Развитие психических процессов у ребенка в 3 года

Развитие психических процессов у ребенка в 3 года thumbnail

Черноус Олеся Васильевна
Психические процессы у детей 3–4 летнего возраста

В этом возрасте происходит развитие таких важных психических процессов как: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

Внимание детей 3-4 летнего возраста. На данном этапе внимание детей является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает само по себе, то есть ребенок при этом не имеет какой-то определенной цели. Ребенок может удерживать внимание на одном предмете в течении 10-15 минут, но, если занятие кажется ребенку увлекательным, он может заниматься одним делом и дольше. В этом возрасте ребенок еще учится выделять для себя основную информацию и отсекать не нужную. Постепенно ребенок приобретет этот навык, он пригодится ему для того, чтобы его мозг не был перегружен лишней информацией.

Память детей 3-4 лет. В этом возрасте память тоже пока является непроизвольной. На данном этапе ребенок в состоянии запомнить только то что несет в себе яркий образ в независимости от того положительны они или отрицательны. Особую роль в этом возрасте играют двигательная и наглядно-образная память. Запоминание происходит не по воле ребенка. Родители должны осознавать, что в этом возрасте память у детей развита на удивление хорошо, но работает она только в отношении того, что ребенку интересно. У детей этого возраста часто высоко развита непроизвольная память, ее развитие является предпосылкой для развития произвольной памяти. В этом возрасте ребенок уже может запомнить несколько слов или движений подряд, может по памяти рассказать короткую историю, или события текущего дня.

Мышление ребенка 3-4 лет. В возрасте трех лет мышление является еще наглядно-действенным. Примерно к 4-летнему возрасту у ребенка начинается процесс формирования наглядно-образного мышления. Это значит, что ребенок от манипуляций предметами переходит к манипуляциям образами и представлениями. На данном этапе дети уже в состоянии самостоятельно сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, анализировать, делать выводы. Ребенок может объединять предметы в логические группы, умеет из группы предметов выбрать лишний, собирать пазлы из 4-6 деталей. Через взрослых дети получают первые представления об окружающем их мире.

Развитие речи ребёнка 3-4 лет. В этом возрасте речь ребенка продолжает активно развиваться. Дети 3-4 лет способны использовать в своей речи фразы и предложения. Они могут, используя слова выразить то чего они хотят, свои чувства и мысли. Ребенок способен воспринимать короткие историй без иллюстраций. Происходит увеличение словарного запаса. Ребенок начинает учится как использовать существительные с предлогами. В это время дети активно учат небольшие стихотворения, формулируют небольшие пересказы, могут рассказать историю по картинкам из 3-4 предложений. Важным моментом является то, что родители и педагоги должны правильным образом подходить к развитию своего ребенка. Развивать все познавательные процессы, которые формируются на каждом этапе детского развития.

Развитие воображения ребенка 3-4 лет. Неправильно будет считать, что воображение дошкольника богаче чем воображение взрослого человека. В основе воображения лежат образы, которые были приобретены с опытом. У дошкольников опыта меньше, следовательно, воображение тоже скуднее. Когда ребенок создает образы в своем воображении он не задумывается о том, как он будет их использовать. Воображение в этом возрасте в основном является не произвольным. Образы возникают в ответ на то что заинтересовало, поразило. У детей создание новых образов тесно связано в окружающей действительностью.

Развитие восприятия ребенком 3-4 лет. Катализатором восприятия в этом возрасте служат активная двигательная деятельность, активная игровая деятельность, активное развитие речи. В этом возрасте восприятие является предметным. Это значит, что дети пока еще не могут отделять свойства предметов от самих предметов. Когда ребенок смотрит на некое изображение предмета, он фиксирует свое внимание на какой-то одной самой выдающейся черте (например, цвет, размер, форма). В этом возрасте еще отсутствует четкость восприятия. Например, дети могут не узнать папу, который одет в костюм деда мороза, даже если лицо его будет открыто. На этом этапе развития дети видят только общую картину, не обращают внимания на детали.

Источник

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Тестируем знания ребенка 3-4 лет

Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание.  Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.

Математические представления

В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);

А также считать в обратном порядке от пяти до одного;

При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)

Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;

Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;

В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;

а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

уметь различать предметы по форме, размеру и цвету

знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.

В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.

Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

Словарный запас должен быть более 1500 слов.

Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет.

Окружающий мир

В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;

Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;

Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);

Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Учить помогать взрослым наводить порядок.

Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;

Находить отличия между похожими картинками;

Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;

Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»

Логическое мышление

В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры

Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.

Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

Лазать по гимнстической стенке;

Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.

Подготовлено педагогом — психологом Вервайн А.В. по материалам сайта www.stotysyhc.ru

Источник

Психологические характеристики детей 3-4 лет

Несмотря на то что три года не очень большой срок в жизни человека, эта дата несомненно является крайне важной. Когда ребенку исполняется 3-4 года, начинается процесс формирования его личности. На этом этапе идет закладка важных особенностей — физических, умственных и нравственных характеристик маленького человека. Несомненно, самую главную роль на этом этапе должны играть родители. Они должны направлять деятельность ребенка в правильное русло. Особенно следует отметить тот факт, что руководство взрослых должно проходить в мягкой форме, то есть взрослые должны общаться с ребенком как с другом.

