Программа развития ребенка 5 лет окружающий мир

Нина Русина
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

Развитие интереса к миру природы.

Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Расширение представлений детей о родном крае.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы:

-энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;

-природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам);

-воспитательная ценность знаний.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

-формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

-развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

-ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

-формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении.

Программа адресована

Детям предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год- 34 часа(1 занятие в неделю).

Характеристика возрастных и психологических особенностей.

В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В предшкольной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Связь программы со смежными дисциплинами:

— физическая культура

-развитие речи

-музыка

Организация воспитательного процесса.

Игровые технологии.

Методы воспитания и обучения:

-словесный метод (рассказ,объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью).

-наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презинтаций и др.)

-метод дидактических игр

-проблемный метод

-частично- поисковый

Характеристика компетенций.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:

-познавательная компетентность

-личностная компетентность

-самообразовательная компетентность

-социальная компетентность

-компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования

-коммуникативная компетентность

-информационная компетентность.

Знания, умения и навыки к концу учебного года:

К концу года дети могут:

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве ; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка младшего школьного возраста

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Иметь представление об истории создания предметов.

Знать дату своего рождения,свое отчество, домашний адрес и номер телефона ; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Ухаживать за растениями в уголке природы.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Календарно – тематическое планирование.

Наименование темы Кол –во часов Дата

Сентябрь: День знаний. (н. р. к. *) 1

Природа и человек. 1

Опасные ситуации. 1

Дары осени. (н. р. к.) 1

Мой дом, моя семья. (н. р. к.) 1

Где зимуют лягушки. 1

Права и обязанности дошкольника. 1

Листопад, листопад – листья желтые летят. 1

Октябрь: Экскурсия в школу. (н. р. к.) 1

Путешествие в осенний лес. (н. р. к.) 1

Транспорт. 1

Улетают журавли. 1

На выставке кожаных изделий. 1

Как звери к зиме готовятся. 1

Экскурсия в школьную столовую. (н. р. к.) 1

Природа и мы. 1

Ноябрь:

Наша планета. Планета Земля в опасности. 1

Дерево умеет плавать. 1

Путешествие по Африке. 1

Ферма. 1

Шестиногие малыши. 1

Экскурсия в библиотеку. (н. р. к.) 1

Пришла осень, привела погод восемь. 1

Декабрь:Род и родословие. (н. р. к.) 1

Встреча зимы. (н. р. к.) 1

Воздушный транспорт. 1

Подземные богатства Земли. (н. р. к.) 1

Наземный транспорт. 1

С какой ветки детка. 1

Откуда елка в гости пришла. (н. р. к.) 1

Кто охраняет окружающую среду. 1

Январь: Путешествие в прошлое предмета. 1

Юный эколог. 1

Знакомство с дорожными знаками. 1

Австралия. 1

Водный транспорт. 1

Зимующие птицы. (н. р. к.) 1

Экскурсия в школьный музей. (н. р. к.) 1

Уголок планеты, где мы живем. (н. р. к) 1

Февраль: Знакомьтесь: мой друг – компьютер. 1

Домашние и дикие животные. (н. р. к) 1

Рассказ воспитателя о работе конюха. (н. р. к.) 1

Животный мир полярных районов. 1

Наша армия родная. 1

Растения и жизнь на Земле. 1

Чудо чудное. Диво дивное – золотая Хохлома. 1

Мы все – жители планеты Земля. 1

Март: Бабушкин сундук. (н. р. к.)

Праздник «Веснянка».

Дымковская игрушка. 1

Лес и человек. 1

Народный праздник Масленица. Птицы прилетели – весну принесли. (н. р. к.) 1

Москва – столица России. 1

Знакомство с пресмыкающимися. 1

Апрель: Правила и безопасность дорожного движения. 1

Растения рядом с нами. (н. р. к.) 1

Хочу быть космонавтом. 1

Царство растений: травы. (н. р. к.) 1

Гжель. 1

Праздник Земли. Земля – наш общий дом. 1

Кто главный в лесу? 1

Май: Наша армия. День Победы. 1

Времена года. 1

Здоровая пища. (н. р. к.) 1

Сезонная одежда. (н. р. к.) 1

Здравствуй, лето красное. 1

*национально-региональный компонент

Источник

ГБУ Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Дефектолог Аминова Ж.В.

№ недели

Тема занятия

Задачи

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Словарная работа

Дата проведения

Сентябрь

3

Осень

обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Закреплять цвета: красный, желтый. Воспитывать бережное отношение к природе.

