринимают как 9, и наоборот; переставляют буквы): Э и З), вследствие чего в письменных работах часто встречаются искажённые слова, буквы. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять развитию умения у детей сравнивать сходные объекты.

Имеются особенности и в восприятии формы предметов и пространственно-временных отношений. А именно: форма часто не выявляется как признак. Например, дети могут нарисовать часы так: циферблат, стрелки, цифры укажут, но форму – нет. Также младшие школьники из-за того, что не всегда помнят названия формы, опредмечивают их (круг – «мячик», «шарик»).

Восприятие пространственно-временных отношений ещё не совершенно (с трудом определяет левую и правую руку, путают понятия «вчера» и «завтра»). Но к концу этого возраста дети уже вполне владеют временными понятиями и характеристиками, но только небольших отрезков времени (год, месяц), а исторические периоды (эра, век) ещё не воспринимают из-за недостаточного развития абстрактности мышления.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей

Всё это свидетельствует о том, что развитию процессов восприятия и ощущения в начальной школе необходимо уделять пристальное внимание, использовать много наглядности, расчленять процесс восприятия на этапы, задавать детям хорошо продуманные вопросы при восприятии ими тех или иных объектов.

Если указанные условия будут соблюдаться, то к подростковому возрасту большинство детей овладевают умением аналитически воспринимать и осмысливать то, что они воспринимают. А это залог их успешной познавательной деятельности в дальнейшем. (Агеев, с. 96-99).

Развитие внимания.Хотя в дошкольном возрасте произвольное внимание и формируется, но всё же даже и в младшем школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это основная особенность данного возраста. Живость и яркость предлагаемого материала иногда настолько может привлечь детей, что они полностью концентрируются на нём и не замечают ничего постороннего. То есть, здесь нет ясной, осознанной цели, а есть увлечённость.

Внимание у младших школьников ещё слабо устойчивое и они не могут длительно сосредотачиваться на выполняемой работе. Например, учительница задала детям задачу: «На белых розах было 2 бабочки, а на красных – 3. Сколько всего бабочек?». Неожиданно одна девочка сказала: «А я летом на даче ловила бабочек» и все дети стали вспоминать лето. Таким образом, учителю необходимо учитывать эту особенность внимания ребёнка и использовать немало усилий в организации внимания. Также необходимы небольшие перерывы в ходе урока.

Плохо дети ещё обладают и способностью к распределению внимания и им трудно выполнять сразу две деятельности (слушать и писать). (Асеев, с. 105). Однако, хорошо развита переключаемость внимания, даже выше, чем у взрослых, так как у ребёнка более подвижны процессы в ЦНС.

Всё же при правильной организации процессом развития внимания к 4 классу у детей объём, устойчивость, концентрация произвольного внимания почти такие же, как и у взрослых. (Немов, с. 107).

Развитие памяти. К моменту прихода ребёнка в школу у него память развита довольно хорошо. Однако, как и в остальных процессах, на первых порах непроизвольное запоминание преобладает. Это связано с тем, что у них ещё вызывает интерес яркое, эмоциональное содержание чего-либо. Что касается произвольного запоминания, то оно находится в стадии формирования и характеризуется слабой управляемостью. Ребёнок, например, часто не помнит, что ему было задано на дом; если они подготовили домашнее задание, но его не проконтролировали родители, то, как правило, на уроке ребёнок ответит слабо, так как он-то думал, что всё усвоил. Это связано с низкой способностью к самоконтролю.

Особенностью памяти также является то, что преобладает механическая память, в силу чего дети запоминают дословно, причём, не выделяя опорные пункты для лучшего запоминания. Наряду с механическим запоминанием проявляется ещё одна особенность – неорганизованность памяти. В силу этого встаёт проблема необходимости учить школьников мнемическим приёмам, которые повышают продуктивность логической, опосредствованной памяти. Этим они вполне могут овладеть.

В результате, под влиянием обучения и развитием памяти все мнемические функции (запоминание, сохранение, воспроизведение) претерпевают следующие изменения в младшем школьном возрасте:

1) усиливается роль логического и смыслового запоминания;

2) повышается способность ребёнка к саморегулированию и управлению процессами памяти. (Асеев, с. 103-104).

В младшем школьном возрасте наблюдается ещё одна особенность памяти, связанная с процессом воспроизведения – это реминисценция, — улучшенное отсроченное воспроизведение, так как оно связано с осмыслением материала. Это выявил С.Л. Рубинштейн и связал данное явление со снятием отрицательной индукции, возникающей при запоминании. (Гамезо, с. 189, 1984 г.).

Память младшего школьника также обладает рядом других особенностей: 1) лучше запоминает наглядный материал, чем словесный;

2) из словесного материала лучше запоминает слова, обозначающие названия предметов, чем слова – абстрактные понятия, так как нет опоры на наглядные образы;

3) из абстрактных понятий лучше запоминают слова, обобщающие ряд фактов, труднее то, что не раскрыто на конкретном примере. (Гамезо, с. 189-190, 1984 г.).

