Развитие произвольного внимания у ребенка
Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.
В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.
Особенности произвольного внимания
Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.
Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.
Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.
Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.
Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:
• его опосредованность и осознанность;
• произвольность;
• возникновение в ходе эволюции развития общества;
• формирование в течение жизни;
• прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
• зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.
Виды и характеристики произвольного внимания
Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:
— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.
У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.
Произвольное внимание ребёнка
Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.
Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.
Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.
Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.
Формирование произвольного внимания
Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:
— Умение группировать воспринимаемые объекты.
— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
— Логически последовательные и понятные указания взрослого.
— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.
Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.
В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.
В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.
Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Alex Proimos
Источник
В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы в мозге ребенка. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Особенности внимания у детей дошкольного возраста
Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Оно может быть направлено как на внешний мир, так и внутрь человека (на его чувства, переживания). К основным свойствам внимания относятся:
- Устойчивость (сосредоточенность, концентрация);
- Объем (способность удержать в фокусе внимания несколько объектов);
- Переключаемость (возможность смещения фокуса внимания с одного объекта на другой – по воле человека);
- Распределяемость (способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, например – одновременно слушать сказку и рисовать).
Тренируя внимание ребенка, старайтесь уделять время каждому из перечисленных свойств внимания. Ведь все они одинаково важны и играют большую роль в усвоении информации.
Психологи выделяют два основных вида внимания:
- Непроизвольное внимание не требует волевых усилий и основано на быстрой реакции организма на сильный стимул. Мы всегда обращаем внимание на что-то необычное или яркое, на то, что производит сильное впечатление (например, резкий запах, странный наряд человека в толпе, громкий звук и т.д.).
- Произвольное внимание предполагает наличие волевого усилия и намерения. Если человек имеет перед собой цель и мотивацию к ее достижению, он способен долгое время концентрировать свое внимание даже на неинтересной и рутинной деятельности.
Этапы развития внимания у малышей:
Возраст | Особенности |
0-1 год | Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное. |
1-2 года | Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе. |
2-3 года | Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу. |
3-4 года | Активное развитие слухового внимания. |
5-7 лет | Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой. |
У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С возрастом малыши учатся контролировать свои психические процессы. Одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Чтобы занятия с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов:
- Систематичность занятий;
- Мотивация и постановка цели для ребенка;
- От простого к сложному;
- Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия;
- Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.
Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им сложно на чем-то концентрироваться, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача взрослого – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен малышу и он мог бы сосредоточиться на нем хотя бы на 5-7 минут.
- «Дорисуй картинку». Заранее нарисуйте на листе бумаги предметы, у которых недостает деталей. Например, машинку без колес, кошку без хвоста или зайца без ушей. Пусть ребенок внимательно посмотрит на картинки и догадается, чего не хватает. Затем ребенок или взрослый дорисовывает каждую картинку.
- «Повтори за мной». Это упражнение можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе. Покажите малышу простое движение и попросите повторить за вами. Постепенно увеличивайте количество движений.
- «Найди пару». Нарисуйте на бумаге или положите на стол вперемешку парные предметы. Пусть малыш разложит их по парам.
- «Найди отличия». Предложите ребенку рассмотреть две картинки, которые отличаются друг от друга несколькими деталями (не более 7). Малыш должен отыскать эти отличия.
- «Что перепутал художник?». Нарисуйте или распечатайте картинку, на которой изображены предметы в неподходящих для них местах или с неверными деталями. Например, машина летит по небу, у кошки заячьи уши, рыбы ходят по земле и так далее. Ребенок должен показать, что перепутал художник и объяснить почему.
Для занятий выбирайте яркие и простые предметы и изображения, чтобы заинтересовать малыша. Если ребенок не хочет выполнять задание, не настаивайте. Попробуйте повторить попытку через некоторое время.
Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет
Дети этого возраста способны концентрироваться на задании уже в течение 20 минут. Увеличивается объем внимания, малыш учится его правильно распределять. Помогают развитию внимания сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок 4-5 лет уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. А вот игры, которые помогут малышу стать более внимательным:
- «4 стихии». Дайте ребенку инструкцию: каждой из 4 стихий соответствует свое движение. Когда вы называете слово, малыш должны выполнить верное движение. Например, вода – руки разводим в сторону, земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – прыжок. Можно придумать свой вариант игры, который заинтересует именно Вашего ребенка.
- «Услышал – хлопни». Называйте различные слова, а ребенок должен внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышит слово, относящееся к заранее выбранной категории (например, животные или овощи).
- Лабиринты. Это любимое всеми детьми задание отлично развивает зрительное внимание и мышление.
- «Путаницы». Ребенок должен назвать, кто изображен на картине.
Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать малыша слишком сложными заданиями.
Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет
У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).
- «Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.
- «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
- «Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.
- «Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции, малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.
- «Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).
- «Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку.
Выводы
Чтобы малыш хорошо усваивал информацию и мог успешно учиться в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию его внимания. Выбирая игры и упражнения для ребенка, ориентируйтесь на его возраст, интересы и индивидуальные особенности. Если малыш не хочет выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш малыш будет развиваться гармонично и разносторонне. В течение первых месяцев занятий проводится бесплатное тестирование (диагностика) ребенка. В дальнейшем тестирования повторяются – так вы можете отслеживать динамику продвижения. Будем рады видеть Вас в нашем центре!
Источник
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.
Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.
Родители должны направить этот интерес в нужное русло для правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать.
Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.
Виды внимания
Психологи выделяют три вида.
Первичное непроизвольное внимание
Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.
Вторичное непроизвольное внимание
У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.
Произвольное внимание
Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.
Нормы концентрации внимания у дошкольников
Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника «вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем успешнее он овладевает искусством быть внимательным.
У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим образом:
- У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
- У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
- Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
- Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.
Способы оценки внимания у ребенка
Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к перераспределению.
В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки внимания.
1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет
В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии, которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок – крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и возможность переключать внимание.
2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает определить кратковременную память малыша.
3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов всего, t – время, потраченное на тест, n – совершенные ошибки.
По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по которому видна устойчивость внимания.
Если:
- Продуктивность выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
- В районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
- В промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
- В районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
- Между 0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость внимания.
Упражнения и игры на развитие внимания
Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.
Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.
Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее: выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и грамотному распределению внимания.
Развитие наблюдательности
Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за столом, подвижные игры.
Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках. Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали, разные цвета или формы.
Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки. Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик, мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов. Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается, на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.
Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его. Можно сопровождать упражнение музыкой.
Развитие произвольного внимания
Для развития произвольного внимания можно использовать собирание пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет из любимого мультфильма, сказки.
Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют эти предметы вслух.
Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают. Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на «витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить, выкладывая по одному спрятанные предметы.
Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО
Развитие слухового внимания
«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом – несколько движений, потом – целую комбинацию.
Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч, положенный на пол.
Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.
Развитие зрительного внимания
Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз, еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в школе.
Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание и память.
Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.
Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец, по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись. С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.
Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее) одинаковые.
Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«
Методики развития внимательности
Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15 минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в процесс.
Существует множество методик, основанных на играх.
Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а взрослый на них будет отвечать.
Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.
Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на чертеже.
Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность. Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к персонажу на этой же картинке.
Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО
Нарушения внимания и их причины
Психологи называют несколько видов нарушения внимания:
- Низкая концентрация, распыленность.
- Низкая переключаемость, рассеянность.
- Низкая форма устойчивости.
- Низкая распределяемость.
- Произвольное внимание с задержкой.
Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.
1. Врожденная патология
Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.
2. Нарушения речи
Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это становится причиной слабого внимания.
3. Нарушение интеллект
Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них фокусировать внимание.
4. Ошибки педагогики
В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может сконцентрировать внимание.
5. Эмоциональное воздействие
Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.
Читайте также:
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста
- Развивающие методики для детей
Что влияет на развитие внимательности у ребенка
Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно сыграть на этих исследовательских струнах.
На развитие внимательности окажут воздействие:
- Постоянные интересные упражнения и игры.
- Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
- Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть