Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка

Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка thumbnail

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детей проводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить:

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

Читайте также:  Развитие словаря у ребенка тесно связано

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Ребенок с года до трех лет начинает совсем по-другому использовать окружающие его предметы. Перед ребенком действия и предметы представляются, как действительность, которой он должен овладеть. Он становится более самостоятельным, и взрослые ему доверяют большее количество выполнения действий, предварительно показывая как это делать и контролируя процесс. Как кушать, умываться и одеваться. Дети начинают воспроизводить те действия, которые были в какой-либо ситуации со взрослым. Содержание этих действий первоначально очень бедно и ограничено двумя-тремя манипуляциями с предметом. Например, покормить куклу или укачать ее в коляске. Эти действия не являются изображений действий взрослых. Общение ребенка и взрослого в это время приобретает качественно другое содержание, из непосредственно-эмоционального превращается в практическое сотрудничество. Ребенок понимает слова взрослого и теперь речь не только привлекает внимание ребенка к показываемому предмету, не только управляет и организует его действия, но и определяет их содержание. Эту функцию речь взрослого начинает выполнять потому, что в ней формулируется для ребенка задача («принеси, положи, нарисуй»), с другой стороны указываются сами способы выполнения действий («держи ложку»; «сначала положи, а потом открой»). Речь выступает здесь в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

Ребенок не определяет сходство игрушки с тем или иным предметом, изображением которого она является. Нету различения, например настоящего фена от детского. Ребенок просто воспроизводит ситуацию, когда мама использовала фен, высушивая волосы, и когда он кукле сушит их сам. Первые функциональные действия с предметами не являются еще собственно предметными действиями. Нету еще отношения к вещи как к предмету, в котором фиксированы именно способы действия с ним и который требует приспособления отдельных движений к этим исторически сложившимся способам.

Для ребенка второго года жизни игрушка не представляет собой предмета, предназначенного для него и изображающего предметы, с которыми действует взрослый. Особенно это относится к сюжетным игрушкам, т.е. к таким, которые являются моделями, изображающими настоящие предметы. Если у ребенка есть игрушка пупсик, то он будет ее использовать просто как предмет, пока не увидит настоящего маленького малыша. Это относится и к изображениям животных, растений.

Ребенку в течение его развития встречаются разные категории предметов, связанных с деятельностью взрослых и недоступные ему (утюг, плита). Предварительное ознакомление с предметами происходит с помощью ощупывания, манипулирования то есть знакомство с предметом происходит при помощи тактильного и кинестетического анализаторов, более в старшем возрасте только в чисто зрительной ориентировке. Получается ребенок, осматривая, щупая, манипулируя с предметом, познает какие движения возможно с ним выполнить, и форма предмета дает дополнительные понятия как с ним можно действовать. Преимущества зрительной ориентировки заключается в ее быстроте, но и возможности одновременного охвата многих сторон предмета.

Читайте также:  Факторы влияющие на позитивное развитие ребенка

Ребенок, осматривая предмет, сначала задает себе вопрос «что это такое?», а позже «что с этим можно делать?». И этот вопрос считается изменением ориентировочной деятельности ребенка, следствием развития функциональных действий с предметами и вместе с тем предпосылкой для усвоения собственно предметных действий.

Расскажу про основные виды предметов. Первая группа предметов это предметы орудия, например, ложка, лопатка, чашка. В действиях с ними необходима логика. Так, степень жесткости требований к действию с пустой чашкой значительно меньше и допускает большую свободу движений, чем при питье из чашки молока, когда все движения должны быть приспособлены не только к форме чашки (ее ручке, объему), но и к наличию в ней молока. Вторая группа включает сами игрушки, действия с которыми не обладает большой логикой, не имеет строгих инструкций и обеспечивает большую свободу движений. Конечно, между этими предметами проходит грань когда предмет считается игрушкой или орудием (ложка, которой едят и пока не подали еду, можно ей постучать). Овладение разными типами предметов происходит различно. Основным и ведущим является овладение предметами-орудиями так, как они связаны с общественными способами употребления предметов. Важно отметить, что овладение действиями с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние и на интеллектуальное развитее ребенка.