Развитие мышления. За первые 3-4 года учения в школе прогресс в умственном развитии детей довольно заметен. От доминирования наглядно-действенного и элементарного наглядно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается на словесно-логический уровень мышления, на уровень конкретных понятий.

В этом же возрасте хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одарённости.

Комплексное развитие детского интеллекта идёт в следующих направлениях:

1) усвоение и активное использование речи как средства мышления;

2) соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления;

3) выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе 2-х фаз – подготовительной и исполнительной.

На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ её условий и вырабатывается план действий. На исполнительной фазе этот план реализуется практически.

Ко всему следует добавить и умение рассуждать логически и оперировать понятиями.

Первое направление, подготовительная фаза, связано с формированием речи, её активного использования при решении задач. Этот процесс успешен, если ребёнка учить вести рассуждения вслух.

Второе направление, исполнительная фаза, успешно реализуется, если детям давать задачи, требующие одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, пользоваться понятиями, вести рассуждения на уровне логических абстракций.

Важно, чтобы в развитии интеллекта были представлены эти 2 звена, иначе развитие будет односторонним. Так, если преобладает образное мышление, то отстаёт в развитии практическое и теоретическое. Если уделять много внимания рассуждению вслух, то будет отставать в развитии практическое и образное мышление. (Немов, с. 109).

Пример образного элементарного мышления: «Учитель диктует 1-му классу слова, в которых изменение гласных меняет смысл слова: «Пишите столбиком ДОМ… А теперь под ним ДЫМ… А ты, почему не пишешь? – обращается к одному ученику. Он отвечает «А разве может быть наверху дом, а внизу дым? Надо наоборот». То есть, ребёнок демонстрирует конкретный образный характер мышления. (Асеев, с. 99).

В младшем школьном возрасте для мышления понятиями характерно явление трансдукции, то есть ученики делают выводы, отталкиваясь от одного частного случая к другому, минуя общее. Например, определяя слово «птица», они не используют общего родового понятия, а обращают внимание на бросающиеся в глаза признаки птиц: величина («птицы – они маленькие»), совершаемые ими действия («птицы – они летают») и т. п.

Рассмотрим, как происходит преобразование мыслительных операций в младшем школьном возрасте:

1) быстро развивается сравнение. Причём, установлено, что лучше эта операция развивается, если предлагается детям выявить различие предметов, а их не их сходство. Путём сравнивания дети получают материал для анализа, синтеза, обобщения, формирования понятий.

2) Анализ и синтез поднимаются на уровень умственных действий, а не предметных, как у дошкольника и первоклассника. Это в свою очередь развивает обобщение.

Читайте также:  Влияние айкидо на развитие ребенка

3) Следовательно, формируется обобщающая функция мышления, которая уже может проявляться в виде элементарного образно-понятийного мышления.

4) Начинает интенсивно развиваться способность выделения причинно-следственных связей.

5) Мышление приобретает характер критичности и самостоятельности. Это проявляется в том, что они в рассуждениях опираются на собственные логические обоснования. Также они умеют ссылаться в рассуждениях на других: «Так сказал папа». (Асеев, с.100-102).

Развитие воображения. Воображение играет значительную роль в развитии мышления и памяти, поскольку оно позволяет человеку воссоздавать в уме образы, представлять картину прошлого, настоящего, будущего. Если ребёнок способен правильно воссоздавать образы, то это положительно сказывается на запоминании, оперировании понятиями при мыслительных операциях.

Основное направление в развитии воображения – переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. (Гамезо, 1984, с. 202). Когда ребёнок достигает такого уровня, когда он может верно отражать действительность, то он способен перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому воображению.

В целом развитие воображения идёт в таких направлениях:

1) сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определённым;

2) в образе отражается вначале только несколько признаков, а к 3-4-му классам гораздо больше, причём существенных;

3) переработка образов, накопленных представлений в 1-м классе незначительна, а к 3-4-му классам учащийся приобретает больше знаний, и образ становится обобщённей и ярче. Дети могут изменить сюжетную линию рассказа, вводя условность, понимая её сущность.

4) Вначале всякий образ требует опоры на предмет (при рассказе – на картинку), а далее развивается опора на слово. Именно это позволяет создать детям новый образ (например, написание сочинения по прочитанному рассказу, по картине). (Гамезо, 1984, с. 205).

Таким образом, основными психологическими новообразованиями в познавательном развитии младших школьников являются следующие:

1) в процессе осуществления учебной деятельности формируется произвольность и осознанность всех психических процессови их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект ещё не знает самого себя.

2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности (рефлексия). (Обухова, с. 274).

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 6229; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11080 — | 8251 — или читать все…

Читайте также:

Источник

К шести годам ребенок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нем можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себя и свое поведение, способен сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода у него формируются новые уровни социально-психологических качеств; интенсивно идет накопление жизненного опыта. Оно, по меткому выражению, в этом возрасте пропорционально количеству падений, разбитым носам и ободранным коленкам. Дети, которых родители усердно опекали, отстают в приобретении опыта личностного поведения.

