Общее развитие ребенка для чего

Общее развитие ребенка для чего thumbnail

Когда упоминают общее развитие ребенка, то, как правило, подразумевают многоэтапный процесс его роста и овладения основными навыками. Кроме того, под общим развитием могут понимать работу родителей и других окружающих малыша взрослых в направлении совершенствования этих навыков. Поговорим об общем развитии в обоих направлениях.общее развитие ребенка

Итак, общее физическое и психологическое развитие. Сколько времени для него потребуется? Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь человека. На сам процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • Факторы психологического характера;
  • окружающая среда;
  • уход и воспитание;
  • генетические;
  • культурные.

Нормальным развитие считается в случаях, когда ребенок овладевает основными навыками согласно своему возрастному периоду. Каждый приобретенный навык становится подспорьем для развития последующих, напоминая собой своеобразную постоянно увеличивающуюся пирамиду.

Естественно, общее развитие ребенкачто нормы развития относительны и зависят от целого набора факторов. У каждого малыша процесс развития сугубо индивидуален и основан прежде всего на особенностях его как личности.

Общее развитие детей можно охарактеризовать, если проанализировать основные его области и сферы. Все они между собой тесно связаны. Успехи малыша в одной из областей обязательно приведут к улучшению достижений и в других.

Так, например, если малыш прогрессирует в процессе освоения речевых навыков, то заметна станет положительная динамика и в отношении социальных навыков, тогда как развитие моторики обязательно спровоцирует совершенствование навыков самообслуживания. Подробнее о каждой области общего развития ниже.

Развитие крупной и мелкой моторики

Под развитием крупной моторики ребенка понимают его способность, используя конечности и тело, менять местоположение. Начало процесса — освоение умения переворачиваться с живота на спину и обратно, далее — навык сидеть, а затем стоять, ползать и, конечно, ходить. Все эти умения открывают перед малышом новые возможности, основная из которых — это знакомство с окружающим миром.

К мелкой моторике относят умения, общее развитие ребенкакоторые подразумевают выполнение тонких действий с помощью пальцев и кистей рук. Так, например, сначала малыш осваивает умение захватывать игрушку кулачком, со временем же учится использовать пинцетный захват из указательного и большого пальца, с помощью которого способен поднимать и удерживать мелкие предметы.

Со временем эти способности помогут ребенку совершенствовать навыки самообслуживания. Малыши научатся самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки и т.д.

Кроме того, нужно отметить, что мелкая моторика играет крайне важную роль в обучении малыша в школе в дальнейшем. Умение писать, рисовать, пользоваться ножницами во время выполнения аппликации — все это связано с ловкостью пальцев и зрением. Вместе с мелкой моторикой родители обязательно должны развивать зрение малыша, своевременно реагируя на проблемы.

Когнитивное развитие и навыки самообслуживания

В каком возрасте ребенок должен уметь самостоятельно о себе позаботиться? Все общее развитие ребенказависит от развития его крупной и мелкой моторики, а также от того, насколько родители будут заинтересованы в том, чтобы приобщать малыша к этому процессу.

Уже в 2 года ребенок в состоянии самостоятельно обуться и надеть или снять с себя простые элементы одежды. К 4 годам кроха при нормальном развитии может обслуживать себя сам практически полностью. Он сможет пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться и многое другое.

Что касается когнитивного развития, то речь идет о способностях малыша знакомиться с окружающим миром методом внутренних рассуждений, поиска наиболее выгодных решений проблем.

В раннем возрасте когнитивное развитие проявляется в понимании того, что, даже когда общее развитие ребенкапредметы или объекты пропадают из поля зрения, они не исчезают совсем. Уже к 6-7 месяцам малыш в состоянии понять, что спрятанная за спиной у мамы игрушка не исчезла безвозвратно и готова появиться по требованию. На этом этапе дети учатся строить первые причинно-следственные связи.

Со временем, по мере взросления малыши научаться наблюдать, анализировать и делать выводы, исходя из собственного опыта, воспоминаний. Им потребуется определенное время для того, чтобы научиться выстраивать многоярусные концепции, но рано или поздно они с этим справятся – конечно, если не будут иметь место задержки в развитии.

