Развитие психических процессов ребенка с зпр

Развитие психических процессов ребенка с зпр thumbnail

Что такое психические процессы и познавательная длительность

Определение 1

Под термином познавательная деятельность понимают сознательные действия, которые направлены на изучение окружающего мира с помощью восприятия, внимания, мышления, памяти и речи, то есть с помощью психических процессов личности.

Под умственным развитием понимают новые качества ума и психики, которые проходят развитие от более примитивных к более сложным по линии произвольности и в результате осознанного процесса.

Проблеме развития психических процессов у детей с ЗПР посвящено достаточно большое количество работ. Этой проблемой занимались такие ученые как В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер. Все ученые схожи во мнении что классификация нарушений у детей с ЗПР сводится к нарушениям в сферах:

  • интеллектуальной
  • эмоциональной
  • личной

Замечание 1

Психологи расценивают ЗПР как медленное (по сравнению с нормальным) развитие психики ребенка, проявляющиеся низким запасом знаний об окружающем мире, несформированным мышлением, быстрым утомлением от мозговой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.

Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:

  • уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
  • уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
  • речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности

Особенности внимания у детей с ЗПР

Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания. Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.

У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания». Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном.

Особенности мышления у детей с ЗПР

У детей с ЗПР особенно заметно сильное отставание в мыслительной сфере. У этих детей плохо развито образное мышление, а также словесно – логическое мышление. Дети не могут обобщать материал, анализировать и синтезировать информацию. Детям с ЗПР трудно выделять мелкие части из целого и наоборот составлять из более мелких элементов целое понятие. У детей достаточно плохо развито творческое мышление, им трудно продуцировать новые образы.

Особенности восприятия у детей с ЗПР

Восприятие у детей с ЗПР является:

  • поверхностным
  • фрагментарным
  • ограниченным

Они не концентрируют свое внимание на важных аспектах, часто упускают ключевую информацию. У детей с этим диагнозом плохо развиты аналитические связи, то есть слуховое и зрительное восприятие нарушено. Из-за этого так ж страдает и пространственное временное восприятие.

Уровень исследовательской деятельности снижен, дети не проявляют интереса к деятельности или предмету, не способны исследовать, свойства предмета выясняют практическим способом.

Детям с ЗПР достаточно проблематично выделить структуру предмета и его основные элементы, место положение предмета в пространстве, они не фокусируют своего внимания на мелких элементах.

Замечание 2

Так как ребёнок испытывает трудности в восприятии предметов и явлений, он имеет и трудности в обучении.

Иными словами, ребёнок не обращает внимания на существенные вещи которые находятся в окружающей его действительности. Ребенок не концентрируется на том, что объясняет педагог, он не обращает внимания на наглядные пособия, схемы, картинки, таблички.

Еще одной важной особенностью детей с ЗПР является из медленное выпирание поступающей из вне информации. Информация перерабатывается достаточно медленно, что и вызывает трудности в обучении. Для ребенка с ЗПР характерны пропуски важной информации, то есть ребенок по просто «не видит» ключевой информации. Следовательно, дети с ЗПР за одно и тоже время способны воспринять значительно меньший объем информации по сравнению с обычными детьми.

Особенности памяти у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.

Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.

Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.

Источник

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.

Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

  • 1. уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;
  • 2. уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;
  • 3. речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена скорость выполнения персептивных операций. Ориентировочно — исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают в практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженности дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:

  • · заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
  • · несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
  • · сниженный объем запоминания;
  • · несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;

Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. дети задержка психический умственный

При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Источник

Министерство образования Иркутской области

Институт повышения квалификации работников образования

Кафедра коррекционно-развивающего обучения

Реферат:

Особенности психических процессов у детей с ЗПР

                                                                                                Выполнила слушательница

                                                                                                 курсов повышения квалификации

                                                                                                Пыренко Галина Тимофеевна,

                                                                                                 учитель начальных классов                        

                                                                                                  МОУ СОШ № 14

                                                   Иркутск  

                                                       2011

   Особенности психических процессов у детей с ЗПР

       Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

      Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
  • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
  • генетическая обусловленность.
  1. Социально-психологические:
  • длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.   

 В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

       Формы ЗПР:

  • Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее  поздно формирующихся мозговых систем.  Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью  лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики  головного мозга);
  • Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная  функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая  и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

       В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

       Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития

     Память:     

       Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у  отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у

детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

     Снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

     Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

  • Снижение объема памяти и скорости запоминания,
  • Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
  • Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
  • Преобладание наглядной памяти над словесной,
  • Снижение произвольной памяти.
  • Нарушение  механической памяти.

        Внимание:

Причины нарушенного внимания:

   1.   Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

      2.   Несформированность механизма произвольности у детей.

      3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации нарушение интереса.

         Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и  т.д.

     Восприятие:

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

1.      При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различны анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

2.      Недостатки внимания у детей с ЗПР.

3.      Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не  обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
  •  Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер –зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

         Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить  процессы восприятия и учить воспроизводить предмет  целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде  схем, цветных фишек.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.            

       Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

  • Уровень развития внимания;
  • Уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем

богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).

  • Уровень развития речи;
  • Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных
  • механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны.

     У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

    У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1.  Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым  предметам.

2.   Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию,  многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее

получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

   3  Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за   поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

             4.     Стереотипность мышления, его шаблонность.

     Наглядно-образное мышление. 

        Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать

образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

     Логическое мышление.

       У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

  • Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может  объяснить то, почему он так поступил).

       У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.

Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

         1.   Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от   частного к общему).

         2.   Дедукция  (от общего к частному).

         Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

 Дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления.

         Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.

Интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать  в план занятий физкультминутки.

4.   Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Источник