цветные картинки «Лето», и «Осень»;схемы:дерево без листьев, лист под деревом; черно-белые картинки: деревья (клен, береза с редкими листьями); ягоды рябины, елка.

желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие), листья березы, клена, рябины

лист, листочек, осень, перекрасила, красить

4

Деревья

обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику. . Воспитывать бережное отношение к природе.

предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья)

конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья)

дерево,

корень, ствол, ветки, листья

Октябрь

1

Овощи

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь);

конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали.

овощи, огород, помидор, лук, морковь

2

Овощи

обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в суффиксальном словообразовании; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь);план-схема рассказа-сравнения.

конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали.

овощи, огород, помидор, лук, морковь

3

Фрукты

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года девочка читать

предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания.

конверт с картинкой фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали.

фрукты, яблоко, лимон, апельсин.

4

Фрукты

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление,фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания.

конверт с 2 предметными картинками фрукта, разрезанные на 2 части по вертикали.

фрукты, яблоко, лимон, апельсин, сад, огород.

Ноябрь

1

Овощи-Фрукты

закреплять умение различать овощи и фрукты; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

картинки с овощами и фруктами(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин);муляжи или натуральные овощи и фрукты(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин)

конверт с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; слива и огурец), разрезанные на 2 части по вертикали.

овощи, фрукты,помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, огород, сад

2

Игрушки

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Процессы анализа и синтеза.

предметные картинки с игрушками (мяч, мишка, кукла, машинка)

конверт с двумя картинками с изображением игрушки, разрезанные на 2 части по вертикали.

игрушки,мяч, мишка, кукла, машинка

3

Посуда

Развивать мелкую моторику .Активизировать предметный словарь. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнение заданий по инструкции. Развивать ассоциативное мышление.

предметные картинки: чашка, тарелка, ложка.

картинки с изображением предмета посуды с недостающей деталью, картинки с деталями предметов посуды.

посуда, чашка, тарелка, ложка.

4

Мебель

закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза.

предметные картинки: стол, стул, шкаф.

мебель,стол, стул, шкаф.

Декабрь

1

Домашние птицы

обогащать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

картинки с изображением домашних птиц (петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок); зерна, клюв птицы.

домашние птицы, петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок); зерна, клюв, кукарекает, гогочет, крякает пищит, квокчет

2

Домашние животные

обогащать знания детей о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь), их детенышами. Предметные картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава.

домашние животные ,корова, кошка, собака, лошадь, мычит, ржет, лает, мяукает, котенок, теленок, жеребенок, щенок.

3

Дикие животные

обогащать знания детей о диких животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка), их жилищами (нора, логово, дупло, куст), детеныши животных. Предметные картинки: морковка, капуста, орехи, грибы,; малина, мед; куры, зайцы.

дикие животные, медведь, лиса, волк, заяц, белка,нора, логово, дупло, куст,детеныш, медвежонок, бельчонок, зайчонок, лисенок, волчонок, питается, прыгает, крадется, рыщет, неуклюжий, косолапый.

4

Новый год

обогащать и уточнять словарь по теме; Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Поощрять проявление положительных эмоций.

сюжетная картинка «Хоровод», картинка, на которой изображен Дед Мороз с подарками.

подарки, Новый год,Дед мороз, елка, праздник, наряжать, украшать, хоровод, Снегурочка

Январь  

2

Обувь

обогащать и уточнять словарь по теме; Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Прививать навыки ухода за обувью.

предметные картинки (тапочки, ботинки, туфли (мужские и женские), сапоги (мужские и женские), валенки.

конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображение пар обуви, разрезанные на 2 части по вертикали.

тапочки, сапоги, валенки, ботинки, туфли,обувь.

3

Зимняя одежда

обогащать и уточнять словарь по теме «Одежда»,  активизировать речевой словарь. Развивать мышление.

предметные картинки: пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки. Картинки со схематическим изображением времен года.

Одежда, пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки.

4

Зимующие птицы

обогащать и уточнять словарь по теме «Зимующие птицы», активизировать речевой словарь, воспитывать бережное отношение к природе.

предметные картинки: сорока(2 шт.), воробей, снегирь (2шт); дерево на панно, кормушка

конверты, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц(сорока, воробей, снегирь)

зимующие птицы, сорока, воробей, снегирь, кормушка

Февраль

1

Профессии

обогащать знания детей о профессиях.