Речь и социальные навыки

Общее развитие малыша характеризует и степень овладения им речевыми навыками, а также умение общаться. В детском общее развитие ребенкавозрасте общение может быть импрессивным и экспрессивным. Во втором случае дети стараются помимо слов использовать также и жесты.

К социальным навыкам относят способность строить отношения с окружающими людьми. Овладеть ей малыши могут так же, как и остальными, перечисленными выше, в ходе игровой деятельности. Изначально, до года-полутора, малыши учатся находить контакт со взрослыми. Со временем, когда они начнут бывать в обществе, им придется научиться контактировать с детьми разного возраста.

Чувственное восприятие

И, наконец, чувственное восприятие – еще один навык, позволяющий общее развитие ребенкамалышам ощущать все, что происходит вокруг, начиная от запахов и звуков и заканчивая движениями и светом. Очень важно, чтобы чувственное восприятие развивалось в соответствии с возрастом малыша, так как умение ощущать ему понадобится для жизни в обществе.

Существуют специальные игры и упражнения для развития сенсорных навыков, которые можно использовать, как только малышу исполнится несколько месяцев. Чем старше будет становится малыш, тем больше будет совершенствоваться его сенсорная система.

Общение для развития ребенка

Взрослые, которые считают, что общение — неотъемлемая часть процесса общего развития ребенка, не ошибаются. Действительно, в процессе общения малыш «растет». Он узнает много нового об окружающем мире, учится общее развитие ребенкаслушать, анализировать, делать выводы, оценивать поведение людей и героев книг, пересказывать, излагать, описывать.

Общаться с ребенком несложно и интересно. Достаточно будет просто обсуждать с ним все, что происходит вокруг, как дома, так и на улице, стараться сравнивать это с тем, что происходило вчера, отмечать важные вещи, давать им оценку или описание. Малыши с удовольствием общаются, радуются, когда их внимательно слушают, учатся не перебивать.

Вот так, в процессе общения, развивается речевой навык, в результате чего ребенок учится правильно произносить слова, ставить ударения, склонять, строить предложения. Общение со взрослыми детям в радость, и этим нужно пользоваться, стимулируя их развитие.

Книжки для развития детей

Чтение вслух — еще один простой, доступный и эффективный способ развития общее развитие ребенкаребенка. Начинать читать можно уже с 6 месяцев, когда ребенок в состоянии сохранять внимание на протяжении нескольких минут. Чтение вслух должно войти в привычку в семьях, где есть дети.

Со временем, когда они начнут говорить, можно обсуждать прочитанное, позволять малышам заканчивать отдельные фразы, предлагать придумывать другие концовки известным сказкам и рассказам.

Так же как и общение, чтение книг вслух способствует общему развитию малыша, стимулирует его речь, научит правильно произносить отдельные слова, фразы и предложения, разовьет фантазию, воображение, веру в добро.

Умение действовать в уме

Еще один навык, способствующий общему развитию детей — умение действовать в уме. В общее развитие ребенкаотношении подготовки к школе этот навык является просто бесценным. Ребенок должен научиться просчитывать несколько действий в уме и искать наиболее выгодное решение. Это пригодится ему не только в учебе, но и в жизни.

Когда нужно начинать учить ребенка решать задачи последовательно в уме? Чем раньше, тем лучше, а начинать можно с самого примитивного уровня. Формирование способности действовать в уме происходит в несколько этапов.

Так, сначала ребенок просто не знает, как решить задачу, и пробует разные способы. На следующем этапе он все еще не знает, как это сделать в уме, но уже имеет готовое решение, с успехом использованное ранее, и пробует применить его снова.

Новый этап — это способность малыша перебирать в уме разные ранее совершенные действия и искать самое общее развитие ребенкаподходящее. И, наконец, на последнем этапе ребенок после анализа всех известных ему действий выбирает наиболее подходящее с предвидением результата. В этот момент способность действовать в уме можно считать окончательно сформированной.

В завершение отметим, что, помимо общения, книг и прогулок, для нормального общего развития малышу просто необходимы игры. Именно игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.

В ходе игр можно совершенствовать сенсорные навыки малыша, учить его логически мыслить, совершать последовательные действия для достижения поставленной цели. Подбирать игры нужно с учетом возраста ребенка, чтобы он не испытывал сложностей в процессе и получал удовольствие от результатов.

Источник

Рейтинг:  Общее развитие ребенка для чегоОбщее развитие ребенка для чегоОбщее развитие ребенка для чегоОбщее развитие ребенка для чегоОбщее развитие ребенка для чего / 2

Подробности

Опубликовано 18.09.2008 17:29

Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сы­нишка или дочка, и делают достаточно много для этого.

Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с ус­пехами его одногодок — детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Часто небольшое отстава­ние в темпе развития, находящееся вполне в пределах нормы, вызывает у них тревогу, они готовы по этому поводу бежать к врачу, искать консультации у педаго­гов—специалистов по дошкольному воспитанию, у пси­хологов и т. д.

Бывает, что между знакомыми семьями начинается что-то вроде соревнования.

— А моя Наташка уже знает почти все буквы!

— Да неужели? А мой Андрюша — нет. Но зато он умеет считать до десяти.

Такое «соревнование» далеко не всегда полезно для детишек в основном потому, что акцент в нем обычно делается на знание каких-то элементов школьной про­граммы—букв, цифр, числового ряда и т. д. И это не­редко начинает больше заботить родителей, чем общее развитие.

Правильно поступают те взрослые — не только ро­дители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.),— которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интерес­ного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумы­вают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе про­говаривают то, что видели на прогулке,— это легко де­лается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют рас­ширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

В процессе общения старшие помогают ребенку овла­девать речью. Они ненавязчиво поправляют его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делают это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести-семилетнему возрасту ребенок уже располагает солидным словарным запасом (порядка 4—5 тысяч слов) и практически осваивает грамматический строй родного языка.

Дети этого возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Приведу только один пример, показывающий, насколько сильна у ребятишек этого возраста тяга к общению. Ко мне не­однократно обращались родители по поводу обучения их детишек чтению. Трудность при этом была однотип­ная. Ребенок уже начал читать. Но это дается ему с тру­дом. И он всячески стремится уклониться от чтения. Взрослые понимают, что дальнейший прогресс упира­ется просто в наращивание практики чтения. Но как быть, если ребенок избегает этого? Пробовали подбирать ин­тересные книжки с захватывающим сюжетом в расчете на то, что ребенок будет стараться читать, чтобы узнать, а что же было дальше. Нет, не читает. Пытается угово­рить бабушку, чтобы она почитала ему. Пытается узнать у мамы, чем же кончилось дело. Но сам читать не хочет. Что же делать в таком случае?

Вот вопрос, с которым они обращались к психологу. Мой совет во всех случаях был одним: начинайте читать вслух вместе с ребенком. Скажем, страницу — он, страни­цу — вы. Если видите, что ему это трудно, уменьшайте его порцию. Вы читаете страницу, а он — полстраницы. Или даже вы — страницу, а он — только первые один-два абзаца. И постепенно увеличивайте ему норму чте­ния.

Не было случая, чтобы этот простой прием не сра­ботал.

Конечно, книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если взять солидную, взрослую, малопонятную ему книгу, то дело не пойдет. Но даже интересная книга сама по себе тоже не стимулирует ребенка к чтению. Пока что читать ему трудно, и этот фактор оказывается сильнее возникающего интереса. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть.

Особенно важное значение в плане подготовки к школе имеет воспитание умения производить действия в уме, или, как говорят психологи, действия внутреннего плана. Поясню на простом житейском примере, о чем идет речь. На дворе жаркая погода. В комнате душно. Я хочу отворить окно, но боюсь, что если его оставить открытым, то внезапный порыв ветра может разбить стекла. Мне надо как-то закрепить раму в открытом по­ложении, чтобы она была неподвижна и в то же время, если понадобится, не представляло большого труда за­крыть окно. И я быстро прикидываю в уме, что можно сделать. Я могу проложить какую-нибудь дощечку или палочку между рамой и подоконником, либо между ра­мой и коробкой — там, где находятся петли. Этим я ограничу движение наружу — окно не будет закрываться. Но еще надо, чтобы оно не распахивалось вовнутрь. Я сно­ва прикидываю в уме, как это сделать. Можно за ручку привязать раму к батарее. Можно немного пододвинуть стоящую у окна кровать, чтобы рама уперлась в спинку кровати. Можно распахнуть его на такую ширину, чтобы рама упиралась во внутренний край оконного проема. Все эти варианты я проигрываю про себя, в уме. Выби­раю тот, который мне кажется наилучшим. И только после этого приступаю к реальным действиям — осуществляю, как говорят психологи, во внешнем предметном плане то, что до этого представил во внутреннем.

