Развитие психических процессов ребенка в раннем детстве

Развитие психических процессов ребенка в раннем детстве thumbnail

Ольга Князева
Развитие психических процессов в раннем возрасте

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает:

1) задачи сенсорного развития;

2) формирование мышления;

3) формирование речи;

4) формирование памяти;

5) формирование воображения;

6) формирование внимания;

7) ориентировки в окружающем;

8) обогащение разнообразными впечатлениями.

В процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направленной взрослыми во время прогулок, в процессе ухода за детьми, т. е. во всей совместной деятельности осуществляется интеллектуальное развитие детей.

Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

Для того, чтобы обогатить детей представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы они знакомились с большим количеством разнообразных предметов.

Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.

Ребенок, по мере овладения речью, учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы «Принеси мяч», «Возьми ложку». Ребенок выслушивает короткую просьбу до конца и выполняет действие в соответствии с ней.

Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.

Для того, чтобы повысить уровень концентрации внимания взрослые могут обращать внимание ребенка на детали игрушки, интересующие его в данный момент, могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фиксировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребенок этого делать еще не умеет.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяца, а на третьем году – объекты, которые видел год назад).

Память ребенка непроизвольна, а это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить.

Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.

Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словесная память.

Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

О первых проявлениях воображения у ребенка раннего возраста связана обобщенность игровых действий и игровых предметов, а так же то, что в игровые действия входят замещения.

Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.

В целом же можно сказать, что воображение ребенка не богаче, а даже беднее, чем воображение взрослого, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт, поэтому меньший материал для воображения. Но все равно, воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Воображение ребенка требует постоянный контроль со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Ребенок начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образцов, созданных прошлым опытом, например: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из под шкафа. Такие действия говорят, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:

Читайте также:  Развитие зрительного анализатора у ребенка

— расположение в пространстве (близко, далеко);

— группировка предметов одного цвета, формы, размера;

— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

— выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

— координация движений рук и зрения;

— формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоении речи.

Ребенок – существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Источник

Аннотация.

Статья раскрывает психологические аспекты интеллектуального развития детей раннего возраста. Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития ребенка. В статье описано как в раннем возрасте взаимодействие со взрослым, постепенное овладение предметными действиями способствует развитию всех психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Развитие психических процессов в раннем возрасте.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особою благодатной восприимчивостью.

Условия развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребенка.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает:
1) задачи сенсорного развития;
2) формирование мышления;
3) формирование речи;
4) формирование памяти;
5) формирование воображения;
6) формирование внимания;
7) ориентировки в окружающем;
8) обогащение разнообразными впечатлениями.

В процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направленной взрослыми во время прогулок, в процессе ухода за детьми, т.е. во всей совместной деятельности осуществляется интеллектуальное развитие детей.

Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых являются форма и величина. В начале раннего возраста цвет не имеет никакого значения для узнавания предметов. Если воспитатель показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет.

Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

Для того, чтобы обогатить детей представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы они знакомились с большим количеством разнообразных предметов.

Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает основы для умственного развития, если ребенка не обучать целенаправленно различным видам деятельности (рисование, конструирование).

Именно целенаправленное обучение и освоение действий с предметами приводит к тому, что восприятие становится детальным, полным, точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.

Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяет направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, и совершенствование свойства самого внимания (распределение, переключение).

Ребенок, по мере овладения речью, учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы «Принеси мяч», «Возьми ложку». Ребенок выслушивает короткую просьбу до конца и выполняет действие в соответствии с ней.

Ребенок способен выполнять интересную для него деятельность, но не смотря на это, он испытывает трудности в переключении и распределении внимания.

Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Например: ребенок увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.

Для того, чтобы повысить уровень концентрации внимания взрослые могут обращать внимание ребенка на детали игрушки, интересующие его в данный момент, могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фиксировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребенок этого делать еще не умеет.

Читайте также:  Проблемный период в развитии ребенка это

Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок. Он сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяца, а на третьем году – объекты, которые видел год назад).

