Развитие пространственных ориентиров у ребенка

Екатерина Сорокина
Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного ориентирования. В статье большое внимание уделяется развитию ориентировки детей на листе бумаги, рассмотрены методические приемы и упражнения, которые дают детям возможность усвоить пространственные отношения, и способствуют формированию переносить знания в естественную жизнь.

Ключевые слова: пространственное ориентирование, упражнения, дошкольник, методический прием, математическое развитие.

Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным ориентированием – одна из основных задач математического развития детей дошкольного возраста.

Организуя занятия по данной теме можно употреблять разного рода приемы обучения ориентировке в пространстве: наблюдения; пояснения; рассказ; беседа; расположение предметов относительно друг друга; графическое и словесное обозначение направлений; ориентировка в пространстве; дидактические игры; упражнения; подвижные игры; рассмотрение дидактических картинок и описание расположения предметов на них; сочинение по сюжетной картинке рассказа; сравнение парных картинок с одинаковыми предметами, находящихся в различных пространственных положениях, описание местонахождения игрушек в комнате; прятки и поиск игрушек по инструкции; ориентировка на плоскости; вопросы детям; показ образца.

Следует отметить необходимость формирования навыков пространственного ориентирования для готовности дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.

К одним из более эффективных приемов относится «зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по памяти, пользуясь заготовленными за ранее геометрическими фигурами. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и где их следует разместить, но не показывает. К примеру, разместить круг, в центре листа бумаги, вокруг положить шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками разместить маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу разложить квадраты, соединив их прямой линией между собой.

На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур, а после рассказать, сколько и какие фигуры они брали и как разместили их.

Дети, под диктовку воспитателя, на листе бумаги проводят прямые линии, насчитывая нужное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок все сделал без ошибок, то у него должен получится рисунок или узор.

На листе бумаги размещаем цифры. К примеру, в центре листа ложем цифру 5, справа от нее – 6, а слева – 4; над цифрой 5 (сверху) положить – 2, справа от нее – 3, а слева – 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить – 8, справа от нее – 9, слева от цифры 8 – 7. Цифры получились по порядку в три строки. Педагог, начиная с первой строки, предлагает назвать их «читая» слева направо.

Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию лучинок, которые требуют не менее сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок передвигает квадратик (космический корабль) по указанному направлению (маршруту космического корабля): из середины (центра) в правый верхний угол, затем в левый нижний и т. д.

Пользуясь специально подобранным иллюстративным материалом и приемом «вхождения в картину», детям необходимо предлагать не только перечислить предметы, изображенные на ней, но и постепенно меняя точку зрения наблюдателя, определить их пространственное расположение.

Наиболее трудные задания связанны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такого рода упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в форме игры. К примеру: обставить зайчику комнату как на картинке, разведчикам, воспользовавшись картой, найти спрятанную игрушку, путешествие на игрушечном поезде по строго указанному маршруту и т. д. Дети усваивают, для обозначения предметов (геометрических фигур, условные знаки пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. После использования готовых схем можно постепенно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение сопоставляется с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, пользуясь предметными и пространственными ориентирами, вместе с детьми можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Фактически проделывая путь, в план-схему внося уточнения, дополнения и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка от полутора лет до 2 лет

Приведем примеры упражнений по ориентировке на листе бумаги.

1. Найди маленький квадратик, изображенный в левой части листа, раскрась его красным карандашом. Найди самый большой квадрат, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Разукрась его синим карандашом. Соедини квадраты желтой линией.

2. В верхней части листа нарисуй круг, а в нижней квадрат.

3. Положи на лист красный треугольник, сверху положи зеленый.

Рассмотрим моделирование сказочных историй в процессе формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников. Каждому ребенку дается домик, вырезанный из картона, и листок бумаги.

Педагог говорит: «Ребята, смотрите у нас есть домик, но он не простой, а сказочный. В нем будут учиться лесные зверята. Такой домик есть у каждого из вас. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача поставить домик именно в то место, о котором вы услышите в сказке.

В густом, дремучем лесу живут зверята. У них есть маленькие детки. И решили, как то зверята, построить для своих деток лесную школу. Собрались они все вместе на опушке леса и стали раздумывать, в каком же им месте ее построить.

Лев сказал, что ее нужно построить в левом нижнем углу. Волк предложил, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса утверждала всем, чтобы построить школу в верхнем левом углу, около своей норки. Но тут в разговор вмешалась белочка, сказав: «Школу нужно построить на поляне»Звери прислушались к совету белочки и решили построить школу посередине леса на «лесной поляне».

Приведем примеры заданий на осуществление графического воспроизведения направлений:

1. Нам даны четыре точки, нужно поставить знак «+» от первой точки сверху, от второй – снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева.

2. Нам даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 4 – вправо.

3. Нам даны четыре точки, из которых можно составить квадрат

а) Мысленно составить из данных нам точек квадрат, обозначить карандашом правую верхнюю точку, далее правую нижнюю точку, затем соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.