А вот ребенок, который не умеет производить дей­ствия во внутреннем плане и не способен предварительно провести всю эту работу в уме, может найти решение только с помощью внешних действий. Ему надо взять дощечку и попробовать, подходит ли она. Пока не по­пробует, он не понимает, годится она или нет. Если до­щечки нет перед глазами, он может попытаться приме­нить какой-нибудь совсем малоподходящий предмет. И пока не попробует своими руками, он не улавливает его полную непригодность.

Хороший пример подобного поведения описан в психологической литературе. Мячик закатился под шкаф.

Ребенок хочет достать его с помощью палки, но палка коротка. Малыш вновь и вновь повторяет безуспешные попытки. А рядом со шкафом стоит щетка с длинной ручкой, которая вполне годится для данного случая. Взрослый, глядя на происходящее, говорит ребенку:

«Ты же видишь, что палочка коротка. Подумай, как еще можно достать мячик». И получает ответ: «Не надо ду­мать, надо доставать!» Почему так отвечает ребенок? Да только потому, что он не умеет решать задачу во внутрен­нем плане. Найти решение сначала в уме, а только потом осуществить его — для малыша дело недоступное. По­этому предложение подумать для него равносильно предложению ничего не делать. Ясно, что это никуда не годится: надо доставать. Использовать щетку он дога­дается, только если та случайно окажется в поле его зрения.

Умение действовать в уме, находить решение про себя, во внутреннем плане — одно из важнейших усло­вий успешного обучения в школе. Необходимость таких действий там встречается буквально на каждом шагу. Возьмите хотя бы такую простую арифметическую опера­цию, как сложение с переходом через десяток. «Сколько будет 8+5?» Для нас, взрослых, это легче легкого. Мы либо просто помним, что 8+5=13, либо у нас в уме 5 как-то автоматически распадается на 2 и 3, а это 3 тут же превращается в 13. Совсем иное дело ребенок. Преж­де всего ему надо найти число, дополняющее 8 до круг­лого десятка. То есть надо из 10 вычесть 8. Полученную двойку вычесть из второго слагаемого. Найденный ре­зультат добавить к десятке. Получится искомый ответ. Вы не сбились, не потеряли нить мысли, читатель, когда прослеживали эту последовательность действий? Вам не пришлось хотя бы разок возвращаться мыслью назад? А теперь представьте, каково приходится ребенку-перво­класснику. Практика показывает, что если он умеет осу­ществлять действия во внутреннем плане, то, пусть с некоторыми трудностями, он все же довольно быстро овладеет и «счетом в уме». А вот если не умеет… Тогда он довольно быстро поймет, как получить результат, нарисовав на промокашке 8 палочек и добавив к ним еще 5, но научиться решать это в уме для него задача почти непреодолимая. Особенно путает и сбивает его число 10. Оно откуда-то берется, хотя его нет в условии. Сначала из него надо что-то вычитать, потом что-то приба­вить, хотя при пересчете палочек ничего подобного не требовалось. Словом, трудности, подобные описанной, будут в школе встречаться на каждом шагу. Чтобы избе­жать их или, во всяком случае, свести к минимуму, необ­ходимо еще в дошкольный период научить ребенка действовать во внутреннем плане. В каком возрасте следует начинать это делать? На­до начинать тогда, когда ребенок в состоянии освоить то, что вы ему предлагаете. А с учетом этого соображе­ния — чем раньше, тем лучше. Так, скажем, способность к действию в уме появляется не сразу. Ее формирование проходит несколько этапов. Сначала ребенок просто не умеет этого делать, как не умел мальчик, уверявший, что не надо думать, а надо доставать. Когда ребенку встре­тится в жизни аналогичная ситуация, он снова не будет думать, а будет повторять попытки доставания. На сле­дующем этапе он еще не умеет решить задачу в уме, но может воспроизвести в уме решение, найденное ра­нее. Если, скажем, ему случайно попалась на глаза щетка или ему посоветовал использовать ее взрослый, то в сле­дующей подобной ситуации (завалилась какая-нибудь игрушка за диван) мысль о щетке сразу же придет ему в голову. Дальнейший этап связан уже с действиями в уме, но эти действия непоследовательны, хаотичны, слу­чайны. Ребенок как бы манипулирует объектами в уме и, перебирая одно, другое, третье, в конце концов наталкивается на верное решение. Скажем, он решил попробовать бабушкину палку, но вот беда — она немно­го коротка. Для того, кто умеет действовать в уме, ясно, что надо взять какой-то предмет вроде палки, но подлиннее. Ту же щетку, например. Но для ребенка, находящегося на описываемом этапе, результат преды­дущего действия не служит основанием для того, чтобы спланировать последующее. Он вполне может решить, что ему годится веник, хотя тот явно короче палки. Вот так, перебирая приходящие в голову решения и проверяя их, он в конце концов находит подходящее. На следующем этапе неуспех предыдущего действия уже учитывает­ся ребенком, когда он планирует в уме дальнейшие. И результат действия он в основном уже может себе представить. А если так, то перебор вариантов сильно сокращается. Ребенок никогда не попытается доставать игрушку более коротким предметом, чем не оправдавшая себя палка. Он быстро переберет в уме длинномерные предметы, имеющиеся дома,— щетка, лыжные палки, папина рейсшина и т. п.— и воспользуется наиболее подходящим. На этом этапе умение действовать в уме можно считать в основном сформированным. Для его завершения осталось только одно: научиться решать в уме задачу, идя от цели, т. е. в порядке, обратном реаль­ному. В предметном плане так действовать, конечно, просто невозможно, но про себя, в уме — почему бы нет? Это сразу открывает дополнительные возможности для решения задачи. Скажем, если ни один из длинномер­ных предметов, имеющихся дома, не подошел, ребенок без труда сообразит, что можно просто отодвинуть ди­ван. А вот ребенок, находящийся на предыдущем этапе, вряд ли придет к этой мысли. Скорее, он будет думать, нельзя ли имеющиеся палки как-то удлинить — связать, вставить одну в другую и т. д.

