Развитие психических функций у ребенка в 3 года

Развитие психических функций у ребенка в 3 года thumbnail

В период дощшкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство – это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.

Как развиваются психические функции у детей от 3 до 7 лет?

Память

Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий.

В 3 – 4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).

Речь

Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 7 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.

В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. Появляются развёрнутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, в которой содержатся указания, оценки, согласование правил игровых действий и др. В общении со взрослыми дети задают сложные вопросы на различные темы, при этом учатся рассуждать и думать вслух.

Мышление

В этом периоде происходит переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению, а затем и к словесному. Но основным видом всё-таки является наглядно-образное мышление. Он мыслит образно, но ещё не приобретена взрослая логика рассуждений. Дети могут правильно рассуждать, опираясь на свою детскую логику и решать поставленные задачи. Но правильность ответа на поставленную задачу зависит от понимания самого вопроса. А. В. Запорожец утверждал, чтобы добиться понимания и правильного решения вопроса, ребёнок должен сделать выводы на основе своего опыта. Для этого нужно организовать правильно организовать сами действия ребёнка. Например, он расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических действиях, в частности, почему одни предметы тонут, а другие нет. Вначале ответы вызывали смех. Потом он предложил бросить в воду разные вещи (лёгкие и тяжёлые). После нескольких опытов и наблюдений, дети стали рассуждать последовательно и логично и давать правильные ответы.

Следовательно, если детям создать необходимые условия, интересные и доступные для их понимания, они смогут логически правильно рассуждать.

С 3 до 7 лет дети осваивают новые понятия, хотя они остаются пока на житейском уровне, т.е. то, что вкладывают в понятия взрослые. Например, пятилетний ребёнок уже понимает, что такое «живое и неживое существо». Они активно их используют и оперируют ими в уме.

Восприятие

Опираясь на прошлый опыт, восприятие у детей дошкольного возраста становится многоплановым, оно включает самые разные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. Постепенно развивается апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта) и с возрастом её роль постоянно повышается. Вследствие этого восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, если родители перед показом картины объяснят доступно ребёнку, что изображено, поясняя и рассматривая детали изображённого, то это облегчит детское восприятие.

Читайте также:  Центр развития ребенка лучик глазов

Вывод

У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

Источник

Ольга Каминская
Игры и упражнения для развития высших психических функций у дошкольников 3–4 лет

Игры на развитие памяти

«Запомни слова»

Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы, находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово дверь поверните голову и посмотрите на дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким образом процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто придётся вспомнить образ предмета. А это большой шаг на пути развития памяти.

«Запомни картинки»

Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. После того, как на ваш вопрос: “Ты запомнил?” ребёнок ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки, использовать ассоциации.

«Что под платочком»

С карточками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед ребёнком 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку под платочек. Задача ребёнка вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась под платочек.

«Что ты видел на картинке»

После рассматривания яркой картинки обязательно спросите ребёнка, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “На картинке была нарисована бабочка?” Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы, но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, рассмотрите картинку ещё раз.

«Весёлые стихи»

Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и способствуют развитию памяти. Для заучивания отлично подойдут стихи на закрепление правильного звукопроизношения.

«Шаловливый зайчик»

Перед ребёнком расставьте 3-5 игрушек и попросите запомнить их расположение. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это зайчик пошалил и игрушки перепутал. Предложите ребёнку поставить всё в правильной последовательности.

«Пуговицы»

Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старание.

«Таблицы»

Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения.

Например, вы с ребёнком решили выучить стихотворение А. Барто «Зайка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так:

Зайку бросила хозяйка, (к этой строчке подойдет картинка зайчика и девочки)

Под дождём остался зайка. (картинка тучки с каплями и зайки)

Со скамейки слезть не смог, (картинка скамейки)

Весь до ниточки промок. (картинка зайки в луже или нитки)

Развитие внимания

«Чем похожи – чем отличаются»

Отличная игра для того, чтобы научить ребёнка внимательно рассматривать и сравнивать предметы. Помимо внимания в игре развивается восприятие и мышление. Возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того, чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана. Вспомните, как можно с ней играть.

«Найди такой же»

В эту игру можно играть с пуговицами, листочками, ёлочными игрушками, конфетами и т. д. Предложите ребёнку найти такую же игрушку, предмет как у вас в руках.

Читайте также:  Что купить для развития ребенка 3 лет

«Что изменилось?»

Игра, в которую можно играть в любом возрасте. Для неё можно использовать специальные карточки или любые предметы. Если вы хотите поиграть на кухне, подберите 4–5 наименований посуды. Расставьте в ряд и предложите ребёнку внимательно посмотреть и запомнить. Когда ребёнок закроет глаза, уберите один предмет (поменяйте два предмета местами, один замените другим) и спросите, что изменилось.

«Покажи»

Рассматривая сюжетные картинки в книжках попросите ребёнка показывать вам предметы, особенно те, которые не сразу бросаются в глаза. Попросите показать не весь предмет, а его деталь (например, трубу дома, колесо велосипеда, бантик у девочки и т. д.)

«Разные звуки»

Игра направлена на развитие слухового внимания. Очень много предметов издают разные звуки. Загадывайте ребёнку музыкальные загадки. За ширмой или платочком позвените колокольчиком, постучите ложками или насыпьте в банку горох и пошуршите. Хорошо, если вы будете использовать специальные шумовые игрушки. Для этого возьмите несколько баночек из–под кофе и наполните их сухим горохом, фасолью или рисом. Хорошо заклейте банки, наклейте на них вместе с малышом красивые картинки и шуршите на здоровье. Совсем скоро вы услышите, что банки с фасолью звучат по-разному (в одной фасоли больше, в другой меньше, и совсем не так, как с рисом. Учите ребёнка прислушиваться к разным звукам и определять их источник.

