Развитие познавательных процессов ребенка в игре труде учении

Развитие познавательных процессов ребенка в игре труде учении thumbnail

Лидия Сэн
Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста

Игра – это поистине удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека и, будучи таковой, способна быть средством обучения, воспитания, самовоспитания и социализации, развития творчества, терапии, развлечения и отдыха.Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребенка.

Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.

Игра – новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.

В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, закрепляются культурные навыки поведения, развивается речь и воображение, приобретаются новые умения и новые знания.

Эти знания можно разделить на две группы:

• Первая группа содержит знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, прежде всего с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

• Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях, в которых на основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребенка появляется возможность выполнить те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.

Ведущей деятельностью ребенка до 7 лет является игровая деятельность. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и ко второй половине дошкольного возраста достигает своего высшего уровня. Однако для полноценного психического развития ребенка необходимо, начиная с раннего детства, создавать условия для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка так же необходимо, как и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.

Для детей с ДЦП вследствие нарушения двигательных навыков недостаточно сформированы к старшему дошкольному возрасту базовые функции, такие как зрительное восприятие, пространственные ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, что отрицательно сказывается на развитии мышления. Наряду с этим у детей имеются речевые затруднения, страдает активный и пассивный словарь, нарушено звукопроизношение, недостаточно развит фонематический слух, а это очень важно для развития мышления (интеллекта) ребенка. Иными словами, владение речью, языком позволяет ребенку уже учиться мыслить, поскольку речь – это форма мышления.

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов, Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.

Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.

Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.

К концу дошкольного возрастау ребенка должны быть сформированы универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи).

Познавательная активность присуща любому ребенку. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. А если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Иными словами, будущий школьник для решения любой задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддержать последовательность хода мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом, т. е. уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, действовать в уме по определенным правилам.

Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью).

Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. А для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только, пройдя чрез развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, из сюжетной игры и т. д.

Игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей и важна для развития нормативной регуляции поведения, контроля за выполнением правил.

В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков. А школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившись полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.

Когда ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Тогда, исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает обучению. Но до тех пор, пока «зоны ближайшего развития» образуются в игре, систематическое дошкольное обучение не дает положительных результатов для ребенка.

Казалось бы, детям вместо игр можно предложить простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т. д., представленные в занимательной форме, однако это не то же самое, что игра. Они не могут заменить игру, хотя бы потому, что значительная часть детей (50-60 %) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку только в игре образуются «зоны ближайшего развития».

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть, они слишком заняты на работе и по дому. Поэтому я сейчас познакомлю с некоторыми играми на развитие познавательных (когнитивных) процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, в которые можно играть не только в домашней спокойной обстановке, но и в дороге, во время ожидания. Конечно, очень много групповых игр, я постараюсь предложить вам игры, в которые вы можете сами поиграть с ребенком, и эту же игру можно проводить с группой детей.

«Определи звук»

Данная игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового сосредоточения, всех форм внимания, пассивного словаря, звуко-буквенного анализа.

Ведущий читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется звук. Задача ребенка — определить этот звук.Например:

апельсин, ананас, абрикос, айва – [а]

мост, окна, песок, дротик — [о]

носки, сон, астра, стриж, сорока — [с]

«Правая-левая»

Игра похожа на предыдущую,но в паузах между названным словом дети поднимают руку: правую – если окончание твердое; левую – если мягкое.

Варианты слов: брат, мель, брать, был, ел, топь, хор, уголь, цепь, конь, вес, печаль, рост, нож, петь, воз, быль, пир, сталь, хорь, пыл.

«Прямой счет»

Игра направлена на усвоение числового ряда, усвоение последовательности действий, развитие внимание, слухо-двигательной координации.

Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет – 2 и т. д.

«Обратный счет»

Ведущий бросает мяч ребенку и называет число 10. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке.

«Наоборот»

Называются слова,противоположные по смыслу:

Начало -, день -, твердый -, легкий -, жизнь -, радость — …

Игры-утверждения

В этих играх формируются элементарные формы логического мышления. Например,утверждение: «Петя сильнее Васи» позволяет узнать, что Вася слабее Пети.

Волк бегает быстрее зайца…

Медведь тяжелее белки…

Работа по развитию процесса мышления предполагает и умение работать со словом, понимать прямой и переносный смысл, развивать общую осведомленность. Это игры со скороговорками, пословицами.Например:

У страха глаза велики.

Один за всех, а все за одного.

Трус и тени своей боится.

Льет как из ведра.

Летит как стрела.

Устойчивые словосочетания, которые встречаются в сказках, будут ускорять процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный (в этих целях очень полезны игры с ловлей мяча).

Игра «Вспомни сказки»

Скатерть — … (ребенок добавляет) самобранка

Избушка — …

Сивка — …

Живая (мертвая) — …

Жар — …

Мальчик — …

Курочка — …

Царевна — …

Сапоги — …

Так же на примере известных и всеми любимых сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. можно отрабатывать порядковый счет, закреплять образы цифр, знакомить с временными представлениями. Использование мяча разнообразит игру.

Игра по сказке «Репка»

Вопрос: «Кто тянул репку?». Кидать мяч и называть по порядку сказочного героя и порядковый номер. Например, ребенок, поймав мяч,называет: «Дед», кидает мяч обратно взрослому, а взрослый называет порядковое число. Затем меняются местами.

Таким образом, использование игры и предметно-практической деятельности в обучении старших дошкольников расширяет их возможности подготовки к школьному обучению, формирует интерес к учению, помогает ребенку использовать продуктивные способы решения, развивает фантазию и творчество.

А ведь без игры и сказок нет детства и юности, наконец, нет творческой личности. Откуда взяться полету творческой фантазии, как не из детских игр и сказок?

Источник

В колонках играет — дети

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА
Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре,— это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

Источник

Юлия Шугаева
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в дидактической игре

Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения маленьких детей в семье. Вопросы дошкольной дидактики находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского, Е. В. Водовозовой, П. Ф. Лесгафта, Е. И. Тихеевой. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А. П. Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив ученых под руководством А. П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (Л. А. Венгер, А. М. Леушина, А. А. Люблинская Н. Н. Поддъяков) убедительно свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрастеформируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей,таких как: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения, либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых, либо как проявление и условие умственного развития. Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

В игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «все может быть всем» (Л. С. Выготский). Детская игра – школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра – открытие непознанного, радость победы и удовлетворения.

В последние годы вопросы теории и практики дидактическойигры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

В последнее время поиски ученых З. М. Богуславская, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого М. Мантессори, А. И Сорокина. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания.Ее авторами являются известные педагоги и психологи: А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Л. А Венгер. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей средствами дидактическойигры можно сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей; в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде.

Источник