Далее надо выделить левую верхнюю точку и соединить ее с левой верхней точкой, стрелкой, в направлении снизу вверх.

б) У квадрата выделить правую верхнюю точку, после левую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо.

Точно также соединить нижние точки в направлении справа налево.

Для усвоения предлогов, имеющих пространственное значение можно предложить упражнение: «Выполнить различные действия по инструкции и ответить на вопросы».

— Положите ручку на тетрадку. Где лежит ручка?

— Возьмите ручку. Откуда вы взяли ручку?

— Положите ручку в тетрадь. Где она сейчас?

— Возьмите ее. Откуда теперь вы взяли ручку?

— Спрячьте ручку под тетрадь. Где она?

— Выньте ручку. Откуда вы ее вынули?»

К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:

1. Используя нарисованные или готовые геометрические фигуры, заданным образом нужно разместить их на листе бумаги.

2. Нарисовать фигуры по точкам, при этом имея образец рисунка, выполненный по точкам.

4. Обвести шаблон, трафарет, обвести контуры по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрасить и заштриховать рисунок по различным линиям.

Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.

Читайте также:  Развитие ребенка дауна от формы

Источник

Наталия Губайдуллина
Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева — справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное ориентирование.»

Как же избежать этих трудностей?

При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.

В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.

Следует отметить, что у детей-правшей и детей-левшей существует некоторая разница в данном процессе. Дети-правши более легко усваивают направления: вверх, сверху; справа, правее. У детей с ведущей левой рукой преобладают противоположные позиции: снизу, слева и т. д.

Мы поговорим сейчас о детях – правшах.

Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве.

На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т. д., но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» — «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

Ориентировку в окружающем пространстве.

Формирование пространственного ориентирования у детей 3-4 лет в игровых ситуациях.

В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.

Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, бытовых моментах, гигиенических процедурах.

В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.

Упражнение «Это мы».

Это ручки – вот, вот.

Это ножки – вот, вот.

Это спинка, вот живот.

Это глазки – вот, вот.

Это нос, это рот.

Ох, устали.

Вытрем лоб.

Показ движений соответственно тексту.

Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.

Дарики-дарики, Руки в кулачке, указательный палец совершает круговые движения.

Ай, да комарики!

Вились, кружились

На…щечки садились: кусь-кусь. Легкие прищипывания названной части тела.

Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.

Игра «Котята» — это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.

Умыли котята глаза -Кулачками тереть глаза.

И носы, — Движение сверху вниз по носу.

И щечки, — Круговые движения по щекам.

И лобики, — Пилящие движения ребром ладони

Даже усы. — Так же по верхней губе.

И «Доброе утро» — Ребенок поворачивается к взрослому

Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ» — на ухо произносит: «Мяу».

Дифференциация правых и левых частей тела (у правшей) начинается с выделения ведущей правой руки.

Рекомендуются следующие виды заданий:

Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.

Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.

Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

Формирование пространственного ориентирования у детей 4-5 лет в игровых ситуациях.

В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения

— на собственном теле и относительно собственного тела.

— пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.

Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях. Применять их в усвоении различных лексических тем.

Читайте также:  Причины отклонений и нарушений в развитии ребенка

Тема: «Водный транспорт».

Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия: вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см, палочки, трубочки, план – схема «Путешествия»,

Ход занятия:

Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».

Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.

Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.

Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».

Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.

Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх, второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».

Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт», заданное на схеме.

Варианты выполнения задания с усложнением:

1) Вы можете предложить детям образец, выполненный из такого же материала — «Сделай, как я»;

2) детям предлагается образец из другого материала — «Сделай, так же»;

3) детям предлагается образец (который затем убирается, затем дети выполняют изображение по памяти — «Сделай, как было»;

4) детям предлагается нарисованный образец – схема в равном масштабе, затем дети выполняют — «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);

5) детям предлагается образец – схема (изображение меньшее по размеру, дети выполняют — «Выложи по образцу».

Моторика «Парусник».

Попробуйте выполнить поделку из бумаги по технике оригами вместе с ребенком:

Сложите квадратный лист бумаги пополам на два треугольника. Разверните полученный треугольник к себе короткой стороной. Отогните кверху полосу шириной 1,5 см («два пальчика»). Переверните поделку и по намеченной полосе сделайте так же. Затем возьмите поделку за верхний угол, (движением вверх) выверните намеченную полосу. Получится парусник.

Попробуйте это сделать, даже если кажется, что это сложно.

Получите огромное удовольствие от общения с ребенком!

Если вы устали, проведите динамическую паузу или пальчиковую гимнастику:

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

Игра «Назови соседей».

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

— что изображено справа от него,

— что нарисовано под ним,

— что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

— в правом верхнем углу,

— вдоль нижней стороны листа,

— в центре листа, и т. п.

Игра «Геометрический диктант».

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. (Рис. 8)

Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Источник