картинки с изображением представителей разных профессий: продавец, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор.

Читайте также:  Влияние личности воспитателя на развитие и воспитание ребенка

профессии,почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор

2

Транспорт

обогащать знания детей по теме

картинки: легковая машина, грузовик, поезд (пассажирский и грузовой), самолет, корабль

легковая машина, грузовик, поезд ,пассажирский и грузовой, самолет, корабль, транспорт, едет, плывет, летит

3

23 февраля

обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Развивать пространственную ориентировку

картинки: звено самолетов, танк, корабль, моряк, пограничник

альбомный лист и картинки или макеты самолета, танка, корабля; фигурки летчика, моряка, танкиста

самолет, танк, корабль, моряк, пограничник

4

Зима. Обобщение

обогатить и уточнить словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе.

фланелеграф, картина, на которой изображено дерево с кормушкой; съемные картинки: птицы, солнце, снег(снежинки)

кормушка, зима, мороз, холодно, снег, снежинки

Март

1

Мамин день

Обогатить и уточнить словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. Упражнять в заучивании четверостиший с опорой на картинку

картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины, цифры 8.

весна, мама, цветы, улыбки, подснежник, подарок.

2

Весна

Обогатить и уточнить словарь по теме. Активизировать предметный и глагольный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

картинки:

солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой, лужа ,река, ручей, картинки-символ ,,день-ночь,,;

цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечник с птицами

весна, солнце, подснежник, тюльпан, нарцисс

3

Перелетные птицы

Обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе

картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами

конверт, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка

перелетные птицы, весна, гнездо, птенцыласточка, аист, скворец, кукушка

4

Перелетные птицы

Обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе

картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами

конверт, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка

перелетные птицы, весна, гнездо, птенцыласточка, аист, скворец, кукушка

Апрель

1

Дом, улица, город

Обогатить и уточнить словарь по теме «Дом». Активизировать предметный словарь. Упражнять в составлении рассказа по подражанию. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

картитнки6 3 гнезда птиц или 3 жилища животных, одноэтажный деревянный дом, многоэтажный дом, стена, крыша, дверь, окно

картинки: части дома

дом, стена, крыша, дверь, окно, жилище

2

Правила дорожного движения

Обогатить и уточнить словарь по теме «Правила дорожного движения». Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

картинки: светофор, цвета светофора. Картина «Улица»

картинки: светофор, 3 светофора (на одном горит красный цвет, на втором-желтый, на третьем-зеленый цвет),цветные карандаши, перфокарта- светофор с белыми кружками.

светофор, улица, дорога.

3

Весенние цветы

Обогатить и уточнить словарь по теме «Весенние цветы». Активизировать речевой словарь. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе

картинки с цветами(одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны разных цветов, предметные черно-белые картинки цветов (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны); ваза, картинка с изображением частей цветка. «Чудесная коробочка»

конверт, с картинкой,  с изображением цветка, разрезанного на 2 части по горизонтали

цветы,одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны

4

Насекомые

Обогатить и уточнить словарь по теме «Насекомые». Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе

картинки: жук, бабочка, пчела, муравей.

картинки с 5 жуками, 3 пчелами, 2 муравьями, 4 бабочками

насекомые,жук, бабочка, пчела, муравей

Май

1

9 Мая

Обогатить и уточнить словарь по теме «9 Мая». Уточнить временные и пространственные представления. Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику.

сюжетная картинка: дети дарят цветы дедушке- герою войны (на его груди много нгарад); предметные картинки: ордена, медали, разы, тюльпаны, Вечный огонь

герои, война, медаль, орден, Вечный огонь

2

Аквариумные рыбки

Обогатить и уточнить словарь по теме «Аквариумные рыбки». . Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику.

картинки: аквариумные рыбки,-меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи, аквариум,

аквариумные рыбки,-меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи, аквариум,

3

Комнатные растения

Обогатить и уточнить словарь по теме «Комнатные растения». . Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику.

комнатные растения: алоэ, фикус, крапивка(колеус), папоротник.

комнатные растения, алоэ, фикус, крапивка (колеус), папоротник.

4

Лето

Обогатить и уточнить словарь по теме . Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику.

зеленые листы бумаги, зеленые листья деревьев.

разрезные картинки из 4 частей: дерево, солнце. Длинная желтая и черная короткая полоски; стрелка и зонт, птица с птенцами в гнезде.

лето, солнце, тепло

Источник