Усиливается осознание себя, своего Я. Ребенок стремится к новым открытиям, начинает понимать, как много неизвестного во взрослой жизни, которую он начинает постепенно познавать. Формируется реальная предпосылка осуществления целенаправленной учебной деятельности: ребенок в основном овладел речью, научился делать некоторые выводы и простые обобщения. Если он посещал дошкольное учреждение, то имеет некоторый опыт выстраивания отношений с другими детьми. «Домашний ребенок» в этом плане менее защищен. Ребенок более «социального плана» быстрее учится управлять своим поведением и уже способен понимать, «что такое – хорошо и что такое – плохо», хотя еще не умеет сдерживать свои порывы.

В 6-7-летнем возрасте его ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими. Ведущим делом становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся его отношения с окружающими.

С учителями первоклассники раньше, в советской школе, никогда не спорили. Нынешние дети в этом отношении позволяют себе значительные вольности. В школу многие приходят, как говорится, «без тормозов», не умеют сдерживать себя, произвольно регулировать свои действия в соответствии с нормами школьной жизни. Это неумение естественно для новичков, но, как отмечают учителя, даже к концу 1 класса у многих наблюдается противодействие требованиям педагога. «Необходимо», «нельзя», «выполни до конца» – воспринимаются и выполняются лишь при большой настойчивости взрослых. Не сигнал ли это, что пора менять тон в общении с детьми, относиться к ним более требовательно?

Выросшие в условиях обострения социальных противоречий, тотального телевидения, падения нравов, вседозволенности, они впитали в себя все хорошее и плохое, что несут с собой эти процессы. Дети, напичканные сверх всякой меры не всегда полезной информацией, безусловно, стали более развитыми и свободными в выражении своих чувств. Произошло существенное сословное расслоение людей, и дети это хорошо понимают.

Школе все труднее удовлетворять их возросшие запросы, успевать за переменами в жизни и вовремя перестраиваться.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Вся структура детского организма находится в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга ребенка почти достигает веса мозга взрослого человека; быстро развивается его психика. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более явным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Более тонкой становится работа органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету, например, увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50, а зрительные — на 80 % (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Первая ступень школы завершается тем, что восприятие ребенка усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания в начальной школе подчинен развитию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успехи в учебной деятельности.

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка дошкольного возраста

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новую ступень, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается интенсивнее всего, и здесь особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей.

Мышление их развивается в тесной взаимосвязи с речью. Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500–4000 слов. Влияние школьного обучения заметно проявляется в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но главное – в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Возможности ее очень велики: мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Для сравнения: из 15 предложений дошкольник запоминает 3–5, младший школьник – 6–8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда.

Становление личности школьника происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за свои поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное – авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития заметно отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. В одном из экспериментов ученикам пообещали дать интересную игрушку за выполнение очень трудного задания и менее интересную – за легкое задание. Почти все ученики не только 1 класса, но и 4-го, не задумываясь, выбрали трудное задание. Конечно, они не выполнили его и не получили никакой награды. На вопрос, о чем они думали, ответили: «Ни о чем, хотелось получить конструктор». Так отвечают даже подростки: очень хотелось, о последствиях на задумываются. Следовательно, в случае возникновения очень сильного желания следует помочь сделать правильный выбор.

Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где его хвалили, и реальная оценка в школе в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, поэтому ребенок, спасаясь, пристает к какому-то одному берегу, и это, чаще всего, заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, возникает дополнительная нагрузка на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это в свое время Ж.-Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что он хочет, а хотеть он будет то, чего хочет его воспитатель.

Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, перевоспитание его почти невозможно. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у него постепенно вырабатывалась самостоятельность.

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно, важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдержанно. Умение сознательно проявлять спокойствие свидетельствует о силе духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любое замечание, не соглашаться даже с очевидным, приведет к тому, что из него вырастет вздорный, мелочный человек. Вот почему в начальной школе так важно учить детей признавать свои ошибки.

Школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой: здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность. Стремление школьника к яркому, необычному, желание познавать окружающий мир, проявить двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре.

Школьник требует к себе неусыпного внимания. В мировой практике успешно разрешается вопрос о снижении наполняемости классов, чтобы дать учителю возможность лучше узнавать своих учеников, интенсивнее проводить индивидуальное и личностно-ориентированное воспитание. Диагностика ребенка занимает в деятельности современного воспитателя такое же, а может быть, даже большее место, чем обучение и воспитание. Все чаще приходим к выводу: если не знаем ребенка, в его воспитание лучше не вмешиваться – чтобы не навредить.

Задание

На педагогической практике выясните, какими методиками и показателями для определения интеллектуального развития детей пользуются учителя начальных классов. Проанализируйте. Сравните. Лучшее позаимствуйте.

Подытожим сказанное о главных тенденциях природы младшего школьника. Его развитие – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте он должен очень многое понять, а потому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная установка этого возраста – постижение окружающего мира, природы человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни. Важнейшее требование к учителям и воспитателям, работающим с детьми данного возраста, – видеть в них находящуюся в развитии, но целостную личность.

Дата добавления: 2015-05-14; просмотров: 6013; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9949 — | 7737 — или читать все…

Читайте также:

Источник