Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко

Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко thumbnail

В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».

Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.

Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).

Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.

В 2—2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.

Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.

Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:

  • • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
  • • активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
  • • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.

Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;

  • • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
  • • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];
  • • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, — то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.
Читайте также:  Центр развития ребенка умница во владимире

Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.

Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением — новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.

При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).

На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.

На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.

Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко

Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.

Память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

Источник

6.1. Социальная ситуация развития

Раннеедетство –
это
период
от
1 года
до
3 лет.
В
этом
возрасте
происходят
изменения
в
личностном
развитии,
познавательной
сфере,
социальной
ситуации
развития.

Новообразования
младенческого
возраста
приводят
к
тому,
что
меняются
отношения
между
ребенком
и
взрослым,
что
в
свою
очередь
ведет
к
формированию
новой
социальной
ситуации
развития,
которая
заключается
в возникновениисовместнойдеятельностиребенкаивзрослогоа
также
в
том,
что
данная
деятельность
становится предметнойСуть
совместной
деятельности
состоит
в
усвоении
общественно
выработанных
способов
употребления
предметов,
т. е.
взрослый
учит
ребенка
правильно
пользоваться
окружающими
предметами,
а
также
объясняет,
для
чего
они
нужны
и
где
их
надо
использовать.
Социальная
ситуация
развития
ребенка
в
этом
возрасте
выглядит
так:
«Ребенок
– ПРЕДМЕТ
– взрослый».
Как
видно
из
этой
триады,
важным
для
ребенка
является
предмет.
Убедиться
в
этом
можно,
наблюдая
за
тем,
как
ребенок
играет:
он
постоянно
смотрит
на
тот
предмет,
которым
увлечен,
будь
то
машинка,
стул,
кукла,
ложка
и
т. д.
Может
возникнуть
ощущение,
что
ему
ничего
больше
не
требуется
и
никто
не
нужен,
его
внимание
сосредоточено
только
на
объекте
увлечения.
Но
это
не
так,
поскольку
без
взрослого
ребенок
не
может
овладеть
человеческими
способами
употребления
предметов.

Читайте также:  Критическое мышление у ребенка развитие

Совместная
деятельность
становится
предметной,
потому
что
мотив
этой
деятельности
заключается
в
самом
предмете
и
способе
его
употребления.
Общение
в
этом
возрасте
приобретает
форму
организации
предметной
деятельности.
Иными
словами,
оно
происходит
в
момент
объяснения
правильности
употребления
того
или
иного
предмета.
Общение
развивается
интенсивно
и
становится
речевым,
потому
что
овладение
предметами
с
использованием
только
эмоциональной
окраски
не
может
быть
эффективным.

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

В
этом
возрасте
развиваются
восприятие,
мышление,
память,
речь.
Этот
процесс
характеризуется
вербализацией
познавательных
процессов
и
возникновением
их
произвольности.

Развитие
восприятия определяется
тремя
параметрами: перцептивнымидействиями (целостностью
воспринимаемого
предмета),сенсорнымиэталонами (возникновением
эталонов
ощущений:
звуковых,
световых,
вкусовых,
тактильных,
обонятельных)
и действиямисоотнесенияИначе
говоря,
процесс
восприятия
заключается
в
выделении
наиболее
характерных
для
данного
предмета
или
ситуации
качеств,
признаков,
свойств;
составлении
на
их
основе
определенного
образа;
соотнесении
данных
образов-эталонов
с
предметами
окружающего
мира.
Так
ребенок
учиться
делить
предметы
на
классы:
куклы,
машины,
мячи,
ложки
и
т. д.

С
года
начинает
активно
развиваться
процесс
познания
окружающего
мира.
Ребенок
в
возрасте
от
одного
года
до
двух
лет
для
выполнения
одного
и
того
же
действия
использует
различные
варианты,
а
с
полутора
до
двух
лет
у
него
появляется
способность
решать
проблему
путем
догадки
(инсайта),
т. е.
ребенок
внезапно
находит
решение
данной
проблемы,
избегая
метода
проб
и
ошибок.