Память ребенка непроизвольна, а это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Этот процесс происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

В процессе игры дети лучше запоминают (но у детей раннего возраста и в игре уровень запоминания низкий).

Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.

Таким образом, в раннем детстве обогащается содержание представлений, поэтому, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словестная память.

Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

О первых проявлениях воображения у ребенка раннего возраста связана обобщенность игровых действий и игровых предметов, а так же то, что в игровые действия входят замещения.

Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.

В целом же можно сказать, что воображение ребенка не богаче, а даже беднее, чем воображение взрослого, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт, поэтому меньший материал для воображения. Но все равно, воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Воображение ребенка требует постоянный контроль со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.

Отвлеченность проявляется в том, что в предмете – орудии ребенок выделяет главный признак. Если ребенок понял, что можно палкой доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы, например: ручку, линейку, лопатку.

Когда ребенок использует одно и то же орудие для решения нескольких задач, выступает обобщенность. Например: копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке.

Накопленный опыт практических действий приводит к тому, что ребенок представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образцов, созданных прошлым опытом, например: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из под шкафа. Такие действия говорят, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
— расположение в пространстве (близко, далеко);
— группировка предметов одного цвета, формы, размера;
— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
— выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
— координация движений рук и зрения;
— формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоении речи.

Ребенок – существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Литература.

1. Е.В. Жердева
«Дети раннего возраста в детском саду»
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006;

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина
«Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями»
М, «Экзамен», 2006;

Читайте также:  Центр развития ребенка точка роста воронеж

3. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.
«Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»
М, «Просвещение», 2004;

4. Джеки Силберг
«125 развивающих игр для детей до одного года»
Минск, «Попурри», 2005;

5. Э.Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша»
М, «Мозаика-Синтез», 2005.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждения

«Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска.

Консультация для родителей

«Развитие психических процессов в раннем возрасте»

hello_html_5643c9cc.jpg

Подготовил учитель-дефектолог

Гранченко Надежда Валерьевна

Г. Орск

Развитие психических процессов в раннем возрасте

Ранний возраст – это период от года до трех. В эти два года закладываются основы будущего ребенка. В раннем возрасте ребенок перестает быть беспомощным существом. Он учится владеть своим телом, активно познает мир, овладевает речью, как средством общения.

Раннее детство – это, прежде всего, период активного зарождения речи. Ни один другой период не даст ребенку такого словарного запаса. Из младенчества ребенок выходит со словарным запасом в 10-15 слов.

При этом годовалый ребёнок использует в основном автономную речь – язык, понятный ему самому. Всевозможные «пруа» (гулять), «ав-ав», «мня-мня» в течение полугодия заменяются так называемой взрослой речью.

Главное условие развитие активного и пассивного словаря является речь окружающих взрослых людей. Очень важно, чтобы взрослые говорили на обычном языке, а не на языке ребенка. Иначе переход на «взрослую» речь будет затягиваться очень долго.

Нельзя «сюсюкать» с ребенком или использовать однословные предложения. Нужно знать, что пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не произносит) ребенка гораздо шире активного словаря. Поэтому понимает ребенок гораздо больше, чем говорит сам.

Если взрослый будет постоянно общаться с ребенком, используя большой словарный запас, уточняя понятия практическими действиями, строя грамотные полные предложения, то к трем годам ребенок будет демонстрировать основной словарный запас.

В речи детей к трем годам встречаются почти все части речи. Речь становится полноценным средством общения.

Развитие речи напрямую связано с мышлением.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
— расположение в пространстве 
— группировка предметов одного цвета, формы, размера
— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени 
— выделение основных свойств предметов 
— координация движений рук и зрения
— формирование числовых представлений

Помимо речи и мышления в раннем возрасте активно развивается восприятие, память, внимание. Доминирующее значение имеет восприятие. Это неслучайно, так как происходит соотношение окружающего с конкретным мыслительным образом. Внимание и память непроизвольны. Воображение имеет форму предвосхищения. Творческих форм воображения ещё не существует.

Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, — это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним. Следует  отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность, его действия — выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то»

Важным свойством внимания, лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

Дети лучше запоминают в процессе игры. Однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.

Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память

Источник