Замечание 1

На этом этапе у ребенка происходит формирование собственного «Я» и своей самооценки. Взрослые должны помочь ребенку сформировать правильную самооценку. В 3-4 летнем возрасте малыш уже четко начинает понимать кем он является.

Кризис 3 лет

Особенно следует выделить так называемый кризис трех лет, когда сознание ребенка полно противоречий: ребенок еще не в состоянии совершать многие действия без помощи родителей, но в тоже время стремится быть самостоятельным. Ребенок отторгает требования взрослых и настаивает на своих.

Родители должны предоставить ребенку больше самостоятельности, но в любой момент они должны прийти на помощь, если ребенок испытывает некоторые затруднения. Взрослые не должны критиковать ребенка, а должны наоборот максимально его поощрять.

Психические процессы у детей 3-4 летнего возраста

В этом возрасте происходит развитие таких важных психических процессов как:

  • внимание
  • память
  • мышление
  • речь
  • воображение
  • восприятие

Внимание детей 3-4 летнего возраста

На данном этапе внимание детей является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает само по себе, то есть ребенок при этом не имеет какой-то определенной цели. Ребенок может удерживать внимание на одном предмете в течении 10-15 минут, но, если занятие кажется ребенку увлекательным, он может заниматься одним делом и дольше. В этом возрасте ребенок еще учится выделять для себя основную информацию и отсекать не нужную. Постепенно ребенок приобретет этот навык, он пригодится ему для того, чтобы его мозг не был перегружен лишней информацией.

Постепенно начинает происходить процесс формирования произвольного внимания. Произвольное внимание требует от ребенка усилия воли. Но на данном этапе ребенок еще не в состоянии полноценно управлять своим вниманием.

Память детей 3-4 лет

В этом возрасте память тоже пока является непроизвольной. На данном этапе ребенок в состоянии запомнить только то что несет в себе яркий образ в независимости от того положительны они или отрицательны. Особую роль в этом возрасте играют двигательная и наглядно-образная память. Запоминание происходит не по воле ребенка.

Замечание 2

Родители должны осознавать, что в этом возрасте память у детей развита на удивление хорошо, но работает она только в отношении того, что ребенку интересно.

У детей этого возраста часто высоко развита непроизвольная память, ее развитие является предпосылкой для развития произвольной памяти.

В этом возрасте ребенок уже может запомнить несколько слов или движений подряд, может по памяти рассказать короткую историю, или события текущего дня.

Мышление ребенка 3-4 лет

В возрасте трех лет мышление является еще наглядно-действенным. Примерно к 4-летнему возрасту у ребенка начинается процесс формирования наглядно-образного мышления. Это значит, что ребенок от манипуляций предметами переходит к манипуляциям образами и представлениями. На данном этапе дети уже в состоянии самостоятельно сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, анализировать, делать выводы. Ребенок может объединять предметы в логические группы, умеет из группы предметов выбрать лишний, собирать пазлы из 4-6 деталей.

Через взрослых дети получают первые представления об окружающем их мире.

Развитие речи ребёнка 3-4 лет

В этом возрасте речь ребенка продолжает активно развиваться. Дети 3-4 лет способны использовать в своей речи фразы и предложения. Они могут, используя слова выразить то чего они хотят, свои чувства и мысли. Ребенок способен воспринимать короткие историй без иллюстраций. Происходит увеличение словарного запаса.

Ребенок начинает учится как использовать существительные с предлогами. В это время дети активно учат небольшие стихотворения, формулируют небольшие пересказы, могут рассказать историю по картинкам из 3-4 предложений.

Важным моментом является то, что родители и педагоги должны правильным образом подходить к развитию своего ребенка. Развивать все познавательные процессы, которые формируются на каждом этапе детского развития.

Развитие воображения ребенка 3-4 лет

Неправильно будет считать, что воображение дошкольника богаче чем воображение взрослого человека. В основе воображения лежат образы, которые были приобретены с опытом. У дошкольников опыта меньше, следовательно, воображение тоже скуднее. Когда ребенок создает образы в своем воображении он не задумывается о том, как он будет их использовать. Воображение в этом возрасте в основном является не произвольным. Образы возникают в ответ на то что заинтересовало, поразило. У детей создание новых образов темно связано в окружающей действительностью.

Развитие восприятия ребенком 3-4 лет

Катализатором восприятия в этом возрасте служат

  • активная двигательная деятельность
  • активная игровая деятельность
  • активное развитие речи

В этом возрасте восприятие является предметным. Это значит, что дети пока еще не могут отделять свойства предметов от самих предметов. Когда ребенок смотрит на некое изображение предмета, он фиксирует свое внимание на какой-то одной самой выдающейся черте (например, цвет, размер, форма).

В этом возрасте еще отсутствует четкость восприятия. Например, дети могут не узнать папу, который одет в костюм деда мороза, даже если лицо его будет открыто. На этом этапе развития дети видят только общую картину, не обращают внимания на детали.

Источник