Со
второго
года
жизни
восприятие
ребенка
меняется.
Научившись
воздействовать
одним
предметом
на
другой,
он
оказывается
способным
предвидеть
исход
ситуации,
например,
возможность
протаскивания
шарика
через
отверстие,
перемещения
одного
предмета
при
помощи
другого
и
т. д.
Ребенок
может
различать
такие
формы,
как
круг,
овал,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
многоугольник;
цвета
– красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
синий,
фиолетовый.

Благодаря
развитию
восприятия
к
концу
раннего
возраста
у
ребенка
начинает
складываться
мыслительная
деятельность.
Это
выражается
в
появлении
способности
к
обобщению,
переносу
полученного
опыта
из
первоначальных
условий
в
новые,
в
установлении
связи
между
предметами
путем
экспериментирования,
запоминании
их
и
использовании
при
решении
проблем.
Полуторагодовалый
ребенок
может
прогнозировать
и
указывать
направление
движения
объекта,
место
расположения
знакомого
предмета,
преодолевать
препятствия
на
пути
достижения
желаемой
цели.
А
после
полутора
лет
появляется
реакция
выбора
объекта
по
наиболее
ярким
и
простым
признакам:
форме
и
цвету.

В
раннем
детстве
продолжается развитие
мышления, которое
от
наглядно-действенного
постепенно
переходит
в
наглядно-образное,
т. е.
действия
с
материальными
предметами
заменяются
действиями
с
образами.
Внутреннее
развитие
мышления
идет
таким
образом:
развиваются
интеллектуальные
операции
и
формируются
понятия.

Наглядно-действенное
мышление
возникает
к
концу
первого
года
жизни
и
остается
ведущим
до
3,5–4 лет.
Сначала
ребенок
может
абстрагироваться
и
выделять
форму
и
цвет,
поэтому
при
группировке
предметов
в
первую
очередь
обращает
внимание
на
размер
и
цвет
предмета.
В
возрасте
около
двух
лет
он
выделяет
предметы,
основываясь
на
существенных
и
несущественных
признаках.
В
2,5 года
ребенок
выделяет
предметы
по
существенным
признакам:
цвет,
форма,
величина.

Особенностью
мышления
в
раннем
детстве
является
синкретизм. Синкретизм означает
нерасчлененность:
ребенок,
решая
задачу,
не
выделяет
в
ней
отдельных
параметров,
воспринимая
ситуацию
как
целостную
картину.
Роль
взрослого
в
данном
случае
заключается
в
выделении
из
ситуации
и
анализе
отдельных
деталей,
из
которых
ребенок
потом
выделит
главные
и
второстепенные.

Наглядно-образное
мышление
возникает
в
2,5–3 года
и
остается
ведущим
до
6–6,5 лет.
Формирование
этого
мышления
связано
со
становлением
элементарного
самосознания
и
началом
развития
способности
к
произвольной
саморегуляции,
сопровождаемой
развитым
воображением.

Развитие
памяти. К
двум
годам
у
ребенка
развивается
оперативная
память.
Ему
доступны
легкие
логические
и
тематические
игры,
он
может
составлять
план
действий
на
короткий
промежуток
времени,
не
забывает
цель,
поставленную
несколько
минут
назад.

Читайте также:  Роль игры в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Развитие
речи. До
года
ребенок
уже
может
называть
вещи
своими
именами.
Он
имеет
богатый
опыт
познания
окружающего
мира,
у
него
сложилось
представление
о
родителях,
пище,
об
окружающей
обстановке,
игрушках.
И
все
же
из
множества
качеств,
заключенных
в
слове
как
в
понятии,
ребенок
сначала
усваивает
только
отдельные
свойства,
характерные
для
того
предмета,
с
которым
первоначально
это
слово
оказалось
связанным
в
его
восприятии.

Годовалый
ребенок
реагирует
на
слова
как
на
ситуацию
в
целом.
Слово
оказывается
связанным
с
обстановкой,
а
не
с
представляющим
ее
предметом.
Ребенок
внимательно
наблюдает
за
мимикой,
жестами
говорящего
взрослого,
улавливая
по
ним
смысл
того,
что
говорится.