Овладение орудийными действиями осуществляется постепенно. Сначала орудие для ребенка — это продолжение его собственной руки. Переход к собственно-орудийным действиям осуществляется, когда ребенок начинает учитывать объективную связь между предметом-орудием и предметом-целью, усваивает операционно-техническую сторону действия с предметом. Эти различия между двумя видами действия вел П.Я. Гальперин. Действия с одним и тем же предметом могут быть то ручными, то орудийными. Снова приведу пример такого орудия как ложка и овладения им ребенком. П.Я. Гальперин так описывает этот процесс: «Прежде всего, ребенок захватывает ложку ближе к ее рабочему концу. Он лезет пальцами в ее углубление, чтобы часть которой непосредственно орудуют, слилась с его кулачком. После того, как няня показывает, как правильно держать ложку и берется с ним вместе за ручку ложки, они начинают зачерпывать еду. Ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх — и большая часть содержимого выливается. Ребенок действует так, как будто подносит кулачок ко рту. Орудуя ложкой необходимо также выстраивать логику. Простая «орудийная логика» ложки — она особенно ясно выступает, когда зачерпнув жидкость, обтирая донышко ложки о край тарелки, — требует, чтобы наполненная ложка, все время, находясь в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Это простая логика пока не может осуществиться у малыша.

П.Я. Гальпериным было предпринято исследование с помощью которого определились стадии овладения орудийными операциями. Перед детьми возрасте от 2 до 7 лет ставилась задача доставать из ящика лопаткой игрушки, руками запрещалось. На первой стадии дети непрерывно повторяли одни и те же действия, с небольшими вариациями действуя с лопаткой.

Удачные действия мало проявляются, и при дальнейших попытках опять возникает неудача. Успех не закрепляется ребенком. Дети настойчиво пробуют достать одну понравившуюся игрушку, упорно отбрасывая остальные. Эта стадия называется целенаправленные пробы. Вторая стадия называется стадия подстерегания. Здесь ребенок на протяжении довольно длительного времени осуществляет одну и туже операцию. Когда им выполнилось какое-то удачное движение рукой с помощью лопатки, и предмет практически был пойман, ребенок орудие немедленно задерживает.

На смену быстрым, приходят осторожные и замедленные выполнение немногих движений. Ребенок стережет появление определенных положений орудия, хотя еще и не владеет приемами, которые могли бы к ним уверенно вести. Важно здесь то, что именно на этой ступени у ребенка впервые обнаруживается мышление, связанное с тем, что ребенок непосредственно производит эту деятельность и подстерегает благоприятные исходы положений орудия в его соотношении с предметами.

На третьей стадии ребенок уже не выжидает случайных благоприятных положений, а сам первоначально старается активно создать удачные исходы. Однако действительное понимание отношений орудия и предмета, на который направлено воздействие, у ребенка еще далеко не полное, поэтому и употребляемые им приемы не всегда являются наилучшими, более того, часто они оказываются нецелесообразными.

Характерные черты упорство и настойчивость, с которыми ребенок хочет осуществить раз найденные способы. Фиксация отдельных приемов, оказавшихся успешными в прошлом опыте, и упорные попытки их использования являются показателем активного вмешательства мышления ребенка в деятельность. Из-за признака непрерывного вмешательства мышления ребенка в его деятельность, эту стадию Гальперин назвал навязчивое вмешательство. В последней стадии объективной регуляции — ребенок уже действует целенаправленно, учитывая все неприятные и приятные исходы. Но использует он наиболее благоприятные положения. Не проявляется однотипных, не к чему не приводящих движений. Ребенок достаточно полно учитывает объективные свойства и связи вещей. Руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Читайте также:  Программа для развития ребенка 3 лет

Полученные исследования П.Я. Гальперина показывают, как в практической деятельности у ребенка зарождается интеллектуальные операции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.

На основании этих фактов П.Я. Гальперин пришел к выводам, имеющим значение не только для характеристики овладения орудийными действиями, но и для понимания генезиса мышления. Мышление вначале отстает от практической деятельности по общему развитию и по составу специальных операций. При своем возникновении наглядно-действенное мышление воспроизводит как бы вчерашний день практической деятельности. Однако практическая деятельность, опираясь даже на такое мышление, делает существенный шаг вперед в овладении орудием.

Рассмотрев все эти выводы, можно обобщить информацию: раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребенком общественных способов употребления вещей, т. е. предметных действий.

Овладение предметными действиями оказывает решающее значение на формирование речевых обобщений. Об этом было описано мной выше, но здесь будет описана более интересная и конкретная информация. Исследование проводил Н.Х. Швачкин, который в специальных экспериментах формировал у детей обобщения по присущим предметам признакам и свойствам. Исследование проводилось двумя способами. Сначала детям давались игрушки и указывались их называния. Потом давались такие же игрушки, только окрашенные в другой цвет, и просили обобщить их. Если не получалось, то говорили абстрагироваться от цвета и посмотреть на общий предмет. При другом способе формирования обобщения детям предлагался комплект игрушек, и они усваивали их назначение и название посредством манипулирования с ними в ходе специальной организованной игры. Потом в игру водились такие же предметы, но опять окрашенные в другие цвета. Особый интерес представляют данные, полученные по второму способу формирования обобщений. Оказалось, что вначале большинство детей после ознакомления с игрушками не смогли сразу перенести названия на игрушки, окрашенные в другие цвета (дополнительные) и до этого в игре не употреблявшиеся. Но после того, как эти игрушки включались в игру и дети производили с ними действия, обобщение возникало и дети могли абстрагироваться от цветовых различий предметов и обобщать их по сходству. По первому способу большинству детей было тяжело обобщить предметы, что не скажешь про второй способ, когда дети намного легче справились с заданием.

На основе исследования Н.Х. Швачкина можно выделить три основные ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Первая ступень это наглядные обобщения, при которых ребенок группирует предметы по ярким выделяющимся признакам. Не владеет на этой стадии предметными действиями. В дальнейшем обобщает предметы, объединяя их зрительные и осязательные образы в единое представление. На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Из всех признаков сопоставляемых предметов выделяет наиболее существенные и постоянные.

Затронем вопрос о развитии действий с игрушками у ребенка, который подробно изучался Ф.И. Фрадкиной. Выше мной описывались вразброс некоторые действия с игрушками, но давайте теперь их сгруппируем. На первом этапе своего развития эти действия усваиваются в ходе совместных действий со взрослыми, которые производят и показывают их ребенку. Ребенок усваивает действия только с одним предметом, на котором они были показаны. Несколько позднее дети воспроизводят показанные им действия уже не только на тех игрушках, на которых они были усвоены, но и на разных игрушках. Потом происходит тенденция воспроизведения в действиях с предметами отдельных случаев своей жизни. Глобальным новшеством считается перенос действия с «настоящих» предметов на игрушки и появляются действия с игрушками как с «настоящими» предметами. В общем, отделение действий и их обобщение в развитии ребенка проходит нелегкий путь.

Перенос действий с предметов обихода на игрушки происходит при существенном изменении условий употребления этих предметов. Ребенок может представлять какой-то объект, которого нет материально или вообще замещать какие-то предметы (кубик это мыло). Например, Оля кормит куклу кашей, а каши в тарелочке нет, поэтому ребенок перед началом игры уточняет, чем он будет кормить куклу. Замещение каких-то предметов называется использование различных «полифункциональных» предметов в дополнении к сюжетным игрушкам. Он дает игрушке игровое название и предъявляет минимальные требования к их сходству с «настоящими предметами». У ребенка в его игровой и предметной деятельности происходит отделение действия от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено, и его обобщение.

Последний и самый важный момент в развитии ребенка является возникновение отношения у ребенка к собственным действиям как к своим действиям, на основе предшествующего усвоения предметных действий и их обобщения. Хотя он проявляется уже на третьем году жизни, я немножко зайду вперед в описании этого периода так, как он является переходным в младший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок начинает впервые говорить о том, что действие, производимое им, например, с лошадкой, — это его действие. Вова подносит ко рту лошади деревянную чашку и говорит: Вова дает кушать». Отнесение действий к себе говорит о том, что создаются предпосылки для сравнения своих действий с действиями других, и, конечно, в первую очередь взрослых людей. Но ребенок пока не берет еще на себя роли взрослого человека, как это имеет место в ролевой игре ребенка дошкольного возраста.

Первые зачатки роли в игре зарождается в конце раннего возраста. Появляется называние куклы именем действующего лица т.е. кукла становится заместителем человека; появляется разговор от лица куклы.

Источник