«Чего не хватает у предмета»

Для этой игры можно использовать специальные карточки. Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и сказать, чего не хватает на рисунке (у рыбки плавника, у зонтика ручки и т. д.)

«Искатели»

Предложите ребёнку превратиться в искателя и поискать в комнате, на улице и т. д. всё, что похоже на круг, всё синее или мягкое. Меняйте задания по своему усмотрению. Это увлекательное занятие может продолжаться часами. Поощряйте ребёнка за внимательность и наблюдательность.

Игры на развитие восприятия

«Залатай коврик»

Во многих играх параллельно с формой можно закреплять размер и цвет предмета. Развивающая игра, для которой вам понадобятся специальные коврики. На лист цветного картона наклейте белые геометрические фигуры, приготовьте отдельно геометрические фигуры такого же размера, цвет соответствует коврику. Рассмотрите с ребёнком заготовку, обсудите, какой формы отверстия и выберите необходимую фигуру, которой можно залатать коврик. Для начала предлагайте малышу один коврик и фигуры того же цвета. Затем добавляйте фигуры другого цвета, постепенно внося в игру коврики других цветов (до 7 цветов).

«Формы»

Если в прошлом году вы занимались по нашей системе развития, то ваш ребёнок уже знаком с геометрическими формами (круг, квадрат, овал, треугольник). В возрасте 3-х лет нужно закреплять и расширять знания о геометрических формах (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребёнок должен воспринимать овал (прямоугольник) в любом его положении, знать, что треугольники – это любые фигуры с тремя углами. Малыш должен использовать в речи понятие «четырёхугольник». Игры на закрепление формы очень простые. Приготовьте из цветного картона геометрические фигуры разных размеров и цветов, предложите ребёнку из предложенных фигур выбрать все квадраты (треугольники и т. д., в одну коробочку сложить все круги, а в другую овалы. Усложняйте и разнообразьте задания, опираясь на уровень вашего сына или дочери. С геометрическими фигурами можно играть в игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигура лишняя?», «Какие фигуры спрятались в рисунке?».

«Рассели матрёшек»

Для этой игры вам понадобится лист разделённый на 4-6 цветовых секторов, матрёшки (или любые предметы) тех же цветов. Выполняя задания, ребёнок должен расселить матрёшек в их дома: красных – в красные, синих – в синие и т. д.

«Найди предмет»

Вместе с ребёнком отыскивайте предметы заданной формы в помещении, на прогулке. Обращайте внимание ребёнка на то, что предметы имеют свою форму. Попробуйте выделять и называть форму предметов (окна в доме квадратной формы, дверь прямоугольной формы, платок треугольной формы, тарелка круглой формы и т. д.) Правильно спрашивать у ребёнка 3-х лет не “Какой?”, а “Какой формы, какого цвета, какого размера?”. Соответственно правильный ответ “Круглой формы, синего цвета, маленького размера. ”

«Загадки»

Когда ребёнок научится правильно выделять основные признаки предмета, предложите ему составить загадки (или загадывайте сами, а ребёнок пусть ищет отгадку среди предложенных предметов). Например, большого размера, красного цвета, круглой формы – мяч, помидор, красная тарелка и т. д.

«Бусы»

В эту игру можно играть как на специально заготовленных листах, так и на столе, используя геометрические фигуры из картона, пуговицы разных цветов. Предложите ребёнку собрать бусы из жёлтых бусинок, из треугольных бусинок. Если ребёнок быстро справляется с заданием, предложите ему чередовать красные и жёлтые бусины (сначала показывая образец, затем по словесной инструкции, треугольные и круглые и т. д.

Читайте также:  Методики развития ребенка до года скачать

«Разрезные картинки»

Большую ценность для развития восприятия имеют разрезные картинки. Для игры понадобятся предметные картинки, которые надо разрезать на 4 части. Количество частей к концу года может увеличится до 6.

Продолжайте играть в игры на развитие слухового восприятия, учите ребёнка ориентироваться относительно себя (право, лево, вверху, внизу) и на плоскости (над, под, перед, после) с помощью игры «Платочек».

Развитие мышления

«Ассоциации»

Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т. д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.

«Найди лишнее»

Для игры можно использовать любые предметы или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку. Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда, а четвертый нет (кастрюля). Ответ ребёнка должен быть примерно такой: “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапка и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки.

Вариантов игры очень много. «Что лишнее» Это более сложный вариант предыдущей игры, так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова, одно из которых лишнее:1) Корова, курица, диван, кошка. 2)Пирамидка, кукла, мячик, чайник. 3) Мячик, картошка, огурец, морковка. Усложните задачу:1) Капуста, свёкла, клубника, баклажан. 2)Шапка, сапоги, панамка, шуба.

«Раздели на группы»

Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки. Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду. Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме, а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т. д. В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т. д.)

«Кому что понадобится»

Спросите у ребёнка: “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т. д. Вы узнаете много интересного о представлениях ребёнка, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.

Антонимы или скажи наоборот

и наоборот» Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как: мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.

«Как узнать?»

Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её). Подойдут и такие вопросы: Как узнать, наступила ли зима? Идёт ли дождь? Высохло ли платье? Сварилась ли картошка? Пишет ручка или нет? Есть ли что-то в коробке? Работает ли пылесос? Что приготовила мама? Будет ли папа играть с ребёнком? Какое настроение у мамы? Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится. «Кто что ест?» Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено, заяц – морковку и т. д.

Можно играть и наоборот: Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т. д.

«Ошибки»

Намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.

«Так не бывает»

В эту игру хорошо играть группой детей. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши», или «Дом рисует девочку», «Кошка сказала – Му,

му».

Источник