С
11 месяцев
начинается
переход
от
дофонемной
речи
к
фонемной
и
становление
фонематического
слуха,
который
заканчивается
к
двум
годам,
когда
ребенок
может
различать
слова,
отличающиеся
друг
от
друга
одной
фонемой.
Переход
от
дофонемной
к
фонемной
речи
продолжается
3 года
и
заканчивается
на
четвертом
году
жизни.
В
3 года
ребенок
научается
правильно
применять
падежи,
начинает
пользоваться
сначала
однословными
предложениями,
затем,
в
возрасте
от
1,5 до
2,5 лет,
может
комбинировать
слова,
объединяя
их
в
двух-трехсловные
фразы
или
предложения
из
двух
слов,
где
есть
и
подлежащее
и
сказуемое.
Потом
благодаря
развитию
грамматической
структуры
речи
он
овладевает
всеми
падежами
и
способен
с
помощью
служебных
слов
строить
сложные
предложения.
В
это
же
время
возникает
сознательный
контроль
за
правильностью
произношения
речевых
высказываний.

После
1,5 лет
отмечается
активность
самостоятельной
речи
и
речевого
общения.
Ребенок
начинает
сам
спрашивать
названия
интересующих
его
предметов
или
явлений.
Вначале
он
пользуется
языком
жестов,
мимики
и
пантомимики
или
указующим
жестом,
а
потом
к
жесту
добавляется
вопрос,
выраженный
в
словесной
форме.
Ребенок
научается
при
помощи
речи
управлять
поведением
других
людей.
Но
ребенок
в
возрасте
от
2,5 до
3 лет
не
может
следовать
инструкциям
взрослых,
особенно
тогда,
когда
надо
выбирать
одно
действие
из
нескольких;
он
сумеет
сделать
данный
выбор
только
ближе
к
4 годам.

В
течение
второго
года
жизни
ребенок
начинает
усваивать
словесное
обозначение
окружающих
предметов,
а
затем
имен
взрослых,
названия
игрушек
и
только
потом
– частей
тела,
т. е.
существительных,
а
к
двум
годам
при
нормальном
развитии
понимает
значение
практически
всех
слов,
относящимся
к
окружающей
действительности.
Этому
способствует
развитие семантическойфункциидетской
речи,
т. е.
определение
смысла
слова,
его
дифференциация,
уточнение
и
присвоение
словам
обобщенных
значений,
которые
с
ними
связываются
в
языке.

К
2 годам
дети
имеют
четкое
представление
о
назначении
окружающих
их
предметов
домашнего
обихода
и
личной
гигиены.
Они
понимают
общие
вопросы,
требующие
ответа
типа
«да»
или
«нет».

Около
3 лет
ребенок
начинает
внимательно
слушать,
о
чем
говорят
взрослые,
любит,
когда
ему
читают
рассказы,
сказки,
стихи.

До
1,5 лет
ребенок
усваивает
от
30 до
100 слов,
но
употребляет
их
редко.
К
2 годам
он
знает
300 слов,
а
к
3 – 1200–1500 слов.

В
развитии
речи
были
выделены
следующие
этапы:

1) слоги
(вместо
слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные
предложения
(например,
«мама
сюда»);

4) предложения
из
трех
или
более
слов;

5) правильная
речь
(грамматически
согласованные
предложения).

Основные
тенденции
в
развитии
речи
ребенка
раннего
возраста
таковы.

• Пассивная
речь
в
развитии
опережает
активную.

• Ребенок
открывает,
что
каждый
предмет
имеет
свое
название.

• На
границе
2-го
и
3-го
года
жизни
ребенок
как
бы
интуитивно
«открывает»,
что
слова
в
предложении
связаны
между
собой.

• Происходит
переход
от
многозначности
детских
слов
к
первым
функциональным
обобщениям,
построенным
на
основе
практических
действий.

• Фонематический
слух
опережает
развитие
артикуляции.
Ребенок
сначала
научается
правильно
слушать
речь,
а
затем
правильно
говорить.

• Осуществляется
овладение
синтаксическим
строем
языка.

• Развиваются
функции
речи,
происходит
переход
от
индикативной
(указательной)
к
номинативной
(обозначающей)
функции
речи.

Основныедостижениявпсихическомразвитииребенкаот
1
до
3
лет

Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко

Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко

В
табл.
5 приведены
достижения
психического
развития
ребенка,
с
которыми
он
подходит
к
кризису
трех
лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник