Развитие познавательной сферы ребенка в 1 классе
Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности и границы.
Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:
— во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и … Вашей семьи»;
— во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;
— в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.
Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.
Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе.
Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.
Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).
Особенности восприятия детей 6-7 лет.
В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.
Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.
Особенности мышления детей 6-7 лет.
К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.
У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.
Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.
Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.
У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.
Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.
Особенности памяти детей 6-7 лет.
Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).
Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.
На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.
В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.
Особенности внимания детей 6-7 лет.
В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.
Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности — 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.
Особенности воображения детей 6-7 лет.
Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.
Надеемся, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.
Источник
Цель занятия: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Прозвенел звонок – начинается урок.
Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
Подобрать картинки (слова), соответствующие буквам.
Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
Физкультминутка
Мы немного отдохнем
Физминутку проведем
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
Повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Стихотворение
Запоминание стихотворения с опорок на картинки – зрительная память.
Ель на ежика похожа
Ель в иголках – ежик тоже
Поджарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Счетные палочки
Взяли из коробки 6 палочек. Построили прямоугольник.
Провели пальцем вдоль длинной стороны
провели пальцем вдоль короткой стороны
— Сколько у прямоугольника углов?
— Как его можно по-другому назвать?
Поставили еще одну палочку так, чтобы получилось 2 квадрата.
— Сколько получилось квадратов?
— Чего больше – прямоугольников или квадратов?
Разделим квадраты палочками так, чтобы получились треугольники.
Сколько треугольников получилось?
Каких фигур больше – квадратов, треугольников или прямоугольников?
Игра «Поем вместе»
Хором поется какая-нибудь песня, например, «Голубой вагон».
При этом песня начинается по одному хлопку ведущего. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок – снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Упражнение «Речка»
У каждого ребенка план:
Жарко. Хочется купаться. Надо остановиться и поискать речку. Прохожий (какая-нибудь игрушка) объясняет, что надо сначала идти прямо до большой елки, возле нее повернуть направо и идти до поля с цветами. Там повернуть налево, а уж там и речка недалеко. Поставьте на плане крестик на то место, где находиться речка.
У реки детей встречает лягушонок. Дети плавают, загорают, играют в палочки (счетные). Надо выложить узор такой же, какой выложил лягушонок (показывается образец):
«Танграм» — каждому раздаются конверты с фигурами.
Сложить Лису Зайца.
Работа с планом
Цель: выработать навыки работы с планом.
Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. А жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (на доске помещается план). Расскажите, как дойти до Лисы:
— Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше, прохожу мимо пенька (он справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т.д.
Сколько дорог ведут к домику лисы? Пройдем по второй дороге.
А если зайцу хочется искупаться? Помоги ему дойти до озера.
А как на грибное место попасть?
«Найди недостающую фигуру»
Цель – развивать речь, внимание, мыслительные операции, интерес к предмету, закреплять счетные умения.
Логическая таблица с одной пустой клеткой. Дети должны подобрать недостающую фигуру из пяти, расположенных рядом, и обосновать свой выбор.
Вначале надо сравнить фигуры в таблице и проговорить их признаки отличия: форма окна и крыши. В процессе обсуждения дети должны понять алгоритм решения подобных задач:
Рассмотрите верхнюю строчку. Какие окна у домиков? (круглое, треугольное, квадратное)
А какие окна у домиков во второй строчке? (тоже круглое, треугольное, квадратное)
Значит, в нижней строчке набор окон должен быть таким же. Какого окна не хватает? (круглого)
Назовите номера домов с круглыми окнами (1 и 4 – остальные дома убираются)
Одинмковые или разные наборы крыш в первой и второй строчках? (одинаковые – треугольник, прямоугольник, трапеция)
Какой домик подойдет в третью строчку – 1 или 4? (Нужно взять четвертый, потому что треугольная крыша уже есть)
В зависимости от подготовки детей фигуры могут отличаться не по двум признакам, а по одному – для более слабых, или по трем – для более сильных, подготовленных.
Игра «Путешествие»
Цель: выработать навыки работы с планом.
Жители сказочного королевства приглашают к себе в гости. Они прислали нам план, как к ним попасть.
На плане есть ограничения: если нарисован перечеркнутый куб, значит, кубу идти нельзя – надо искать другой путь. Так же и для других фигур.
Каждый ребенок выбирает себе фигуру и пытается с ней пройти к входу в Королевство.
Во время путешествия ученик проговаривает свои действия: иду прямо, поворачиваю налево и т.д.
«Бусы»
Карточки с бусами:
Закрасить столько бусинок, сколько показано цифрой.
17. «Комната»
Цель – формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать речь, внимание, пространственные представления.
Нам нужно составить план комнаты, разместив в нем мебель.
В процессе обсуждения следует закреплять такие понятия, как «между», слева», «справа», «посредине», «впереди», «позади».
Когда план готов, предлагается поиграть: водящий выходит за дверь, остальные прячут небольшую игрушку, а на плане кружком обозначают это место. Водящий, войдя в комнату, по плану определяет, где спрятана игрушка, и находит это место в реальной обстановке.
Дома – нарисовать план своей комнаты – что где стоит, где вход, окна и т.д.
«В гостях у клоунов»
Цель: развивать речь, память, пространственные представления, интерес к предмету.
Перед каждым – 2 карточки.
Клоуны живут в лесу, каждый в своем домике. Как до них добраться, они написали в письме.
Учащимся надо определить, в доме под каким номером живет каждый клоун. Затем каждый рассказывает, как он добрался до домика клоуна.
Игра «Цветик – семицветик»
Цель – закрепить счет в пределах 7, порядковый счет, развивать пространственные представления, речь, память, внимание, самостоятельность.
Вспомним сказку «Цветик – семицветик» В. Катаева. Какого цвета лепестки были у цветика – семицветика?
На каком месте стоит красный лепесток? (Дать возможность самостоятельно прийти к выводу о необходимости определить начало отсчета)
На каком месте стоит синий лепесток, если начать с желтого?
А куда полетели лепестки? Чтобы узнать это, дети берут карточки с планом и «письмо», которое лежит на парте (письма у всех разные, а план один)
Дети по своим планам узнают, в домик с каким номером полетел тот или иной лепесток. Они раскрашивают этот домик в цвет лепестка.
Звонок – веселая переменка
Звучит музыка. Как только она замолкнет – поставить картинку с животным в обруч с соответствующей буквой.
Источник
Юлия Маклакова
«Развиваем внимание и память». Занятие для 1 класса в рамках развивающей программы «Лестница роста»
Развивающее занятие «Развиваем внимание и память«. 1-й класс
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.
Данное занятие “ Развиваем внимание и память” – проект одного из занятий в рамках развивающей программы “ Лестница роста”ориентированной на оказание помощи и поддержки детям 1-го класса, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Занятие рассчитано на 40 минут, его может проводить как педагог-психолог в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “девочки”.
Цели и задачи занятия:
• развитие зрительной памяти и произвольности внимания;
• развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;
• развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.
• развитие коммуникативных навыков.
• формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
Ход занятия
1.(Слайд 2)
Добрый день ребята. Вы готовы меня слушать? Какое у вас сегодня настроение?
2.(Слайд 3) Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”.
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:
• Какой любимый фрукт у (имя ученика?
• Кто из ребят назвал яблоко? И т. д.
• Какой из названных фруктов желтый?
3.(Слайд 4) “Интеллектуальная разминка”.
В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
• Сколько дней в недели?
• Какое число больше? 7 или 9
• Что идет, не двигаясь с места?
• Какой день недели идет после среды?
• Бабочка, пчела, голубь, муха какое слово лишнее?
• Помидор, морковь, свекла, картофель, как все это можно назвать одним словом?
• У собаки шерсть, а что есть у рыбы?
• Самое крупное животное, кто это?
4.(Слайд 5) Тренировка зрительной памяти.
Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание,предложите ответить на следующие вопросы:
• Сколько картинок было представлено?
• Какого цвета машина?
• Сколько вагонов было у паровоза, (какого они цвета, желтого, синего?
• Какая фигура была изображена на картинке?
• Какая картинка двигалась?
• Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название?
• Какая картинка была изображена в правом нижнем углу?
5.(Слайд 6) Физ. минутка
Постарайтесь правильно выполнить движения:
• Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
• Если услышишь название птицы – потопай ногами,
• Если услышишь название дерева – подними руки вверх.
Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.
6.(Слайд 7) Упражнение “Зайчишка” изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).
Ребята посмотрите, стоит в лесу избушка, а вам интересно узнать кто в ней живет? Если вы правильно выполните задание узнаете хозяина этого домика.
Повторим где у нас правая рука, а где левая?
Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.
1 клетку вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз,1 клетку влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз,1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо 2 клетки вниз,2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток вверх.
Кто же у нас оказался хозяином домика? Правильно, это зайчонок, у него длинные уши и маленький хвост, Дорисуйте своему зайчонку глаза. А какого цвета заяц бывает зимой, а летом?
7.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот,кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:
• Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
• Поверните голову влево;
• Пожалуйста, опустите правую руку;
• Хлопните в ладоши как я;
• Топните ногой
• Пожалуйста, топните левой ногой;
• Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
• Поднимите вверх две руки как я;
• Пожалуйста, присядьте;
• Встаньте;
• Пожалуйста, встаньте;
• Сядьте за парты;
• Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.
Победителям дарим аплодисменты.
Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).
Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.
8.(Слайд 9) Упражнение “Девчата” детям раздаются бланки корректурной пробы
А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите в ваши тетради, здесь изображены девочки. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем они отличаются. (Поиск различий вместе с педагогом).
После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех девочек с закрашенными черными волосами и бантиками, которые не улыбаются”.
Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех девочек, волосы у которых не закрашены и они улыбаются.
А сейчас каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Посмотрите, как получилось у меня. Надеюсь у вас также.
10.(Слайд 13-14) Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”.
Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
А теперь оцените свою работу выберите каждый карандаш и нарисуйте тот смайлик, как вы сегодня оцениваете свою работу.
• Красный – получилось все отлично;
• Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
• Синий – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.
Всем спасибо за внимание!
Литература
1. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.
3. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
4. Екжанова Е. А., Фроликова О. А. Эффективная коррекция для первоклассниковв играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
5. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.
Источник