С учетом всего сказанного и рекомендуется действо­вать родителям. Понаблюдайте, как ребенок решает прак­тически задачи, вроде описанных выше. Постарайтесь понять, на каком этапе развития внутреннего плана дей­ствий он находится. И постарайтесь создавать больше ситуаций, требующих действий в уме. Если нужно, пре­вращайте их в игровые или создавайте сразу как игро­вые. Когда заметите, что соответствующий этап ребенок освоил, начал действовать легко и уверенно, переставай­те удовлетворяться находимым привычным способом решения и начинайте требовать решения, соответствую­щего следующему этапу. Если, предположим, вы видите, что манипулятивные решения даются ребенку просто и быстро, начинайте требовать, чтобы всякое последующее решение он сравнил с предыдущим. Скажем, раньше вы бы просто подождали, пока ребенок сам убедится, что веник не годится. А тут вы просите его померить ве­ник и палку, посмотреть, что длиннее, а что короче, и подумать, можно ли им достать игрушку, если палкой этого сделать не удалось.

Очень полезны в этом плане могут быть разные настольные игры — в шашки, в поддавки и т. д. Не годят­ся только те, где выигрыш зависит от случая — в какую лунку закатится шарик, как в настольном бильярде, или кому раньше повезло вытащить нужную карточку, как в лото. Лото — хорошая игра для развития произвольно­го внимания, а бильярд — для моторики, но мы говорим сейчас о другом. Не очень подходят также игры с боль­шим элементом неопределенности (карточные игры, до­мино и т. д,). Там многое зависит от способности по­строить наиболее правдоподобное предположение, ка­кие кости (или карты) находятся на руках у партнера, а какие на кону (или в колоде). Это ребенку еще трудно, и взрослый может одерживать над ним почти непре­рывные победы. Впрочем, это возможно и в открытых играх, вроде шашек. Так что не забывайте время от вре­мени проигрывать малышу, иначе можно напрочь отбить у него охоту к продолжению игры.

Думаю, что после всего сказанного у читателя не останется сомнения в том, что постоянное общение со старшими совершенно необходимо для общего разви­тия ребенка. И, как правило, в семьях теперь уделяют этому внимание. Случаи, когда ребята встречаются с труд­ностями в учебе из-за недостатка общего развития, не так уж часты.

К. В. Бардин «Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)»

Оставить комментарий при помощи:

Источник